Программа «Неделя школы «Самопознания» для родителей»
методическая разработка по теме

 

Ежегодно в феврале в школах Казахстана проводится неделя школы "Самопознания" для родителей.Составляется и осуществляется программа проведения мероприятий. СОШ №3 также ежегодно проводит данное мероприятие, в котором принимают участие как педагоги, учащиеся школы, а также их родители. В частности, в данной программе представлена разработка круглого стола для учащихся "«Сара Алпысовна в моей жизни»", тренинг для родителей "Традиции и реликвии моей семьи", а также анкетирование учащихся старшего звена школы"Что для меня предмет "Самопознание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnik.doc107.5 КБ
Microsoft Office document icon programma.doc63.5 КБ
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc37.5 КБ
Microsoft Office document icon tradicii_semi.doc183.5 КБ
Office presentation icon anketirovanie_9_b_kl.ppt1.1 МБ
Microsoft Office document icon otzyvy_roditeley_o_predmete.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             Подготовила и провела

                       Педагог- психолог СОШ №3

          Жакупова М.И.

                                             

                                                   КАРАЖАЛ – 2012г



Предварительный просмотр:

                                   Программа

«Неделя школы «Самопознания»

 для родителей»

  1. Информационный модуль для родителей «Золотое сердце. Путь к себе…».

         Лекторий «Что такое «Самопознание», структура, содержание,    

                               интерактивные методы.

II.Практическое применение интерактивных методов в работе с учащимися и

     родителями.

Тренинг «Традиции и реликвии семьи».

III. Круглый стол «Сара Алпысовна в моей жизни»

IV.Отзывы учащихся СОШ №3 о значимости нового предмета в становления  своего «Я».

 



Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Сара Алпысовна в моей жизни»

«Мне хочется, чтобы дети с самых

малых лет освоили искусство быть

всегда здоровыми и счастливыми,

чтобы учились и росли, обретая

мудрость жизни и счастье в

служение человечеству»

                                                                                             Сара Алпысовна Назарбаева

Цель: 

познакомить детей с общественной деятельностью и автобиографией Сары Алпысовны Назарбаевой, автора программы нравственно-духовного образования «Самопознание», воспитание доброты у детей, умения дружить и бережно относиться друг к другу.

Задачи:

познакомить детей с идеями гуманизма и человеколюбия, предложенными Сарой Назарбаевой

рассмотреть понятие «Дружба» и объяснить важность познания своего внутреннего мира для каждого человека.

воспитание нравственных качеств учащихся

В результате занятия участники смогут:

сформулировать понятие «дружба»,

практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,

приобретут навыки работы в сотрудничестве,

поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

Оборудование: презентация на тему: «Сара Алпысовна Назарбаева», «Наш класс», видеосюжет «Что такое дружба» устами детей, песня «Улыбка», сердечко, мультфильм «Просто так».

Ученик 1: 

Қайырлы күн құрметті қонақтар! Біз, бүгін сіздермен кездескенімізге өте қуаныштымыз.

Ученик 2:

Живем в стране «Самопознание»,

И места лучше нет.

От сердца к сердцу посылаем

Любви и счастья свет.

Круг «От сердца к сердцу». 

Дети образуют круг и передавая друг-другу сердечко, называют свое имя и говорят пожелания и добрые слова.

Ученик 1:

Өзіңді тани білу, жақсыларға еру.

Өзіңді тани білу, тәрбиеге көну.

Әлемде болса жақсылық, басқа бақыт не керек.

Өзін тану сабағы — мейірім ғой керемет.

Ученик 2:

Есть замечательный человек —

Она открыла детям центр «Бобек»!

Школу любви и добра

Школу «Самопознания».

Учитель: 

Ребята, вы догадались, о ком идёт речь? Правильно. Это Сара Алпысовна Назарбаева. Давайте посмотрим небольшую презентацию, которая познакомит нас с жизнью и деятельностью этой замечательной женщины.

Показ презентации с биографическими данными о Саре Алпысовне

Имя этой выдающейся женщины современного Казахстана узнаваемо далеко за пределами страны, и мировое сообщество по достоинству оценило ее благородный труд ради казахстанской детворы.

Назарбаева Сара Алпысовна родилась 12 февраля 1941 года в селе Кзыл-Жар Карагандинской области.

В 1962 году вышла замуж за Н. А. Назарбаева, имеет трех дочерей, троих внуков, трех внучек и правнука.

Окончила завод-ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате, экономист, почетный профессор КазГу.

После окончания ВТУЗа работала на Карагандинском металлургическом комбинате,

С февраля 1992 г. — основатель и президент республиканского детского благотворительного фонда „Бобек“. Фонд оказывает реальную помощь обществу в решении проблем, связанных с обеспечением прав и законных интересов подрастающего поколения, нравственно-духовным образованием и воспитанием детей.

