Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук для предупреждения нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы)
материал на тему

Матросова Марина Владимировна

 

Из опыта работы по развитию мелкой моторики рук для предупреждения нарушений письма у детей дошкольного возраста.

 

 

  1. О необходимости специальной работы по развитию мелкой моторики для профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста.
  2. Организация работы:  
  • Блок воспитателя (физкультминутки, упражнения в свободное время, включение упражнений по выкладыванию и изображению пальцами в занятия по развитию звуковой культуры речи и грамоте, работа по пособиям и рекомендациям логопеда)
  • Блок логопеда (занятия  подгрупповые,  индивидуальные)
  • Работа с родителями (практикум, домашние рекомендации)
  1. Виды работы по развитию мелкой моторики: 

(с демонстрацией фотографий,  видеороликов и практические упражнения с участниками)

  • Развитие зрительно-моторной координации и кинестетического компонента
  • Пространственные представления
  • Развитие мелкой мускулатуры пальцев
  • Развитие графических навыков
  • Работа с буквами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук для предупреждения нарушений письма

 у детей старшего дошкольного возраста.

(из опыта работы)

Составила учитель-логопед Матросова М.В.

 1.   Одним из немаловажных условий полноценного овладения ребенком навыками письма  в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности.

   Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

    Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

   Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Развитие функции руки и речи шло параллельно. Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму

   Степень подготовленности руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей, развития нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев и др.

   Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка.

Согласно результатам исследования уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, у детей этого возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. У преобладающего большинства детей движения рук недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются им. Это особенно проявляется при использовании ручки и карандаша в качестве графических инструментов, которые требуют специальных, сложно координированных движений ведущей руки.

Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, под – над.

      Нерегулярная, бессистемная деятельность в этой области вряд ли может привести к стойким положительным результатам. Для достижения большего эффективности в подготовке детей к овладению письмом, предупреждению нарушений письма,  я решила углубить и систематизировать свою работу по развитию мелкой моторики уже со старшей группы. Обратить особое внимание на развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложно координированных движений всех звеньев руки — плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук.

2.   Занимаясь подбором материала и изучением литературы,  я обнаружила, что объем материала велик и многообразен, что лишний раз подтверждает его признанную актуальность. Есть литература, много практических материалов, раскрасок, тетрадей по развитию графо-моторных навыков и подготовке к письму. Такое изобилие очень радует.

Единственным вопросом стал вопрос выбора.

  1. Подбор удобных для работы материалов.
  2. Организация удобной логопеду и воспитателям эффективной последовательной и систематической работы.
  3. Затем подбор и изготовление соответствующих пособий.

Чтобы не тонуть в этом море имеющихся на рынке пособий необходимо найти для себя несколько и работать по ним, с возможностью менять и добавлять что-то новое в процессе практического применения.  

   Для закрепления эффективности работы, создания преемственности и систематичности, целесообразно провести в начале учебного года практический семинар с воспитателями о роли мелкой моторики в психофизическом развитии дошкольников.

   Таким образом, можно разделить виды работы на «логопедический» и «воспитательский».  Четко договориться, что воспитатели увеличивают внимание развитию мелкой моторики в занятиях по лепке, аппликации, рисованию. Включают специальные пальчиковые упражнения по пособиям, самомассаж кистей и пальцев и подобранные логопедом физкультминутки во все виды занятий и свободное время. Так театрализованные пальчиковые игры типа теневого театра и изображения различных животных и предметов, пальчиковые сказки, можно полностью отдать в работу воспитателям, напоминая, помогая им.

   Родителям, в рамках консультационных занятий, важно давать возможность постоянно выполнять все упражнения вместе с детьми, что стимулирует интерес и создает благоприятный эмоциональный настрой для занятий дома. Обязательно каждый год проводить обучающий практический семинар для родителей, где показывать пальчиковую гимнастику, упражнения с предметами, способы выкладывания изображений предметов и букв из счетных палочек и спичек. Обучать приемам самомассажа кистей и пальцев рук. Знакомить с необходимыми для письма гигиеническими правилами.

3. В систему работы по предупреждению нарушений письма и развитию мелкой моторики необходимо включить следующие направления:

  1. Развитие зрительно-моторной координации и кинестетического компонента                              

всего тела;

  1. Развитие пространственных представлений;
  2. Само-массаж;
  3. Развитие мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук;
  4. Развитие графических навыков;
  5. Работа с буквами.

 

Развитие зрительно-моторной координации и кинестетического компонента

А) всего тела :

  1. Упражнение «Замри!».    

 Развивать умение копировать и удерживать определенную позу тела.

Л. показывает пиктограмму с позой тела, дети принимают и удерживают такую же.

  1. «Сделай как я». Л. сам демонстрирует позы и гримасы, следит за точностью в деталях.

      Дети показывают и удерживают произвольно и  под счет.

  1. Изображение знакомых букв всеми частями тела и  коллективно

Б) рук и пальцев:

  1. Составление фигур из палочек и спичек (без головок!)

по образцу.

Л. предъявляет картинки с изображением предметов, выложенных из палочек,  различной сложности. Дети выкладывают на столе такие же. Сначала из больших счетных палочек, затем из спичек. При затруднениях сначала можно выложить палочки прямо на картинке, а затем повторно на столе.

  1. Выкладывание колодцев.

Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек, соревнуемся у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее. Сколько спичек потратили на постройку своего колодца, отмечаем победителей ☺

Развитие пространственных представлений

 

  1. Для облегчения способности ориентироваться в направлениях право-лево, в начале обучения я использую маркеры на теле и парте. Так  детям, испытывающим значительные затруднения в определении какая рука, я привязываю на правое запястье красную шерстяную ниточку. Объясняю родителями назначение маркера и прошу разрешения оставить его на необходимое для закрепления время. Особенно любят дети маркеры в виде «татушек».
  2. Закрепление понятий левый – правый.

- покажи правую (левую) руку, ногу. Покажи правой (левой) рукой правую (левую) щеку, ухо, плечо, колено.

  1. Закрепление ориентировки в схеме собственного тела. Показывание частей тела, движения в определенном направлении.  
  2. Закрепление ориентировки в схеме человека напротив. Показывание частей тела на партнере с разъяснениями, совместные движения.

Развитие мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук

  1. Самомассаж кистей и пальцев рук

Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Регулярность важнее количества приемов! Используется как отдельное упражнение на любых занятиях логопеда и воспитателей.

  1. Поглаживания
  2.  Разминание пальцев, ладоней
  3.  Постукивания подушечками пальцев
  4.  Пиление ладони
  5.  Растирание ладоней, пальцев, кистей

Сопровождаем многократным повторением названия пальцев и рук

     - «Гладим кошку». Поглаживания ладоней от кончика пальцев к запястью

     - «Дождик». Подушечками пальцев постукиваем по пальцам и кистям рук.

     - «Пунктиры». Подушечки четырех пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперед («пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.

       - «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

       - «Утюжок». Исходное положение (И.п.) то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую ладонь. То же для другой руки.

      -  «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.

        - «Растираем пальчики». Каждый палец левой руки поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные растирания по пальцу левой снизу вверх от подушечки к основанию. В процессе растирания многократно и ритмично проговариваем названия пальцев. То же для другой руки.

        - «Руки вверх, руки вниз». Поднимаем руки вверх и потряхиваем ими. Затем опускаем руки вниз под парту и трясем расслабленными кистями.

  1. Статические упражнения с ладонями и кистями

     - «Ладошки». Дети занимают и удерживают положение кистей и пальцев, заданное картинкой. Локти лежат на столе!

  1. Динамические упражнения для кистей и пальцев.

Все упражнения выполняются сначала правой (ведущей), потом левой рукой, а затем двумя руками. Леворуких детей необходимо объединять в одну подгруппу независимо от возраста.

