Речевая карта-трансформер
учебно-методический материал на тему
Оригинальная речевая карта-трансформер значительно сокращает время обследования детей с различными речевыми нарушениями и удобна в применении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0vstuplenierechevaya_karta_-_transformer.dockartinka.doc | 243.5 КБ |
12oblozhka_i_anamnez_k_karte.doc | 28.4 КБ |
3-6obshchaya_karta.doc | 52.9 КБ |
78dislaliya_karta.doc | 31 КБ |
910zaikanie_karta.doc | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА – ТРАНСФОРМЕР.
Селина.Елена Николаевна
МБУ ЦГБ, детская поликлиника города Железнодорожного.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории, главный специалист по логопедии в системе здравоохранения города Железнодорожного.
Карта-трансформер может быть полезна логопедам, работающим в системе Здравоохранения (Детские поликлиники и медицинские Центры).
Карта-трансформер разработана в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. №383.
В карте даются варианты ответов, можно написать на свободных строках свой вариант ответа или примеры детской речи с лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками. Карта предназначена для обследования детей от 3 до 7 лет.
Базовый вариант содержит 10 страниц. В состветствии с установленным диагнозом, логопед формирует индивидуальную карту на ребенка. Страницы карты набираются в разной последовательности. Можно составить 5 разных речевых карт.
Карта № 1. Для обследования детей с разными речевыми нарушениями: дислалией, дизартрией , ЗРР (задержкой речевого развития) ,ФФН (фонетико-фонематическим нарушением), ОНР (общим недоразвитием речи), ринолалией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5.
Карта № 2. Для обследования детей с дислалией, с ФФН .
Страницы: 1, 7, 8.
Карта № 3. Для обследования детей с дислалией.
Страницы: 1, 6.
Карта № 4. Для обследования детей с заиканием.
Страницы: 1, 2, 9, 4, 10.
Карта № 5. Для обследования детей с сочетанными речевыми нарушениями: заиканием и ОНР; заиканием и дизартрией.
Страницы: 1, 2, 9, 4, 10, 5.
© Селина Е.Н.
Предварительный просмотр:
Речевая карта
Первичный прием ____________, № (по первичному журналу) ____________.
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________________
Дата рождения______________________________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________________________
Телефон____________________________________________________________________________
№ детского сада _________ № школы _______ класс ______________________________________
Сведения о родителях
Мать_______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Отец_______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Диагноз: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
(шифр по МКБ 10)
© Селина Е.Н. 1
Общий анамнез:
1.От какой беременности ребенок________________________________________________________________
2.Характер беременности (болезни, падения, токсикозы, психозы, травмы и т. д.)________________________
_____________________________________________________________________________________________
3.Как протекали роды (досрочные, срочные, асфиксия, стимуляция, стремительные, затяжные, кесарево сечение)_____________________________________________________________________________________
4.Вес и рост ребенка при рождении_______________________________________________________________
5.Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное, как и сколько сосал)____________________________
_____________________________________________________________________________________________
6.Когда выписали из роддома (если задержали — почему)____________________________________________
7.Раннее психомоторное развитие:
a)когда стал сидеть и ходить ____________________________________________________________________
b)когда появились зубы ________________________________________________________________________
c)перенесенные заболевания до года и после года _________________________________________________
d)поведение ребенка до года (спокойный, беспокойный) _____________________________________________
Речевой анамнез:
Гуление______________________________________________________________________________________
Лепет________________________________________________________________________________________
Первые слова первая фраза_____________________________________________________________________
Как шло развитие речи (скачкообразно, постепенно)_________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие ребенка (время, причина) _________________________________________
С какого возраста нарушение речи _______________________________________________________________
Речь в настоящее время ________________________________________________________________________
Речевая среда(билингвизм, речевые нарушения у близких родственников)______________________________
Занимался ли с логопедом (где, когда, сколько, результаты) __________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основе медицинской карты).
Педиатр _____________________________________________________________________________________
ЛОР ________________________________________________________________________________________
Офтальмолог _________________________________________________________________________________
Невролог ____________________________________________________________________________________
Психиатр _____________________________________________________________________________________
© Селина Е.Н. 2
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ .
Понимание речи (не нарушено, нарушено незначительно, простейшие инструкции логопеда выполняет, обращенную речь не понимает) _______________________________________
Психический статус:
●Общая активность (спокоен, доброжелателен, возбужден, суетлив, заторможен агрессивен).
