Программа «Неделя школы «Самопознания» для родителей»
методическая разработка по теме
Ежегодно в феврале в школах Казахстана проводится неделя школы "Самопознания" для родителей.Составляется и осуществляется программа проведения мероприятий. СОШ №3 также ежегодно проводит данное мероприятие, в котором принимают участие как педагоги, учащиеся школы, а также их родители. В частности, в данной программе представлена разработка круглого стола для учащихся "«Сара Алпысовна в моей жизни»", тренинг для родителей "Традиции и реликвии моей семьи", а также анкетирование учащихся старшего звена школы"Что для меня предмет "Самопознание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnik.doc | 107.5 КБ |
programma.doc | 63.5 КБ |
kruglyy_stol.doc | 37.5 КБ |
tradicii_semi.doc | 183.5 КБ |
anketirovanie_9_b_kl.ppt | 1.1 МБ |
otzyvy_roditeley_o_predmete.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела
Педагог- психолог СОШ №3
Жакупова М.И.
КАРАЖАЛ – 2012г
Предварительный просмотр:
Программа
«Неделя школы «Самопознания»
для родителей»
- Информационный модуль для родителей «Золотое сердце. Путь к себе…».
Лекторий «Что такое «Самопознание», структура, содержание,
интерактивные методы.
II.Практическое применение интерактивных методов в работе с учащимися и
родителями.
Тренинг «Традиции и реликвии семьи».
III. Круглый стол «Сара Алпысовна в моей жизни»
IV.Отзывы учащихся СОШ №3 о значимости нового предмета в становления своего «Я».
Предварительный просмотр:
Круглый стол
«Сара Алпысовна в моей жизни»
«Мне хочется, чтобы дети с самых
малых лет освоили искусство быть
всегда здоровыми и счастливыми,
чтобы учились и росли, обретая
мудрость жизни и счастье в
служение человечеству»
Сара Алпысовна Назарбаева
Цель:
познакомить детей с общественной деятельностью и автобиографией Сары Алпысовны Назарбаевой, автора программы нравственно-духовного образования «Самопознание», воспитание доброты у детей, умения дружить и бережно относиться друг к другу.
Задачи:
познакомить детей с идеями гуманизма и человеколюбия, предложенными Сарой Назарбаевой
рассмотреть понятие «Дружба» и объяснить важность познания своего внутреннего мира для каждого человека.
воспитание нравственных качеств учащихся
В результате занятия участники смогут:
сформулировать понятие «дружба»,
практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,
приобретут навыки работы в сотрудничестве,
поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Оборудование: презентация на тему: «Сара Алпысовна Назарбаева», «Наш класс», видеосюжет «Что такое дружба» устами детей, песня «Улыбка», сердечко, мультфильм «Просто так».
Ученик 1:
Қайырлы күн құрметті қонақтар! Біз, бүгін сіздермен кездескенімізге өте қуаныштымыз.
Ученик 2:
Живем в стране «Самопознание»,
И места лучше нет.
От сердца к сердцу посылаем
Любви и счастья свет.
Круг «От сердца к сердцу».
Дети образуют круг и передавая друг-другу сердечко, называют свое имя и говорят пожелания и добрые слова.
Ученик 1:
Өзіңді тани білу, жақсыларға еру.
Өзіңді тани білу, тәрбиеге көну.
Әлемде болса жақсылық, басқа бақыт не керек.
Өзін тану сабағы — мейірім ғой керемет.
Ученик 2:
Есть замечательный человек —
Она открыла детям центр «Бобек»!
Школу любви и добра
Школу «Самопознания».
Учитель:
Ребята, вы догадались, о ком идёт речь? Правильно. Это Сара Алпысовна Назарбаева. Давайте посмотрим небольшую презентацию, которая познакомит нас с жизнью и деятельностью этой замечательной женщины.
Показ презентации с биографическими данными о Саре Алпысовне
Имя этой выдающейся женщины современного Казахстана узнаваемо далеко за пределами страны, и мировое сообщество по достоинству оценило ее благородный труд ради казахстанской детворы.
Назарбаева Сара Алпысовна родилась 12 февраля 1941 года в селе Кзыл-Жар Карагандинской области.
В 1962 году вышла замуж за Н. А. Назарбаева, имеет трех дочерей, троих внуков, трех внучек и правнука.
Окончила завод-ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате, экономист, почетный профессор КазГу.
