Формирование навыка чтения у обучающихся 1-2 классов
статья по теме

Баус Елена Михайловна

Статья о формировании навыков чтения обучающихся классв коррекции VIII вида, упражнения и игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыка чтения  у обучающихся 1-2 классов

 с ограниченными возможностями здоровья.

На протяжении многих лет всегда с осторожностью подходила к обучению чтению. Каждый урок кропотливо и внимательно продумывала, чтобы каждый ребенок чувствовал внимание, заинтересованность и удовлетворенность в своих успехах.                                                                                                        В своей практике приходилось сталкиваться с детьми, имеющими различные дефекты речи. Профессиональную помощь логопеда дети получить не могли, из-за отсутствия в школе данного специалиста. Как правило, такие дети имели отставания в устной и письменной речи. Отправляя, детей на ПМПК психотерапевт ставил  диагноз фонематическое недоразвитие. В корректировке и  устранении многих речевых недостатков, огромную роль сыграла методическая литература.

Пользуясь разными практическими пособиями, мне удавалось быстро научить читать.                                Например: в пособии «Я учусь читать»- Е. Федорин, Москва 1993 г., хорошо раскрыта:                                                      -новизна, теоретическая обоснованность и подтвержденность на практике рекомендованных методов и приемов обучения.                                                                                                                                         -общедоступная технологичность с детальной проработкой процесса обучения вплоть до отдельных занятий.                                                                                                                                                           Что и способствует высокой результативности при обучении чтению и имеет значение для развития речи ребенка, для его будущего, ибо в этом – основа основ становления самого высокого истинно человеческого качества в человеке – способности к абстрактному мышлению.

Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. От того, насколько будет сформирована речь у детей с ОВЗ, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития.

  Полноценная речь ребёнка – это также  средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его личности, а в конечном итоге способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребёнка, способствует более успешному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным   успехам.                                                                                                                                                      Во-первых, при обучении чтению следует помнить, что при изучении букв согласных должны произноситься только чисто. Пусть очень коротко, но только чисто, без добавления к ним каких, бы то ни было гласных. Другими словами обучаемый должен именно читать буквы, а не называть их. И вообще о названиях букв алфавита вплоть до приобретения прочных навыков говорить  детям нецелесообразно.                                                                                                                                                                Во-вторых, при обучении детей чтению не следует пользоваться азбукой с картинками. Азбука с самого начала должна быть только буквенной. Буква – звук и никаких посредников, иначе обучение чтению может затянуться.

 На уроках провожу различные игры с разрезной или от руки, написанной на бумажных квадратах, азбукой до выработки твердого навыка быстро и безошибочно прочитывать все буквы алфавита, предлагаемые в любой последовательности. Показ укрупненных печатных букв алфавита на карточках с самого начала  сопровождаю  параллельным написанием  тех же букв, но меньших размеров, на бумаге. Это значительно облегчает работу по обучению чтению в дальнейшем.

На узнавание и различение букв полезны  следующие упражнения:

- назови буквы, перечеркнутые другими буквами;

- назови буквы, наложенные друг на друга;

- назови буквы, которые чаще всего встречаются;

Ж З С Ш Ц

Ш Т Ж Ж Т

Ж Х Н Ш Щ

Х Ш Щ Ж Т

С Ч Т Щ Ц

Щ З Ш Ч Т

П Щ Ч Ж Л

Ч Л Щ Ч М                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

(буквы должны быть печатными и прописными разного шрифта, цвета, толщины и т. д.);

- назови буквы и скажи, какая еще буква спряталась в них; запиши каждую букву отдельно;

- преврати Л в И, И в Ш, Л в А, А в Д, Ь в В, К в Ж, Г в Б, З в В;

- найди одинаковую букву в словах:

Рак, порт, сыр, мир, берег, рев;

Халат, клен, лбы, щель, волосы, жили;

- по какому признаку (почему)слова записаны в два столбика:

ЦЕНА

ЦЕЛЫЙ

КОЛЬЦО

ЯЙЦО

ЗАЦЕПИТЬ

СВЕЧА
КОСОЙ
ПРОСИТЬ
МАСКА
ЛЮСТРА

                                                                                                                                                                                                               В том случае, когда у детей с нарушениями речи наблюдается побуквенное чтение, приходится заново формировать правильные приемы чтения. Для этого нужно уделять большое внимание работе над слогами, научить ребенка в процессе чтения воспринимать сразу не одну, а две буквы, вводя опережающую ориентацию на гласные буквы, с тем, чтобы подготовить правильное произнесение предшествующего согласного.                                                                                                     Широко практикую упражнения в чтении открытых слогов, необходимо помнить, что ребенок (особенно  с фонематическим  недоразвити) должен научиться улавливать общее в звучании всех вариантов одного и того же звука, обозначаемого посредством  определенной буквы. Поэтому для чтения, вначале следует подбирать упражнения, где согласная буква в прямом слоге дается в сочетании с различными гласными, затем уже вводить упражнения в чтении по подобию.    

