Методическое объединение
презентация к уроку на тему
классному руководителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
minina_protasova.doc | 116.5 КБ |
metodicheskie_rekomendacii_po_provedeniyu_roditelskogo_sobraniya.ppt | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности использования психолого-педагогической диагностики
в системе профориентационной работы Школы-интерната II вида
г. Советска
Минина О.И., педагог-психолог, учитель-дефектолог, Протасова Л.В., педагог-психолог, воспитатель Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида г. Советска Кировской области
Работа по профессиональной ориентации в условиях коррекционной школы имеет большое своеобразие в силу особенностей психофизического и социального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Именно эти особенности не позволяют ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в общеобразовательной школе.
Одно из главных звеньев профессионального самоопределения – выбор доступной, адекватной возможностям специальности, на которую есть спрос на рынке труда в данном регионе.
Основные направления профориентационной работы: диагностика способностей и профессиональных интересов; трудовая подготовка и социально-бытовая ориентировка; система коррекционных мероприятий по профессиональной социализации.
Работу по профориентации ведут психолог, классный руководитель, воспитатели и учителя профессионально-трудового обучения в тесном контакте со школьным врачом. Пропедевтический этап направлен на формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, Последующие этапы – это целенаправленная работа по формированию профессиональной направленности и становлению профессионального сознания.
Профориентационная работа начинается с изучения учащихся в профессиональных целях. На всех учащихся, заканчивающих первую ступень обучения, заполняется «Карта способностей» (Г.В. Васенков, 1996), в которой отражаются особенности трудовой деятельности, интересы, уровень работоспособности, проявление эмоций и волевых качеств в процессе труда. В дальнейшем «Карта способностей» заполняется ежегодно и дополняется новыми данными, отражающими особенности трудовой деятельности и личностного развития учащихся. Данные по диагностике заносятся в сводную таблицу результатов (Приложение 1). На основе анализа полученных данных выстраивается траектория развития будущего выпускника.
Работа с «Картой способностей» помогает определиться и с профилями трудовой подготовки на начальном этапе обучения, поскольку опыт «примеривания» профессии (занятия по социально-бытовой ориентировке, кружки, внеурочная и общественная работа и др.) в школе позволяет детям осознанно делать свой собственный выбор.
При комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке целесообразно учитывать не только возможности детей в практической деятельности, но и их собственную оценку своих способностей, уровень притязаний. Диагностика систематически осуществляется в рамках занятий по профориентации. Курс занятий «Профессиональное самоопределение и технология поиска работы» включает деловые и ролевые игры, социальные пробы (Приложение 2).
Одна из трудностей приспособления выпускников специальных школ к самостоятельной жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают. Для коррекционной работы с учащимися и родителями используются две диагностические методики: опросник профессиональных интересов (А.Е. Голомшток, 1979) и анкета «Хочу. Могу» (Н.И. Букун, А.И. Иваницкий, 1990). Полученные в ходе диагностики данные позволяют быстро и качественно оценить уровень притязаний и выявить в совместной работе преобладающие интересы в различные возрастные периоды, соотнести их с реальными возможностями детей.
Практика показывает, что в младшем подростковом возрасте (6-7 классы) интересы учащихся очень широкие и разноплановые, к моменту окончания школы (9-11 классы), интересы приобретают большую устойчивость и направленность на выбираемую профессию, при этом примерно у 80% учащихся уровень притязаний по-прежнему остается завышенным.
Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни является прогнозирование профессиональной, производственной и социальной адаптации выпускников, поскольку не менее важную роль в успешном прохождении адаптационного периода играют умения и навыки вхождения в социально-ролевую структуру новой группы, коммуникативные качества личности.
Для изучения этого вопроса со старшеклассниками можно использовать анкету для диагностики сформированности общепрофессиональных компетенций студентов (Е.А. Белорыбкина, 2009). В результате анкетирования выявляются общепрофессиональные и личностные компетенции по 8 параметрам:
- способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
- готовность проявлять ответственность за выполняемую работу;
- готовность к деловому взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- готовность самостоятельно и эффективно решать профессиональные проблемы;
- способность к системному мышлению;
- готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- стремление к самосовершенствованию, творческой самореализации;
- готовность вести здоровый образ жизни.
Таким образом, получение профессии для подростка с ограниченными возможностями здоровья является главным на этапе вхождения его во взрослую жизнь и помощь в выборе профессии необходимо оказывать всесторонне, включая работу по психолого-педагогической диагностике.
При этом нельзя оставлять трудоустройство выпускников неконтролируемым процессом и заканчивать всю профориентацию в школе выдачей аттестатов. Необходима непосредственная помощь учащимся после окончания школы в реализации профконсультационных советов и их намерений.
Список использованной литературы
- Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Сост. Т.М. Лифанова. – М., 1995. – 527 с.
