Развитие мелкой моторики
материал по теме

Жукова Зоя Витальевна

Развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_1.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние

состояния мелкой моторики

на речевое развитие

 учащихся начальных классов

                                                                                   Автор- составитель:

                                                                                   Жукова Зоя Витальевна

                                                                                    учитель-логопед

                                                                                    высшей категории                  

       В практике обучения письму обязательно используются  упражнения для развития мелкой моторики. Особенно это актуально для детей, имеющих нарушения речи любой сложности и этиологии.У детей, имеющих различные речевые нарушения, отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, Специалистами уже доказана связь развития речи и состояние мелкой моторики. Учёные, изучающие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАН установили, что  уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук –«…формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев...»(М.М.Кольцова).

     На основе проведённых опытов и обследования большого количества детей  была выявлена следующая закономерность: если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие  находится  в пределах нормы. Если же  развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (Л.В.Фомина).

Доказано, что на подушечках пальцев рук располагаются рецепторы речевых, речедвигательных и речеслуховых центров.

      Поэтому  одновременно с артикуляционной  в логопедической коррекционной работе проводятся и упражнения по развитию мелкой моторики. Существует множество методической и специальной литературы, в которой представлены различные  виды упражнений  для развития мелкой моторики: пальчиковые игры, выкладывание орнаментов, лепка из пластилина и глины, работа с природным материалом, пальчиковый массаж, складывание фигур в технике оригами.

      Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова и Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию  двигательных навыков и дифференциальных движений пальцев рук у детей  с церебральным параличом.

Это обязательно используется в работе с детьми, имеющими отставание, задержку развития моторной стороны речи. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

   Тренировку пальцев рук можно начинать с 6-7 месяцев: массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Все упражнения подбираются с учётом возраста.

    Выполняя пальчиками различные упражнения,  ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благотворное влияние на развитие речи (так как при  этом индуктивно происходит возбуждение  в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И.п. – сидя, руки подняты вверх

  1. сжать кисти в кулак
  2. разжать кисти

   Всё повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Рыбка

      Упражнение для кистей рук. Вытянутые вперёд ребром ладони кистей обеих рук лежат на поверхности стола. Осуществлять движение кистями попеременно вправо – влево, вверх – назад.

2.Осьминог

         Установить кисть на столе, касаясь его подушечками пальцев, запястьем вверх. Движения по столу выполнять каждым пальцем по отдельности. Упражнение делать поочерёдно правой и левой рукой, затем одновременно двумя руками (бимануальные движения).  

3.Птичка

        Локти установить на столе, скрестить кисти в запястье и соединить тыльной стороной друг с другом. Прогибая кисти, с напряжением выполнить движения вниз, затем расслабить кисти и вернуть их в исходное положение. Упражнение повторить 6 - 8 раз.

4. Веер

         Положить кисть на стол ладонью вверх. По очереди собрать пальцы в кулак и также выпрямить их, вернув в исходное положение. Движения плавные, равномерные.

Упражнение повторить 6 - 8 раз.

5. Змейка (ленточка)

          Руки лежат на столе. Указательным пальцем рисовать на столе «змейку – ленточку». Упражнение выполнять как пальцем одной руки, так и пальцами обеих рук одновременно.

Упражнение выполнять  15 – 20 сек.      

6. Аплодисменты

          Положить кисти рук ладонями внутрь. Поочерёдно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и т.д. Упражнение выполнять 15-20 сек.      

7. Буравчик

          Пальцы собрать в кулак. Вращать кисти по часовой стрелке. упражнение выполнять одновременно двумя руками. Упражнение выполнять 6-8 раз  

8.Конь

          Выполнять короткие удары пальцами рук по столу, поочерёдно касаясь стола подушечками пальцев. Можно изменить темп и интенсивность удара. Упражнение выполнять 10-15 сек.

9.Марионетка

          Расслабить тело. Выполнять движения так, как будто воображаемые верёвки тянут вверх по очереди различные части тела: голову, плечи, локти, кисти рук, грудную клетку, лопатки. Сначала выполнять движения вверх, затем расслабленно вниз и т.д. Упражнение выполнять 15-20 сек.

   

   Большое значение в развитии мелкой моторики и одновременной профилактики утомления имеют кинезиологичесие упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей  и физического здоровья через двигательные упражнения.  Эти упражнения способствуют активизации  определённых участков коры головного мозга. Длительность занятий зависит  от возраста и может  составлять о 5- 10 минут до 20- 35 минут в день.

Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

1.Колечко

         Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя

в кольцо с большим пальцем последовательно  указательный, средний и т.д.

Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном

(от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале  упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2.Кулак – ребро – ладонь

      Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняют  сначала правой рукой,  потом - левой рукой, затем двумя руками вместе.

3.Змейка

        Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. двигайте пальцем по указанию ведущего ( большой палец левой руки, мизинец правой руки и т.д.). Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкенезий. Прикасаться к пальцу нельзя.  Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

       Непереоценимое значение имеет пальчиковый массаж. Специалисты рекомендуют его начинать с 3-4 месячного возраста.

Птичка                                              

             Вариант 1

         Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец Сверху и кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движениями кисти вверх – вниз, влево – вправо отвечают на вопросы:

          - Птичка хочет есть?   (Движением кисти вверх – вниз дети отвечают «Да»).

        - Птичка хочет пить?    (Движением кисти вверх – вниз дети отвечают «Да»).