●Внимание (внимателен, внимание неустойчивое, рассеян, повышенная отвлекаемость, апатия).
●Контактность (контактен, повышенная словоохотливость, в контакт вступил с большим трудом, молчалив, безразличен к окружающим) ___________________________________________
●Особенности ответов (норма, неадекватность, эхолалия, одним словом, вопросом на вопрос, мимика, жесты и интонация) _____________________________________________________________
●Ориентировка во времени и пространстве (норма, соответствует возрасту, ориентируется с трудом, не ориентируется) ___________________________________________________
●Память (норма, снижена способность к запоминанию, снижена способность к воспроизведению).
●Мышление (норма, соответствует возрасту, ниже возрастного уровня) _________________
●Работоспособность (хорошая, плохая, снижение работоспособности) _________________
Общее звучание речи:
●Голос (нормальный, тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый, монотонный) _________
●Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем достаточный, недостаточный). Речевой выдох (нормальный, короткий, судорожный) __________________________________
●Выразительность речи (выразительная, маловыразительная, невыразительная) ____________
●Темп, ритм (норма, тахилалия, брадилалия, скандированность, паузы, запинки) _____________
●Дикция (норма, нечеткая, смазанная) ___________________________________________
© Селина Е.Н. 3
Общая моторика:
●Координация движений (не нарушена, заторможенность, вялость, разболтанность, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений) ___________________________________
●Координация мелкой моторики пальцев рук (не нарушена, нарушена, не четкое выполнение, неловкость, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений).Ведущая рука (правша, левша, амбидекстр).
Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
●Лицевая мускулатура (без особенностей, сглаженность носогубных складок, одной или двух; отставание угла рта при оскале зубов; замедленность движений глазных яблок; односторонний птоз верхнего века; гиперкинезы; синкинезии)____________________________________________________
●Язык (нормальный, макроглоссия, микроглоссия, тонкий, толстый, географический). Объем движений нормальный (ограниченный); неравномерность работы мышц; снижение способности к переключению и удержанию позы; девиация языка; тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы; увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях; цианичность; язычные судороги. Гиперсаливация. _________________________________
● Подъязычная связка (нормадьная, укороченная) _________________________________________
●Твердое небо (нормальное, готическое, высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелины неба).
●Мягкое небо (нормальное, паретичное, укороченное, ассиметричное, расщелины, судороги).
●Губы (нормальные, толстые, тонкие, шрамы, расщелина, неполное смыкание губ,судороги).
●Зубы (без особенностей, мелкие, крупные, редкие, кариозные, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы, диастема) ______________________________________________________
●Прикус (нормальный, дистальный, мезиальный, передний открытый, перекрестный, прямой).
© Селина Е.Н. 4
Фонетика___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематическое восприятие (норма, соответствует возрасту). Нарушение фонематического восприятия( по твердости-мягкости, звонкости-глухости). Может определить наличие звука в слове (не может). Может определить место звука в слове (не может)_________________________________
______________________________________________________________________
Структура сложных слов (замены, пропуски, перестановки звуков; замены, перестановки, пропуски слогов; персеверации, антиципации, добавление слогообразующих гласных или слогов)_______________________________________________________________________________
Словарь (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, беден, ограничен лепетными словами и бытовыми неологизмами)_______________________________________________________________
Структура фразы (не нарушена, соответствует возрасту, нарушена незначительно, аграмматизм, грубо нарушена, нет фразовой речи) ______________________________________________________
Может самостоятельно составить рассказ (не может).
Диагноз: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Принятые меры: _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
© Селина Е.Н. 5
Логопедическое обследование.
Понимание речи не нарушено.
Строение и подвижность артикуляционного аппарата в пределах нормы.
Фонетика:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Фонематическое восприятие, структура сложных слов, словарь – соответствуют возрасту.
Лексико – грамматический строй речи не нарушен. Может самостоятельно составить рассказ.
Общее звучание речи (голос, речевое дыхание, темп, ритм, выразительность) без особенностей.
Память, мышление в пределах нормы. Внимание, работоспособность в пределах нормы (снижены) __________________________________________________________________________
Диагноз:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Принятые меры: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
© Селина Е.Н. 6
Предварительный просмотр:
Анамнез (без особенностей, добавить страницу 2).
