Использование речевых упражнений
учебно-методический материал на тему
Большой интерес для логопеда представляют речевые упражнения. Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать как на занятиях, так и в других видах деятельности, например в качестве физкультминутки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование речевых упражнений
Большой интерес для логопеда представляют речевые упражнения. Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать как на занятиях, так и в других видах деятельности, например в качестве физкультминутки. Стихотворный материал должен иметь:
- разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с ОНР; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;
- опредёленный динамичный размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движения;
- сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и показать логическую связь между текстом и движением;
- при подборе стихотворений нужно учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Иногда это приводит к расстройству дыхания. Поэтому лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст.
Грамотно использовать практический материал поможет знание теории логоритмики, учёт принципов использования данного метода коррекции речевой патологии, особенностей его применения для детей с разными видами речевых нарушений.
Упражнения
Все упражнения выполняются ритмично.
Ветер
Ветерок листвой шуршит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
Дети потирают ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у.
Хлопают над головой руками.
Поднимает пыль столбом —
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Топают ногами.
Дует он везде, кругом —
Гом-гом-гом, гом-гом-гом.
Переступают, повернувшись вокруг себя.
Может вызвать бурю он —
Страх-страх, страх-страх.
Руки в стороны, делают вращательные движения.
Не удержится и слон —
Ах-ах, ах-ах.
Покачивают головой.
Дождик
Майский вдруг закапал дождь —
Кап-кап-кап-кап.
Щёлкают пальцами рук
И по лужам ты идёшь
Так-так-так-так.
Притопывают.
Ветер шелестит листвой —
Ш-ш-ш-ш.
Потирают ладонь о ладонь.
Спрятал кудри под травой —
Тш-тш-тш-тш.
Потирают ладонями о колени.
Дождь сильнее застучал —
Тук-тук-тук-тук.
Стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.
Скоро ливнем дождик стал —
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
Хлопают в ладоши.
Лужи
Шлёп-шлёп-шлёп —
Иду по лужам.
Постукивают ладонями о ноги.
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках.
Потопывают ногами.
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
Щёлкают пальцами рук с движением сверху вниз.
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
Похлопывают по предплечью, скрестив руки.
Буль-буль-буль —
Упала шапка.
Исполняют пружинку.
Ой-ой-ой —
Кругом вода.
Кружатся на месте.
Да-да-да —
Себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!
Кивают головой.
Котёнок-шалун
Котёнок мамочку зовет:
— Мяу-мяу, мяу-мяу.
Соединяют одноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока:
— Мало-мало, мало-мало.
Сжимают пальцы рук в замок, опуская и поднимая их.
Покормит мама молочком:
— Мур-мур-мур, мур-мур-мур.
Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.
Свернётся маленьким клубком:
— Ур-ур-ур, ур-ур-ур.
Потирают кулачком о кулачок.
Потом с клубочком поиграет:
Цап-цап-цап, цап-цап-цап.
Сжимают пальцы рук.
И нитку быстро размотает:
Ап-ап-ап, ап-ап-ап.
Совершают круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.
Машина
Би-би-би —
Гудит машина.
Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.
Тук-тук-тук —
Мотор стучит.
Хлопают в ладоши.
«Едем, едем, едем, едем», —
Он так громко говорит.
Хлопают, потопывая ногами.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу — они шуршат.
Хлопают, потирая ладони.
Быстро крутятся колёса.
Та-та-та — вперёд спешат.
Хлопают, делая «вертушку» руками.
Часы
Ходят часики — тик-так,
И вот так, и вот так.
Покачивают руками, согнутыми в локтях, перед собой из стороны в сторону — руки-стрелки.
Громко бьют часы кругом:
— Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Хлопают руками.
Гирю оттянули вниз:
— Скрип-скрип-скрип,
скрип-скрип-скрип.
Похлопывают по телу сверху вниз.
Вот так часовой сюрприз!
Гиря вверх опять ползет,
Чтобы завести завод.
Похлопывают по телу снизу верх.
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри.
Тук-тук-тук — они стучат,
Тук-тук-тук — все говорят.
