Методическое объединение
презентация к уроку на тему
классному руководителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116.5 КБ |
![]() | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности использования психолого-педагогической диагностики
в системе профориентационной работы Школы-интерната II вида
г. Советска
Минина О.И., педагог-психолог, учитель-дефектолог, Протасова Л.В., педагог-психолог, воспитатель Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида г. Советска Кировской области
Работа по профессиональной ориентации в условиях коррекционной школы имеет большое своеобразие в силу особенностей психофизического и социального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Именно эти особенности не позволяют ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в общеобразовательной школе.
Одно из главных звеньев профессионального самоопределения – выбор доступной, адекватной возможностям специальности, на которую есть спрос на рынке труда в данном регионе.
Основные направления профориентационной работы: диагностика способностей и профессиональных интересов; трудовая подготовка и социально-бытовая ориентировка; система коррекционных мероприятий по профессиональной социализации.
Работу по профориентации ведут психолог, классный руководитель, воспитатели и учителя профессионально-трудового обучения в тесном контакте со школьным врачом. Пропедевтический этап направлен на формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, Последующие этапы – это целенаправленная работа по формированию профессиональной направленности и становлению профессионального сознания.
Профориентационная работа начинается с изучения учащихся в профессиональных целях. На всех учащихся, заканчивающих первую ступень обучения, заполняется «Карта способностей» (Г.В. Васенков, 1996), в которой отражаются особенности трудовой деятельности, интересы, уровень работоспособности, проявление эмоций и волевых качеств в процессе труда. В дальнейшем «Карта способностей» заполняется ежегодно и дополняется новыми данными, отражающими особенности трудовой деятельности и личностного развития учащихся. Данные по диагностике заносятся в сводную таблицу результатов (Приложение 1). На основе анализа полученных данных выстраивается траектория развития будущего выпускника.
Работа с «Картой способностей» помогает определиться и с профилями трудовой подготовки на начальном этапе обучения, поскольку опыт «примеривания» профессии (занятия по социально-бытовой ориентировке, кружки, внеурочная и общественная работа и др.) в школе позволяет детям осознанно делать свой собственный выбор.
При комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке целесообразно учитывать не только возможности детей в практической деятельности, но и их собственную оценку своих способностей, уровень притязаний. Диагностика систематически осуществляется в рамках занятий по профориентации. Курс занятий «Профессиональное самоопределение и технология поиска работы» включает деловые и ролевые игры, социальные пробы (Приложение 2).
Одна из трудностей приспособления выпускников специальных школ к самостоятельной жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают. Для коррекционной работы с учащимися и родителями используются две диагностические методики: опросник профессиональных интересов (А.Е. Голомшток, 1979) и анкета «Хочу. Могу» (Н.И. Букун, А.И. Иваницкий, 1990). Полученные в ходе диагностики данные позволяют быстро и качественно оценить уровень притязаний и выявить в совместной работе преобладающие интересы в различные возрастные периоды, соотнести их с реальными возможностями детей.
Практика показывает, что в младшем подростковом возрасте (6-7 классы) интересы учащихся очень широкие и разноплановые, к моменту окончания школы (9-11 классы), интересы приобретают большую устойчивость и направленность на выбираемую профессию, при этом примерно у 80% учащихся уровень притязаний по-прежнему остается завышенным.
Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни является прогнозирование профессиональной, производственной и социальной адаптации выпускников, поскольку не менее важную роль в успешном прохождении адаптационного периода играют умения и навыки вхождения в социально-ролевую структуру новой группы, коммуникативные качества личности.
Для изучения этого вопроса со старшеклассниками можно использовать анкету для диагностики сформированности общепрофессиональных компетенций студентов (Е.А. Белорыбкина, 2009). В результате анкетирования выявляются общепрофессиональные и личностные компетенции по 8 параметрам:
- способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
- готовность проявлять ответственность за выполняемую работу;
- готовность к деловому взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- готовность самостоятельно и эффективно решать профессиональные проблемы;
- способность к системному мышлению;
- готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- стремление к самосовершенствованию, творческой самореализации;
- готовность вести здоровый образ жизни.
Таким образом, получение профессии для подростка с ограниченными возможностями здоровья является главным на этапе вхождения его во взрослую жизнь и помощь в выборе профессии необходимо оказывать всесторонне, включая работу по психолого-педагогической диагностике.
При этом нельзя оставлять трудоустройство выпускников неконтролируемым процессом и заканчивать всю профориентацию в школе выдачей аттестатов. Необходима непосредственная помощь учащимся после окончания школы в реализации профконсультационных советов и их намерений.
Список использованной литературы
- Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Сост. Т.М. Лифанова. – М., 1995. – 527 с.
- Белорыбкина Е.А. Формирование компетенций студентов среднего профессионального образования: теория и практика [Текст] / пособие для руководителей образовательных учреждений, преподавателей, классных руководителей системы НПО, СПО. – Киров: МГИУ, 2009. – 236 с.
