интегрированный урок по столярному делу и социально - бытовой ориентировке
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по столярному делу и социально – бытовой ориентировке в _7_ классе
( Разработал учитель труда Валерий Викторович Ребрик ,учитель социально- бытовой ориентировки Елена Владимировна Ребрик )
Раздел: Выпиливание лобзиком
Тема: ИЗГОТОВЛЕНИЕ РАЗДЕЛОЧНОЙ ДОСКИ.
Цель: знакомить с разнообразием фруктов, овощей, со значением витаминов
для здоровья человека.
Формировать умение и навыки в работе с лобзиком.
Учить экономно расходовать фанеру;
Бережно относиться к расходному материалу (пилочкам)
Воспитывать у учащихся аккуратность, трудолюбие, самостоятельность в работе, прививать культуру труда.
Оборудование: муляжи фруктов, овощей, стенд – фрукты, овощи; лобзики, электролобзик, пилочки, фанера, шаблоны, тетради, ручки, карандаши, линейки.
Ход урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний.
Вступительная беседа.
Учитель СБО.
К солнцу руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем,
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем!
Утром долго не валяться,
Физкультурой заниматься!
Бегать, прыгать и скакать,
Душ прохладный принимать,
Спортом заниматься,
Водою закаляться.
Мы предлагаем всем: Сереже , Артуру, Насте, которые часто болеют, начинать день с зарядки есть овощи и фрукты, в них много витаминов.
Что нужно делать, чтобы наш организм был крепким и здоровым? (ответ: заниматься физкультурой и спортом, Употреблять в пищу овощи и фрукты, ведь в них много витаминов).
Учитель СБО: Несмотря на это, некоторые дети осенью склонны к болезням. Почему?
Ученик Потому что, не все люди закаленные, одеваются не по сезону, постоянные дожди, холодные ветра, липкий снег. Осенью начинается грипп. Это инфекционное заболевание, которое сопровождается высокой температурой.
Еще, какие признаки гриппа вы знаете?
Ученик : чихание, кашель, боль в суставах, головная боль.
Можно ли при гриппе ходить в школу ? ( ответы детей)
Почему? (можно заразить других, могут быть осложнения, если не прививаться от гриппа)
А вот наши ребята не болеют!
Как уберечь себя от болезней?
День особенный у нас! День здоровья без прикрас! Будем многому учиться: как здоровыми нам быть, фрукты овощи любить.
Помогает ли нам «зеленый огород» на окне? (ответы детей. Да!)
Как?
Ответы детей (зеленый лук, чеснок круглый год).
Есть ли, витамины в них? (ответы детей)
Конечно! Витамин «С».
А что такое, витамины ? (ответы детей)
Витамины – это органическое вещество, первоисточником которого обычно служат растения, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества. (С.И. Ожегов)
Витамины ещё продаются в аптеке в таблетках. Их нужно употреблять в определенном количестве, иначе можно отравиться.
Витамины в таблетках могут ли принести вред? ( ответы детей: могут принести вред, если увеличить дозу?
А как природа помогает поддерживать наше здоровье в порядке?
(Ответы детей.)
Учитель СБО
Дети в нашей школе,
Очень весело живут,
Теплым солнышком налиты,
Свежим дождиком умыты,
фрукты, овощи жуют.
Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему фрукты и овощи должны быть в вашем рационе каждый день и регулярно. Если каких-то витаминов не хватает в организме, то начинаются сбои. Например, нехватка витамина «С», приводит к простудным заболеваниям. Несмотря на разные вкусовые пристрастия, каждому человеку и особенно ребенку, необходимо разнообразное питание. Разнообразная пища – залог того, что организм получит необходимые вещества.
Осень нам принесла овощи, фрукты. А мы про них чуть не забыли. Что же мы будем делать с ними?
Дети разглядывают картинки с фруктами, ягодами.
Сообщение темы и задач урока.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ вывешиваются на доске, по первой букве поговорки или пословицы составить ключевое слово, обозначающее тему урока.
- Делу время – потехе час. (Д)
- Один за всех, все за одного. (О)
- Сделал дело – гуляй смело. (С)
- Кто не работает, тот не ест. (К)
- Без труда и рыбку не вытащишь из пруда.
Ключевое слово – доска. Буква «А» написана на доске .
_ _ _ _ А
Учитель труда: Давайте сделаем подарок маме. Выпилим из фанеры набор фруктов – разделочных досок. Чтобы на вашей кухне всегда фрукты и ягоды напоминали о лете.
С чего нужно начать? (ответ- выбрать заготовки, подобрать шаблоны, приготовить рабочий инструмент ).
Правила безопасности при работе с острыми предметами – дети называют.
А теперь, давайте дружно, за работу.
Работа с образцами и шаблонами разделочных досок.
Приготовим шаблон и переведем рисунок на фанеру.
Учитель труда. Повторим устройство лобзика и приёмы безопасной работы с ним. (См. Приложения, рис. 41.)
Учитель: демонстрирую, как правильно установить пилку.
Обращаю внимание на наклон зубьев пилки.
Устанавливаю пилку с помощью эксцентрикового зажима или вручную. (См. Приложения, рис. 42.)
