Консультация для воспитателей "Составление творческих рассказов о предметах(игрушках)"
методическая разработка по теме
В статье предложена система работы по сотавлению творческих рассказов о предметах, которые окружают детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей о составлении творческих рассказов о предметах | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Составление творческих рассказов о предметах (игрушках)»
Учитель-дефектолог: Петракова И.В.
ГБОУ детский сад № 629, САО, Москва
Работу по составлению творческих рассказов о предметах начинаем с составления творческих рассказов об игрушках со старшей группы, так как они наиболее близки детям в понимании и чаще используются ими в игре.
Можно использовать образные игрушки, а также некоторые сенсорные, дидактические: пирамидки, матрешки, флажки, погремушки и др.
Учитель-дефектолог, знакомя детей с новым заданием, может использовать образец рассказа, план и другие приемы.
Например, показав предмет (игрушку), учитель-дефектолог предлагает ребятам придумать рассказ про мальчика или девочку, у которых якобы была эта игрушка.
Вот наиболее употребительный план такого рассказа:
1) Как оказалась эта игрушка у ребенка?
2) Какая она была?
3) Что он стал с нею делать?
На первых занятиях целесообразно начать с разбора первого и третьего пунктов плана, подсказав детям 2—3 варианта для составления рассказов (игрушку купили, подарили — кто, когда, по какому случаю; с игрушкой мальчик стал играть не один, а с товарищем или принес в детский сад).
По ходу занятия заслушиваются рассказы сначала об одной, а затем о других игрушках, которые поочередно показывает Учитель-дефектолог.
В подготовительной к школе группе приведенный выше план может быть дополнен такими пунктами:
- Долго ли игрушка была у ребенка?
- Что он делал, чтобы она была целой и красивой?
Эти вопросы также побуждают детей творчески подойти к выполнению задания. Целесообразно разрешить во время рассказа взять игрушку в руки, показать некоторые действия с ней.
Если дети легко придумывают короткие рассказы о какой-либо одной простой игрушке, учитель-дефектолог предлагает игрушки более сложные, а также две сразу или комплект (плита и посудомойка, набор «Доктор», конструктор Лего, гараж с машинами и т. д.)
Используя игрушки с детьми можно сочинять рассказы-инсценировки, которые придумывают сами дети. Специфика этих рассказов в том, что ребенок одновременно решает три задачи: сочиняет сюжет, двигает игрушки по столу, рассказывает слушателям о действиях игрушек (он и драматург, и режиссер, и актер).
На первых порах роль рассказчика затрудняет ребенка, так как требует быстрой реакции, распределения внимания между показом и словом. Поэтому на первом занятии учитель-дефектолог применяет образец рассказа, повторив его 2—3 раза и объяснив, как надо рассказывать, например: «Сегодня мы снова будем придумывать рассказы об игрушках, но не так, как раньше. Нужно сразу говорить и передвигать игрушку на столе. Посмотрите, вот доктор Айболит. Послушайте о нем рассказ. Однажды вышел Айболит на вызов к ослику (показывает, как Айболит идёт). Вдруг он вспомнил, что забыл дома свой чемоданчик с лекарствами (останавливает Айболита). Делать нечего, придется повернуть домой (поворачивает). Взял он чемоданчик (останавливает Айболита в середине стола) и быстро пошёл к ослику (быстро двигает Айболита)».
Учитель-дефектолог повторяет образец еще раз, затем вызывает ребенка (такой рассказ особенно охотно повторяют девочки). Следует подчеркнуть, что первый рассказ должен быть кратким и включать лишь несколько действий с игрушкой.
На этом же занятии придумываются рассказы или сказки еще про 2—3 другие игрушки (лягушка, кукла). На последующих занятиях с демонстрационным, а затем и с раздаточным материалом можно использовать уже две игрушки, а также элементы декорации (животные, деревья, домик, матрёшка; кукла, буфет, мойка, посуда).
Е. И. Тихеева рекомендовала еще один прием — совместное составление рассказов подгруппами детей. Можно применить этот прием в наиболее легком варианте: двум детям, сидящим за одним столом, предложить один набор игрушек для настольной инсценировки (например, взять игрушки из разных наборов из «Теремка» и «Трёх поросят» поросёнка и их перемешать) и дать задание вместе отобрать нужные им игрушки, составить рассказ, а затем решить, кто будет его рассказывать ребятам.
На всех занятиях-инсценировках важен неторопливый темп, предоставление детям времени для обдумывания и пробного проигрывания рассказа «для себя». Очень важно создать условия для использования дошкольниками полученных на занятиях умений в повседневной жизни, например при показе настольного театра игрушек.
Через 10 занятий детям можно предоставить предметы из повседневной жизни (например, карандаш, ложка и коробка). Детям предлагается рассказать:
• Как предметы оказались вместе?
• О чём они могут разговаривать?
• Что они будут делать вместе?
• Чем закончиться эта встреча?
И таким образом, у детей получаются самые невероятные истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗУ-ОПИСАНИЮ ПРЕДМЕТА
Консультация для аоспитателей по развитию связной речи дошкольников "Обучение рассказу-описанию предмета"...
Творческий рассказ по четверостишию
Принятие ребенка как полноценного партнера в сотрудничестве- залог успешной образовательной деятельности. То есть, совместное творчество является наиболее продуктивным и результативным. Я доверяю фант...
Консультация для родителей "Как рассказать детям о войне?..."
Пока существуют такие вопросы, на них всегда будут находиться ответы, а источником ответов для наших ребят – дошкольников являемся мы – взрослые....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЧТО РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О МАСЛЕНИЦЕ»
Консультация для родителей «Что рассказать ребенку о Масленице»...
Консультация для родителей «Что рассказать детям о весенних изменениях в природе".
Консультация для родителей «Что рассказать детям о весенних изменениях в природе»Весной солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются х...
Консультация для родителей "Как рассказать детям о войне"
Приближается 75 -летие Великой Победы. Многие родители задаются вопросом, нужно ли рассказывать ребенку о войне и значении этого великого праздника....
Консультация для родителей «Как рассказать детям о Дне Государственного флага Российской Федерации.
В 6 -7 лет, изучаем факты: В этом возрасте ребёнку можно рассказывать об интересных фактах о нашей стране в доступной для него форме. «День государственного флага Российской Федерации» 22 ...