Применение игрових технологий и информационно - комуникационных в работе по основам безопасности жизнедеятельности
элективный курс по теме
В статье показана как применяются технологии при обучении детей основам безопасности жизнедеятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_22.11.12.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологий: игровых и информационно-коммуникационных(ИКТ) в работе по ОБЖ
В современном мире сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у большинства людей на планете. И сейчас все более важным становиться вопрос о получении нужных знаний, чтобы оберегать себя и своих детей. Подготовиться к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их безопасность, жизнь и здоровье. Подробно разъяснять и четко следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Я работаю по направлению Основы безопасности жизнедеятельности.
Ведь каждую минуту любой из нас может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила (правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, правила поведения на воде, правила общения с окружающей средой, животными).
Ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума.
Детям с нарушением интеллекта необходимо ещё больше давать знаний по безопасности жизнедеятельности, и еще большее требовать их знание и неукоснительное выполнение. Так как они подвержены наибольшему плохому внушению, повышенному травматизму. Для таких детей вся жизнь как чрезвычайное происшествие. И главными задачами в своей работе считаю:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
- развивать у детей чувства ответственности за свое поведение,
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулировать самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Знания, умения, полученные на занятиях и в практической деятельности, будут развивать способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, способствуют развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни, уметь действовать в экстремальных ситуациях, развивать самостоятельность при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
дети должны уметь:
- овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях,
- овладеть путями и средствами укрепления здоровья,
- уметь оказывать первую медицинскую помощь,
- общаться со сверстниками и взрослыми,
- знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Для того, чтобы дети лучше усваивали материал необходимо вести систематическую работу, прививать знания, умения и навыки безопасной жизнедеятельности, учить правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
В своей работе по Основам безопасности жизнедеятельности я широко использую игровую технологию. Так как игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
слайд 1,2,3,4
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При знакомстве детей с Основами безопасности жизнедеятельности включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками.
слайд 1,2,3,4
Используем в работе различные виды игр:
- Дидактические игры - способствуют совершенствованию и развитию определенных познавательных способностей.("Безопасность в доме", "Дорожные знаки", " Правила личной безопасности")
- Настольно-печатные и логические - игровым полем; с маршрутом; лабиринты; раскраски; лото . ("Красный,желтый,зеленый", "Это нужно знать")
- Логические - викторины, задачи-шутки; кроссворды; «Отвечай-ка» , "Дай правильный ответ"
Детям нравятся такие игры, где присутствует дух соревнования, где нужно угадать предмет или другого участника, стремятся принять участие в той или иной игре несколько раз до успешного результата. Эти игры применимы на любом занятии.
Одной из главных направлений воспитательной работы в
школе –интернате это воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни.
Здесь важно сформировать позицию у учащихся по проблеме сохранения и укрепления своего здоровья. Отрабатывать санитарно-гигиенические навыки, воспитывать потребность в физических упражнениях, осознание учащимися важности сохранения и укрепления здоровья, соблюдения здорового образа жизни. Так как здоровьесбережение является неотъемлемой частью при обучении основам безопасности жизнедеятельности.
Информацию и знания дети получают в различных формах мероприятий: - беседы, рассказы, экскурсии, художественное слово , игра, просмотр фильмов по определенным темам. Получают информацию о правильном питании, о личной гигиене. о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений. Воспитателями спланирована работа на занятиях по формированию здорового образа жизни учащихся. Мы рассказываем детям, что необходимо для здорового образа жизни. Беседуем с детьми на такие темы:
- «Спорт любить – здоровым быть»
- «Гигиена и её значение в жизни человека»;
- «Детский травматизм»;
-Факторы, укрепляющие здорвье
- факторы. разрушающие здоровье
- «Мы выбираем здоровье»
-«Если хочешь быть здоров, позабудь про докторов»;
-«Почему важно не забывать о гигиене?»;
- «Мы выбираем здоровье,
- «Почему важно соблюдать режим» .
«Посеешь привычку – пожнёшь характер». и т.д.
слайд 6
- Изучаем гигиенические правила: гигиену тела и полости рта, гигиену питания и гигиену труда и отдыха, следим за чистотой тела и одежды, помещений, проводим беседы о вредных привычках. Совместно с медицинскими работниками проводим рейды по проверке чистоты помещений, по выполнению гигиенических процедур.
За время обучения дети хорошо усвоили темы такие как:
- личная гигиена;
- опасные ситуации дома;
- пожар и его причины;
- опасные ситуации на дороге;
- животные и опасности связанные с ними;
- некоторые правила поведения в чрезвычайных, экстренных ситуациях.
- основы медицинских знаний
Ребята усваивают понятия, за счет их многократной четкой подачи, систематического повторения. Разнообразие форм и методов, стимулируют к получению знаний. Учащиеся могут рассказать о полученных знаниях на уроках, поделиться своим опытом по данной теме, что уже говорит о усвоении пройденного материала.
Для лучшего усвоения и закрепления знаний в своей работе мы применяем информационно-компьюторную технологию, которая повышает мотивацию к обучению, активизирует познавательную деятельность учащихся, улучшается восприятие учебного материала, повышается активность, инициативность детей на занятиях. У детей появляется положительный эмоциональный настрой во время занятий.
слайд 6, 7, 8. 9
Дети с удовольствием разгадывают кроссворды, играют в игры- дай правильный ответ, просматриваем фильмы и презентации.
Дети учатся различать типы опасных ситуаций (на воде, дороге, опасные ситуации на улице, криминогенные ситуации), и выбрать типы правильных решений. Могут устно проследить цепочку последствий в той или иной ситуации.
Для ученика специального учреждения необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться автоматизации применений и осознанности в понимании даже самых элементарных правил поведения и знаний. Это для ученика специального упреждения очень трудно. Здесь ведется многолетняя работа всех учителей и воспитателей, и многих специалистов нашей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок (занятие) с использованием информационных технологий Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности Тема: «Электричество» 5 класс
Ляпунова Ольга Юрьевна Урок (занятие) с использованием информационных технологийДисциплина: Основы безопасности жизнедеятельностиТема: «Электричество»5 классВведение....
презентация к уроку с использованием информационных технологий Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности Тема: «Электричество» 5 класс
Приложение к конспеку урока на тему "Электричество" 5 класс Цель. По окончании урока учащиеся должны:а) знать:• почему опасно электричество и в чем это заключается;• как уберечь себя от поражения...
ДОКЛАД по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Применение игровых технологий на уроках ОБЖ»
ДОКЛАДпо предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на тему:«Применение игровых технологийна уроках ОБЖ»...
ТЕМА РАБОТЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Поиск новых форм и методов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и ответственное. В современных условиях обучение должно быть направлено...
Внеурочная работа по основам безопасности жизнедеятельности
Метапредметные результаты ОБЖ - научить детей жить в сложных условиях современного мира, беречь свою жизнь, жизнь окружающих людей, активизации личностной позиции учащегося. Особое место з...
Повышение уровня развития учащихся в процессе внедрения современных образовательных технологий и новых методик по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Докдад, раскрывающий суть современных образовательных технологий.Для того чтобы реализовать творческую и познавательную активность ученика, в учебном процессе необходимо применять современные образова...
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности.
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности....