Групповое занятия по коррекции нарушений письменной речи. Словосочетание. Существительное и прилагательное. (7 класс)
план-конспект урока (7 класс) по теме
ТЕМА : Словосочетание. Существительное и прилагательное.
ЗАДАЧИ : закрепление правильного согласования прилагательных с существительными в роде; наглядный показ учащимся алгоритма изменения имён прилагательных в зависимости от существительного; закрепление дифференциации звуков (с) и (ш) в устной и письменной речи; развитие словообразовательных навыков, активизация внимание и наблюдательности учащихся при определении признаков предметов; совершенствование умения использовать усвоенную терминологию в связных высказываниях по ходу выполнения учебных действий.
ОБОРУДОВАНИЕ : таблица, предметные картинки, карточки с буквами (с)и (ш), плакат со словами для словосочетаний, перфокарты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gruppovogo_zanyatiya_po_korrekcii_narusheniy_pismennoy_rechi_7klass.rodina.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект логопедического группового занятия по коррекции нарушений письменной речи 7 класс.
ТЕМА : Словосочетание. Существительное и прилагательное.
ЗАДАЧИ : закрепление правильного согласования прилагательных с существительными в роде; наглядный показ учащимся алгоритма изменения имён прилагательных в зависимости от существительного; закрепление дифференциации звуков (с) и (ш) в устной и письменной речи; развитие словообразовательных навыков, активизация внимание и наблюдательности учащихся при определении признаков предметов; совершенствование умения использовать усвоенную терминологию в связных высказываниях по ходу выполнения учебных действий.
ОБОРУДОВАНИЕ : таблица, предметные картинки, карточки с буквами (с)и (ш), плакат со словами для словосочетаний, перфокарты.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
- Артикуляторная гимнастика.
- «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны
передние нижние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт (1-9).
- «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой.
Удерживать в таком положении под счёт(1-9).
- «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот ,
Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя».(1-9).
- «Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий
Передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком
положении (1-7).
- «Иголочка». Открыть рот (губы округлены), сделать язык узким.
- Беседа с учащимися. Соотнесение вопросов и родовых окончаний прилагательных. Составление таблицы.
- Какое сейчас время года? (Зима.)
- Как называется погода, когда холодно? (Холодная погода). Расскажите о погоде. (Сегодня светит солнце, ветер не дует, сильный мороз.) как называется день, когда светит солнце? (солнечный). А когда нет ветра? (безветренный.) А когда сильный мороз? (морозный.) Какое небо? Небо голубое.
Запись на доске словосочетаний.
Погода (какая?) холодная, зимняя.
Небо (какое?) серое, зимнее.
День (какой) морозный, зимний.
- какой день стоят сильные морозы? (второй.)
Чтение с акцентом на окончания вопросов и прилагательных, выяснение закономерности соотнесенности этих окончаний.
- Вывод. Прилагательные согласуются с существительными. Рассмотрим, в чем именно они согласуются.
- Какого рода слово день? (Мужского рода.) Признаки морозный, второй, зимний? (мужского рода.) Как узнали? (По вопросу, какой)
- Какого рода слово погода? (женского рода.) А признаки холодная, зимняя? (женского рода.) Как вы узнали? (по вопросу какая?)
-Какого рода слово небо? (Среднего рода.) Какого рода признаки серое, зимнее? (среднего рода.)
- Вывод. Прилагательные согласуются с существительными в роде. Род прилагательного зависит от существительного, которое к этому прилагательному относится.
Единственное число | М.р. | День | Какой? | -ой -ый -ий | второй морозный зимний |
Ж.р. | Погода | Какая? | -ая -яя | холодная зимняя | |
С.р. | Небо | Какое? | - ое -ее | голубое зимнее |
- Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? (вопросы.)
- Назовите эти вопросы. (Для слов женского рода – какая?, мужского рода – какой?, среднего рода – какое?).
- Упражнения в подборе прилагательных к существительным женского, мужского и среднего рода. Работа по таблице.
