таблица "Диагностика личности обучающегося"
материал по теме
В сводной таблице даны основные критерии диагностики личности школьника; различение детей по темпераменту, по доминирующим каналам восприятия учебного материала, по функциональной ассиметрии головного мозга. Материал поможет учитывать психо-физиологические особенности детей при подготовке и проведении учебных занятий. Помогут в диагностике приемы определения типа темперамента, доминирующего полушария, доминирующего канала восприятия информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_i_diagnostika_lichnosti_shkolnika.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
1. Различение детей по темпераменту
Тип темперамента | Плюсы | Минусы |
Сангвиник | Мобильность, оптимизм, жизнерадостность, общительность, отзывчивость, успешность в делах, трудоспособность, лидерство | Склонность к зазанайству, разделение работа на интересные и неинтересные, легкомыслие, поверхностность |
Холерик | Активность, энергичность, увлеченность, оптимистичность, трудоспособность, целеустремленность | Горячность, невыдержанность, нетерпеливость, беспокойность, непостоянство |
Флегматик | Устойчивость, постоянство, терпеливость, надежность, осмотрительность, миролюбие | Пассивность, медлительность, невыразительность |
Меланхолик | Высокая чувствительность, мягкость, человечность, рассудительность, доброжелательность, способность к сочувствию | Низкая работоспособность, мнительность, ранимость, тревожность, пессимистичность |
2. Различение учащихся по доминирующим каналам восприятия учебного материала
Преимущественно визуал | Преимущественно аудиал | Преимущественно кинестетик |
Смотрит вверх, когда учитель говорит | Проговаривает про себя, разговаривает с собой | Говорит медленно, множество движений от шеи иниже |
Читает сам, если учитель читает | Легко повторяет услышанное | Раннее физическое развитие |
Хмурит брови, щурит глаза, мигает | Шевелит губами, ушами, издает «а», «м».. | Подбородок вниз, голос низкий |
Осмотрительный, спокойный | Разговорчивый, любит дискуссии | Сильный интуитор, слаб в деталях, вовлекает других в проекты, игры |
Хорошо запоминает картинки, плохо – словесные инструкции | Помнит то, что обсуждал, реагирует на словесные инструкции. В письменных работах более слаб, чем в устных ответах. | Обучается, делая. Запоминает движения. |
Не отвлекается на шум. Видит слова «глазами мозга» | Любит музыку. Отвлекается даже на шепот. | Много жестикулирует. |
В чтении силен, успешен, скор. | Хороший имитатор. Легко осваивает языки. | Хорошо работает с карточками, манипулирует. |
В книге обращает внимание на декорации, описания природы. | В книге обращает внимание на диалоги. | Любит книги, ориентированные на сюжет |
Внешне и в вещах аккуратен. | Отлично слушает других. | Стоит близко, касается людей. |
3.Различение учеников по функциональной ассиметрии головного мозга.
Левополушарный | Правополушарный |
Видит символы (слова, буквы) | Видит конкретные образы |
Преуспевает в чтении, алгебре, языке | Преуспевает в геометрии |
Любит информацию в письменной форме | Любит информацию в виде графиков, карт, таблиц, демонстраций |
Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями | Не принимает авторитарность |
Повторяет фактическую информацию | Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию |
Любит проверять работу | Не любит проверять работу |
Фокусирован вовнутрь | Фокусирован на внешнее |
Анализирует от части к целому | Анализирует от целого к части |
Сосредоточен | Отвлекается |
Реагирует на словесные замечания | Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании: мимику, жесты, взгляд |
Запоминание фактов, имен, дат; последовательная обработка информации | Параллельная обработка информации, распознавание лиц, способность воспринимать музыку |
Аналитическое мышление | Пространственная ориентация |
Буквальное понимание слов, понятийное мышление | Понимание метафор, иносказательной речи |
Математические способности (числа, символы, знаки) | Художественные способности, мечты, воображение, фантазии, мистика, эмоции |
Оценка темперамента у детей
Сангвиник | Холерик | Меланхолик | Флегматик | ||
1 | Любит шум и суету вокруг себя | Х | Х | Х | |
2 | Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить. | Х | Х | Х | |
3 | Нередко раздражён чем-то, возбуждён, обеспокоен | Х | Х | Х | |
4 | Быстрых ответов на любые вопросы от него не жди | Х | Х | Х | |
5 | Любит работу, которую надо делать быстро | Х | Х | Х | |
6 | Дети считают его весёлым | Х | Х | Х | |
7 | У него часто меняется настроение | Х | Х | Х | |
8 | Чаще молчит в обществе детей | Х | Х | Х | |
9 | Стесняется заговаривать первым с новыми людьми | Х | Х | Х | |
10 | Не любит шумных игр, предпочитает уединение | Х | Х | Х | |
11 | Умеет долго играть или выполнять задание, не отвлекаясь | Х | Х | Х | |
12 | Не прочь похвастать, приукрасить события | Х | Х | Х | |
13 | Часто не может усидеть на месте | Х | Х | Х | |
14 | Его легко огорчить | Х | Х | Х | |
15 | Дольше других сохраняет работоспособность, не устаёт | Х | Х | Х | |
16 | Легко переключается с одного поручения на другое | Х | Х | Х | |
17 | Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидание | Х | Х | Х | |
18 | Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций | Х | Х | Х | |
19 | Быстро устаёт, отключается, перестаёт слушать | Х | Х | Х | |
20 | Верит в себя, легко переносит неудачи | Х | Х | Х |
Проанализируйте результаты.
