Статьи
статья
«Последующее всегда основывалось на предшествующем,
а предшествующее укреплялось последующим»
(Ян-Амос Коменский)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преемственность в развитии речи детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства – важное условие предупреждения неуспешности в обучении
Авторы: Кабаченко Н. А., Кабаченко Е. И. учителя-логопеды по инновационной работе
ГОУ Д/С 2444 г. Москва
«Последующее всегда основывалось на предшествующем,
а предшествующее укреплялось последующим»
(Ян-Амос Коменский)
В настоящее время организация преемственности в образовании не только между отдельными субъектами (детский сад – школа), но и в рамках конкретного учреждения является актуальной и очень важной задачей, которая направлена на то, чтобы создать каждому ребёнку комфортные условия для его полноценного, гармоничного развития и обучения. Осуществление преемственности между дошкольным учреждением и школой направлено на то, чтобы с одной стороны (ДОУ) обеспечить максимальную готовность ребёнка к школьному обучению, с другой стороны (школа) обеспечить максимально комфортные условия процесса адаптации. Но обеспечить максимально возможную готовность ребёнка к школьному обучению невозможно за один и даже два года. Это длительный процесс, включающий все возрастные периоды дошкольного детства.
Готовность ребёнка к обучению в школе обеспечивается качественным усвоением знаний и умений в рамках каждого возрастного периода, которое выражается в их соответствии требованиям программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В этих условиях преемственность в рамках дошкольного учреждения призвана выполнять роль связующего механизма между четырьмя возрастными периодами физического и психического развития детей, включающими:
- ранний возраст - от 1года до трёх лет (ясли, первая младшая группа);
- младший дошкольный возраст – от трёх до четырёх лет (вторая младшая группа);
- средний дошкольный возраст – от четырех до пяти лет (средняя группа);
- старший дошкольный возраст - от пяти до семи лет (старшая и подготовительная группы).
И от того на сколько эффективно решаются образовательные задачи текущего года обучения, на сколько развитие ребёнка будет соответствовать планируемым промежуточным результатам в конце года, зависит успешность усвоения им программного материала следующего года.
Важнейшим фактором, во многом определяющим успешность и активность ребёнка как субъекта образовательной деятельности является своевременное, полноценное овладение речью.
Появившийся на свет младенец не умеет говорить, но имеет способность к усвоению языка, на котором с ним общаются окружающие его люди. Овладение речью происходит постепенно, это сложный психофизиологический процесс, требующий определённых условий:
- отсутствие патологии в строении и достаточное развитие артикуляционного аппарата (скоординированная работа мышц лица, губ, щёк, языка, глотки, гортани, голосовых связок);
- отсутствие патологии в строении и достаточное развитие дыхательной системы (сила выдоха, полнота вдоха);
- отсутствие патологии в строении и достаточное развитие физического и фонематического слуха (умение слышать и дифференцировать звуки речи);
- необходимый уровень развития мышления, памяти, внимания;
- наличие полноценной речевой среды (активное общение со взрослым, предметное окружение);
- наличие потребности в общении.
Не секрет, что в каждой возрастной группе детского сада в начале учебного года есть дети, чье речевое развитие значительно отстаёт от нормы. Среди них могут находиться дети, не посещавшие ранее детский сад и те, кто посещал предыдущую возрастную группу. Они составляют группу риска по речевым нарушениям. У них низкие стартовые возможности, и велика вероятность того, что программа предстоящего года не будет освоена в полной мере т.к. для её успешного усвоения отсутствует важное условие –соответствующий возрасту уровень развития речи. Нарушения в развитии речи значительно снижают ее понимание, познавательные возможности ребёнка, не дают ему выражать свои мысли, а значит быть полноценным участником образовательного процесса. В этих условиях очень важно понять, какой характер носит нарушение, возможно ли его преодоление в рамках данной группы силами воспитателя и имеющихся в ДОУ специалистов, или ребёнку требуется углубленное обследование, перевод в специализированную группу и помощь специалистов в области педагогической коррекции и медицины.
Логопедическая диагностика детей, посещающих вторую младшую, среднюю, старшую и подготовительную группы, проведённая в начале учебного года в рамках эксперимента «Технология преемственности – как условие преодоления неуспешности в образовании на каждой возрастной ступени» выявила наличие в каждой возрастной группе детей, имеющих нарушения речи различной степени выраженности.
С целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели и родители, было проведено анкетирование. Анкетирование воспитателей показало, что многие считают, что они не достаточно эффективно владеют методами и приёмами развития речи детей. Им требуется помощь в организации: работы по предупреждению возникновения речевых нарушений с детьми, чья речь находится в настоящее время в пределах возрастной нормы; работы с детьми группы риска; развивающей речевой среды в группе и партнёрского взаимодействия с родителями.
Анкетирование родителей показало, что они не обладают необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Не могут организовать условия для полноценного развития речи ребёнка в семье, часто просто пассивны, из-за нехватки времени. Снимая с себя ответственность за развитие ребёнка, демонстрируют потребительское отношение к дошкольному учреждению. Родителям необходима информация: об особенностях психофизического развития детей; о роли родителей в процессе воспитания и обучения ребёнка; о последствиях во время не устранённых речевых нарушений, и возможностях их своевременного предупреждения и устранения.
Таким образом, были выявлены причины, не способствующие нормальному речевому развитию детей, и намечены пути их устранения:
работа с воспитателями:
- оказание методической помощи воспитателям по развитию речи детей в конкретной возрастной группе;
- оказание методической помощи по развитию речи детей группы риска;
- разработка индивидуальных рекомендаций по развитию речи на каждого ребёнка с учётом индивидуальных потребностей;
- разработка рекомендаций по развитию речи всей группы;
- оказание методической помощи по формированию в группе развивающей предметно-пространственной среды;
- оказание помощи в организации партнёрского взаимодействия с родителями.
работа с родителями:
- педагогическое просвещение родителей;
- разработка индивидуальных рекомендаций по развитию речи на каждого ребёнка с учётом индивидуальных потребностей и возможности их использования в домашних условиях;
- направление родителей детей с выраженными речевыми нарушениями на ПМПк дошкольного учреждения, а затем ПМПК округа для определения дальнейшего образовательного маршрута.
Таким образом, логопедическая диагностика детей, анкетирование родителей и воспитателей в рамках экспериментальной деятельности позволили выявить имеющиеся проблемы в развитии речи детей и искать пути их преодоления в организации сотрудничества путем вовлечения в образовательный процесс всех субъектов образовательной деятельности в каждой конкретной группе, в дошкольном учреждении в целом и преемственности в рамках этого сотрудничества.
Литература:
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. и др. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования»Издательство: Мозаика-Синтез, 2010
Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М., Мозаика-Синтез, 2005.
Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи./ В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина.— М., 1984.
Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Просвиркин В.Н. Преемственность в системе не-прерывного образования: теория и технология. М.: Московский психолого-социальный институт – 2007.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учебное пособие. -М.: Изд-воМГЗПИ. -1991.
Источник: Журнал "Преемственность в образовании preemstvennost.ru"
http://preemst.e-2a.ru/index.php/novyj-nomer/12-uud/26-logoped-preemstvennost-2444
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....