Единственное число | М.р. | Какой? | - ой -ый -ий | ||
Ж.р. | Какая? | -ая -яя | |||
Ср.р. | Какое? | -ое -ее |
Задания (коллективная работа):
- Назвать предметную картинку, определить род существительного, найти место картинки в таблице;
- Подобрать признаки изображенного предмета, уточняя окончания прилагательных по таблице;
- Записать прилагательные в таблице (в шестом столбике).
Предметные картинки (примерный перечень признаков):
Футболист ловкий, крепкий, сильный, быстрый, молодой.
Дорога широкая, трудная, дальняя, зимняя.
Платье домашнее, шерстяное, красивое.
Пирожное, сладкое, свежее, шоколадное.
- Динамическая пауза.
- Дифференциация звуков с и ш.
- Сравнение артикуляции и произношения звуков с – ш, выявление различия.
Губы: с – растянуты в улыбке, ш – вытянуты вперед
Кончик языка: с – узкая, холодная, ш – широкая, теплая
- Закрепление дифференциации звуков с и ш в словах. Учащиеся читают слова с пропущенными буквами, определяют наличие звука с или ш, показывают соответствующую букву. Один из учащихся работает у доски, вставляя пропущенные буквы в слова.
Пасту_ок, _оссе, ко_ынка, пи_атель, путе_ествие, ба_ня.
- Составление словосочетаний.
Задания:
а) подберите к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика;
б) поставьте вопросы к прилагательным, выделите окончания;
в) определите род прилагательных.
Образец: Пастушок (какой?) веселый.
Пастушок популярный
Шоссе синяя
Косынка интересное
Писатель летнее
путешествие высокая
башня смешной
(Каждый из учащихся поочередно записывает по одному словосочетанию на доске, остальные в это время работают в тетрадях.)
Проверка.
- Прочитайте прилагательные среднего (женского мужского рода) рода. Что вам помогло определить род прилагательных?
- Составьте предложение с любым из словосочетаний.
- Самостоятельная работа по перфокартам.
Задание. Прочитайте пословицы и поговорки. Допишите пропущенные окончания прилагательных. Устно от выделенного существительного поставьте вопрос к прилагательному. Определите род прилагательного.
- Добр… слава дороже богатства. На хорош… цветочек и пчелка летит. Всяк… дело человеком славится. Земля черн…, а хлеб родит бел.. .
- В зимн… холод каждый молод. Ранн.. пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает. Лучше горьк… правда, чем слалк.. ложь. Ласков.. слово лучше мягкого пирога.
- На чуж… роток не накинешь платок. Маленьк.. лень до большой дорастет. Сереньк.. утро – красненьк.. денек. Человек живет век, а добр.. дело – два.
- Сонлив.. кошка мышей не ловит. Добр.. слово всякому приятно. Трудолюбив.. человек за что не возьмется - все заблестит. Лучше маленьк.. дело, чем больш.. безделье.
Проверка.
- Прочитайте прилагательные женского (мужского среднего) рода. Назовите окончания.
- Объясните, как вы понимаете пословицу (поговорку?) Каждый учащийся объясняет смысл одной из написанных на его карточке поговорок.
- Подведение итогов занятия. Как прилагательные согласуются с существительными? В чем именно согласуются прилагательные с существительными? Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? Назовите вопросы. (Какая? Какой? Какое?).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов в школе VIII вида
Дипломная работа на "отлично. хорошая практическая помощь учителям начальных классов коррекционной школы VIII вида, практикующим логопедам,родителям, имеющих детей с нарушением письменной речи"...
Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов
Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...
Приёмы и методы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи учащихся с дизорфографией.
Нарушения письменной речи, а именно дизорфографию называют «болезнью века», хотя с точки зрения терминологической, это не корректно, так как расстройства речи- это не болезнь....
перспективный план работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах
Программа коррекционной работы, направленная на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корре...
Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов
Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...
«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у учащихся 5 - 9 классов ».
Традиционно считается, что жизненный успех ребёнка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются ещё в младшем школьном возрасте. По этому коррекционная работа с детьми провод...