Опыт работы логопеда в системе взаимодействия специалистов КРО
статья по теме
Описание опыта взаимодействия специалистов в ходе коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В приложении представлены конспекты интегрированных занятий, рекомендации специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_v_mioo_opyt_raboty_logopeda_v_sisteme_vzaimodeystviya_specialistov_kro.docx | 45.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра интегрированного обучения в общеобразовательном учреждении
Курсовая работа
Тема: "Опыт работы логопеда в системе взаимодействия специалистов КРО"
Слушательница курсов
группы № КРО - 54:
Шуварова А.А.
учитель-логопед,
ЦППРК"Детская личность".
Москва
2011
Содержание
Введение_________________________________________________________3
Структура и контингент ЦППРК "Детская личность"____________________4
Традиционные и инновационные формы
взаимодействия специалистов______________________________________5-8
Заключение_______________________________________________________9
Приложение___________________________________________________10-19
Список литературы_______________________________________________20
Введение
В специальной литературе можно найти достаточное количество статей, посвященных вопросу взаимодействия специалистов, воспитателей, учителей и семьи при организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Необходимость такого взаимодействия очевидна, поскольку только всестороннее, комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие на ребенка с особенностями в развитии может стать основой в достижении положительных результатов коррекции. Взаимодействие всех участников коррекционного процесса в литературе часто иллюстрируется схематично. Центральным звеном здесь является ребенок с особенностями в развитии, вокруг которого совместными действиями различных специалистов и семьи создается единое коррекционно - образовательное пространство.
В данной работе предлагаю ознакомиться с тем, как строится такая система работы в Центре психолого-педагогической коррекции и реабилитации "Детская личность".
Структура и контингент ЦППРК "Детская личность".
Прежде чем приступить к описанию опыта работы, необходимо дать ссылку на контингент детей ЦППРК. В основном "наши" дети имеют сложную структуру дефекта, где речевые трудности (алалия, ОНР, СНР, дизартрия, нарушения письменной речи) сочетаются с нарушениями познавательной деятельности, задержками психического развития. Это дети с ДЦП, эпилепсиями, РДА , нарушениями поведения и т.д.
Специалисты оказывают помощь детям дошкольного и школьного возраста в виде консультативного обслуживания в Центре и стационарного пребывания (круглосуточное в течении 5 дней в неделю) в детском саду и школе-интернате.
В Центре “Детская личность” обучаются и получают помощь дети-инвалиды (в режиме стационарного пребывания) по следующим направлениям:
- дефектологическая помощь;
-логопедическая помощь ;
- психологическая помощь;
- коррекция нарушений поведения;
- функциональная диагностика;
- лечебно-диагностическая работа ;
- коррекционное обучение и воспитание;
- лечебная физкультура и массаж.
Традиционные и инновационные формы взаимодействия специалистов.
Взаимодействие специалистов Центра осуществляется на разных этапах работы с детьми:
- на этапе обследования,
- непосредственно в ходе коррекционной работы,
- при организации работы с родителями,
- во время подготовки к праздникам и развлечениям,
- в процессе методической работы .
Мы применяем как традиционные формы взаимодействия, так и новые, обусловленные обобщенным опытом работы. Рассмотрим некоторые из форм сотрудничества педагогов более подробно.
1. Взаимодействие специалистов на этапе обследования ребенка.
Взаимодействие специалистов отмечается уже на ориентировочном этапе обследования при сборе анамнестических данных, выявлении предварительных сведений об индивидуально-типологических особенностях ребенка. Здесь специалисты совместно изучают медицинскую и педагогическую документацию, работы ребенка, беседуют с родителями, выявляя их запросы и жалобы.
