Целеполагание в профессиональной деятельности педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения
материал по теме
Семинар на тему "Целеполагание в профессиональной деятельности педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения" . Методическая разработка содержит конспект и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
celepolaganie.zip | 477.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
Тема; «Целеполагание в профессиональной деятельности педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения»
Подготовила и провела учитель
географии, биологии, природоведения , логопедии
ГКОУ СО «Буткинская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат»
Мокринская Марина Михайловна
Определение цели вообще и цели обучения и воспитания в общем виде нужно для того, чтобы эти идеи сознательно и грамотно использовать в практической учебно-воспитательной деятельности, в профессиональной работе педагога, то есть в целеобразовании и целеполагании. Целеобразование и целеполагание представляют неотъемлемую часть профессиональной деятельности педагога. Целеполагание имеет в виду структуру, иерархию и классификации целей педагогической деятельности.
Цель — это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.
В педагогической литературе встречаются различные определения цели:
а) цель — это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;
б) цель (через целеполагание) — это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;
в) цель — это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;
г) цель — это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.
Педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели, Неправильно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.
В образовательном и воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога. Цель становится движущей силой образовательного и воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.
В педагогической науке целеполагание характеризуют, как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:
а) обоснование и выдвижение целей;
б) определение путей их достижения;
в) проектирование ожидаемого результата.
Целеполагание — непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.
От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.
Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:
1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы;
2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями;
3) Преемственность, которая означает:
а) осуществление связей между всеми целями и задачами в образовательном и воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.).
б) Выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности;
4) Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности;
5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели образования и воспитания.
Целеполагание относится к формированию и разработке цели на конкретно-педагогическом уровне. Оно предполагает программирование целей образовательной и воспитательной деятельности на разных его этапах. «Целеполагание — процесс определения целей, идеально представленного результата», — считает Г.И. Железовская.
Целеполагание и его методика были предметом специального исследования группы ученых кафедры педагогики Российского педуниверситета (бывшего Ленинградского пединститута им. А. Герцена), а также проф. И.П. Раченко в связи с научной организацией педагогического труда. В литературе по вопросу методики целеполагания в учебно-воспитательном процессе нет единства мнений.
В качестве варианта предлагаем такие последовательные этапы этой методики:
I этап. Установить иерархию целей 1-й и 2-й ступеней образования и воспитания. Иначе говоря, определить стратегические, тактические и оперативные цели.
Перевести их на “язык практических действий” (К.В. Вербова), то есть с теоретического уровня на технологический. Если речь идет об учебном предмете, то определяются общие цели обучения по конкретному предмету, по отдельным разделам и темам данной учебной дисциплины.
С учетом индивидуальных особенностей школьников ставится ряд подцелей по их индивидуальному развитию. Глобальные воспитательные цели также конкретизируются в задачах воспитательной работы с учетом возраста учащихся, уровня их воспитанности, конкретных условий воспитательной работы, индивидуальных особенностей воспитуемых.
II этап. В целеполагании следует иметь в виду как содержательную, так и организационную стороны деятельности. Это может быть цель и физического, и интеллектуального, и духовного и т.д. развития; формирование воли, творческих способностей, готовности к саморазвитию. Необходимо определить и перспективы целей дальних, средних и близких, установить их логическую последовательность и преемственную взаимосвязь.
III этап. Анализ целей с точки зрения их технологичности и диагностичности. Иначе говоря, цели тогда и только тогда будут диагностичными, когда сформулированы точные параметры деятельности; имеется мера (мерило) для суждения о том, в какой степени идет продвижение к цели; есть образец-эталон как образец желаемого предвосхищаемого результата (продукта). Диагностичные цели технологичны и позволяют точно определить, достигнута ли конкретная цель.
IV этап. Диагностика условий предстоящей учебно-воспитательной деятельности по достижению цели.