С марта 1999 г. — председатель попечительского совета благотворительного фонда"Демография».

Награждена орденом «Достык» 1-й степени, Золотой медалью имени Чингиза Айтматова «, специальной наградой ЮНИСЕФ, лауреат премии «Курманджан Датка», обладательница звания «Мээрман Эне-98», почетный работник образования РК.

Деятельность Сары Алпысовны возрождает общечеловеческие ценности. Разработанная под ее руководством программа «Самопознание» позволяет детям с раннего возраста осваивать непростую науку — быть хорошим человеком.

Сара Алпысовна беспокоится о судьбе каждого маленького казахстанца. Своей заботой она дарит надежду нашим детям, чтобы они выросли гражданами — патриотами своей страны. Все ее выступления на международной арене являются призывом спасти детские души и изменить мир для счастья молодого поколения.

Суть программы «Самопознание» — верить в собственные силы, возможности, научить вас понимать, что свою жизнь вам надо строить самим на принципах нравственности. Что вы понимаете под словом нравственность.

                 (Ответы детей) Любовь, Взаимопонимания, Милосердие, Дружба

— Ребята, вы догадались, о чём сегодня мы будем говорить? Правильно, мы будем говорить о дружбе. Каждому из вас бывает радостно и, наоборот, вас что-то огорчает. И хочется поделиться с близким человеком. С кем бы вы поделились? Очень часто такой человек с кем хочется поделиться самым откровенным находится с вами рядом, а может, и сидит с вами за одной партой. И мы хотели бы вам представить презентацию нашего дружного коллектива 5 «А» класса, себя мы называем не классом, а «Семьей».

Презентация нашего класса

1. Игра «Займи позицию»

С помощью этой игры учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. «Дружба в классе не нужна», «Дружба в классе нужна». Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.

2. Работа над понятием «Дружба». «Дружба — это…». Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «Дружба» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «Дружба».

3. Работа над понятием «Зачем дружба нужна людям?».

Мультфильм «Просто так». Обсуждение.

4. Игровое упражнение «Найди себе подобного»

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Обсуждение

— Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

— Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

— Какой рисунок у вас на спине?

5. Игра «Мой друг».

 Рисуют друга и пишут только одно качество, которое они хотели бы видеть в своем друге. Например, это мой друг — он должен быть самым смелым.

Учитель: Приглашаю вас в круг «Дружбы». Я всех вас благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые мысли. Ребята, возьмитесь за руки и повторим такие слова:

Дружба — это радость,

Дружба — это мы,

Дружба — это сила,

Дружба — это жизнь!

Исполнение песни «Дружба крепкая».



Предварительный просмотр:

                    ТРЕНИНГ «ТРАДИЦИИ И РЕЛИКВИИ МОЕЙ СЕМЬИ» 

ЗАДАЧИ: 
1. Определить роль детского участия в создании теплых семейных отношений, сохранении семейных традиций, бережном отношении к вещам, принадлежащим семье. 
2. Формирование нравственного долга детей перед семьей. 
3. Воспитание отношения к семье, как к базовой ценности общества. 
ЦЕЛИ: 
1. Создать единое воспитательное пространство: дети-родители-педагоги. 
2. Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной темой. 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: 
1. Анкетирование «Я и моя семья» с целью знакомства детей со своим генеалогическим древом, выявление имеющихся в семье традиций и реликвий. 
2. Подготовка детьми и родителями совместного рассказа о традициях и реликвиях в их семьях. 
Оформительская работа: изготовление табличек: 
«7Я-моя радость»
 
«Традиция»
 
«Реликвия»
 
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». 
Генеалогические древа семей 
Семейные реликвии 
Выставка «Из семейного альбома» 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: 
Здравствуй, ребята, уважаемые гости! Сегодня на нашей встрече речь пойдёт о семье. Ребята, мы с вами поговорим о ваших чувствах к вашей семье , к вашим родителям, о том, что вы знаете о истории своей семьи, семейных традициях, родословной. Вы познакомитесь с наиболее распространёнными семейными традициями. 

План тренинга: 
Что такое семья?
 
Зачем нужна семья?
 
Семейные традиции.
 
Семейные реликвии
 
Итог
 

Ведущий: 
- В семейном кругу мы с вами растем, 
Основы основ - родительский дом. 
В семейном кругу все корни твои, 
И в жизнь ты выходишь из семьи. 
В семейном кругу мы жизнь создаем, 
Основа основ - родительский дом. 