Традиционно при проведении обследования (на диагностическом этапе) каждый специалист выявляет те или иные особенности ребенка. Опыт работы показал, что в детском саду, имея дело с "неговорящими и плохо говорящими" детьми целесообразно часть обследования проводить совместно всеми специалистами (логопед, психолог, дефектолог) . Такое "совместное и одновременное"обследование может проводиться во время разных режимных моментов (на прогулке, во время самостоятельной деятельности ребенка в пределах группы). Здесь педагоги сочетают разные методы обследования: наблюдение, диалог, игру. Организация такого комплексного обследования ребенка несколькими специалистами одновременно, на наш взгляд, дает более целостную и объективную картину, не истощая при этом ребенка.
Например: психолог (или другой специалист) организует с ребенком игру: игры с мячом, с кубиками, машинками, куклой, игры с водой, песком, природным материалом и т.д. Логопед и дефектолог в этот момент наблюдают (или включаются в игру позже) и отмечают особенности вступления ребенка в контакт, особенности его внимания, умение подражать взрослому, наличие речевых трудностей, состояние когнитивной сферы, общей и мелкой моторики и т.д. Такая форма взаимодействия - это своего рода проекция работы ПМПК, экспресс - диагностика, проводимая в более комфортных для ребенка условиях.
2. Взаимодействие в ходе коррекционной работы.
По результатам диагностики специалисты планируют коррекционный маршрут ребенка, учитывая выявленные трудности, и распределяют между собой акценты в работе в пределах своей компетентности. Специалисты (логопед, дефектолог, психолог) ведут параллельную работу, преследуя одну цель, но достигая ее разными средствами.
Например, дефектолог работает над коррекцией пространственно-временных представлений, логопед работает над той же проблемой, но с целью предупреждения возникновения оптической дисграфии и дислексии, психолог в этот момент развивает зрительное внимание ребенка.
В другом случае: психолог осуществляет коррекцию эмоциональных нарушений у ребенка, а логопед работает над лексикой, обозначающей те или иные эмоции и эмоциональные состояния.
В ходе работы возникают ситуации, когда ребенок, имеющий особенности поведения, проявляет негативизм, агрессию по отношению ко взрослому, другим детям. В таком случае психолог дает рекомендации о том, какие особенности поведения необходимо учитывать при работе с определенной категорией детей (при эпилепсии, РДА и др.). Такие рекомендации могут быть даны как в ходе беседы, при возникновении проблемной ситуации, так и в форме выступлений на методических объединениях специалистов или в виде памяток (рекомендации в печатном виде).
Примеры таких рекомендаций для педагогов предложены в Приложении 1.
Взаимодействие специалистов Центра осуществляется и в ходе совместного проведения интегрированных занятий: фронтальных или индивидуальных (психолог и логопед, дефектолог и логопед и т.п.).
Так, работая с категорией детей со сложной структурой дефекта, появилась необходимость создания "метапредмета", который мы назвали "сенсомоторной коррекцией". Такие фронтальные занятия в дошкольном отделении Центра проводят дефектолог и логопед. Предварительно совместно обсуждается сценарий занятия, содержание которого связано с изучаемой лексической темой . Логопед и дефектолог решают свои задачи, актуализируя, развивая и закрепляя имеющиеся у детей представления, умения. В эти занятия включаются элементы логоритмики, формируется речевое и двигательное подражание, слуховое внимание, положительный эмоциональный настрой, коммуникативные навыки. Обычно занятия по сенсомоторной коррекции мы проводим с детьми на ковре, в кругу. Нужно отметить, что данный вид занятий универсален и может быть использован в работе не только со "сложной " категорией детей. (Приложение 2)
3.Одним из направлений работы Центра является творческая реабилитация детей в ходе подготовки к праздникам и развлечениям.
В нашем Центре эта работа осуществляется так же совместными усилиями специалистов и музыкального руководителя. Зная особенности поведения, речевые, когнитивные, двигательные возможности ребенка специалисты подбирают каждому роль, где даже "неговорящий" ребенок, или ребенок с ДЦП, или , имеющий аутистические черты, интеллектуальную недостаточность и т.д. может участвовать в празднике, не создавая впечатление "особого, трудного ребенка". В праздниках и развлечениях мы интегрируем детей с различной нозологией. Наши тщательно продуманные, нестандартные праздники ("Окно в Париж", "Цирк! Цирк! Цирк!""Один день из жизни Деда Мороза" и др.), принося радость детям, оказывают положительное эмоциональное влияние и на родителей детей - инвалидов.
