Дети-левши. Переучивать? Не переучивать? Обращаться к специалисту!
статья по теме
Не стоит "следовать за модой" в данных вопросах. Лучше обратиться к грамотному специалисту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti-levshi.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети-левши. Переучивать? Не переучивать? Обращаться к специалисту!
Так трудно дается малышу то, что взрослым кажется несущественным. Ведь использование при различных видах деятельности левой и правой рук — не прихоть человека, не желание его или окружающих. Это прежде всего отражение мозговой организации психической деятельности человека, особенностях строения его Центральной нервной системы.
Переучивание в том возрасте, когда двигательные процессы являются определяющими в психическом развитии ребенка (3-6 лет), может привести к торможению не только их самих, но и иных высших психических функций, в частности, самой уязвимой из них — речи.
Нейропсихологи утверждают, что с природными особенностями человека шутить нельзя. Рукость (то есть преимущественная активность правой или левой руки) является одним из важнейших нейробиологических свойств, весьма индивидуализированных. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, тем более некомпетентное, да еще в самом раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявляться не сразу, а через несколько лет. И бороться с ними будет очень сложно не только специалистам, но, главное, самому ребенку.
Не надо стараться подогнать его под общеизвестные правила: пусть он делает все (кроме письма букв, цифр и т.п.!) той рукой, какой ему удобнее. А самое лучшее — при рисовании, в игре давайте ему карандаши, игрушки в обе руки, развивая и правую, и левую. Начните выполнять циклы специальных упражнений (о них Вам расскажет специалист), направленных на формирование, коррекцию и оптимизацию подкорково-корковых и межполушарных взаимоотношений ребенка. Дайте возможность его мозгу самому разобраться в спорных аспектах собственной компетентности.
Переучивать — так всех поголовно; не переучивать — аналогично, как будто это уставные правила. Сегодня, например, мода на «не переучивать!».
Вопросы переучивания могут решаться только совместно с высокопрофессиональным специалистом!
«Как всякое меньшинство, левши внушают враждебность, подозрительность, впечатление отсутствия всяких человеческих добродетелей и умений. Они чаще становятся психоневротиками, эпилептиками, заиками; обнаруживают трудности при письме и чтении, зеркально пишут, затрудняются в ориентации в пространстве, рисовании; упрямы, непорядочны, гомо- и бисексуальны. Но Леонардо да Винчи и Микеланджело — левши...» (Ж. Эррон ).
Это высказывание крупнейшего исследователя проблемы левшества и настораживает, и обнадеживает. Но главный вывод, который следует из него сделать: дети-левши требуют постоянного контроля за их здоровьем (в том числе за гормональным и иммунным статусом).
В последнее время, в связи с созданием целой сети детских психологических центров и консультаций, у родителей и педагогов (в том числе — массовых детских садов и школ) появилась возможность получить адекватную поддержку и помощь.
Как правило, проблемы остро проявляют себя именно в тот момент, когда начинается углубленная подготовка к учебному процессу. Это не значит, что они появляются в этот период. Просто раньше перед ребенком не вставали задачи такой сложности, как овладение письмом, чтением, счетом, необходимость сосредоточенно «высиживать» урок и вообще соответствовать всем правилам ученичества.
Поэтому многие "знаки" оставались завуалированными, не столь очевидными. Особенно в тех семьях, где особенности и не всегда приятное «своеобразие» поведения ребенка стараются не замечать и всеми доступными способами оправдать. А зря. Закон «зеркал» так же объективен, как и закон Ньютона. И ребенок не нуждается в оправданиях собственного неумения. Он нуждается в постоянном, кропотливом, непротиворечивом, эмоционально-сдержанном и любовном участии близких, включающем с необходимостью игру-учебу.
Хотелось бы выразить глубокую признательность родителям и педагогам, которые чутко реагируют на самые первые признаки учебной и (шире) социальной дизадаптации ребенка. Бывает ведь и так, что обращение к специалисту оттягивается до последнего — когда ребенка выгоняют из школы или ставят вопрос о его переводе в какое-то специальное учебное заведение.
Нередко на первых этапах отклоняющегося развития (хотя бы в 4—6 лет) большинство проблем (поведенческих, коммуникативных или связанных с конкретными трудностями при письме, чтении, арифметике) достаточно быстро нивелируется. Особенно когда речь идет о принципиально здоровых детях, которые не требуют направленного лечения у невропатолога или психиатра и до этого периода никак не проявляли какого-то грубого отставания от сверстников. Среди таких детей около 70% составляют левши.
Обычно у левшей наблюдаются искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования различных психических функций: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций и т.п. Кроме того, они являются «группой риска» в плане возникновения логоневрозов (заикания), патохарактерологических особенностей и прочих явлений недостаточности аффективно-волевой сферы.
Отмеченные изменения возникают, провоцируются или усиливаются в результате неквалифицированного переобучения левшей для выполнения действий правой рукой в дошкольном или раннем школьном возрасте.
Не получая адекватной помощи в массовой школе (а ранее в детском саду), где обучение и воспитание ориентированы на правшей, левши становятся пациентами психологических и дефектологических учреждений и даже специальных школ для детей с задержками психического развития или умственной отсталостью.
Проведенная с помощью нейропсихологического анализа квалификация возникающих у маленьких левшей трудностей позволила разработать адекватный подход к ним, способствовать их более мягкой адаптации к внешнему миру. При соответствующих формирующих занятиях, догнав сверстников, они очень скоро докажут, что их специфические особенности — не только «негатив».
Именно благодаря своему особому психологическому статусу они способны на решение таких проблем, которые правшам не всегда по плечу. Недаром среди левшей много талантливых математиков, творческих личностей, спортсменов; они гораздо лучше правшей справляются с ситуациями, в которых надо приложить максимум интуиции и изобретательности. При этом сами такие дети, их родители и педагоги часто оказываются беспомощными перед лицом школьной дезадаптации.
Для помощи им требуется специальный комплекс программ обучения, направленный на развитие различных сторон психической деятельности с учетом специфических особенностей ее мозговой организации у левшей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...
Когда необходимо обращаться к логопеду?
Часто родители детей-дошкольников спрашивают у меня: когда нужно бить тревогу и вести ребёнка к логопеду? Что является предвестником речевых нарушений у детей?Об этом я хочу подробно поведать в этой с...
Во сколько лет лучше обращаться к логопеду
В последнее время все чаще можно услышать от некоторых специалистов, что нет необходимости начинать коррекционную работу в 3-4 года, лучше подождать до 5-ти лет и ребенок сам "разговориться". Но шанс,...
Консультация для родителей. Когда необходимо обращаться к логопеду.
Советы логопеда, какие симптомы отклонений в речевом развитии ребенка должны насторожить родителей и вызвать необходимость обратиться к логопеду....
Информация для родителей "ГИБДД обращается к юным владельцам скутеров, мопедов, велосипедов"
ГИБДД обращается к родителям юных владельцев скутеров, мопедов, велосипедов...
Консультация для родителей, имеющих детей – левшей
Консультация для родителей, имеющих детей – левшей...
«Как научить детей левшей вязать»
Статья о том как на уроках технологии и во внеурочной деятельности научить ребенка -левшу вязать крючком....