Звучит тихо песня «Родительский дом»


- С чего начинается любая семья ? (ответы детей) 
Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки. 
- Так что же такое «семья»?(Ребята стараются сами ответить) 
- Какие вы знаете пословицы о семье? Как вы их понимаете? 
В ГОСТЯХ ХОРОШО - А ДОМА ЛУЧШЕ. 
ДОМА И - СТЕНЫ ПОМОГАЮТ. 
МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ. 
СЕМЬЯ В КУЧЕ - НЕ СТРАШНА И ТУЧА. 
ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ. 

- Сколько же в семье родственников, давайте считать. 
1 Ученик читает стихотворение 
«1,2,3,4, Кто живет в большой квартире? 
Четверо мужчин. Живет в квартире дедушка, 
И папа, и прадедушка, и Миха, папин сын. 
Еще красавица живет с родными неразлучно. 
Один из них ее зовет Своей любимой внучкой. 
Дочкой дорогой зовет ее другой, 
А третий - милой Машей и хозяйкой нашей! 
И называет мамой мужчина самый младший. 
- А кто живет в вашей семье? Ответы детей .Им мы посвящаем эти стихи: 


2 Ученик читает стихотворение 

Я с бабушкой своею 
Дружу давным-давно. 
Она во всех затеях 
Со мною заодно. 
Я с ней не знаю скуки. 
Мне все приятно в ней, 
А бабушкины руки 
Люблю всего сильней. 

3 ученик: 
От чистого сердца, простыми словами 
Давайте, друзья, потолкуем о маме. 
Мы любим ее, как хорошего друга, 

За то, что у нас с нею все сообща, 
За то, что нам приходится туго, 
Мы можем всплакнуть у родного плеча. 
За то, что без утайки и прямо 
Мы можем доверить ей сердце свое, 
И просто за то, что она - наша мама, 
Мы крепко и нежно любим ее. 

4 ученик: 
Наши папочки не хуже 
Могут кашу, щи варить. 
И для дома все, что нужно, 
Могут быстро смастерить. 

- Сколько хороших слов было сказано в адрес членов вашей семьи, а особенно в адрес бабушек, которые из-за большой любви к вам даже иногда делают уроки за вас. Сейчас для вас мы покажем пару таких бабушек. 
Сценка «Бабушки и внуки». (Две старушки) 
1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь? 
2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала ... 
1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила! 
2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. 
1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю. 
2-я: Правда? Это ты их так балуешь? 
l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают. 
2-я: О, действительно строго. 
l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой. 
2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм ... » 
У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том ... » 
l-я: Так, хорошо. 
2-я: « И днем и ночью пес ученый ... » 
l-я: Какой пес? Какой пес? 
2-я: Ну, я не знаю какая у него порода. 
l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот! 
2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый ... » 
l-я: Ну? 
2-я: ... с авоськой ходит в гастроном. 
l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела? 
•2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала. 
l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут? 
2-я: Ее уже назвали. 
l-я: Как? 
2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки ... 
- Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками? ( ответы учащихся) 

                                                ТРАДИЦИИ СЕМЬИ 


- Мы с вами много готовились к сегодняшнему мероприятию. Кем только нам не довелось побывать в течение этого времени! Мы составляли свои родословные - выступали в роли историков; были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи; журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках. Мы узнали много. Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. У всех народов, во всех культурах, религиях назначение семьи одно и то же. Семьи изменялись со временем, а их назначение – нет. Скажите, ребята, зачем же нужна семья ? 


Хозяйственная функция: круг хозяйственно-бытовых обязанностей по дому. 
Воспитательная функция: воспитание детей, создание и передача семейных традиций 
Психологическая функция: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть. 
- А какую роль вы выполняете в вашей семье? (ответы детей) 
Как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? ( ответы учащихся) 
Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Что такое традиция? 
При подготовке к классному часу вы писали о семейных традициях. Давайте послушаем об интересных семейных традициях. (выступления детей «Семейные традиции нашей семьи») 

                                           ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО 


- Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я ? Откуда мои корни ?» 
Издавна одной из традиций была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово? (ответы учащихся) Родословная - Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение человека и степень родства между людьми 
В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. 
Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего. 
А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли вы откуда она родом? 
Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, их у нас не 5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. Как вы работали, ребята, при составлении своей родословной? (ответы детей) 
Дам вам совет - не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией. 



 

                                                  СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ 
На столе оформлена выставка «Семейные реликвии». Дети рассказывают о семейных реликвиях. 


