Применение игрових технологий и информационно - комуникационных в работе по основам безопасности жизнедеятельности
элективный курс по теме

В статье показана как применяются технологии при обучении детей основам безопасности жизнедеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_22.11.12.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

     Использование технологий: игровых и информационно-коммуникационных(ИКТ) в работе по ОБЖ

       В современном мире сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у большинства людей на планете. И сейчас все более важным становиться вопрос о получении нужных знаний, чтобы оберегать себя и своих детей. Подготовиться к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

      Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их безопасность, жизнь и здоровье. Подробно разъяснять и четко следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не только сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Я работаю по направлению Основы безопасности жизнедеятельности.

     Ведь каждую минуту любой из нас может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила (правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, правила поведения на воде, правила общения с окружающей средой, животными).

     Ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума.

      Детям с нарушением интеллекта необходимо ещё больше давать знаний по безопасности жизнедеятельности, и еще большее требовать их знание и неукоснительное выполнение. Так как они подвержены наибольшему плохому внушению, повышенному травматизму. Для таких детей вся жизнь как чрезвычайное происшествие.  И главными задачами в своей работе считаю:

   -  привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

    -   сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;

-   выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. 

-   развивать у детей чувства ответственности за свое поведение,

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

-  стимулировать самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

        Знания, умения,  полученные на занятиях и в практической деятельности, будут развивать способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, способствуют развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни, уметь действовать в экстремальных ситуациях, развивать самостоятельность при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

  дети должны уметь:

-     овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях,

 -    овладеть путями и средствами укрепления здоровья,

-    уметь оказывать первую медицинскую помощь,

-    общаться со   сверстниками и взрослыми,

-    знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Для того, чтобы дети лучше усваивали материал необходимо вести систематическую работу, прививать знания, умения и навыки безопасной жизнедеятельности, учить правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. 

В своей работе по Основам безопасности жизнедеятельности я  широко использую игровую технологию. Так как  игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

слайд  1,2,3,4

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При знакомстве детей с Основами безопасности жизнедеятельности  включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

           Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками.

 слайд  1,2,3,4

Используем в работе различные виды игр:

            -  Дидактические игры - способствуют совершенствованию и развитию определенных познавательных способностей.("Безопасность в доме", "Дорожные знаки", " Правила личной безопасности")

  -  Настольно-печатные и логические - игровым полем; с маршрутом; лабиринты; раскраски; лото . ("Красный,желтый,зеленый", "Это нужно знать")

     - Логические - викторины,  задачи-шутки; кроссворды; «Отвечай-ка» , "Дай правильный ответ"

Детям нравятся такие игры, где присутствует дух соревнования, где нужно угадать предмет или другого участника, стремятся принять участие в той или иной игре несколько раз до успешного результата. Эти игры применимы на любом занятии.

      Одной из главных направлений воспитательной работы в

школе –интернате  это воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни.

Здесь  важно сформировать   позицию у   учащихся по проблеме  сохранения и укрепления своего здоровья. Отрабатывать  санитарно-гигиенические навыки, воспитывать  потребность в физических упражнениях, осознание учащимися важности сохранения и укрепления здоровья, соблюдения здорового образа жизни.  Так как здоровьесбережение является неотъемлемой частью при обучении основам безопасности жизнедеятельности.

    Информацию и знания дети получают в  различных формах мероприятий: - беседы, рассказы, экскурсии, художественное слово , игра, просмотр фильмов по определенным темам. Получают информацию о правильном питании, о личной гигиене. о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений.  Воспитателями спланирована работа на занятиях по формированию здорового образа жизни учащихся. Мы  рассказываем детям, что необходимо для здорового образа жизни. Беседуем с детьми на такие темы:

-   «Спорт любить – здоровым быть»

- «Гигиена и её значение в жизни человека»;

- «Детский травматизм»;

-Факторы, укрепляющие здорвье

- факторы. разрушающие здоровье

- «Мы выбираем здоровье»

-«Если хочешь быть здоров, позабудь про докторов»;

-«Почему важно не забывать о гигиене?»;

- «Мы выбираем здоровье,

- «Почему важно соблюдать режим» .

«Посеешь привычку – пожнёшь характер».  и т.д.

слайд 6

- Изучаем гигиенические правила: гигиену тела и полости рта, гигиену питания и гигиену труда и отдыха, следим за чистотой тела и одежды, помещений, проводим беседы  о вредных привычках. Совместно с медицинскими работниками проводим рейды по проверке чистоты помещений, по выполнению гигиенических процедур.

За время обучения дети  хорошо усвоили темы такие как:

- личная гигиена;

- опасные ситуации дома;

- пожар и его причины;

- опасные ситуации на дороге;

- животные и опасности связанные с ними;

- некоторые правила поведения в чрезвычайных, экстренных ситуациях.

- основы медицинских знаний

   Ребята усваивают понятия, за счет их многократной четкой подачи, систематического повторения. Разнообразие форм и методов,  стимулируют к получению знаний. Учащиеся могут рассказать о полученных знаниях на уроках, поделиться своим опытом по данной теме, что уже говорит о усвоении пройденного материала.

Для лучшего усвоения и закрепления знаний в своей работе мы применяем информационно-компьюторную технологию, которая  повышает  мотивацию к обучению, активизирует познавательную деятельность учащихся, улучшается  восприятие учебного материала, повышается активность, инициативность детей на занятиях. У детей появляется положительный эмоциональный  настрой во время занятий.

слайд 6, 7, 8. 9

Дети с удовольствием разгадывают кроссворды, играют в игры- дай правильный ответ, просматриваем фильмы и  презентации.

      Дети учатся различать типы опасных ситуаций (на воде, дороге, опасные ситуации на улице, криминогенные ситуации), и выбрать типы правильных решений. Могут устно проследить цепочку последствий в той или иной ситуации.

    Для ученика специального учреждения необходимо постоянно напоминать, терпеливо разъяснять, добиваться автоматизации применений и осознанности в понимании даже самых элементарных правил поведения и знаний. Это для ученика специального упреждения очень трудно. Здесь ведется многолетняя работа всех учителей и воспитателей, и многих специалистов нашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок (занятие) с использованием информационных технологий Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности Тема: «Электричество» 5 класс

Ляпунова Ольга Юрьевна Урок (занятие) с использованием информационных технологийДисциплина: Основы безопасности жизнедеятельностиТема: «Электричество»5 классВведение....

презентация к уроку с использованием информационных технологий Дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности Тема: «Электричество» 5 класс

Приложение к конспеку урока на тему "Электричество" 5 класс Цель. По окончании урока учащиеся должны:а) знать:• почему опасно электричество и в чем это заключается;• как уберечь себя от поражения...

ДОКЛАД по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Применение игровых технологий на уроках ОБЖ»

ДОКЛАДпо предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на тему:«Применение игровых технологийна уроках ОБЖ»...

ТЕМА РАБОТЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Поиск новых форм и методов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и ответственное. В современных условиях обучение должно быть направлено...

Внеурочная работа по основам безопасности жизнедеятельности

Метапредметные результаты ОБЖ - научить детей жить в сложных условиях современного мира, беречь свою жизнь, жизнь окружающих людей, активизации личностной позиции учащегося. Особое  место з...

Повышение уровня развития учащихся в процессе внедрения современных образовательных технологий и новых методик по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Докдад, раскрывающий суть современных образовательных технологий.Для того чтобы реализовать творческую и познавательную активность ученика, в учебном процессе необходимо применять современные образова...

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности....