Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Мнемотехника в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
В своей практике я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.
Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я и пришла к выводу, что помочь в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника.
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемотехнику) включает: римского философа Сенеку, одного из видных деятелей христианской церкви Августина, римского ритора (учителя красноречия) Квинтилиана и др.
Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.
Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.
Не угасает интерес к мнемотехнике и в настоящее время. Более того, методы мнемотехники постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах работы памяти человека. В настоящее время феноменальная память из области чудес переходит в область обыкновенных, доступных каждому, ее можно сформировать, как и любой другой навык. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.
Мнемотаблицы использую:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Презентация с использованием ИКТ о развитии речи с использованием метода мнемотехники.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы прослушали с Вами семинар, а теперь я хочу показать Вам некоторые моменты работы с мнемотаблицей.
1 . Дети очень полюбили учить стихи с помощью мнемотаблиц.
Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Короткое видео. Дети учат стихи.
Попробуем выучить детское стихотворение по мнемотаблице.
2 задание для педагогов. Составить мнемотаблицу для стихотворения.
Для 3х человек по стихотворению. Они составляют мнемотаблицу.
Другие пробуют отгадать стихотворение.
3 задание. Угадайте сказку по мнемотаблице.
«Заюшкина избушка», «Бобовое зернышко», «Курочка ряба», «Колобок».
4 задание. Прочитаем рассказ с картинками, это одно из упражнений мнемотехники.
5 задание. Предлагаю Вам попробовать выучить стихотворение по живой таблице. (2-3 видео на экране).
6 задание. Сейчас, я предлагаю Вам поиграть в Игру «Ассоциации», для развития памяти.
1ком. Дом- стены-..-…-…-… (Последний участник должен повторить все слова)
2 ком. Лес - … -…-… (Последний участник повторяет слова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками
Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....
Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза»
Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.Образовательные задачи: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизи...
Экспресс-диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы.Данная диагностика позволяет: Сократить временные рамки диагностики, провести количественную и качественную обра...
Экспресс-диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы.Данная диагностика позволяет: Сократить временные рамки диагностики, провести количественную и качественную обра...
Коррекция нарушений развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ЦПМСС
Материал для педагогов....
Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...