занятие по развитию речегого слуха и формированию произношения.
план-конспект урока (5 класс) по теме
В помощь учителям по РРС и ФП. Конспект занятия направлен на активизацию словаря по теме "Весна", на обогащение знаний по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_rrs_i_fp.docx | 42.7 КБ |
Предварительный просмотр:
1001 идея интересного занятия с детьми
Занятие по развитию речевого слуха и формированию произношения с учащимися II вида.
Окочутина Светлана Владимировна,
ГБОУ АО « Вычегодская СКОШИ», учитель по РРС и ФП,
Архангельская область.
Предмет (направленность): развитие речевого слуха и формирование произношения (коррекционная педагогика)
Возраст детей: 5 класс, 12 лет.
Место проведения: кабинет индивидуальной работы.
Тема: Весна. Составление рассказа по картине. Работа над дыханием, голосом, логическим ударением. Дифференциация Л_ЛЬ.
Цель: Выработка слуховых и артикуляционных дифференцировок; дифференциация звуков « л-ль» на материале слогов, слов, предложений, работа над логическим ударением, голосом; учить говорить громким и тихим голосом, воспринимать слухо-зрительно, различать и опознавать речевой материал по теме, учить и выполнять поручения, давать правильные ответы и отчёты; формировать точность сенсорных эталонов учащейся; развивать внимание, память, воображение; утонять и обогащать словарь; учить составлять рассказ по картине; воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: карточки с предложениями, предметные картинки, тренажёр « Дельта – 143», компьютерная презентация.
Этапы занятия:
I. Подготовительный этап.
1.Релаксация и пространственная ориентировка
- / Представь, что ты птица. У птицы сильные крылья.
( напряжение). Птица полетела ( расслабление).
- Положи правую руку на левое плечо.
-Положи левую руку на правое колено.
-Дотронься правой рукой до левого уха.
-Левой рукой прикоснись к правой щеке.
2.Пение гласных звуков с использованием фонетической ритмики
А____О____У____Э____И_____
Говори слитно, на одном выдохе:
А О У Э И
ЛАЛЯЛАЛЯ ЛАЛЁЛАЛЁ
З. Работа над логическим ударением ( ученик стоит у мольберта, к которому прикреплён плакат с предложениями).
Прочитай правильно:
-Наступила долгожданная весна.
-Наступила долгожданная весна.
-Наступила долгожданная весна.
/Послушай и повтори предложение/
-Наступила долгожданная весна.
- Наступила долгожданная весна.
-Наступила долгожданная весна.
II. Организация начала занятия
/ Надень наушники. Включи аппаратуру/
/ У тебя работает аппаратура?
Говори громко, проговаривай все звуки.
/Поздоровайся/
/Что ты будешь делать?/
Итог по моменту.
III. Разговорно-обиходная речь.
/Какое время года наступает после зимы?/
/Ты любишь весну? Почему?/
/Как изменяется природа весной?/
IV. Слуховой диктант.
/Послушай и повтори/
/ весна, половодье, природа просыпается, реки разливаются/
Итог по моменту
V. Работа над дыханием, голосом.
/Будем выполнять дыхательную гимнастику.
Скажи на одном выдохе/
лаЛИлаЛИлаЛИ ЛАлеЛАлеЛАле лаляЛАлаляЛА
/Послушай, какую строчку я скажу. Повтори./
Слушай и записывай слова и словосочетания:
/большая, половодье, разлилась, ель, небольшая лодка, Левитан).
/Скажи этим слова тихим голосом/
/ Прочитай предложение на одном выдохе громким голосом\
Исаак Левитан – известный художник.
VI. Работа над произношением
/ Как ты думаешь, над какими звуками будем работать?
