Значение мнемотехники в развитии речи дошкольника
методическая разработка по теме

Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Значение приёмов мнемотехники в развитии       монологической речи  дошкольников с речевыми

                                                             нарушениями.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Дети не могут самостоятельно справиться с её обработкой. Отсюда неврозы, логоневрозы, психические отклонения.

Приёмы мнемотехники позволяют без умственных и психических перегрузок развить общие способности ребёнка и адаптировать их к учебному процессу.

Рациотехника – логическое мышление.

Эйдотехника – образное мышление.

Мнемотехника – техника развития памяти, искусственные приёмы запоминания.

Если наша память состоит из восприятия, запоминания, хранения и воспроизведения, то мнемотехника используется на стадии запоминания информации через зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное восприятие.

Использование данной методике в речевой практике, с логопедическими детьми показала, что  дети легче усваивают информацию на слух, когда есть зрительные опоры, планирование, навыки обработки информации.

Задания лучше давать в игровой форме, использовать как часть занятия.

Шесть основных приёмов:

1 Крокирование /метод рисуночного письма /, когда дети рисуют кроки - схемы предметов, явлений, а потом легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовано. Так первобытные люди рисовали свои действия на скалах, в пещерах, не зная грамоты. Рисунок может быть использован для пересказа рассказа, заучивания стихотворения. «Рисуем» рассказы, сказки, кодируем стихи, загадки, тексты.

Разную информацию можно заложить в мнемотаблицу. Мнемотаблицы развивают  память, умение анализировать, систематизировать материал,  составлять рассказы, развивают логику, образное мышление, тренируют  зрительную память, восприятие. Каждый ребёнок сам составляет мнемотаблицу.

Использование приёмов мнемотехники позволяет сократить время выполнения задания.

2 Образное запоминание, когда при чтении рассказа или рассматривании картины ребёнок «входит в образ», управляет образом, проделывает все действия героя. Такой рассказ легче и лучше запоминается.

3 Метод Цицерона /метод мест или комнаты/ Часто используется при работе над стихотворением, при работе над определённым звуком Например, звук Ш хожу по группе и «раскладываю» предметы - в раздевалке/шуба/ в мойке/чашка/ в спальне подушка/ на большом  стуле /рубашка/ под стулом /башмак/ на маленьком стуле /шарф/ на столе /карандаш/ в вазе /ромашка/  в уголке девочек /матрёшка/ у мальчиков /машина/  на лампе /букашка/ в магазине /кошелёк/ мешочек /шишка/ шкаф/книжка/Затем называю место, а дети предмет со звуком /ш/. Начинать с 10 -12 слов и постепенно увеличивать.

3 Метод ассоциативных цепочек /метод чепухи /Каждая единица информации связывается попарно, как звенья в цепи. Можно связывать парадоксально, необычно, смешно - это лучше запоминается. Это могут быть коллажи: развивающие и обучающие /разные картинки на листе бумаги/ по лексическим темам/Библиотека Ателье Север История С-Петербурга/ или картинки на определённый звук.

Хорошо использовать коллажи при автоматизации звука на фронтальном занятии в подготовительной группе. По коллажу можно построить всё занятие. Выделить дежурный звук, определить позицию звука по картинкам, провести звуковой анализ слова, назвать слова по коллажу «мой моя моё мои» или отработать другую грамматику и в конце соединить в цепочку картинки, чтобы получился связный творческий рассказ. На этом методе можно отрабатывать словарь по темам. Например, «Времена года» сыр/солнце/ зонт /дождик/ книга/листья/ тарелки/ лужи/ одуванчик /птицы/ сосульки /весна/  горох /почки/

4 Метод трансформации. запоминание через превращение одного образа в другой/ как бы лепим из пластилина/ Вспомните мультфильм про пластилиновую ворону.Лучше работать руками.  Эти упражнения вызывают интерес, снимают напряжение. Например, лепим  руками помидор – упал – берет + ножка – гриб – ножка развалилась – паучок + плетёт паутину – бабочка +сложила крылья – почка – банан + очистили - цветок и.т.д. По жестам вспоминают все слова.

Элементы мнемотехники обогащают занятие, формируют предпосылки к самообучению, закладывают навыки совершенствования восприятия и запоминания. Дети занимаются с большим удовольствием.

Возможность общаться, говорить – удивительный дар природы. На формирование способности заговорить  природа отвела с года до 8- 9 лет. В 9 лет речевая зона коры «закрывается» Очень важно в этот ситуативный период помочь ребёнку  сформировать фундамент  речевого общения.

Ещё Выготский говорил «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Зрительные опоры, символы, таблицы имеют для дошкольников большое значение. Использование приёмов мнемотехники – ещё один способ помочь ребёнку в речевом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника

Презентаци на теиу "Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольника"...

Использование мнемотехники в развитии речи детей с речевыми нарушениями.

Использование мнемотехники для составления описательных рассказов, разучивании стихотворений, автоматизации и дифференциации звуков. Данная  статья содержит теоретический и практический материал ...

"Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

В статье изложен материал по использованию мнемотехники на занятиях по развитию речи,этапы работы с мнемотаблицей,приведены примеры игр с использованием мнемоквадратов. Статья будет полезна педагогам ...

Использование мнемотехники в развитии речи детей

В данной статье рассказывается о том, что такое мнемотехника, как  её использование на занятиях  влияет на развитие речи детей....

Консультация для родителей "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи"

Знакомство родителей с приёмами мнемотехникик в развитии речи детей....


 

Комментарии

Мнемотехника-инновационный приём в коррекционной работе с речевой патологией у дошкольников.