После окончания ВТУЗа работала на Карагандинском металлургическом комбинате,
С февраля 1992 г. — основатель и президент республиканского детского благотворительного фонда „Бобек“. Фонд оказывает реальную помощь обществу в решении проблем, связанных с обеспечением прав и законных интересов подрастающего поколения, нравственно-духовным образованием и воспитанием детей.
С марта 1999 г. — председатель попечительского совета благотворительного фонда"Демография».
Награждена орденом «Достык» 1-й степени, Золотой медалью имени Чингиза Айтматова «, специальной наградой ЮНИСЕФ, лауреат премии «Курманджан Датка», обладательница звания «Мээрман Эне-98», почетный работник образования РК.
Деятельность Сары Алпысовны возрождает общечеловеческие ценности. Разработанная под ее руководством программа «Самопознание» позволяет детям с раннего возраста осваивать непростую науку — быть хорошим человеком.
Сара Алпысовна беспокоится о судьбе каждого маленького казахстанца. Своей заботой она дарит надежду нашим детям, чтобы они выросли гражданами — патриотами своей страны. Все ее выступления на международной арене являются призывом спасти детские души и изменить мир для счастья молодого поколения.
Суть программы «Самопознание» — верить в собственные силы, возможности, научить вас понимать, что свою жизнь вам надо строить самим на принципах нравственности. Что вы понимаете под словом нравственность.
(Ответы детей) Любовь, Взаимопонимания, Милосердие, Дружба
— Ребята, вы догадались, о чём сегодня мы будем говорить? Правильно, мы будем говорить о дружбе. Каждому из вас бывает радостно и, наоборот, вас что-то огорчает. И хочется поделиться с близким человеком. С кем бы вы поделились? Очень часто такой человек с кем хочется поделиться самым откровенным находится с вами рядом, а может, и сидит с вами за одной партой. И мы хотели бы вам представить презентацию нашего дружного коллектива 5 «А» класса, себя мы называем не классом, а «Семьей».
Презентация нашего класса
1. Игра «Займи позицию»
С помощью этой игры учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. «Дружба в классе не нужна», «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.
2. Работа над понятием «Дружба». «Дружба — это…». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «Дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «Дружба».
3. Работа над понятием «Зачем дружба нужна людям?».
Мультфильм «Просто так». Обсуждение.
4. Игровое упражнение «Найди себе подобного»
Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.
Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».
Обсуждение
— Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
— Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
— Какой рисунок у вас на спине?
5. Игра «Мой друг».
Рисуют друга и пишут только одно качество, которое они хотели бы видеть в своем друге. Например, это мой друг — он должен быть самым смелым.
Учитель: Приглашаю вас в круг «Дружбы». Я всех вас благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые мысли. Ребята, возьмитесь за руки и повторим такие слова:
Дружба — это радость,
Дружба — это мы,
Дружба — это сила,
Дружба — это жизнь!
Исполнение песни «Дружба крепкая».
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ «ТРАДИЦИИ И РЕЛИКВИИ МОЕЙ СЕМЬИ»
ЗАДАЧИ:
1. Определить роль детского участия в создании теплых семейных отношений, сохранении семейных традиций, бережном отношении к вещам, принадлежащим семье.
2. Формирование нравственного долга детей перед семьей.
3. Воспитание отношения к семье, как к базовой ценности общества.
ЦЕЛИ:
1. Создать единое воспитательное пространство: дети-родители-педагоги.
2. Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной темой.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. Анкетирование «Я и моя семья» с целью знакомства детей со своим генеалогическим древом, выявление имеющихся в семье традиций и реликвий.
2. Подготовка детьми и родителями совместного рассказа о традициях и реликвиях в их семьях.
Оформительская работа: изготовление табличек:
«7Я-моя радость»
«Традиция»
«Реликвия»
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Генеалогические древа семей
Семейные реликвии
Выставка «Из семейного альбома»
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Здравствуй, ребята, уважаемые гости! Сегодня на нашей встрече речь пойдёт о семье. Ребята, мы с вами поговорим о ваших чувствах к вашей семье , к вашим родителям, о том, что вы знаете о истории своей семьи, семейных традициях, родословной. Вы познакомитесь с наиболее распространёнными семейными традициями.
План тренинга:
Что такое семья?
Зачем нужна семья?
Семейные традиции.
Семейные реликвии
Итог
Ведущий:
- В семейном кругу мы с вами растем,
Основы основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Звучит тихо песня «Родительский дом»
- С чего начинается любая семья ? (ответы детей)
Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.