- Богданова Т.Г., Ярошевич Н.О. Психолого–педагогические условия профессиональной социализации неслышащих подростков, выпускников школ. [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. - 2000. - №3. С. 34-42.
- Букун Н.И., Даний А.И., Иваницкий А.И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ [Текст] / Н.И. Букун, А.И. Даний, А.И. Иваницкий. – Кишинев, 1990
Приложение 1
Результаты диагностики учащихся по «Карте способностей»
Целевая сторона деятельности
Оценка деятельности (средний результат по 7-9 классам) | «2» | «3» | «4» | «5» |
1.Усвоение технико-технологических знаний | - | 70% | 27% | 3% |
2.Усвоение конечной цели работы | - | 56% | 42% | 3% |
3.Усвоение плана работы из объяснений учителя | - | 41% | 59% | - |
4.Самостоятельное планирование работы | 17% | 64% | 20% | - |
Энергетическая сторона деятельности
на занятиях теоретического обучения | - | 66% | 34% | - |
в процессе практической работы | - | 8% | 92% | - |
Исполнительная сторона деятельности
Этапы сформированности навыка по основным технологическим операциям | Количество учащихся (в %) | ||
7 класс | 8 класс | 9 класс | |
1 этап – усвоение знаний и первоначальных представлений | 8% | 25% | 58% |
2 этап – уточнение образа действия | 84% | 50% | 33% |
3 этап – образ действия сформированный | 8% | 25% | 9% |
4 этап – применение в работе ранее усвоенных знаний | - | - | - |
5 этап – сформированность самоконтроля | - | - | - |
Интерес к труду | |||
Интересы выражены | 34% | 58% | 33% |
Слабо выраженный интерес | 58% | 42% | 33% |
Интересы отсутствуют | 8% | 33% | 33% |
Работоспособность | |||
Быстрая утомляемость | 34% | 25% | 67% |
Средняя степень утомляемости | 58% | 50% | 33% |
Высокая работоспособность | 8% | 25% | - |
Проявление волевых качеств | |||
Спокойно и самостоятельно старается преодолеть трудности | 26% | 50% | - |
Возбуждается, проявляет недовольство, но трудности преодолевает | 58% | 25% | 33% |
Преодолевает трудности только при воздействии учителя или не преодолевает | 16% | 25% | 33% |
Отказывается от работы | - | - | 33% |
Приложение 2
Программное содержание и тематический план занятий по программе «Профессиональное самоопределение и технология поиска работы»
Разделы и темы | Содержание занятий | Кол-во часов |
Введение | Анкета выпускника. Человек и его потребности | 1 |
Человек и профессия – 12 часов | ||
Понятие о профессии и специальности. | Профессия и специальность, классификация профессий, профессиограмма. Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии. Диагностика профессиональных интересов и склонностей, работоспособности, познавательных способностей. Экскурсия в профессиональное училище. Диагностика работоспособности, темперамента, познавательных способностей подростка. Выполнение упражнений, направленных на развитие познавательных способностей. | 1 |
Профессиональные интересы и склонности. | 2 | |
Профессиональная пригодность. | 3 | |
Причины ошибок и затруднений при выборе профессии | 1 | |
Характеристика профессий. Профессиограмма | 3 | |
Где можно получить профессию? | 2 | |
Рынок труда – 6 часов | ||
Что такое рынок труда? | Состояние современного рынка труда. Формы и методы поиска работы. Государственная служба занятости населения; фирмы, занимающиеся трудоустройством. | 1 |
Способы поиска работы | 1 | |
Службы, оказывающие помощь в трудоустройстве. Как стать конкурентно-способным на рынке труда? | 2 | |
Предприятия и организации нашего города. | Экскурсия на предприятия и организации города. | 2 |
Профессиональное собеседование – 6 часов | ||
Профессиональное собеседования при приёме на работу. | Особые условия прохождения собеседования. Виды собеседования при приёме на работу. Организация и этапы собеседования. Типичные вопросы профессионального собеседования. Вербальное и невербальное общение. | 1 |
Подготовка документов для собеседования. | 1 | |
Правила поведения при собеседовании. | 2 | |
Тренировочное собеседование с работодателем. | 2 | |
Первые дни на рабочем месте – 4 часа | ||
Порядок оформления на работу. Деловые бумаги. | Заполнение анкеты. Трудовой договор (контракт). Практикум делового общения. | 1 |
Трудовой договор. | 1 | |
Как освоиться в новом коллективе? Служебный этикет. | 2 | |
Законодательство РФ о труде, трудовых отношениях, о льготах для инвалидов. Профсоюзы – 2 часа | ||
Анкета выпускника | 1 | |
Итого: 32 часа |
Приложение 3
Анкета «Хочу. Могу»
Ф.И.О._________________________________________________________________________ Класс____________ Год рождения__________________________________________________ | ||
Инструкция: в первом столбике напишите, кем бы вы хотели стать. Во втором столбике отметьте крестиком то, чему вы хотите научиться. В третьем столбике отметьте крестиком, кем вы могли бы работать. Во втором и третьем столбиках, помимо предложенных умений и профессий, можно дописать свой вариант ответа. | ||
Я хотел (хотела) бы стать: | Я хочу научиться: | Я мог (могла) бы работать |
Строить дома | Плотником | |
Руководить другими людьми | Каменщиком | |
Продавать товары | Резчиком по дереву | |
Управлять транспортом | Швеёй | |
Учить детей | Санитаром | |
Готовить еду | Маляром | |
Шить одежду | Штукатуром | |
Ремонтировать обувь | Мастером по ремонту одежды | |
Настраивать аппаратуру | Обувщиком | |
Вырезать по дереву | Столяром | |
Вышивать на ткани | Помощником повара | |
Ремонтировать аппаратуру | Овощеводом | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления деятельности классного руководителя
Формы работы с родителями
Организация работы с родителями на родительском собрании Родительское собрание - это, если хотите, один из немногих моментов истины, от которых зависит так много, что лучше не проводить родительское собрание вообще, чем проводить его формально, не подготовившись. Родительское собрание - это торжественный момент, позволяющий классному руководителю осуществить главное: соединить цели школы и возможности семьи в воспитании детей. Лизинский В.М., к.п.н., проф., главный редактор журнала, «Классный руководитель», г. Москва
Принципы проведения родительского собрания Место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.
