Методическая разработка занятия
план-конспект урока по теме

С учетом основных принципов логопедической работы разработано содержание логопедического занятия по коррекции нарушений письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка (конспект) занятия

по коррекции нарушений чтения и письма

Темы:

логопедическая: гласный звук «О» в изолированном положении, в слогах и словах; дифференциация букв о- а;

лексическая: « Фрукты» ;

грамматическая: существительные единственного и множественного числа.

Цели:

  1. учить  выделять  гласный звук «О» ;
  2. расширение и активизация словаря по лексической теме;
  3. совершенствование навыка образования и употребления в активной речи существительных единственного и множественного числа ;
  4. развитие фонематического восприятия;
  5. развитие звукобуквенного анализа;
  6. развитие зрительно – двигательной координации.

 

Оборудование: зеркала, профили, предметные картинки, разрезная азбука.                              

Ход занятия.

1). Организационный момент.

2). Артикуляционная гимнастика.

3).  Знакомство с темой.

По результатам игры « Четвертый лишний».

-Назовите лишний предмет:

    Кот, лиса, белка, заяц.

    Редиска, лимон, огурец, тыква.  

    Корова, коза, собака, окунь.

- Вспомните слова, которые были лишними ( на доску вывешиваются картинки).

- Назовите гласный звук, который есть в названии всех трех картинок. ( Звук «О»)

- Тема нашего занятия « Звук и буква «О».

4). Произнесение звука «О», характеристика звука, наблюдение за артикуляцией и фонацией.

5). Выделение звука «О» на слух:

    а ) из звукового ряда (использование ИТ, диск «Развитие речи», раздел «Голосистые звуки»);

    б ) из слогового ряда (использование ИТ, диск «Развитие речи», раздел «Голосистые звуки» );

     в ) в словах:

    - Рассмотрите картинки и выполните следующие задания:

    - выберите картинки, в названии которых звук «О» стоит в начале слова, назовите их и  выделите звук голосом;

     - выберите картинки, в названии которых звук «О» стоит на конце слова, назовите их и   выделите звук голосом;

    - рассмотрите оставшиеся картинки, назовите их и определите , где стоит звук «О».

6. Формирование зрительного образа буквы, развитие зрительно- двигательной координации.

     а ) Выделение буквы из ряда гласных.

        - Разложите на столе гласные буквы. Среди них найдите и покажите букву о.

     б )  Обведение контура, конструкция и реконструкция букв.

     - Прослушайте четверостишие:

О ужасно удивилась:

                             Сушка с маком ей приснилась.

                            «Как похожа на меня !

                            Неужели мы родня?»

 - На что еще похожа буква «О» ? ( Огурец, яйцо)

   Выставляется заглавная и прописная буквы.  

- Возьмите овал, зафиксируйте его указательным пальцем одной руки  и обведите указательным пальцем другой руки.

 

  в ) Дифференциация букв а-о.

  - Сколько элементов у буквы О ? ( Один- овал)

  - Сколько элементов у буквы а ? (Два- овал и крючок)

- Каким элементом похожи эти буквы? ( Первым- овалом)

  - Какого элемента нет у буквы О ,а есть у буквы а?( Крючка)

  - Пропишите в тетради буквы о-а.

7). Физкультминутка.

 

а )    Шел по берегу петух,                                 Шаги с раскачиванием в

                                                                                     стороны

      Поскользнулся – в речку бух!                         Круговые движения руками,

                                                                                          присесть  

      Будет знать петух, что впредь                       Подъем, погрозить пальцем

     Надо под ноги смотреть.                                    Наклон вперед

б ) Самолеты загудели,                                           Вращение перед грудью  

                                                                                     согнутыми в локтях руками

    Самолеты полетели,                                          Руки в стороны, поочередно

                                                                                     наклоны в стороны  

   На полянку тихо сели,                                      Руки к коленям  

   Да и снова полетели.                                         Руки в стороны, наклоны в

                                                                                      стороны

8). Звукобуквенный анализ:

 

       а ) анализ слога типа « ок»;

       б ) выделение начального и конечного согласного;

             - Назовите первый звук.

              Перечень слов: кот, дом, плот, канат, мак, шкаф;

             - Назовите последний звук.

              Перечень слов: кнут, каток, бант, гном, кекс, знак.

  9). Работа с разрезной азбукой: составление по следам анализа, преобразование и чтение слогов и слов.        

10). Развитие фонематического восприятия.

Игра « Повтори, не ошибись».

  -Повторите, как я.

        По- то- ко                         от- оп

        Мо- по- то                        ом- от

        Ко-мо- по                         оп- ок

         То- по- ко                         ок- ом

  11). Упражнение в образовании существительных единственного числа.

   Игра «Много- один».

  - Я называю много предметов, а вы- один.

    Стекла- стекло, седла- … ( седло), окна- … (окно), крылья- … (крыло), перья- … (перо), колеса- … (колесо), ведра- …( ведро), письма-…( письмо).

- Какой звук стоит на конце слов, которые вы называли? ( Звук О )

  12). Упражнение в образовании и употреблении Р. п . существительных единственного и множественного числа, составление предложений со словами « много», «нет» по образцу.

а ) Подбор имен со звуком О:

     Таня, Тома, Толя, Дима, Петр, Тоня, Коля.

  б )  Игра «Много- нет».

   У Толи много лимонов.                      У Толи нет лимона ( лимонов).

   У Томы много   ……     .                         У Томы нет    ……    .

   У Тони много  …..    .                              У Тони нет    ……     .

   У Коли много   …..    .                              У Коли нет  ……     .  

-  Как одним словом назвать « лимон, апельсин, яблоко, груша»? (Фрукты)

13). Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...