отгадай загадки и ты узнаешь:
Что же это за девица -
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
Плывёт лебедь
Без крыльев по реке. Слайд № 2
1.Характеристика звуков Л-ЛЬ Слайд № 3
/ Дай характеристику звукам/
2./Говори звук Л, пока плывёт самолёт/ Слайд №4
/Говори звук ЛЬ на каждое появление лягушки/ Слайд № 5
3./Назови картинки Слайд № 6
4./ Мяч поймай и слоги повторяй/ Слайд № 7
ла – ла ля ля – ла – ла
лы -ли - ли ли – ли – лы
ло – лё – ло ло – лё - ло
лу – лю – лу лу – лю – лу
5. / Произнеси цепочки слогов медленно и быстро/ Слайд № 8
кли- кла- кле пли – пле – пла
вла – влу - вли
6. / Составь слова из слогов/ Слайд № 9
лод ство ли ло зер лась дье во ли по ка ма ка раз
7. / Прочитай слова. Слайд № 10
Слова с мягким Л говори громко,
а слова с твёрдым Л говори тихо.
(Сливаются, Левитан, половодье, стволы, ель, большая,
зеркало, лодка.)
Гимнастика для мелкой моторики. Слайд № 11
- Давай поиграем.
- играем на арфе
-печатаем слово лодка
- поднимаемся по канату
-пишем в воздухе букву Л
8. / Дополни предложения/ Слайд № 12
…. стволы отражаются в воде.
Широко … вода.
9. Исправь ошибки: Слайд № 13
Наступила долгожданная весной.
Исак Левитану – известного художник.
Стволы отражается в воде, как в зеркалу.
Широко разлились водой.
Физминутка.
- / Посмотри вверх. Что ты там видишь?
Посмотри вниз
Посмотри направо.
Посмотри налево./
VII. Развитие речевого слуха.
/ О чём будем говорить сегодня?/
Выбери нужную картинку, тогда узнаешь.
/ Назови/
/ Как ты думаешь, почему будем говорить о весне?/
/Послушай и повтори./
/ Будем составлять рассказ по картине Левитана
« Весна. Большая вода».
Работа с тренажёром « Дельта – 143»
- Рассмотри картину.
/ Послушай вопросы./
/ Кто написал картину?/
/Расскажи об этом художнике./
/Как по - другому можно назвать картины о природе?/
-Как называется картина?/
- Что означает выражение « большая вода?»
- наводнение
- половодье
- высокая вода
-разлив реки
-Придумай своё название картине.
/ Послушай музыку/
Скажи, какие чувства вызвала у тебя эта музыка?
/ нежности, очарования, радости/.
- Послушай и повтори:
/радости, радости от пробуждения природы./
- Рассмотри картину ещё раз.
-Слушай вопросы:
- /Какое явление природы изобразил художник?/
- / Рассмотри воду на картине. Какая вода?/
- / Расскажи о берёзках. Какие они? Где стоят?/
- Послушай и повтори:
/ Тонкие берёзки стоят в воде. Стволы отражаются в воде, как в зеркале./
- / Рассмотри другие деревья. Что это за деревья? Какие они?
-/ Что ты видишь на переднем плане?
- Что ты видишь вдали?
- Покажи: крестьянские избы, амбар, одни стоят в воде, другие на высоком берегу.
- Рассмотри / небо, воду, отражения деревьев/.
- Выбери из текста предложения, которые подходят по содержанию к картине. / Прочитай/
/Послушай. Повтори./
/ Исаак Левитан – известный художник/.
/Художник писал картины о природе/.
/ Широко разлилась вода/.
Покажи.
/ Небо и вода сливаются, небо отражается в воде/.
/ Тонкие берёзки стоят в воде/.
/Вдали стоят крестьянские избы/.
( аналогично со всеми словами и словосочетаниями)
VIII. Словарь на слух ( голое ухо).
/ Выключи аппаратуру. Сними наушники/
/Слушай/
\половодье, большая вода, старая лодка, река разлилась/.
IX. Итог занятия.
-Что ты делала на уроке? Слайд № 14
Сегодня на уроке…
мы различали звуки …
я научилась …
…
Рефлексия. Слайд № 15
- Оцени свою работу
у меня хорошо получалось …;
я старалась …;
мне понравилось …
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:
1.О. Е. Громова «Говорю правильно Л—Л‘». — М.: ТЦ Сфера, 2009., стр. 64.
2. К.А. Волкова. В.Л. Казанская, О.А. Денисова « Методика обучения произношению» - М : Владос, 2008 год стр. 114 – 125.