V этап. Определение средств достижения цели:
а) идеальных —- знаний, умений и навыков обучаемых, общеучебных умений, методов и приемов обучения;
б) материальных— носителей информации: учебников, книг, аудиовизуальных и других учебно-технических и электронных средств, оборудования и т.п.;
в) организация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах.
VI этап. Определение алгоритма деятельности по достижению цели: точных предписаний, шагов и действий, ведущих к достижению цели.
VII этап. Поскольку педагогический процесс, как мы уже знаем, есть процесс двусторонний (если это не самообразование и самовоспитание), то следует помнить, что у воспитуемых также формируется или осуществляется своя цель, иногда преднамеренная и осознанная, иногда недостаточно осмысленная, притом благоприятная или нежелательная для субъекта воспитания. Педагог, прогнозируя свои действия по достижению основной цели, должен корректировать их так, чтобы соцели взаимодействовали, а не конфликтовали. И в любом случае главную свою цель на каждом этапе учебно-воспитательного процесса педагог видит в том, чтобы создать самые благоприятные условия для воспитуемых, чтобы максимально полно раскрылись все их потенциальные возможности самодеятельности и саморазвития.
При подготовке к уроку, занятию, педагог коррекционной школы ставит три вида целей: коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные. Коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные цели должны отвечать на следующие вопросы:
- Что коррегируем?
- На каком материале?
- С помощью чего?
Коррекционно - образовательные цели:
- формировать (формирование) у учащихся представления о (понятия о…) …;
- выявить (выявлять)…;
- знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
- уточнить…;
- расширить…;
- закрепить…;
- обобщить…;
- систематизировать…;
- дифференцировать…;
- учить применять на практике…;
- учить пользоваться…;
- тренировать…;
- проверить….
Например:
- Закрепить представление об условных знаках и цветах физической карты;
- Дать понятие о внешнем строении человека;
- Сформировать представление о значении семьи в жизни ребенка.
Коррекционно-развивающие цели:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
- коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
- коррекция и развитие зрительных восприятий…;
- развитие слухового восприятия…;
- коррекция и развитие тактильного восприятия…;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Например:
- Формировать умение анализировать понятие «озеро» с опорой на иллюстрации и карту;
- Формировать умение сравнивать озера по величине, солености, месту образования с опорой на статью учебника и карту;
- Коррекция памяти при запоминании названий равнин с опорой на карту;
- Коррекция восприятия при узнавании холма на равнине;
- Коррекция слухового восприятия при прослушивании рассказа учителя о занятиях населения на равнинах;
- Коррекция логического мышления при установлении причинно-следственных связей между климатом, особенностями и занятиями населения после просмотра кинофильма.
Коррекционно - воспитательные цели:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Например:
- Воспитывать эстетические чувства при работе с картинами;
- Воспитывать аккуратность при изготовлении поделки;
- Воспитывать самостоятельность при выписывании из учебника словарных слов;
- Воспитывать доброжелательные отношения к ответам учащихся.
Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.
Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.
Результативность выполнения поставленных целей педагоги прослеживают через:
- объем знаний, умений, навыков у учащихся по данному предмету;
- их прочность, действенность;
- осознанность;
- преемственность;
- результативность письменных работ;
- продвижение учеников в умственном развитии, в самообразовании и самовоспитании;
- формирование ответственного отношения к делу.
Литература:
- Лебедев О. Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. — СПб., 1992. — С. 28.
- Грановская Р. М., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. — Л.: ЛГУ, 1991. — С. 21.
- Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург, 1996. — С. 25.
- Лутошкин А. Я. Как вести за собой. — М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Инновационная деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения как средство индивидуализации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».
Статья размещена и на школьном сайте...
Содержание деятельности педагога-психолога в работе с семьёй в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения
Рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями здоровья, можно говорить, что цели и задачи психолого-педагогического сопровождения – это непрерывное...
Профессиональная деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении
Рекомендации педагогу - психологу образовательного учереждения...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 5-6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательны...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...
Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида
В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....