- Так что же такое «семья»?(Ребята стараются сами ответить)
- Какие вы знаете пословицы о семье? Как вы их понимаете?
В ГОСТЯХ ХОРОШО - А ДОМА ЛУЧШЕ.
ДОМА И - СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.
МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.
СЕМЬЯ В КУЧЕ - НЕ СТРАШНА И ТУЧА.
ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.
- Сколько же в семье родственников, давайте считать.
1 Ученик читает стихотворение
«1,2,3,4, Кто живет в большой квартире?
Четверо мужчин. Живет в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка, и Миха, папин сын.
Еще красавица живет с родными неразлучно.
Один из них ее зовет Своей любимой внучкой.
Дочкой дорогой зовет ее другой,
А третий - милой Машей и хозяйкой нашей!
И называет мамой мужчина самый младший.
- А кто живет в вашей семье? Ответы детей .Им мы посвящаем эти стихи:
2 Ученик читает стихотворение
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки.
Мне все приятно в ней,
А бабушкины руки
Люблю всего сильней.
3 ученик:
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим ее, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею все сообща,
За то, что нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
За то, что без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце свое,
И просто за то, что она - наша мама,
Мы крепко и нежно любим ее.
4 ученик:
Наши папочки не хуже
Могут кашу, щи варить.
И для дома все, что нужно,
Могут быстро смастерить.
- Сколько хороших слов было сказано в адрес членов вашей семьи, а особенно в адрес бабушек, которые из-за большой любви к вам даже иногда делают уроки за вас. Сейчас для вас мы покажем пару таких бабушек.
Сценка «Бабушки и внуки». (Две старушки)
1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала ...
1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!
2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.
2-я: Правда? Это ты их так балуешь?
l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.
2-я: О, действительно строго.
l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.
2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм ... »
У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том ... »
l-я: Так, хорошо.
2-я: « И днем и ночью пес ученый ... »
l-я: Какой пес? Какой пес?
2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.
l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!
2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый ... »
l-я: Ну?
2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.
l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
•2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.
l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?
2-я: Ее уже назвали.
l-я: Как?
2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки ...
- Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками? ( ответы учащихся)
ТРАДИЦИИ СЕМЬИ
- Мы с вами много готовились к сегодняшнему мероприятию. Кем только нам не довелось побывать в течение этого времени! Мы составляли свои родословные - выступали в роли историков; были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи; журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках. Мы узнали много. Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. У всех народов, во всех культурах, религиях назначение семьи одно и то же. Семьи изменялись со временем, а их назначение – нет. Скажите, ребята, зачем же нужна семья ?
Хозяйственная функция: круг хозяйственно-бытовых обязанностей по дому.
Воспитательная функция: воспитание детей, создание и передача семейных традиций
Психологическая функция: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть.
- А какую роль вы выполняете в вашей семье? (ответы детей)
Как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? ( ответы учащихся)
Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Что такое традиция?
При подготовке к классному часу вы писали о семейных традициях. Давайте послушаем об интересных семейных традициях. (выступления детей «Семейные традиции нашей семьи»)
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО
- Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я ? Откуда мои корни ?»
Издавна одной из традиций была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово? (ответы учащихся) Родословная - Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение человека и степень родства между людьми
В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.
Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего.
А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли вы откуда она родом?
Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, их у нас не 5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. Как вы работали, ребята, при составлении своей родословной? (ответы детей)
Дам вам совет - не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.
СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ
На столе оформлена выставка «Семейные реликвии». Дети рассказывают о семейных реликвиях.
И так, ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, семейных реликвиях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.
Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.
- Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?
- Как вы его представляете?
- Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?
- Что может быть в гербе? ( возможные ответы учащихся)
Я думаю, что фон семейного герба должен быть голубым и на этом фоне голубь. Голубой цвет и голубь символ мира и дружбы. ( появляются голубой цвет и голубь) Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ тепла и света. ( появляется солнце). Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины, т.к. они очень много делают для семьи ,они будут означать материнское тепло, ласку, ведь благодаря матери, её рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно.. (появляются руки)А мне семья представляется в виде цветка: центр – это ядро семьи, а лепестки – это мы, её члены. (появляется цветок) А мамины руки нежно держат этот цветок.
– Прекрасно. А на чём держится семья? (семья держится на любви и верности.