- Белорыбкина Е.А. Формирование компетенций студентов среднего профессионального образования: теория и практика [Текст] / пособие для руководителей образовательных учреждений, преподавателей, классных руководителей системы НПО, СПО. – Киров: МГИУ, 2009. – 236 с.
- Богданова Т.Г., Ярошевич Н.О. Психолого–педагогические условия профессиональной социализации неслышащих подростков, выпускников школ. [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. - 2000. - №3. С. 34-42.
- Букун Н.И., Даний А.И., Иваницкий А.И. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ [Текст] / Н.И. Букун, А.И. Даний, А.И. Иваницкий. – Кишинев, 1990
Приложение 1
Результаты диагностики учащихся по «Карте способностей»
Целевая сторона деятельности
Оценка деятельности (средний результат по 7-9 классам) | «2» | «3» | «4» | «5» |
1.Усвоение технико-технологических знаний | - | 70% | 27% | 3% |
2.Усвоение конечной цели работы | - | 56% | 42% | 3% |
3.Усвоение плана работы из объяснений учителя | - | 41% | 59% | - |
4.Самостоятельное планирование работы | 17% | 64% | 20% | - |
Энергетическая сторона деятельности
на занятиях теоретического обучения | - | 66% | 34% | - |
в процессе практической работы | - | 8% | 92% | - |
Исполнительная сторона деятельности
Этапы сформированности навыка по основным технологическим операциям | Количество учащихся (в %) | ||
7 класс | 8 класс | 9 класс | |
1 этап – усвоение знаний и первоначальных представлений | 8% | 25% | 58% |
2 этап – уточнение образа действия | 84% | 50% | 33% |
3 этап – образ действия сформированный | 8% | 25% | 9% |
4 этап – применение в работе ранее усвоенных знаний | - | - | - |
5 этап – сформированность самоконтроля | - | - | - |
Интерес к труду | |||
Интересы выражены | 34% | 58% | 33% |
Слабо выраженный интерес | 58% | 42% | 33% |
Интересы отсутствуют | 8% | 33% | 33% |
Работоспособность | |||
Быстрая утомляемость | 34% | 25% | 67% |
Средняя степень утомляемости | 58% | 50% | 33% |
Высокая работоспособность | 8% | 25% | - |
Проявление волевых качеств | |||
Спокойно и самостоятельно старается преодолеть трудности | 26% | 50% | - |
Возбуждается, проявляет недовольство, но трудности преодолевает | 58% | 25% | 33% |
Преодолевает трудности только при воздействии учителя или не преодолевает | 16% | 25% | 33% |
Отказывается от работы | - | - | 33% |
Приложение 2
Программное содержание и тематический план занятий по программе «Профессиональное самоопределение и технология поиска работы»
Разделы и темы | Содержание занятий | Кол-во часов |
Введение | Анкета выпускника. Человек и его потребности | 1 |
Человек и профессия – 12 часов | ||
Понятие о профессии и специальности. | Профессия и специальность, классификация профессий, профессиограмма. Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии. Диагностика профессиональных интересов и склонностей, работоспособности, познавательных способностей. Экскурсия в профессиональное училище. Диагностика работоспособности, темперамента, познавательных способностей подростка. Выполнение упражнений, направленных на развитие познавательных способностей. | 1 |
Профессиональные интересы и склонности. | 2 | |
Профессиональная пригодность. | 3 | |
Причины ошибок и затруднений при выборе профессии | 1 | |
Характеристика профессий. Профессиограмма | 3 | |
Где можно получить профессию? | 2 | |
Рынок труда – 6 часов | ||
Что такое рынок труда? | Состояние современного рынка труда. Формы и методы поиска работы. Государственная служба занятости населения; фирмы, занимающиеся трудоустройством. | 1 |
Способы поиска работы | 1 | |
Службы, оказывающие помощь в трудоустройстве. Как стать конкурентно-способным на рынке труда? | 2 | |
Предприятия и организации нашего города. | Экскурсия на предприятия и организации города. | 2 |
Профессиональное собеседование – 6 часов | ||
Профессиональное собеседования при приёме на работу. | Особые условия прохождения собеседования. Виды собеседования при приёме на работу. Организация и этапы собеседования. Типичные вопросы профессионального собеседования. Вербальное и невербальное общение. | 1 |
Подготовка документов для собеседования. | 1 | |
Правила поведения при собеседовании. | 2 | |
Тренировочное собеседование с работодателем. | 2 | |
Первые дни на рабочем месте – 4 часа | ||
Порядок оформления на работу. Деловые бумаги. | Заполнение анкеты. Трудовой договор (контракт). Практикум делового общения. | 1 |
Трудовой договор. | 1 | |
Как освоиться в новом коллективе? Служебный этикет. | 2 | |
Законодательство РФ о труде, трудовых отношениях, о льготах для инвалидов. Профсоюзы – 2 часа | ||
Анкета выпускника | 1 | |
Итого: 32 часа |
Приложение 3
Анкета «Хочу. Могу»
Ф.И.О._________________________________________________________________________ Класс____________ Год рождения__________________________________________________ | ||
Инструкция: в первом столбике напишите, кем бы вы хотели стать. Во втором столбике отметьте крестиком то, чему вы хотите научиться. В третьем столбике отметьте крестиком, кем вы могли бы работать. Во втором и третьем столбиках, помимо предложенных умений и профессий, можно дописать свой вариант ответа. | ||
Я хотел (хотела) бы стать: | Я хочу научиться: | Я мог (могла) бы работать |
Строить дома | Плотником | |
Руководить другими людьми | Каменщиком | |