Учитель: показываю приемы установки пилки, затем предлагаю повторить эти приемы учащимся.
При выпиливании заготовку лучше крепить струбциной к верстаку. (См. Приложения, рис. 43.)
Обращаю внимание учащихся на некоторые особенности при выпиливании (комментирую показ):
"При выпиливании внутренних контуров сделаем отверстие шилом и установим пилку.
"Перемещают лобзик вверх-вниз с легким нажимом.
"Наружный контур опиливают в последнюю очередь.
"Зачищают вырезанные участки заготовки с помощью наждачной шкурки или надфиля.
Ознакомление с технологическим приемом лакирования изделий.
- Лакирование - это один из способов отделки готовых изделий. Образующаяся пленка при лакировании предохраняет поверхность от влаги и гниения, подчеркивает цвет и текстуру дерева.
Для чего применяют лакирование? (ответ)
Лаки - это однородные прозрачные жидкости . После высыхания лаки образуют однородные прозрачные пленки с высоким сцеплением и эластичностью.
Что называют лаком? (ответ)
Для лакирования древесины можно использовать самые различные лаки - спиртовые, алкидные, нитроцеллюлозные, полиэфирные, полиуретановые.
Спиртовые лаки несколько уступают нитроцеллюлозным по внешнему виду, кроме того, их очень трудно полировать.
Масляные лаки, хотя и не требуют полирования, но внешний вид образуемых ими покрытий значительно хуже.
Назовите, виды лаков. ( ответ)
Если масляные и спиртовые лаки наносить пипеткой, тогда нужно тщательно разравнивать тампоном поверхность. В этом случае также необходимо наносить лак несколькими слоями (не менее 2-3) и давать очередному слою лака подсохнуть перед нанесением следующего.
Если вам понадобилось самим отлакировать, отполировать или просто окрасить деревянную полочку или стол, то следует поступить следующим образом. Прежде всего, необходимо добиться, чтобы поверхность древесины была совершенно ровной и гладкой. Для сглаживания поверхности древесину строгают и шлифуют мелкозернистыми шкурками № 28 или № 40, а затем натирают грубой шерстяной тканью. Чтобы удалить так называемый "ворс" древесины, поверхность при шлифовке несколько раз смачивают теплой водой.
Чем сглаживают поверхность древесины? ( ответ)
Чем удаляют «ворс» с древесины? ( ответ)
Окрашивают древесину спиртовыми морилками, которые наносят в два слоя тампоном, растирая изделие сначала вдоль волокон древесины, а затем поперек. Окрашенную древесину сушат и шлифуют мелкой шкуркой.
Важнейшая операция - грунтование древесины. Специальные грунтовочные составы для древесины в продажу не поступают. Для грунтования рекомендуется использовать олифу (только натуральную). Ее надо тщательно втирать в дерево, повторяя эту операцию два или три раза. После этого к следующей операции можно приступать не ранее, чем через двое суток. После грунтования приступают к лакированию. Лакирование производят с помощью кисти или тампона.
После нанесения лака изделия высушивают горячим или холодным способом.
Назовите способы сушки лакированных изделий. (ответ)
При лакировании необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
Правила безопасности
"лакирование производить в проветриваемом помещении;
"не лакировать вблизи нагревательных приборов;
"не нюхать лак во избежание отравления;
"избегать попадания лака на открытые участки тела;
"после работы тщательно вымыть руки с мылом;
"держать лаки (хранить) вдали от открытого огня.
Практическая работа.
Изготовление разделочной доски по шаблону.
«самостоятельно» (высокий уровень овладения технологическими приемами обработки древесины);
"с помощью учителя (средний уровень овладения технологическими приемами обработки древесины).
Самоконтроль выполняемой работы. Определение дефектов и их последующее устранение. Взаимоконтроль изделий одноклассников.
Итог уроков и выставление оценок.
итог:
Учитель. От чего зависит качество криволинейного выпиливания лобзиком?
Каково должно быть качество поверхности перед лакированием?
Назовите время высыхания лака . ( ответ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок технологии (швейное дело) и социально-бытовой ориентировки (СБО) в 9 классе «В стране мастериц». Разработала и провела учитель СБО Лепёшкина О.Е.
Тема: «В стране мастериц».Тип урока: урок-игра.Цель урока: обобщить и систематизировать теоретические знания и практические умения по разделу «Технология обработки ткани» и разделам «Семья» и «Жилище»...
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Основные требования к уроку социально-бытовой ориентировки"
Рекомендации для учителя, ведущего предмет "Социально-бытовая ориентировка"....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Для учителей и дефектологов....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовая ориентировка"; Конспект урока в 5 классе "Сезонная одежда и обувь"
Для учителей и дефектологов....
Методическая разработка технологической карты урока согласно требованиям ФГОС по Социально-бытовой ориентировке в 4 классе. «Приготовление салата Оливье».
Методическая разработка составленна с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ.Направленна для подготовки к успешной адаптации детей в 5 классе.На занятии происходит знакомство детей с предметом Социально - ...
Конспект урока в 7 классе по социально-бытовой ориентировке « Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа»
Конспект урока в 7 классе СКОУ 8 вида по СБО "Виды пассажирских вагонов"...