Урок чтения в 4 классе по теме "Айога" (нанайская сказка)
план-конспект урока по теме

Царегородцева Лидия Геннадьевна

Урок составлен для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида. К уроку подготовлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx24.46 КБ
Файл prezentaciya_urok_chteniya_4_klass.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Айога» (нанайская сказка)

Тип урока:  Урок изучения и первичного  закрепления новых знаний

Общедидактическая цель:  знакомство учащихся с новым произведением, т.е. восприятие и осмысление нового учебного материала

Цели урока:

Образовательные:  познакомить учащихся с нанайской народной сказкой, вырабатывать достаточно прочные навыки правильного, осознанного, выразительного чтения

Коррекционно-развивающие:  создать условия для развития устной речи путем ответов на вопросы, развивать способности учащихся анализировать поступки героев, расширять кругозор учащихся, корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся через единые требования учителя.

Воспитательные:  воспитывать любовь к матери, к труду, умение работать в коллективе

Методы обучения:  объяснительно – иллюстративный , репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, и индивидуальная

Оборудование: таблица с текстом речевой разминки и сюжетной картинкой, карточки со словарными словами, карточки для чтения по ролям, карточки с пословицами, карточки с изображением грустного и веселого человечка, оценочные листы, схемы-опоры

Структура урока:

  1. Организация начала урока
  2. Проверка домашнего задания
  3. Подготовка к основному этапу
  4. Усвоение новых знаний
  5. Первичная проверка понимания нового материала
  6. Закрепление знаний
  7. Информация по домашнему заданию
  8. Подведение итога урока. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организация

начала    урока

- Урок чтения. Слово дежурному по классу.

Дежурный называет число, месяц, день недели, погоду, кто отсутствует на уроке и по какой причине, готовность класса к уроку

2.

Проверка домашнего задания.

- Речевая разминка.

«Вот сидит перед вами Петя,

Он умнее всех на свете,

Все он знает,

Понимает,

Все другим он объясняет»

- Прочитайте самостоятельно.

- Прочитаем хором.

- Ребята, как вы думаете, какой Петя?

- Прочитайте эти строки вот с таким настроением (показ веселого человечка)

- А теперь обиженно, с грустью (карточка)

- Кто из вас, ребята, хочет быть похожим на Петю? Почему?

- Что нужно каждому из вас иметь, чтобы всему научиться?

- Вспомните пословицы со словом «терпенье», которые мы записывали на уроках русского языка.

(на доске, открываются)

- К какому произведению из ранее изученных нами, можно отнести эти пословицы?

- Что хотел  сделать медведь?

- Почему у него ничего не получилось?

- Я очень надеюсь, что на нашем уроке все вы будете активны, терпеливы и внимательны, чтобы в конце урока могли помочь мне оценить работу своих товарищей.

- Проверяем домашнее задание

Что готовили к уроку?

Дети читают

- Петя умный. Он хороший друг.

Дети читают радостно, гордо (по одному, хором)

- Нам нужно иметь терпенье.

- Без терпенья нет уменья.

Терпенье и труд, все перетрут.

- ….к басне «Трудолюбивый медведь»

- У него не было терпенья.

- Выразительное чтение басни «Трудолюбивый медведь»

(чтение басни, 3,4 ученика)

3.

Подготовка к основному этапу

- Ребята, в нашей стране живут не только русские. Наша страна многонациональна. На Дальнем востоке по берегам реки Амур живут нанайцы. Они занимаются охотой и рыболовством и поэтому ведут бродячий образ жизни, у них нет постоянного жилья. Место, где они останавливаются, называется стойбище (карточка). Нанайцы – малочисленная нация. Их всего 10 тысяч человек (для сравнения: в Пижанском районе проживает 15 200 человек). У этого народа богатый фольклор, множество разных песен, загадок, пословиц, сказок. Многие произведения были записаны и теперь у нас есть возможность познакомиться с их творчеством.

Сегодня мы познакомимся со сказкой. Прочитаем ее название.

- Айога – это имя нанайской девочки. О ней я вам сейчас прочитаю, а вы внимательно послушайте и подумайте. Почему это произведение называется сказкой?

Дети читают на доске «Айога»

4.

Изучение нового материала.

5.

Первичная проверка понимания нового материала

а) первичное чтение учителем

б) проверка понимания прочитанного

- Понравилась ли вам сказка?

- Почему это произведение сказка?

- К какой группе сказок ее можно отнести?

Физкультминутка.

«Ах как долго мы читали (поморгать глазами)

Глазки у ребят устали

Посмотрели все в окно(глаза посмотрели в окно, голову не поворачивать)

Ах как солнце высоко! (вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрывают ладошками)

В небе радугу построим. (посмотреть по дуге)

Вверх по радуге пойдем (вверх и влево)

Влево, вправо повернем.

А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись! (зажмуриться, открыть глаза, поморгать ими)

в) подготовительная работа.

- Прочитайте данные слова первый раз по слогам, медленно, затем плавно, целыми словами.(слова  напечатаны на доске)

за-гор-ди-лась  --------  загордилась

раз-гля-ды-вать -------- разглядывать

на-чи-щен-ный --------- начищенный

рас-ка-лен-ном --------- раскаленном

по-ко-ро-бят-ся -------- покоробятся

красивее              рвать – оторваться

ничего                 сосед – соседская

- Прочитаем сказку. Игра «Эстафета»

(чтение начинает ученик, которого называет учитель. Затем по сигналу учителя он прерывает чтение и называет следующего читающего).