И так, ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, семейных реликвиях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. 
Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба. 
- Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи? 
- Как вы его представляете? 
- Какие цвета вы бы внесли в семейный герб? 
- Что может быть в гербе? ( возможные ответы учащихся) 
Я думаю, что фон семейного герба должен быть голубым и на этом фоне голубь. Голубой цвет и голубь символ мира и дружбы. ( появляются голубой цвет и голубь) Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ тепла и света. ( появляется солнце). Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины, т.к. они очень много делают для семьи ,они будут означать материнское тепло, ласку, ведь благодаря матери, её рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно.. (появляются руки)А мне семья представляется в виде цветка: центр – это ядро семьи, а лепестки – это мы, её члены. (появляется цветок) А мамины руки нежно держат этот цветок. 
– Прекрасно. А на чём держится семья? (семья держится на любви и верности. 
– А как их можно изобразить?(Любовь в виде амура. Верность можно изобразить в виде двух лебедей.( появляется амур и лебеди) 
– Ребята, как вы думаете, этого достаточно? 
Учащиеся: Да. 
– Вот у нас с вами и получился общий семейный герб. 
Вы, наверное, согласитесь со мной в том, что семья и школа тесно связаны между собой. Школа - это то место, где собирается много семей для решения воспитательных и образовательных задач. 
Наш коллектив – большая дружная семья. Давайте подумаем, какие мы с вами? Что нас интересует? К чему мы стремимся? 
А как вы думаете, каким может быть наш школьный герб?Я думаю наш герб должен быть на голубом фоне (голубой фон)– Я думаю, что на этом голубом фоне должна быть радуга, потому что все мы очень разные, у каждого свои интересы и взгляды (появляется радуга) – Я думаю, что на нашем гербе должно быть изображение книги, так как в школе мы изучаем разные предметы. Книга - источник знаний (появляется книга). 
ИТОГ 
-Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья! 
- Это близкие и родные люди. 
– Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья. 
– Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Отзывы родителей  о предмете «Самопознание»

1.

Предмет «Самопознание» - удивительный предмет, где каждый ребенок учится слушать свое сердце и делать только то хорошее, доброе, что оно подсказывает. Только через этот путь каждый из них может найти свое место в жизни. Только пройдя этот путь красоты жизненных ценностей, каждый ребенок, может выполнить миссию Человека на Земле. Ведь чем больше в человеке духовности, нравственности, тем больше он Человек. И каждый из них будет отзывчивее, теплее, добрее, чувственнее в общении с окружающим миром.

Баймагамбетова Л.А,мама ученицы 5а класса Баймагамбетовой Карины

2.

Приветствую введение нового предмета «Самопознание» в школьную программу. На этом уроке дети могут проявить и раскрыть свои способности. Общение на уроке поможет ребятам свободно высказывать свое мнение по вопросам ценностей жизни, взаимоотношений с людьми, воспитания духовно-нравственной личности.

Нагаевская А.А., мама ученика 8-а класса Нагаевского Ярослава

3.

Я, Павенко Наталья Васильевна, мама ученицы 9 класса Павенко Юлии, считаю что предмет «Самопознание» введен своевременно и действительно необходим нашим детям, т.к. этот предмет ориентирован на осознанное постижение учащимися изучаемых понятий, осмысление идеалов добра и красоты, значимости понимания себя, других людей и окружающего мира, развитие умения делать нравственный выбор. Я надеюсь, что предмет «Самопознание» поможет моей дочери в осмыслении важнейших идей о высоком предназначении человека, смысле его жизни на земле.

4.

Я считаю, что уроки самопознания— это дверца, которая открывает детские души, направляет в нужное русло. Эти уроки учат маленьких школьников нравственности, доброте, взаимопониманию, асамое главное— рассудительности. И это все я увидела через своего ребенка. Моя внучка, Тютикина Диана, стала более дружелюбной, ответственной за свои слова и поступки, наладились отношения со сверстниками. Я уверена, что предмет «Самопознание» необходим для учеников начальных классов.

Романенко С.А., бабушка ученицы 1а класса Тютюкиной Дианы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа-семинар для родителей. Программа проведения.

Школа – семинар для родителей «Система формирования здорового образа жизни, культура отношения к собственному здоровью»  Программа   № п/пМероприятиеВремя проведен...

Программа взаимодействия школы и родителей "Семья и школа: навстречу друг другу"

Данная программа является продуктом дипломной работы "Взаимодействие школы  и родителей, как компонент социального партнерства" по программе "Менеджмент в образовании".В программе представлены ос...

Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» 5 класс

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Самопознание личности» составлена на основе:-  программы Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А «Все цве...

Программа «Неделя химии в школе»

План мероприятий по химии на предметную неделю в школе....

методическая разработка коррекционно-развивающей программы арт-терапии "Самопознание в процессе творчества"

Методческая разработка коррекционно-развивающей программы арт-терапии"Самопознание в процессе творчества»для учащихся 6-8 и 9-10 классов...

Программа психолого-педагогического сопровождения для родителей (законные представители), имеющие различный социальный статус семьи «Школа для родителей»

          В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развитие социальных институтов воспитания, в первую очередь, представлено поддер...