     - Птичка хочет спать? (Движением кисти влево – вправо дети отвечают «Нет»).

     - Птичка хочет спать? (Движением кисти влево – вправо дети отвечают «Нет»).

        Вариант 2

        Учитель предлагает детям показать, как курочка клюёт зёрнышки.

        Вариант 3

        Упражнение направлено на развитие свободного движения указательного пальца. Подушечки большого и среднего пальца прижаты друг к другу. Дети несколько раз поднимают  средний палец вверх. Безымянный палец и мизинец  прижаты к ладони. Учитель предлагает детям показать как «у птички  открывается клювик».

2. Здравствуйте 

        Дети поочерёдно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца

 этой же руки. Подушечками пальцев одно руки дети поочерёдно касаются

подушечек пальцев другой руки.

3. Мишка, Снежинки, Зайчик

        Все эти упражнения проводятся по одному принципу. Дети поочерёдно с разной силой  надавливают на подушечку большого пальца остальными пальцами руки. «Мишка» - сильно касаясь, «Снежинки» - слегка касаясь. «Зайчик» - отрывисто.

4. Лесная история 

        Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают её с помощью движений рук.

  1. Выбежали зайки на поляну. Прыг скок, прыг – скок.

                     Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев  по  парте, изображая зайчиков.

        - Пришла лиса. Она шла тихо и осторожно.

                      Дети мягко нажимают на подушечки  пальцев, изображая лису.

        - Зайцы увидели её и бросились врассыпную.

                     Ударами сразу всех пальцев руки дети имитируют заячьи прыжки.

5. Солнышко

        - Как светит солнышко летом?  

                               Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все  мышцы ладони

        - Как светит солнышко осенью?

                             Мышцы ладони напряжены, пальцы, полусогнуты.

        - Как светит солнышко зимой?

                             Пальцы собираются в щепотку. Каждое упражнение повторяется  несколько раз.

         Стимулируют хватательные навыки, улучшают питание кончиков пальцев рук выполнение из пальцев различных фигурок, выкладывание фигурок из палочек, подручного материала.

Выполнение фигурок из пальцев

  1. Домик

          Дом стоит с трубой и   крышей,

          На балкон гулять я вышел.

 Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются: средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев

касаются друг друга, выполняя прямую линию

(труба, балкон).

    2.Пароход

          Пароход плывёт

                           по речке,

          И пыхтит он, словно печка.

                 

Обе ладони поставлены на ребро,

мизинцы прижаты (как ковшик), а большие

пальцы подняты вверх.            

   

 3.Лодка    

        Лодочка плывёт по речке,

        Оставляет на воде колечки.

                     

Обе ладони поставлены на

ребро, большие пальцы прижаты к ладоням

(как ковшик).   

Выполнение фигурок из палочек

  1. Квадрат

Четыре палочки сложил                            

И вот квадратик получил.

  1. Треугольник

У треугольника три                                        

                          стороны,

 и они могут быть

                      разной длины.

     3.Трапеция

Трапеция больше на                    

         крышу похожа.        

Юбку рисуют

         трапецией тоже.      

Взять треугольник и

         верх удалить –

трапецию можно

        и так получить.

      4.Прямоугольник                                                          

         Прямоугольник                           

         квадрата длиннее.

         Фигура попроще,

          рисуем смелее.

Выкладывание из пуговиц, косточек, фишек

1.Буквы

    Буквы из мозаики                  **********        *******

    Нравятся и заиньке,                       *                  *          *

    И ежу, и мишке –                           *                  *          *

    Вот они, детишки.                          *                  *          *

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

КОМПЛЕКС № 1

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом  левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя. 

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. 

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7.  Горизонтальная восьмерка.

7, 2-я неделя занятий. Упритесь языком во рту в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите Ю раз. Удерживая кончик языка, за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз. 

3—6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7, 7-8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

КОМПЛЕКС № 2

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

6. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сто

рону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5—№ с. Выполните то же самое в другую сторону. 

8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

9. Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

                                   КОМПЛЕКС № 3

Предварительно нарисуйте на карточке (размером с почтовую открытку) две пересекающиеся линии в виде символа X.

Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, выполняя при этом следующие упражнения:

1. Стоя. Поднимите (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз. Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линий буквы X, как бы «пересекается» средняя линия левого и правого полушария мозга. Упражнение помогает двум полушариям работать согласованно.

2. Паровозик. Правую руку положите на левую надостную мышцу, одновременно делая 10—12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение.

3. Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Смотрите при этом на пересечение линии буквы X. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения — ходьба с высоким подниманием рук и ног.

4. Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1—2 мин. Дыхание произвольное.

5. Перекрест. Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем символом X. Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45 с смотреть в центр перекреста (после недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно). Через 45 с взгляд переведите на светлый фон. С появлением образа глаза закройте, а перекрест медленно перенесите в область лба, а затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторяйте 3 раза.

6. Упражнение «Взгляд влево вверх». /7озя. правой рукой фиксируйте голову за подбородок. Взяв карандаш или ручку, левую руку выбросите в сторону вверх под углом 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого , начинайте делать упражнение в течение 7 с. Смотрите на предмет в левой руке, затем меняйте взгляд на «прямо перед собой» (счет «1-2-3- 4-5-6-7»). Упражнение выполняйте 3 раза, потом доводите до 8 раз. Затем упражнение выполняйте «с точностью до наоборот».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....