Примерные упражнения:

- прочитай

С

А

О

У

Ы

И

Ш

З

Ж

П

И

Е

Е

Я

Ю

Б

Т

Д

К

А

Я

О

Е

Г

С

З

- прочитай:

НА, ЛУ, ХО, ШО, МЫ, ХА, РУ, ЛА

- читай, изменяя порядок букв в слоге;

- добавь гласные и прочитай полученный слог:

П_
Т_
К_
С_
Д_

КР_
СТ_
МН_
ПШ_
ЧТ_

- читай слоги по подобию:

А            О           У

ПА        ПО
КА
ТА
ВА

А          О            У

СТА      СТО
ПРА
КРА
ЗДА

Для определения количества слогов в слове (опять же пока только в устной форме) ребенку можно посоветовать правило: если слово своей длительностью созвучно счету «раз», то оно состоит из одного слога (например: мак, мох, снег). Если слово своей длительностью похоже на счет «раз, два», то оно состоит из двух слогов и т. д.

Для закрепления слоговой структуры слова надо обязательно включать такие упражнения:

- составь и прочитай 8 слов со слогами ЖИ и ШИ; 4 слова из 2-х слогов, 4 слова из 3-х слогов:

МА

НЕ

НА

РАФ

НЕ

ЖИ

Вы

ЛИ

ВОТ

НО

ВКА

ШИ

- быстро составляй и читай слова (с оппозиционными звуками);

- быстро составляй и читай слова;

- быстро составляй и читай слова:

ЗА

СЫ

СО

НО

МЕ

СИТ

РИТЬ
ПИТЬ
СТИ

ПО

БЕ
БРО
БА
БО

ЯТЬСЯ
ЛОВАТЬ
ДИТЬ
ЛИТЬ

ПРО

БЕ

БУ
БУК
БРО

СО
ДИ
ШЕ
ЖА

СЯ
ВАТЬ
ЛИ
ВАЛ

   

                                                                                                                                                                                       

Обязательно надо отрабатывать ударение, которое поможет, перейти к беглому чтению.    Применяю схемы с ударениями (к словам, предложениям), аналогично подбираю слова к схемам. Дети сами ставят ударения в словах.

Работая над совершенствованием чтения  нужно учитывать, что дети с нарушениями речи часто затрудняются  в различении слов, сходных по звучанию и начертанию, но различных по значению, читают их ошибочно. Чтобы преодолеть указанные трудности, применяю упражнения для чтения таких пар слов, как, например, стол-столб, колобок-клубок, копал-купал, купал-купил и т. д. Эти слова дети должны отчетливо прочитать, проанализировать по звуковому и буквенному составу и сравнить, Затем установить, почему получается разное значение.  

                                                                                                                             

Для совершенствования чтения и развития интереса к чтению следует проводить  различные игры.

Игра «Кто больше?».

Играют две команды. Команда мальчиков подбирает слова со звуком «Ф"и определяет место звука в слове, команда девочек подбирает слова со звуком «В». Каждая правильно ответившая команда получает фишку.

Игра. Педагог объясняет, что в ходе игры они должны быть очень внимательными и изменять слова так, чтобы в них появилась буква «ж»

                     

Ходить            

Видеть

Вязать

 Сказать

Бродить

Грузить

Резать

 Лизать

Показать

Мазать

Хо…у

Ви…у

Вя…у

Ска…у

Бро…у

Гру…у

Ре…у

Ли…у

Пока…у

Ма…у

Игра «Веселый фотограф».

Учитель быстро показывает слоги и слова на карточках. Дети смотрят-«фотографируют» - и называют их учителю.

ИЗ

ОТ

КУ

ПАР

ДАР

ЗАР

РОЗА

ЛИСА

КОЗА



                                                                                                                                                                                                           

Литература:

Ястребова А.В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П.

Учителю о детях с недостатками речи./Изд. 2-е – М.: АРКТИ, 1997. – 131 с., илл. (Библиотека практикующего логопеда)

Федорин Евгений Дмитриевич «Я учусь читать» Москва 1993г.

Гридчина Н. И. Речевые пятиминутки. Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.:КАРО. 2007. – 96с. – (Серия «Популярная логопедия»)

Крылова Н. Л. И др. Формирование произношения у детей с тяжелыми нарушениями речи: Подгот. Класс: 1-е отд-ние: Пособие для учителя / - М. Просвещение. 1993. 144 с.:ил.- ISBN 5-09-004094-Х.

Чтение. 2 класс: коррекционно-развивающие занятия / авт.-сост. Л.И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 150с.  ISBN 978-5-7057-1253-3  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалоги разного типа для формирования навыка диалогической речи, 8 - 9 класс.

Учебный материал содержит примеры диалогов разного типа....

«Формирование навыка чтения у учащихся начальных классов СКОУ VIII вида через коррекционно-развивающие приемы»

В данной статье описан процесс формирования навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью,  а также представлены рекомендации по формированию правильности, беглости, осоз...

Формирование навыков самоподготовки обучающихся

отчет о работе по теме самообразования в сфере дополнительного образования...

Урок формирование навыков изучающего чтения во 2 классе по УМК Биболетовой М.З.

Методическая разработка урока по английскому языку с использованием информационно-коммуникационных и игровых технологий: «Новые друзья»....

Логопедическое пособие "Слоговое лото" для формирования навыков чтения обучающихся с ОВЗ

Данное пособие состоит из карточек-полей и фишек со слогами. Закрепление навыков чтения происходит в игровой форме по аналогии с игрой "Лото"....

Способы формирования навыков у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данном выступлении раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию навыков школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самооп...