Взаимосвязь специалистов как фактор успешности коррекционо-образовательной работы с детьми с ТНР
методическая разработка по теме
Не секрет, что координация усилий специалистов, работающих на логопедической группе, является сложной и подчас невыполнимой задачей. Часто учителю-логопеду, пытающему объединить действия коллег, приходиться слышать от воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре одну и ту же фразу: «У нас своя программа! » И действительно, все специалисты работают по своим программам, превращаясь в хорошо известных нам героев басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак и щука».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преемственность в работе педагогов - есть результат достижения педагогических целей
К.Д.Ушинский
Не секрет, что координация усилий специалистов, работающих на логопедической группе, является сложной и подчас невыполнимой задачей. Часто учителю-логопеду, пытающему объединить действия коллег, приходиться слышать от воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре одну и ту же фразу: «У нас своя программа! » И действительно, все специалисты работают по своим программам, превращаясь в хорошо известных нам героев басни И.А.Крылова «Лебедь, Рак и щука». Согласитесь, это знакомая ситуация. На очередном заседании ПМПк ДОУ после бурного обсуждения данной проблемы коллеги пришли к единому мнению - созданию комплексного подхода в процессе коррекционно-образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении педагогических подходов направленных на выравнивание речевого, психофизического и личностного развития дошкольников.
Для реализации проблемы были поставлены основные задачи:
- создание команды единомышленников;
- организация единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей.
- создание коррекционно – образовательных центров в (в лог.кабинете, группах);
- повышение профессионального уровня всех специалистов;
- разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики, -создание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для каждого обучаемого логопедической группы.
Так, появилась модель взаимодействия педагогов, специалистов, мед. персонала и родителей, представляющая собой целостную систему, включающая диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, а так же схема координации специалистов со строгим распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи от каждого педагога и специалиста.
Взаимодействие специалистов в детском саду начинается с психолого-медико-педагогического обследования воспитанников, которое проводится логопедом совместно с педагогами ДОУ. Задача обследования - определение уровня общего и речевого развития каждого ребенка. Для устранения совокупности нарушений коррекционная работа строится комплексно, т.е. организуется воздействие всех педагогов одномоментно. Длительность и конкретная адресность этой помощи не только обусловлены тем или иным запросом родителей или рекомендациями соответствующих специалистов, но также и индивидуальными возможностями того или иного ребенка. Этому способствует разработанный перспективный комплексный план коррекционной работы, в котором поэтапно отражается конкретная работа каждого специалиста и педагога.
Перспективный план отражает приоритетные направления коррекционной работы, задачи, содержание, сроки и деятельность специалиста.
Содержание индивидуальных и групповых занятий направлено на освоение единой темы в различных видах деятельности с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно – эстетического, физического и личностного развития ребенка.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией процесса и правильным распределением нагрузки. Ведущая роль принадлежит учителю – логопеду, который координирует взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса, проводит ПМПк, руководит, созданной в ДОУ «Школой речевых наук», составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, определяет сложность и выраженность речевых недостатков, занимается постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков, профилактикой нарушений письменной речи, оказывает консультативную помощь родителям, научно-методическую помощь специалистам, работникам детского сада. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: кукла - и сказкатерапии., кинезотерапии (лечение движением), кинезиологии мозга, психогимнастики, логоритмики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, логопедического массажа, релаксации, музыкотерапии, медитренинга и т.д.
Представляя роль ведущего в данной деятельности являюсь проводником внедрения инновационных коррекционно-педагогических технологий: мнемотехники, ТРИЗ, игротерапии, «Алфавита телодвижений», разработанный С.И. Веневцевым, нового и интересного направления для развития пальцевой моторики биоэнергопластики. (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. ) Такое совместное движение руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику. Еще один аргумент в пользу биоэнергопластики – положительные структурные изменения в организме, в результате которой улучшаются внимание, память и речь.
Взаимосвязь специалистов заключается в логопедизации всех режимных моментов.
Интегративные связи логопедии с занятиями по физической культуре осуществляет педагог-инструктор О.В. Братчикова. Занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, мышечной релаксации, преодолению межполушарной асимметрии мозга, отрабатывает и закрепляет пространственную лексику в построениях, перестроениях, продолжает работу над правильным дыханием. Содержание занятий определяется целями коррекционного обучения. Ольга Витальевна использует логопедические разминки, двигательные рассказы, рифмовые фразы . При выполнении интенсивных движений с проговариванием детей делит на подгруппы т.к. их выполнение может вызвать расстройство дыхания. Одна группа выполняет с инструктором, другая с воспитателем или с логопедом, затем группы меняются.