– А как их можно изобразить?(Любовь в виде амура. Верность можно изобразить в виде двух лебедей.( появляется амур и лебеди)
– Ребята, как вы думаете, этого достаточно?
Учащиеся: Да.
– Вот у нас с вами и получился общий семейный герб.
Вы, наверное, согласитесь со мной в том, что семья и школа тесно связаны между собой. Школа - это то место, где собирается много семей для решения воспитательных и образовательных задач.
Наш коллектив – большая дружная семья. Давайте подумаем, какие мы с вами? Что нас интересует? К чему мы стремимся?
А как вы думаете, каким может быть наш школьный герб?Я думаю наш герб должен быть на голубом фоне (голубой фон)– Я думаю, что на этом голубом фоне должна быть радуга, потому что все мы очень разные, у каждого свои интересы и взгляды (появляется радуга) – Я думаю, что на нашем гербе должно быть изображение книги, так как в школе мы изучаем разные предметы. Книга - источник знаний (появляется книга).
ИТОГ
-Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!
- Это близкие и родные люди.
– Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
– Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
– Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Отзывы родителей о предмете «Самопознание»
1.
Предмет «Самопознание» - удивительный предмет, где каждый ребенок учится слушать свое сердце и делать только то хорошее, доброе, что оно подсказывает. Только через этот путь каждый из них может найти свое место в жизни. Только пройдя этот путь красоты жизненных ценностей, каждый ребенок, может выполнить миссию Человека на Земле. Ведь чем больше в человеке духовности, нравственности, тем больше он Человек. И каждый из них будет отзывчивее, теплее, добрее, чувственнее в общении с окружающим миром.
Баймагамбетова Л.А,мама ученицы 5а класса Баймагамбетовой Карины
2.
Приветствую введение нового предмета «Самопознание» в школьную программу. На этом уроке дети могут проявить и раскрыть свои способности. Общение на уроке поможет ребятам свободно высказывать свое мнение по вопросам ценностей жизни, взаимоотношений с людьми, воспитания духовно-нравственной личности.
Нагаевская А.А., мама ученика 8-а класса Нагаевского Ярослава
3.
Я, Павенко Наталья Васильевна, мама ученицы 9 класса Павенко Юлии, считаю что предмет «Самопознание» введен своевременно и действительно необходим нашим детям, т.к. этот предмет ориентирован на осознанное постижение учащимися изучаемых понятий, осмысление идеалов добра и красоты, значимости понимания себя, других людей и окружающего мира, развитие умения делать нравственный выбор. Я надеюсь, что предмет «Самопознание» поможет моей дочери в осмыслении важнейших идей о высоком предназначении человека, смысле его жизни на земле.
4.
Я считаю, что уроки самопознания— это дверца, которая открывает детские души, направляет в нужное русло. Эти уроки учат маленьких школьников нравственности, доброте, взаимопониманию, асамое главное— рассудительности. И это все я увидела через своего ребенка. Моя внучка, Тютикина Диана, стала более дружелюбной, ответственной за свои слова и поступки, наладились отношения со сверстниками. Я уверена, что предмет «Самопознание» необходим для учеников начальных классов.
Романенко С.А., бабушка ученицы 1а класса Тютюкиной Дианы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа взаимодействия школы и родителей "Семья и школа: навстречу друг другу"
Данная программа является продуктом дипломной работы "Взаимодействие школы и родителей, как компонент социального партнерства" по программе "Менеджмент в образовании".В программе представлены ос...
Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» 5 класс
Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» составлена на основе:- программы Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Все цве...
0.01 Подготовительная к школе группа. Сентябрь, 4-я неделя. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Осень. Деревья осенью. Гласные и согласные звуки - повторение. Предложение"
Программа Н.Е. Нищевой, 3-й год обучения. Для воспитанников 6-7 лет с ТНР....
Программа «Неделя химии в школе»
План мероприятий по химии на предметную неделю в школе....
методическая разработка коррекционно-развивающей программы арт-терапии "Самопознание в процессе творчества"
Методческая разработка коррекционно-развивающей программы арт-терапии"Самопознание в процессе творчества»для учащихся 6-8 и 9-10 классов...
Программа психолого-педагогического сопровождения для родителей (законные представители), имеющие различный социальный статус семьи «Школа для родителей»
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развитие социальных институтов воспитания, в первую очередь, представлено поддер...
программа недели иностранного языка в школе
Программа недели иностраннного языка проводится для учащихся 2-9 классов....