4. Взаимодействие специалистов осуществляется и в работе с родителями.
Осуществляя информационно-просветительскую работу логопед совместно с дефектологом оформляют стенды "Рекомендации для родителей".
Проводим анкетирование родителей (анкеты составляются совместно всеми специалистами) с целью изучения семей, отношения родителей к болезни ребенка, восприятию его психического, речевого, интеллектуального дефекта и т.д. Анализ полученной информации позволяет составить планы индивидуальных консультаций для родителей, а также определить темы родительских собраний.
Родительские собрания проводим в нетрадиционной форме: организация родительского клуба; создание проблемных ситуаций, поиск и анализ их решений; "деловая игра" - конкурс; использование приемов анимации, пантомимы. Привлекаем родителей к участию в досуговых мероприятиях (Масленица, "Вместе дружная семья").
Целью мероприятий является сплочение, обмен опытом семей, имеющих "особых" детей. При подготовке родительских собраний специалисты все вместе составляют план и распределяют "роли" участников собрания.
5.Взаимодействие специалистов Центра реализуется традиционно в ходе методической работы:
- обмен опытом при взаимопосещении и анализе открытых занятий;
- участие в методических объединения, выступления на семинарах, педсоветах;
- участие в консилиумах, выстраивание коррекционного маршрута дошкольника или ученика, совместный поиск решений в проблемных ситуациях;
- по запросам различных учреждений специалисты совместно составляют характеристики на детей. Данный вид работы осуществляется путем совместного обсуждения данных диагностики и учета динамики коррекционной работы.
Заключение.
В данной работе представлен опыт взаимодействия специалистов Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации "Детская личность". В введении говорится о том, что важным условием успешной коррекционной работы с детьми является умение педагогов работать в одной "команде", осуществляя многоаспектное сотрудничество. Даны краткое описание структуры Центра, контингента детей, с которыми осуществляется работа. В основной части - обзор вариантов и форм взаимодействия специалистов. В приложении представлен практический материал, иллюстрирующий некоторые формы сотрудничества .
Приложение 1.
Сопровождение Петрова Жени
(для педагогов и воспитателей).
Психолог рекомендует:
В любом состоянии, если того требует ситуация:
Использовать как поощрение: музыкальные игрушки, объятия, одобрение, улыбку.
Игнорировать высказывания: «Не хочешь», «Не будешь», «Спать пойдешь».
Проигрывать с игрушками, проговаривать конфликтные ситуации (например, встретились два медведя, подрались – что будем делать?, предложить способы помириться, пожалеть того, кого обидели и т.п.)
Обращаться к ребенку более конкретно, спокойным тоном, исключить инструкции – приказы (- Сиди тихо! Прекрати! и т.п.) Чтобы добиться тишины, можно использовать жест «Тихо».
Во время какой – либо учебной деятельности, когда Женя комментирует свои действия негативно, поправлять его (например, высказывание «Плохо!» мы заменяем: «У тебя хорошо получается» и т.п.).
Делать акцент на самом процессе деятельности, а не на указании, что нужно сделать (например, когда надо куда – то идти, берем за руку и ведем, а не говорим об этом).
Соглашаться с нейтральными высказываниями: «Снег идет», «Машина едет» и т.п. (кивнуть головой, односложно ответить).
Когда Женя находится в возбужденном состоянии (кричит, проявляет агрессию по отношению к другим и т.д.):
Исключить инструкции – приказы.
Переключать с помощью значимых вещей: перчаточные, разборные игрушки и другое.
При попытке ударить кого – либо, перехватить руку и предложить пожалеть того, кого хотел ударить.
При бросании игрушек или чего – либо другого мягко попросить поднять то, что кинул.
При сильном возбуждении оставить одного, дать возможность отдохнуть.