сангвиник | флегматик | холерик | меланхолик |
Живой, подвижный, приветливый ребёнок, легко идущий на контакт, открытый, жизнерадостный. Говорит чаще громко, быстро, эмоционально. Речь обычно сопровождается выразительной мимикой и жестикуляцией. Умеет преодолевать препятствия, пользуется симпатией ровесников. | Спокойный, неторопливый, рассудительный ребёнок, достаточно терпеливый, в том числе, и к физической боли. Речь у него спокойная, равномерная, замедленная, без выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Общается с небольшим кругом детей, устойчив в привязанностях. | Дети - холерики обычно беспокойны, необузданны, раздражительны, с трудом приспосабливаются ко всяким ограничениям, режимным моментам, требованиям старших. Речь быстрая, неровная, эмоционально ярко окрашенная. В общении хотят быть лидерами, предпочитают подвижные игры | Дети - меланхолики похожи на тепличные растения: с чужими они боязливы, замкнуты, нерешительны, зато в привычной доброжелательной обстановке - сообразительны, внимательны и отзывчивы. Разговаривают тихо, быть на первых ролях не стремятся. |
Каждому утверждению соответствует 1 балл. Если ребёнок по оценке взрослого набрал 4-5 баллов в окне суммы, свойства данного темперамента выражены довольно ярко. Если баллов всего 1-3, говорить о свойствах определённого темперамента рано, желательно организовать специальное наблюдение и подключить к анкетированию нескольких взрослых, чтобы можно было ввести средний балл.
ПРОВЕРКА ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛУШАРИЯ
1. Ведущая рука.
Скрестите пальцы рук и определите, какой большой палец сверху: правый или левый. Отметьте букву П или Л.
2. Ведущее ухо.
Подставьте мне ухо, я шепну вам что-то...
Какое ухо подставляет ученик? Отметьте букву П или Л.
3. Ведущая нога.
Закиньте ногу за ногу. Какая нога сверху?
Отметьте букву П или Л.
4. Ведущий глаз.
Расположите прямо перед собой лист с прорезанным отверстием. Смотрите через него на какой-либо предмет двумя глазами. Закройте поочередно правый, левый глаз. При каком закрытом глазе изображение в «окошке» смещается?
Отметьте букву П или Л.
Напишите все буквы, которые вы отметили, например: п п п л.
Полушария головного мозга ассиметричны, следовательно, пишем буквы наоборот: л л л п - у Вас доминирующим является левое полушарие.
Если получилась формула п п л л, Вы амбидекстр (равнополушарный).
«КЛЮЧИ ГЛАЗНОГО ДОСТУПА».
(определение доминирующего канала восприятия информации)
ВИЗУАЛ ВИЗУАЛ
АУДИАЛ АУДИАЛ
КИНЕСТЕТИК КИНЕСТЕТИК
При неожиданном вопросе, задумываясь, смотрит вверх – визуал, в сторону – аудиал, вниз – кинестетик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"
Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...
Тьюторство - как основной элемент управления профессиональным самоопределением личности обучающегося
Статья опубликована в сборнике "Непрерывное образование в Западной Сибири: материалы четвертой региональной научно-практической конференции (12-16 июля 2010 года)" [Текст] : сборник научных ...
Влияние профессиональнозначимых качеств педагога на развитие личности обучающегося
Работа выполнена в качестве итоговой работы на курсах профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования в ПАПО....
Современные технологии обучения, направленные на развитие творческой личности обучающихся
В данной статье дан обзор наиболее эффективных педагогических технологий обучения, направленных на развитие творческих способностей ребенка....
Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...
«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Статья подготовлена в рамках мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....