Музыкальный руководитель Ништа М. В. развивает чувство ритма и темп речи; автоматизирует звуки при исполнении песен, осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкатерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации работоспособности, снятию поведенческих проблем. Одну из форм своеобразной активной терапии использует элементы логогоритмики. Автоматизация и введение поставленных звуков в самостоятельную речь по предложенной методике происходит значительно легче, с наименьшими энергетическими затратами. Эти занятия носят комплексный характер. Они направлены на развитие моторики артикуляционного аппарата, совершенствование тонких дифференцировок, развитие голоса как главного компонента просодии речи, двигательной памяти и координации движений, взаимосвязанных со словом и музыкой. Опыт работы помог выявить положительность таких занятий: во первых – увеличивается индивидуализация заданий; во вторых – грамотно корректируется апраксические расстройства двигательной функции у детей - дизартриков и заикающихся, формируется психологическая база речи.
Без сомнения, работа каждого специалиста в формировании правильной речи у детей очень важна, но все же главным помощником логопеда в исправлении речевых и сопутствующих нарушений является воспитатель. Воспитатели 1кв. категории Барковская Г.И., Якимова Г.Г. закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизма навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь. Воспитатели понимают, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия является искренняя заинтересованность педагога в его желании помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему помощь и поддержку в случаях затруднения. Это я наблюдаю постоянно, присутствуя на коррекционном часе. Воспитатели используют в коррекционном процессе все режимные моменты: прогулки, игры, самостоятельную деятельность. Все занятия: ознакомление с окружающим, развитие речи, математику, конструирование, аппликацию, лепку, игру проводят в соответствии с лексическими темами, тем самым обеспечивается многократность повторения. Грамотно координировать действия педагогов помогают еженедельные распечатки по лексическим темам, система игр и упражнений, направленных на развитие у детей лексико- грамматического строя речи, фонематических процессов, правильного речевого дыхания; комплексы пальчиковой и зрительной гимнастики; картотека игр на развитие координации речи с движениями; индивидуальные для каждого ребенка артикуляционная гимнастика и речевой материал.
При подборе лингвистического материала учитываются принципы дидактики: прежде всего: последовательность, системность, доступность по содержанию и, главное, соответствие его произносительным возможностям. В ходе совместной коррекционно – развивающей работы с педагогами возникает, необходимость более детального обсуждения конкретных вопросов профилактики, коррекции речи у каждого ребенка в отдельности. С этой целью каждый понедельник проводится еженедельный анализ индивидуальной коррекционной работы, что позволяет своевременно вносить коррективы в работу, определять дидактическую целесообразность отбора речевого материала, изучать результаты выполнения детьми заданий, и определять уровень усвоения содержания программного материала.
Интегрированные занятия, проводимые всеми участниками коррекционно – образовательного процесса, дают возможность увидеть динамику коррекции и определить вектор дальнейшего обучения и коррекции ребенка.
Создание единого речевого пространства является приоритетным направлением в коррекционной работе. Правильно организованная предметно-развивающая среда стимулирует речевую и творческую активность детей. В группах оборудованы речевые центры, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобран наглядно-иллюстративный материал, сюжетные картинки для работы с фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха. Логопедический кабинет имеет полифункциональную коррекционную направленность, аттестован на звание «Образцовый». В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, поэтому одним из направлений коррекционно-педагогической работы мы выбрали театральную деятельность, которая способствует развитию эмоциональной сферы детей, активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. Участвуя в театральной студии, дети знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, звуки музыки, приобретают элементарные актерские навыки: простые, естественные и выразительные в исполнении различных образов. Сказки и речевой материал мы подбираем таким образом, чтобы закрепить звуки, проблемные для ребенка. Знакомство со сказкой – традиционное повествование или видеовариант, выразительное чтение которого переходят в обсуждение сюжета и действий персонажей. Для лучшего восприятия детьми сюжета используем такой приём, как разыгрывание отдельных сцен с помощью кукол бибабо, теневого, пальчикового театра, настольных и стендовых приспособлений. Помогает освоить материал интонационное проговаривание реплик, распев песен, разучивание движений. Для настроя на более точную передачу музыкальных образов музыкальный руководитель проводит с детьми различные упражнения: слушание музыки и её творческое осмысление, ритмопластику, певческие импровизации, оркестровки, игры-драматизации. Примером служат кукольные спектакли «Кто сказал мяу?», «Упрямый котенок», «Репка на новый лад», «Логопедическая полянка»; «Хозяйка медной горы», отрывки из сказок К.И.Чуковского и др. Таким образом, ребенок может передать свои чувства, эмоции, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
В течение последних 5 лет М.В.Ништа - муз.руководитель углублённо работает по теме «Развитие сценического творчества старших дошкольников средствами музыкально-театрализованных представлений». В рамках реализации проекта «Волшебная страна по имени ТЕАТР» в детском саду работает кружок «Конфетти», (посещают кружок 85% детей логопедической группы.) Педагог на своих занятиях активно использует элементы дыхательной гимнастики А. Стрельниковой, психоэтюды М.Чистяковой, «Логориитмику» Л.Картушиной, игровую методику обучения пению Кацер. Применение этих и других методик повышают тонус мышц, активизируют деятельность всего организма, эмоционально раскрепощают детей. У детей исчезает чувство неполноценности, тревожности, пониженной самооценки, формируется уверенность. Дети, которые занимаются в кружке, выгодно отличаются от сверстников. Их речь и мимика более выразительна.