(Постукивают кулачком о кулачок).
Завертелось колесо.
Вот другое в ход пошло.
Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра,
Закрутилось до утра.
«Заводит мотор» руками.
Весёлые человечки
Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно —
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо.
Хлопают в ладоши.
Удивлялись человечки:
— Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо!
Пожимают плечами.
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
—Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.
Исполняют «пружинку».
Ты похожа на овечку.
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла.
Потряхивают головой.
Человечки же хохочут: —
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Потопывают ногами.
Пришла весна
Улыбаются все люди
— Весна, весна, весна!
Хлопают, руками над головой.
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна.
Делают повороты туловища.
По лугу, лесу и полянке
Идёт, идёт, идёт.
Ходят на месте.
На солнышке скорей погреться
Зовёт, зовёт, зовёт.
Машут обеими руками к себе.
И в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит, звенит.
Щёлкают пальцами рук.
По камушкам в реке широкой
Журчит, журчит, журчит.
Потирают ладони.
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов.
Из пальцев делают бутон, сжимая и разжимая пальцы.
И всё живое сразу слышит
Весенний зов!
Насекомые над лугом
Жу-жу-жу, — жужжит пчела.
— Я лечу издалека.
Помахивают руками в стороны.
Зу-зу-зу, — комар пищит.
— Очень жарко, — он звенит.
Выбрасывают указательные пальцы вперёд.
Уф-уф-уф — как паровоз,
Шмель пыхтит, пыльцу повёз,
Притопывают ногами.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу,
Я любого разбужу.
Хлопают в ладоши.
Птичка песенку поёт
Птичка песенку поёт:
— Тинь, тинь, тинь.
Постукивают подушечками пальцев одной руки о пальцы другой.
Скоро солнышко взойдёт.
Тинь-тинь-тинь.
Хлопают.
Комары проснутся скоро
— Тинь-тинь-тинь.
Похлопывают по плечам скрещенными руками.
Вот тогда наемся вволю
— Тинь-тинь-тинь.
Пощёлкивают пальцами.
Деткам мошек принесу
— Тинь-тинь-тинь.
Руки скрещивают перед собой, расправляя ладони, помахивают «крыльями»,
В клювик наберу росу —
Тинь-тинь-тинь.
Открывают и закрывают противоположно поставленные большие пальцы рук и сомкнутые остальные.
Поучу птенцов летать
— Тинь-тинь-тинь.
Приседают, руки в стороны.
Крылья смело расправлять
— Тинь-тинь-тинь.
Делают плавные движения руками.
Заботливое солнышко
Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик
Скрещивают руки вверху.
И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи.
Плавно покачивают руки вверху.
Летом нежно согревает Щёчки, щёчки, щёчки.
Потирают щёки.
А весной на носик ставит Точки, точки, точки.
Постукивают пальцем по носу.
Золотят веснушки деток. Очень нравится им это!
Надоедливые мухи
Чай душистый пьём, пыхтим: — Уф-уф-уф, уф-уф-уф.
Потирают горизонтально ладонь о ладонь.
Отгоняем веткой мух, Мух-мух-мух, мух-мух-мух.
Помахивают рукой.
А они в варенье сели, Ели-ели, ели-ели.
Постукивают пальцем о ладонь.
Так нам мухи надоели! Мы варенье быстро съели.
Облака
- Жур-жур-жур, — журчит река,
- Я теку издалека.
Наклоняются вперёд, плавно покачивая руками.
Мимо-мимо-мимо-мимо, Проплывают облака.
Покачивают руками вверху.
— Вы куда? — кричит река.
Облака: «Туда, туда, туда».
Покачивают ноги вперёд-назад.
— Может, снова приплывёте?
А они: «Когда? Когда?
Пожимают плечами.
Гонит ветер нас лихой. Только снится нам покой».
Колокольчик
— Дон-дон-дон, —
Колокольчик звенит.
Покачивают головой из стороны в сторону.
— Ля-ля-ля, —
Что-то он говорит.
(Исполняют «пружинку»).