Продавать товары | Резчиком по дереву | |
Управлять транспортом | Швеёй | |
Учить детей | Санитаром | |
Готовить еду | Маляром | |
Шить одежду | Штукатуром | |
Ремонтировать обувь | Мастером по ремонту одежды | |
Настраивать аппаратуру | Обувщиком | |
Вырезать по дереву | Столяром | |
Вышивать на ткани | Помощником повара | |
Ремонтировать аппаратуру | Овощеводом | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления деятельности классного руководителя
Формы работы с родителями
Организация работы с родителями на родительском собрании Родительское собрание - это, если хотите, один из немногих моментов истины, от которых зависит так много, что лучше не проводить родительское собрание вообще, чем проводить его формально, не подготовившись. Родительское собрание - это торжественный момент, позволяющий классному руководителю осуществить главное: соединить цели школы и возможности семьи в воспитании детей. Лизинский В.М., к.п.н., проф., главный редактор журнала, «Классный руководитель», г. Москва
Принципы проведения родительского собрания Место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.
Методические рекомендации Собрание организуется один раз четверть (продолжительность 1 – 1,5 часа) Собрание требует тщательной подготовки Готовиться к собранию желательно заранее (анкетирование, сочинение и т.д.) Продумать оформление классной комнаты Продумать форму приглашения родителей
Виды родительских собраний организационные; установочные; знакомящие с аналитическим материалом; консультативные; собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации; совместные с детьми и родителями; тематические; собрания-практикумы; отчётные (итоговые); информационно-просветительские
Подготовка собрания Определить тему, главную проблему и основные задачи. Продумать ход собрания. Разослать приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание. Продумать, где родители будут раздеваться, кто их встретит в школе. Продумать информационный материал. Определить, кого из учителей можно пригласить. Продумать внешний вид. Поведение классного руководителя должны знаменовать торжественный и возвышенный характер собрания.
Примерная структура родительского собрания Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин). Анализ анкет родителей (5 мин). Выступление по теме собрания (10-15 мин). Обсуждение проблемы родителями (20 мин). Анализ классным руководителем успеваемости класса. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие , совместную работу. Предлагает взять памятки. Просит задержаться тех родителей, у детей которых есть проблемы.
Как начать собрание ? Использование цитат, эпиграфов; оформление доски. Поприветствовать и поблагодарить родителей. Лирическое начало (стихи, музыка). Знакомство родителей с проблемами и регламентом. Необычно рассадить родителей. Выставка работ учащихся. Видеоролик о жизни класса или выступления детей. Начать собрание с результатов анкетирования детей, родителей. Отметить работу родительского комитета. Использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания. Выразить радость от общения с родителями и их детьми.
Формы проведения собраний собрание-дискуссия; лекция деловая игра; родительская конференция по обмену опытом воспитания; исследование; совместные собрания детей и родителей; собрания-чаепития «за круглым столом»; посещение музея и обсуждение с детьми; домашние посиделки; презентация семейного воспитания; пикник.
Правила составления выступления классного руководителя С хорошего начать и хорошим закончить. Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей. О плохом сказать в общем, не называя фамилий. О хорошем – при всех, о недостатках – индивидуально. Показать родителям тетради. Написать благодарность в дневнике за учёбу, трудовые дела и т.д. Награждение родителей грамотами. Представление детей по номинациям.
Протокол № родительского собрания от «_» ________200_ г. Тема: Присутствовали:___ чел. Повестка собрания: Слушали: Решение: Председатель родительского комитета: Секретарь:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы методического объединения учителей научно-технологического объединения средней общеобразовательной школы №2 г.Нижнеудинска за 2011-2012 учебный год.
Отчет о работе учителей научно-технологического напраления за 2011-2012 уч.год...
Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей
Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...
Выступление "Из опыта работы детского общественного объединения "Школьная республика" на методическом объединении старших вожатых, заместителей директоров по воспитательной работе
Описание работы детского общественного объединения "Школьная республика"...
Районный конкурс школьных методических объединений «Лучшее методическое объединение учителей физической культуры»
Добрый день, уважаемые коллеги!Я рада приветствовать вас на районном конкурсе методических объединений.Слайд№2 Школ у нас в районе мно...
Конкурс методических объединений. Методическое объединение области "Филология"
Конкурс методических объединений. Методическое объединение области "Филология"...
2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»
2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...
Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности
В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...