Коррекционная и развивающая работа требует от педагогов определенного уровня знаний и умений, профессиональной подготовки. С этой целью в детском саду четвертый год работает проблемная группа »Школа речевых наук». В состав проблемной группы входят воспитатели и специалисты, работающие с детьми логопедических групп, а в этом году и воспитатели массовых групп. Руководителем школы является учитель-логопед высшей квалификационной категории Т.П.Махинько . Обучение педагогов проходит по перспективному плану работы «Школы речевых наук», утвержденному на заседании педагогического совета ДОУ.(Приложение№ ). Системные занятия в Школе позволяют вооружить сотрудников теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и логопедии, сформировать необходимые умения и навыки,
активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать потребность в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании. Благодаря систематической пропаганде логопедических знаний на занятиях педагоги научились решать проблемы перспективного планирования с отражением преемственности специалистов, оценивать актуальность состояния развития воспитанника и его проблему и профессионально их решать.
Обобщен опыт коррекционной работы педагогов:
- «Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации психо-речевого развития», Махинько Т.П., учитель-логопед (Приложение №5);
«Инновационные технологии в коррекционно-образовательной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (оригинальные сценарии занятий)», «Возможности перспективы ТРИЗ в коррекционно-образовательной работе детьми старшего дошкольного возраста», Махинько Т.П., учитель-логопед.
- «Игры-драматизации как средство развития вербальных и невербальных способов общения детей- логопатов», воспитатель Барковская Г.И.;
- «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через разнообразные виды деятельности», воспитатель Михалева Т.А.
- «Роль музыки в речевом развитии дошкольников » муз.руководитель Ништа М.В.
- «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно – образовательной работе», инструктор по ФИЗО Братчикова О.В.
Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов и педагогов обеспечивают полноценное развитие ребенка, в чем мы убедились сопоставив результаты стартовой и итоговой диагностики. Речевые показатели по всем параметрам улучшились. На конец 2010 года были получены следующие результаты: звуковая сторона речи пришла в норму у всех детей 12чел. (100%) Хорошую динамику развития фонематического слуха и восприятия показали 10 детей (83%), со значительными улучшениями 2человек (17%), допускали ошибки в звуковом анализе в словах со стечением согласных. Развитие слоговой структуры слова соответствует возрастным особенностям у 11 человек (91%), незначительные улучшения 1 человек (9%), По своему объему и богатству словарь детей по всем показателям значительно вырос. Эмоционально комфортно чувствуют себя все дети. Из них 12 детей (100%) с устойчивым уровнем эмоционального благополучия. На конец учебного 2010г. уровень сформированности речи детей логопедической группы был значительно выше, чем у детей массовой группы. Решением ПМПк детского сада все дети логопедической группы направлены в массовую школу.
Выводы
Таким образом, анализ полученных результатов подтвердил, что благодаря комплексному подходу мы сумели достичь высокой эффективности и стабильности результатов в коррекционной работе с детьми с ТНР. Такой поход помог снять все противоречия в процессе коррекционно – развивающего обучения и определить приоритеты коллегиального логопедического воздействия на перспективу с учетом федеральных государственных требований к основной программе дошкольного образования.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 74» комбинированного вида
«Взаимодействие педагогов детского сада как фактор успешности коррекционно – образовательной работы»
Из опыта работы Махинько Т.П.
учителя – логопеда высшей категории
г.Березники 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом объединении специалистов ЦППРиК "На Снежной" "Рекомендации по работе с детьми с аутизмом.
Рекомендации по диагностике, психотерапии и социальной адаптации детей с аутистическими расстройствами....
Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...
Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Обобщение и распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...
«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Успешное преодоление слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями».
laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями». Важной и неотъемл...
Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Проект«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы сдетьми с речевыми нарушениями»...