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
Понимание речи не нарушено.
Строение артикуляционного аппарата:
●Язык (нормальный,макроглоссия,микроглоссия,тонкий,толстый)___________________________
●Состояние подъязычной связки (нормальная, укороченная)____________________________
●Твердое небо (нормальное,готическое,высокое,узкое,плоское,укороченное)_________________
●Мягкое небо (нормальное,укороченное,ассиметричное)__________________________________
●Губы (нормальные, толстые, тонкие, шрамы, неполное смыкание губ)______________________
●Зубы (без особенностей, мелкие, редкие, крупные, кариозные, вне челюстного ряда, диастема, крупные резцы, отсутствуют резцы) _____________________________________________________
●Прикус (нормальный, дистальный, мезиальный, передний открытый, перекрестный, прямой).
Подвижность артикуляционного аппарата (не нарушена, ограничены движения языка)______
____________________________________________________________________________________
Фонетика:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
© Селина Е.Н. 7
Фонематическое восприятие (не нарушено, соответствует возрасту). Нарушено фонематическое восприятие (по твердости-мягкости, звонкости-глухости). Может определить наличие звука в слове (не может). Может определить место звука в слове (не может) _______________________________
Структура сложных слов (не нарушена, нарушена незначительно)__________________________
Словарь соответствует возрасту. Лексико-грамматический строй речи в пределах нормы (нарушен не значительно) _____________________________________________________________
Может самостоятельно составить рассказ ________________________________________________
Общее звучание речи:
Голос, речевое дыхание, темп, ритм, выразительность речи-без особенностей___________
____________________________________________________________________________________
Психический статус:
Память, мышление в пределах нормы. Внимание, работоспособность в пределах нормы (снижены)___________________________________________________________________________
Диагноз: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Принятые меры: ____________________________________________________________________________________
© Селина Е.Н. 8
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
Время возникновения заикания _______________________________________________________
Предполагаемая причина заикания (испуг, психическая травма, болезнь, физическая травма, увеличение потока информации, подражание, без видимых причин).
Течение заикания с момента возникновения (постоянное, волнообразное, рецидивирующее).
Отношение ребенка к своему речевому дефекту (мутизм, смущение, испуг, подавленное настроение, переход к избирательному контакту, переход на тихую или шепотную речь, безразличие, страх речи)______________________________________________________________
Реакция окружающих (волнение, безразличие, насмешки, поддразнивания, фиксация внимания на заикании, обращение к специалисту)__________________________________________________
Особенности личности ребенка (спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив, смел, дружен с детьми в коллективе, добрый, жадный, стремление к лидерству) __________________________________________________________________________
Внимание (внимателен, внимание неустойчивое, повышенная отвлекаемость).
Память (хорошая, снижена способность к запоминанию, снижена способность к воспроизведению.
Мышление (норма, соответствует возрасту, ниже возрастного уровня) _______________________
Работоспособность (хорошая, плохая, снижение работоспособности) _______________________
© Селина Е.Н. 9
Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно) __________________________________
Голос (нормальный, глухой, крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся). Темп речи (нормальный, тахилалия, брадилалия). Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем достаточный, недостаточный). Речевой выдох (нормальный, короткий, судорожный).
Тип судорог (клонические, тонические, смешанные).
Локализация судорог (артикуляторные, голосовые, дыхательные, смешанные).
Степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая).
В каких видах речи выражено заикание (шепотная речь, сопряженная, отраженная, ответы на вопросы, чтение, пересказ, стихотворная речь, спонтанная речь).
Заикание невротическое, неврозоподобное, неврозоподобное с невротическими наслоениями.
Фиксация на трудных звуках, слогах, словах (не выражена, выражена).
Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища). Отсутствуют, часты, стереотипны, постоянны и однообразны.
Наличие эмболофразий (нет, да) _____________________________________________________
Диагноз:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Принятые меры:
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
© Селина Е.Н. 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе
В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...
Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс
Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...
Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"
Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....
Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.
Выполнено логопедом Проскуриной М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...
Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год
Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
Формирование речевой компетенции учащихся на уроках английского языка через речевые клише.
Формирование коммуникативной компетенции-цель изучения ИЯ. Как можно сделать это проще и интереснее? Через джазовые чанты...