— Динь-динь-динь, —
Наклоняет головку.
Покачивают головой вперёд.
— Бом-бом-бом, —
Растрепал всю причёску.
Хлопают ладонями по волосам.
Дзынь-дзынь-дзынь, — Солнцу он улыбнулся.
Поднимают руки вверх, хлопают.
— Дили-дон, —
Наконец-то проснулся.
Стучат пальцами одной руки о пальцы другой.
Маленькие ножки
Топ-топ-топ —
Медленно топают ножки.
Потопывают ногами.
Топ-топ-топ-топ —
Все быстрее идут по дорожке.
Хлопают руками.
Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ — Очень быстро идут.
Хлопают ладонями о бедро.
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-
топ-топ-топ —
А теперь они бегут.
Указательным и средним пальцами одной руки постукивают по ладони второй.
Ох-ох-ох! Устали ножки Быстро бегать по дорожке.
Исполняют пружинку.
Мышка и кошка
— Пи-пи-пи, — Пищала мышка.
Щёлкают пальцами рук.
Мне так страшно, трепещу — Щу-щу-щу, щу-щу-щу,
Постукивают по плечам скрещенными руками.
Норку я свою ищу. Щу-щу, щу-щу, щу-щу-щу.
Потопывают ногами.
Кошка притворилась доброй.
— Мур-мур-мур, — она поёт.
Поглаживают руки.
— Нет-нет-нет — пищит мышонок.
К кошке в лапы не пойдёт.
Покачивают головой.
Весёлый ручеёк
Ручеёк в лесу бежал И зайчонка повстречал.
Постукивают ладонями по ногам.
Тра-та-та, тра-та-та — Лапками по пню стучал. Ручеёк зайчонку вторит:
— Дзынь-дзынь-дзынь,
дзынь-дзынь-дзынь.
«Выбрасывают» пальцы из сжатого кулака.
Колокольчик их услышал:
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Покачивают головой.
Белочка спустилась с ветки И орешками — хрум-хрум.
Щёлкают пальцами.
Тук-тук-тук — с берёзы дятел. Ах, какой поднялся шум!
Постукивают кулачок о кулачок.
Непослушная неваляшка
Кукла-неваляшка встала,
не лежит.
Сильно раскачалась, весело звенит.
Дили-дили-дили-дон —
Раздается всюду звон.
Покачиваются.
Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач —
Слышен Лены громкий плач.
Покачивают «куклу» на руках.
Неваляшка всё не спит,
Не ложится, не сидит.
Делают наклоны туловища вперед.
Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом —
Закрутилась вдруг волчком.
Лена плакать перестала
И сама качаться стала.
Хлопают в ладоши.
Друзья помогли
От друзей муравьишка отстал — Ой-ой-ой-ой, ой-ой-ой.
Ладони к щекам, покачивают головой.
Ножку тонкую он поломал, Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Сгибают и разгибают ноги.
Травкой быстро её обмотал, В муравейник скорей побежал.
Бегут на месте.
Ну, а солнце за лес уж зашло. Ох-ох-ох-ох, ох-ох-ох!
Исполняют «пружинку».
Стало сразу так страшно, темно, Ах-ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Закрывают глаза ладонями.
Хорошо, что друзья помогли, Муравьишку домой принесли. Мо-лод-цы!
Хлопают в ладоши.
Весенняя берёзка
Берёзка в белом сарафане Весною водит хоровод,
Дробными, ритмичными шагами делают повороты в стороны.
Звенит серёжками так нежно И птичек в гости всё зовёт.
Взмахивают руками к себе.
Раскроет свои руки-ветки,
Разводят руки в стороны.
Опустит ветки-пальцы вниз,
Сводят руки к центру вниз.
Подставит солнышку листочки,
Покачивают руками вверху.
Чтоб лучик на ветвях повис.
Тополиные пушинки
Тополиные пушинки Лёгкие, как пух. Разлетаются повсюду, Словно туча мух.
Скрещивают руки наверху.
Пух-пух-пух, пух-пух-пух —
Щёлкают пальцами рук.