Логопед рекомендует:
Поправлять ребенка, когда он обращается к себе во 2-ом, 3-м лице на 1-е лицо (например, не «Женя поймал мячик» а «Я поймал мячик» или не "Ты нарисовал", а "Я нарисовал").
Говорить спокойным тоном, не повышать голос.
При выполнении какого-либо задания составить и проговорить план действий короткими, четкими инструкциями:
"Сейчас сядем за стол. Возьмем карандаши. Нарисуем дорожки."
"Включим магнитофон. Послушаем музыку. Рассмотрим картинку."
Сопровождение Новикова Саши
(для педагогов и воспитателей).
В любом состоянии, если того требует ситуация:
1) Напоминать Саше о том, что идет урок (занятие) и надо сидеть за партой и заниматься (не больше 2 – 3 раз за урок).
Пример: - Саша, идет урок, сядь за свою парту.
2) Исключить инструкции – приказы.
Пример: - Саша, сядь прямо, помолчи и т.п.
3) Предоставить мальчику свободу на его рабочем месте, если он не мешает одноклассникам, не делать лишних замечаний по этому поводу.
Например, не обращать внимание на манипулирование письменными принадлежностями, книгами.
4) Тут же поощрять возникающее желание отвечать.
Когда Саша находится в возбужденном состоянии (плачет, кричит и т.п.):
1) Успокоить (погладить по голове, умыть, вывести из класса).
2) Давать краткие, четкие инструкции, при ежедневном повторении не менять их.
3)Исключить инструкции – приказы.
4) Переключить внимание ребенка на какой – либо вид деятельности.
Например, помочь педагогу убрать игрушки, предложить собрать мозаику и т.п.
Сопровождение Жигулина Н.
( для педагогов и воспитателей).
- Давать краткие, четкие, понятные для ребенка инструкции, но не в приказном тоне (например, Никита, посмотри на доску, пиши букву… или Никита, убери за собой посуду).
- Способствовать пополнению активного и пассивного словаря (объясняя смысл отдельных непонятных для мальчика слов).
- Осуществлять контроль за организацией деятельности и помощь при выполнении заданий, которые задает педагог (если заметно, что Никита не понимает задание и начинает нервничать).
- При взаимодействии с Никитой не нарушать его личностное пространство: исключить телесные контакты, стараться не подходить к нему ближе, чем на полметра (например, во время урока обращаться к мальчику от доски, а не подходить к его парте).
- Следить за громкостью и эмоциональностью речи при разговоре с мальчиком. Говорить ровно, спокойно, не повышая голоса, в том числе выражая одобрение.
- Положительно подкреплять активность на уроках и вне учебной деятельности, используя знакомые мальчику слова-одобрения, мимику, не прерывая самостоятельные действия ребенка.
- Обучать элементарным навыкам общения с помощью игр (проигрывать с игрушками различные школьные ситуации, проговаривать за игрушки слова-обращения и т.п.).
- Помнить, что наше поведение способно вызвать аффект и стараться предвосхищать ситуацию «выплеска» аффекта на другого ребенка или взрослого!
- При сильном возбуждении твердо дать понять, что Никита ведет себя плохо, изолировать от других детей.
Приложение 2
Конспект занятия по сенсомоторной коррекции.
(старшая группа для детей с ЗПР)
Тема:«Путешествие».
Цели:
Формирование навыка сопряжено-отраженной речи. Коррекция нарушений общей, ручной, мелкой и артикуляционной моторики детей в общеразвивающих двигательных комплексах, пальчиковых и подвижных играх. Развитие пространственной ориентировки. Закрепление прямого и порядкого счета в пределах 5. Активизация лексики по теме «Транспорт». Развитие модуляции голоса. Развитие зрительного и слухового внимания. Продуцирование положительных эмоциональных переживаний.
Оборудование: предметные картинки: машина, пароход, лодка, самолет, поезд.
Ход занятия.
1.Орг. момент.
-Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие! Поедем в гости к бабушке. Живет она далеко, добраться туда нелегко. На чем поедем по дороге? (на машине)
2.Основная часть.
«Машина».
По шоссе бегут машины, В темноте шуршат их шины, | сжимать и разжимать кулачки, руки на уровне плеча |
Огоньки и там и тут В дальний путь они зовут. | сжимать и разжимать кулачки, руки на уровне плеча |
Пальчиковое упражнение «Ключик»:
Ключик в руку мы возьмем И моторчик заведем: | Указательный палец вставить в «замочек»: кулак, |
«Чик, чик, чик, чик». | сделать несколько поворотов. |
Я моторчик завожу – И жужжу, жужжу, жужжу: «Ж-ж-ж-ж-ж…» - поехали! | Пальцы – в замок (кроме больших), большими пальцами вращать относительно друг друга. |
Дети встают в круг, выполняют движения по подражанию.
-Кто управляет машиной?
Сели в машину присели на корточки
Налили бензину. имитация действия
Машина хороша Ходьба по кругу
Едем – едем не спеша.
Нажимаю на педаль – правую ногу вперед
И машина мчится вдаль! Побежали
Машина, машина, Идут друг за другом, «крутят руль»
Ты нас покатай,
Машина, машина,
Быстрей поезжай!
Би-би-би, би-би-би! Повторяют звукоподражание
Машина, машина!
Народ впереди,
Машина, машина –
Погромче гуди!
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина –
Ты всех обгони,
Машина, машина –
Направо сверни! Поворачивают направо
Би-би-би, би-би-би!
На машине ехали,
До моря доехали.
Трр! Стоп! Разворот,
На море пароход.
«Пароход»
Пальчиковое упражнение «Пароход»:
Посмотрите, пароход Округленные ладони прижаты, все пальцы, кроме больших
По волнам плывет вперед. соединены, большие пальцы вверх – «труба».
От зеленого причала оттолкнулся пароход встать
Он шагнул назад сначала,
А потом шагнул вперед.
И поплыл, поплыл по морю движения руками
Набирая полный ход. ходьба на месте
-Кто управляет пароходом?
На море штиль и тишина
Одна лишь лодочка видна
Вдруг появляется волна,
Качает лодочку она. движения руками, как у дирижера
Пароходом плыли,
До горы доплыли.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.
«Самолет»
Самолет построим сами
Понесемся над лесами, дети повторяют четверостишие
Понесемся над лесами –
А потом вернемся к маме.
Самолет высоко летит,
В нем мотор гудит: у-у-у-у-у! (высоким голосом)
Самолет низко летит,
В нем мотор гудит: у-у-у-у-у! (низким голосом)
-Кто управляет самолетом?
«Поезд»
-А сейчас поедем на поезде!
"Ту-ту-ту! Откройте путь!
Поезд я - не кто-нибудь"
Все вагоны встали в ряд: построились друг за другом
С паровозом говорят:
"Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! повторить хором
Паровоз наш верный друг!"
Паровоз пускает дым, длительный выдох
Так он отвечает им:
"Чу-чу-чу, чу-чу-чу, повторяют звукоподражание
Рельсы гладкие топчу!
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Все вагоны покачу!
Поглядите - вон перрон.
Эй, ребята, все в вагон!"
-Кто управляет поездом? Посчитайте, сколько вагонов в нашем поезде.
-Кто "едет" в первом (втором, третьем и т.д.) вагоне?
3. Заключительная часть.
Поезд, поезд, вези нас домой.
Поезд, поезд, приехали! Стой! сели на стульчики
На поезде мы ехали
И к бабушке приехали!
-Наше путешествие закончилось. Вспомните, на чем мы ехали (на чем плыли, летели)? Дети отвечают, педагог выставляет на наборное полотно соответствующие картинки.
- Разложите картинки в соответствии с видами транспорта (водный, наземный, воздушный)
-Занятие окончено. Ребята, давайте вместе наведем порядок и будем отдыхать!
Конспект занятия по сенсомоторной коррекции.