  1. Развитие подвижности, силы и гибкости пальцев

- Рычаг

- Пальцы в гости

- Лягушки

      - Драконы      

      - Растяжка

- Колечки

- Напряги-расслабь

  1. Гимнастика с предметами и учебными принадлежностями

«Пальчиковая гимнастика»  О.В.Узорова, Е.А. Нефедова

Для работы используем:

Палочки

Карандаши (не заточенные)

Фломастеры

Деревянные шарики

Счетные палочки

Ручки

Все упражнения выполняем:

- сначала одной рукой

  1.  потом другой
  2.  затем обеими вместе

(межполушарная координация)

- Упр. «Подъемный кран»

Очень эффективное упражнение для формирования правильного захвата пишущего инструмента. Поочередное поднимание предмета разными пальцами одной и двух рук.

      - Упр. «Качалочка». Покачивание предмета двумя разными пальцами одной руки с различной скоростью и в разном ритме.

      - «Быстрые шарики». Перекатывание шарика пальцами в ладони одной руки.

Развитие графических навыков.

   Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

   Я использую различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

   Педагоги хорошо знают: хочешь, что бы ребёнок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Почувствует успех - будет стараться ещё больше. "Верная указка - не кулак, а ласка".

Самым первым простым и эффективным способом подготовки руки к письму станут книжки-раскраски.

Давая ребенку раскрашивать любимые картинки, легко научить его держать в руке карандаш, использовать силу нажима. Раскрашивание и штриховка тренируют мелкие мышцы руки, делают движения сильными и координированными. Еще раз напоминаю пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.

   Очень важно донести до детей и родителей правила положения при письме:

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующие: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцем, причем большой расположен несколько выше указательного, опора на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола.

Расстояние от кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме находится в движении, не фиксируется, локоть не отрывается от стола.

Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена (30 гр.), ноги согнуты под прямым углом, подошвы ног всей поверхностью касаются пола.

Рука не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю, она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди пишущего.

   

 Для обыгрывания этих правил учим рифмовки:

Парта это не кровать,

и нельзя на ней лежать.

За осанкой я слежу,

С чистотою я дружу.

Вырастаю выше я.

Эй, пятёрка, ты моя!

                                   Работа с буквами. 

-  Какая буква? Узнавание образа букв

в предметах, имеющих похожие очертания.

- Выкладывание из спичек и палочек (Мастерская букв)

 - Буква сломалась.

                  - Слог сломался.

Узнавание и дорисовывание букв и слогов

по предъявленной картинке.

- Пальчиковый алфавит. Изображение

пальцами букв, слогов и целых слов. Детям

очень нравится это занятие, особенно когда

в него активно включаются родители.

 Таким образом, сам процесс подготовки к письму требует от ребенка, физических, моральных, эмоциональных усилий. Важно не допускать перегрузок и переутомления, которые могут негативным образом сказаться на овладении графическими навыками и боле того, на развитии детского организма. Использование самых разнообразных видов работ с учетом постепенного повышения сложности позволит ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей, с интересом и взаимной радостью подготовиться к этому роду деятельности.

     Выбранные виды деятельности, применяемые систематически и последовательно, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по овладению навыком письма и предупреждению нарушений письма у дошкольников. Способствуют развитию мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

                                                                                                                © Матросова М. 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Неослабевающий интерес к проблеме преодоления дисграфии связан с неуклонным ростом численности  детей с данным нарушением письма, с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дис...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР...

Презентация"Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».       ...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Особенность коррекции нарушений ОДА у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях край

Аннотация: В статье представлена проблема нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера. В ходе диагностики ОДА у детей 6-...

Исследование ориентировочной оценки риска развития сколиоза и других нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста

В раннем возрасте осанка ребенка имеет неустойчивый характер и может легко изменятся при воздействии некоторых факторов, положительных или отрицательных. Нарушение осанки приводит к постепенному сниже...