Мухи белые на крыше, В парке, на траве,
Загибают на каждую фразу пальцы левой руки начиная с мизинца.
На дорогах, тротуарах, В окнах на стекле Пух-пух-пух, пух-пух-пух —
Энергично потирают ладонь о ладонь вертикально.
Лезут в нос они и в глазки.
Хочется чихнуть.
И бегут они, как в сказке.
Пошевеливают всеми пальцами рук.
Пух-пух-пух, пух-пух-пух —
Делают легкие прыжки.
Только дождик им преграда, И дождю они не рады.
Яблоневый цвет
Невесомы, прекрасны, легки Облетают с цветков лепестки.
Делают плавные движения руками сверху вниз с акцентом на каждое слово.
И под яблоней нежный ковёр, На траве нарисован узор.
Совершают круговые движения в воздухе указательными пальцами рук.
Нежный цвет разметали дожди, Завязались на ветках плоды.
Соединяют пальцы обеих рук с округлой формой.
Будут солнца и дождика ждать, Чтобы спелыми, вкусными стать.
Весёлые инструменты
— Бом-бом-бом —
Барабан стучит.
Имитируют удары в барабан.
— Ти-ли-линь —
Скрипка с ним говорит.
«Водят смычком».
— Ту-ру-ру —
Загудели трубы.
Руку отводят ото рта и назад, пальцы в мягком кулачке.
Соль-фа-соль — Больше дуть не будем.
То же, но другой рукой.
- Динь-динь-динь —
Колокольчик пропел. - Спеть я песню свою не успел!
Руки вверху, плавно покачивают ими.
Тут взмахнул дирижёр,
и в оркестре Инструменты запели все вместе.
Дирижируют.
Весёлые ноты
До-ре-ми-фа-соль-ля-си, —
Выстраивают «лестницу» рукой снизу вверх.
Ты у музыки спроси:
«Спускаются с лестницы» сверху вниз.
— Почему всего семь нот, Вальс звучит или фокстрот? До-до-до — звучит так низко.
Потопывают ногами.
Си-си-си — пищит, как мышка.
Руки вверх, мягко соединяют пальцы рук.
Ля-ля-ля, как колокольчик
Покачивают головой.
Ми — на «мы» по-хо-жа очень,
Постукивают ладонью по груди
Соль — со-лё-ная на вкус.
«Посыпают соль» щепоткой рук.
Ре-ре, словно длинный ус.
Руки вперёд, покачиваются вверх-вниз.
Фа-фа-фа-фа, фа-фа-фа —
Попеременно делают хлопки впереди и сзади себя.
Мягко стелет, как софа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые упражнения для обучающихся с СНР
Эти игры пригодятся для работы с детьми,имеющие СНР. Полезны учителям-логопедам, дефектологам, родителям....

План - конспект урока в 10 классе по теме "Обеспечение использования новой лексики в серии речевых упражнений"
закрепление материала...
Отработка глагола CAN в речевых упражнениях
В начальной школе очень просто увлечь учащихся показом занимательного видео, с помощью которого легко отработать лексико-грамматический материал в разговорной речи....

Использование развивающих упражнений при развитии речевого слуха на индивидуальных занятиях
Использование развивающих упражнений оказывает позитивное влияние как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность учащихся в целом. Включение упражнений по развитию...

Научно- практический семинар "Объяснение грамматического материала и его тренировка в системе доречевых и речевых упражнений."
Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков....

Речевые упражнения для развития основных видов чтения на основе аутентичного материала сказки "Джозефа Редьярда Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе".
Обучение навыкам чтения является важной составляющей языковой компетенции школьника. В процессе формирования навыков чтения обучающиеся учатся читать аутентичные тексты различных жанров. При это...

Система заданий, направленная на формирование грамматических навыков при изучении времен Present Perfect и Past Simple с использованием речевых упражнений в 7 классе.
Как показывает практика, многие учащиеся затрудняются при различении грамматических форм, дифференциации грамматических явлений. Наибольшую сложность вызывает выбор и употребление грамматических форм ...