( 1 год обучения по программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание», Е.А. Екжанова и Е.А. Стребелева)
Тема: «Солнышко и дождик»
Цели:
1.Совершенствование пространственных представлений (понятия «большой-маленький», «верх-низ»)
2.Развитие общей и мелкой моторики у детей.
3.Формирование навыков движений с предметами по словесной инструкции взрослого.
4.Формирование и совершенствование навыка сопряжено-отраженной речи у детей.
5. Развитие слухового внимания.
Методические действия:
- словесные объяснения
- демонстрация действия (картинок)
- показ по представлению
-подражание
-совместные действия
-поэтапное обучение элементам действий
Оборудование: бумажные капли большие и маленькие, предметная картинка «солнышко».
Ход занятия
I.Уточнение «большой-маленький» в двигательных упражнениях.
1. Двигательное упражнение «Ноги и ножки».
Большие ноги шли по дороге
Топ-топ, топ-топ, топ-топ. ( ходят медленно)
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топа-топа-топа-топ
Топа-топа-топа-топ. ( бегут по кругу)
2. –Ребята, а ведь не только мы вышли погулять. Посмотрите, кто же идет нам навстречу.
Один из взрослых разбрасывает капельки, а другой читает стихотворение.
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице - смотри, смотри
Он пускает пузыри.
II. Зрительно-моторная коррекция.
- Ребята, посмотрите, как много разных капель подарил нам дождик! Взрослый предлагает собрать сначала большие капли, затем- маленькие.
Если капли большие – дождик идет медленно « кап-кап», если маленькие – то их много , дождик идет быстро «кап-кап-кап-кап».
-А вы хотите поймать капельки? Подставляйте ладошки!
III. Развитие слуховых реакций и ориентировка в пространстве по источнику звука.
-Садитесь скорее на стулья и берите колокольчики. Мы будем играть музыку дождя.
Капли просят:
-Тише, тише… На прогулку дождик вышел».
( Дети негромко звенят колокольчиком.)
- Что-то дождик долго льет, попрошу его перестать.
- Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить.
IV. Закрепление пространственных представлений в речи.
- Дождик кончился, но солнышко не появляется. Надо его позвать, давайте позовем вместе.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Предъявляется предметная картинка «Солнышко».
Руки к солнцу поднимаю (поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос)
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну а руки опускаю, (через стороны опускают руки вниз, на выдохе произносят ф-ф-ф )
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо,
Что сегодня дождик шел.
V. Итог.
-Мы сегодня поиграли с дождиком, с солнышком, а теперь наши ножки пойдут в группу.
Список литературы
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М. : ТЦ Сфера, 2009 (Библиотека журнала логопед).
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод.пособие / - М.: Айрис – пресс, 2008 (Библиотека логопеда – практика).
- Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. педвузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- М.: Гуманит. изд. центр Владос,1999
- Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 20
- Настольная книга логопеда: справ.-метод. Пособие/ авт.-сост. Л.Н.Зуева, Е.Е.Швецова.- М.: АСТ: Астрель, 2009
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. “Феникс”,2002 г.
- Поваляева М.А.Справочник логопеда.- Ростов-на-Дону: « Феникс», 2001
- Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. Сборник научных статей. – М.: «Права человека», 2003.
- Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.- Изд.3-е. – М.: Теревинф, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ по коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
Формы взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ §Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время§Взаимопосещения занятий§Заседания «Логопедической гостино黧Пла...
Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"
В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями....
Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей"
В работе представлены формы взаимодействия пелагогов ДОУ и родителей в преодолении речевых недостатков, причины недостаточно активного участия родителей в мероприятиях ДОУ, намечены перспективы ...
Опыт работы школы по системе Латышева
Из опыта работы Сариновской школы по системе Латышева...
"Проект создания системы взаимодействия логопеда и специалистов"
Цель: создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения....
Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию
В статье представлена система взаимодействия специалистов по улучшению речи у детей дошкольного возраста...
Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»
Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родите...