Методические рекомендации Собрание организуется один раз четверть (продолжительность 1 – 1,5 часа) Собрание требует тщательной подготовки Готовиться к собранию желательно заранее (анкетирование, сочинение и т.д.) Продумать оформление классной комнаты Продумать форму приглашения родителей
Виды родительских собраний организационные; установочные; знакомящие с аналитическим материалом; консультативные; собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации; совместные с детьми и родителями; тематические; собрания-практикумы; отчётные (итоговые); информационно-просветительские
Подготовка собрания Определить тему, главную проблему и основные задачи. Продумать ход собрания. Разослать приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание. Продумать, где родители будут раздеваться, кто их встретит в школе. Продумать информационный материал. Определить, кого из учителей можно пригласить. Продумать внешний вид. Поведение классного руководителя должны знаменовать торжественный и возвышенный характер собрания.
Примерная структура родительского собрания Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин). Анализ анкет родителей (5 мин). Выступление по теме собрания (10-15 мин). Обсуждение проблемы родителями (20 мин). Анализ классным руководителем успеваемости класса. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие , совместную работу. Предлагает взять памятки. Просит задержаться тех родителей, у детей которых есть проблемы.
Как начать собрание ? Использование цитат, эпиграфов; оформление доски. Поприветствовать и поблагодарить родителей. Лирическое начало (стихи, музыка). Знакомство родителей с проблемами и регламентом. Необычно рассадить родителей. Выставка работ учащихся. Видеоролик о жизни класса или выступления детей. Начать собрание с результатов анкетирования детей, родителей. Отметить работу родительского комитета. Использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания. Выразить радость от общения с родителями и их детьми.
Формы проведения собраний собрание-дискуссия; лекция деловая игра; родительская конференция по обмену опытом воспитания; исследование; совместные собрания детей и родителей; собрания-чаепития «за круглым столом»; посещение музея и обсуждение с детьми; домашние посиделки; презентация семейного воспитания; пикник.
Правила составления выступления классного руководителя С хорошего начать и хорошим закончить. Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей. О плохом сказать в общем, не называя фамилий. О хорошем – при всех, о недостатках – индивидуально. Показать родителям тетради. Написать благодарность в дневнике за учёбу, трудовые дела и т.д. Награждение родителей грамотами. Представление детей по номинациям.
Протокол № родительского собрания от «_» ________200_ г. Тема: Присутствовали:___ чел. Повестка собрания: Слушали: Решение: Председатель родительского комитета: Секретарь:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/20/picture-49785.jpg)
Анализ работы методического объединения учителей научно-технологического объединения средней общеобразовательной школы №2 г.Нижнеудинска за 2011-2012 учебный год.
Отчет о работе учителей научно-технологического напраления за 2011-2012 уч.год...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-148700-1353433315.jpg)
Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей
Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/02/picture-105131.jpg)
Выступление "Из опыта работы детского общественного объединения "Школьная республика" на методическом объединении старших вожатых, заместителей директоров по воспитательной работе
Описание работы детского общественного объединения "Школьная республика"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-316886-1382009068.jpg)
Районный конкурс школьных методических объединений «Лучшее методическое объединение учителей физической культуры»
Добрый день, уважаемые коллеги!Я рада приветствовать вас на районном конкурсе методических объединений.Слайд№2 Школ у нас в районе мно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-890162-1613543498.jpg)
Конкурс методических объединений. Методическое объединение области "Филология"
Конкурс методических объединений. Методическое объединение области "Филология"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-1069595-1539533140.jpg)
2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»
2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/13/picture-1149071-1560413088.jpg)
Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности
В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...