- Какой была Айога?

- Как она относилась к своей красоте?

- О чем ее попросила мать?

- Какие причины придумывала девочка, чтобы не трудиться?

- Почему мать отдала лепешку чужой девочке?

- Расскажите, чем закончилась сказка?

- Кто вам понравился в этой сказке и почему?

Ответы детей

- Эта сказка бытовая

Дети читают самостоятельно, затем хором, по одному

6.

Закрепление знаний

- Прочитаем сказку по ролям. Назовите действующих героев сказки. Распределим роли (распределяет).

- А сейчас будем работать парами. Каждая пара получит карточки с пословицами. Вам нужно внимательно прочитать пословицы и отметить карандашом те пословицы, которые можно отнести к данной сказке.

1. Робкого и тень страшит.

Лениться да гулять – добра не видать.

 Где ум, там и толк.

2. Каков мастер такова и работа.

Любишь кататься, люби и саночки   возить.

Не по виду суди, а по делам смотри.

3.Друг в беде – настоящий друг.

Своя земля и горсти мила.

Труд человека кормит, а лень портит.

4. У страха глаза велики.

Глаза боятся, а руки делают.

Хочешь, есть пироги, не сиди на печи.

5. Всяк паучок знай свой уголок.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

6. Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Не по виду суди, а по делам смотри.

Дети называют действующих лиц и получают соответствующие карточки.

Дети работают в парах.

7.

Информация по домашнему заданию

- Домашнее задание –

чтение по ролям сказки «Айога», стр. 65.

- Кому непонятно задание?

8.

Подведение итога урока. Рефлексия.

- Как вы считаете, что делает человека красивым?

- Что важнее, внутренние качества человека или внешние?

- Чему учит эта сказка?

- Оцените работу своих одноклассников.

+ - кто, по вашему мнению, на уроке был активен, внимателен, читал правильно, выразительно, отвечал полными ответами.

(карточки раздаются по рядам)

1 ряд

Рома

Катя

Саша В.

Денис

Ваня Ж.

Рома

Катя

Саша В

Денис

Ваня Ж.

Ваня В.

Саша Ф.

Алеша П.

Алеша Пл.

Саша К.

Олег

1 ряд

Олег  

Саша К.

Алеша Пл.

Алеша П.

Ваня В.

Рома

Катя

Саша В

Денис

Ваня Ж.

Ваня В.

Саша Ф.

Алеша П.

Алеша Пл.

Саша К.

Олег

- Оценки за урок…

Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель начальных классов МКСКОУ школы-интерната VIII вида пгт. Пижанка Кировской области Царегородцева Л.Г. Урок чтения и развития речи по теме «Айога» (нанайская сказка) 4 класс

Слайд 2

Речевая разминка Вот сидит перед вами Петя, Он умнее всех на свете, Все он знает, Понимает, Все другим он объясняет.

Слайд 3

Работа с пословицами Без терпенья нет уменья. Терпенье и труд все перетрут.

Слайд 4

Нанайцы Стойбище

Слайд 5

Тема урока «Айога» (нанайская сказка)

Слайд 6

Подготовка к чтению За-гор-ди-лась -------------- загордилась Раз-гля-ды-вать ------------- разглядывать На-чи-щен-ный ------------- начищенный Рас-ка-лен-ном -------------- раскаленном По-ко-ро-бят-ся ------------- покоробятся Рвать -------- оторваться Сосед ------- соседская Красивее Ничего

Слайд 7

Работа в парах Лениться да гулять – добра не видать. Не по виду суди, а по делам смотри. Труд человека кормит, а лень портит. Хочешь есть пироги, не сиди на печи. Кто скоро помог, тот дважды помог.

Слайд 8

Молодцы! Благодарю за работу!

Слайд 9

Интернет-ресурсы http://www.o-moloke.ru/staff_files/3923950.jpg http://pics2.pokazuha.ru/p442/b/q/6681654mqb.jpg http://sch821.mskobr.ru/images/cms/data/zapis_skola_3.jpg - мальчик http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/607/606679/606679_html_6623672b.jpg нанайская девочка http://www.krasnoyeznamya.ru/gallery/rm_49_3150.jpg трудолюбивый медведь http://img-fotki.yandex.ru/get/4417/28738197.19/0_7542f_3af8b059_L - книга http://www.cofe.ru/images/pictures/read-ka/tales/59/1.gif - нанайская девочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки  рассказа"...

Открытый урок по ручному труду с элементами урока чтения, в классе для детей с глубокой умственной отсталостью.

Тема урока: поделка из яичной скорлупы «Цыпленок».Цель урока:  учить изготавливать поделку «Цыпленка»Задачи:- продолжить развивать практические умения в технике  изготовления поделки и...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»

Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Ф,ф"

Интегрированный урок ( чтение и окружающий мир) с использованием интерактивной доски, проектора.  Занимательная фонетическая разминка, Ребята на уроке были путешественниками, исследователями.Эври...

Методическая разработка урока английского языка.Урок чтения 6 класс.

В данной методической разработке вы узнаете поэтапный ход урока, на котором мы с ребятамии читали иразбирали очень интерсное на мой взгляд произведение....