Технология формирования предикативной функции речи у детей с ОНР и дизартрией с помощью семантических полей
методическая разработка на тему

Дещица Наталия Иосифовна

Даная технология позволит расширить активный и пассивный словарь, дети усвоят разнообразие лексических значений слов- глаголов, произойдет улучшение не только количественных но и качественных показателей.                                                                                                                                                                                   Результатом обучения детей, с использованием даной технологии, станет:                                                                                                                                                      1. Значительное увеличение<< хранилища>> - словаря, особенно предикативного;                                                                                                                                       2. Появление способности к спонтанному развитию словаря;                                                                                                                                                                                 3. Создание благоприятных условий для структурирования словосочетаний, предложений, распространения простых предложений до сложных, прграммирование связного высказывания;                                                                                                                                                                                                                     4. Укорочение сроков работы по введению звука в самостоятельную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glava_3.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Технология формирования предикативной функции речи у  детей  с  дизартрией  с помощью  семантических  полей.

Основываясь на современных представлениях о семантической структуре слова и ее развитии в онтогенезе, а также на данных исследования лексико – грамматического  строя  речи   у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня мною разработана методика формирования предикативной функции речи у данной категории детей.

При разработке логопедического воздействия в процессе формирования предикативной функции речи у дошкольников с ОНР учитывались следующие теоретические положения:

  1. Психолингвистические представления о процессе порождения речи, как сложном, многооперационном процессе;
  2. Современные представления о семантической структуре слова и о ее развитии в онтогенезе;
  3. Системный подход, предполагающий формирование лексики в единстве с другими компонентами языковой системы, а также системный характер лексического уровня языка;
  4. Деятельный подход, предусматривающий формирование, прежде всего лексических операций процесса порождения речи. В процессе логопедической работы по формированию лексики учитывалась также ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра;
  5. Принцип программирования, обеспечивающий переход от выполнения отдельных операций к выполнению целостной речевой деятельности по определенной программе;
  6. Принцы формирования лексики в единстве ее компонентов;
  7. Учет структуры речевого дефекта у детей с ОНР
  8. Тесная связь развития лексики с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза и др.
  9. Принцип поэтапности. При разработке методики развития лексической системы осуществлялся учет онтогенетической последовательности формирования лексики, степени сложности формирования лексики, степени сложности формирования различных компонентов структуры значения слова, характера трудностей в овладении лексикой дошкольниками с ОНР, учет последовательности изучения лексического материала по программе детского сада и общих этапов логопедической работы по коррекции ОНР.

На основе указанных положений решались следующие задачи:

  1. Расширение объема предикативного  словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.).
  2. Формирование структуры значения слова.
  3. Развитие лексической системности и семантических полей.
  4. Формирование синтагматических связей слова.
  5. Организация системы продуктивных словообразовательных моделей.
  6. Формирование словоизменения.

Модель комплексной психолого-педагогической технологии формирования словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

 

При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные А.И.Ильиным, И.Н.Колобовой, С.Н.Корновой, Л.В.Сахарным , Н.В.Уфимцевой, Г.А.Черемухиной , А.М.Шахнаровичем  и др.

Логопедическая работа по расширению объема глагольного  словаря  включает уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, овладение новыми словами, с учетом программы развития и воспитания детей в детском саду.

Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики и грамматики они часто переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.

В каждом из направлений формирования предикативной  лексики определены основные задачи, поэтапное содержание, методы и приемы логопедической работы.

Расширение объема словаря

Последовательность логопедической работы по обогащению словаря глаголами  учитывает программу детского сада, частотный словарь детей пятилетнего возраста, а также выявленные особенности словаря у дошкольников с дизартрией.

Обогащение глагольного словаря проводится в следующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения животных, далее закрепляется глагольный словарь по темам: «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто что делает?» (параллельно с уточнением названий профессий людей).

В процессе работы над глаголами особенно большое внимание уделяется их закреплению в контексте.

Работа над новым словом включает следующие этапы:

  1. уточнение связи звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом действия. На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий и др.);
  2. уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова;
  3. выделение семантических признаков данного слова;
  4. введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей внутри семантического поля;
  5. закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении), закрепление синтагматических связей данного слова.

Указанная последовательность не является жесткой, иногда видоизменяется.

Игра  1. Кто как голос подает?

Лягушка – квакает

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Собака – лает

Кошка – мяукает

Свинья – хрюкает и т.д.

Игра 2. Кто как передвигается?

Человек - ходит

Змея - ползает

Птица – летает

Крокодил – ползает, плавает

Рыба - плавает

Лягушка – прыгает

Игра 3.  Где и для чего можно применить предмет?

Логопед задает детям вопрос: «Где и для чего можно применить предмет, который я назову?»

Например: кнопка

а) для прикрепления бумаги к доске

б) можно бросит в окно, чтобы подать сигнал

в) провести круг на бумаге

г) положить на стол и т.д.

В качестве исходных слов предлагаются следующие: гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло, пуговицы, карандаш.

Игра  4.  Придумай, о чем может идти речь?

Например, логопед предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте есть слова кот и лист

Варианты ответов детей:

а) о том, как кот играл с листом

б) о том, как лист упал на кота

в) о том, как кота засыпали листьями

г) о том, как кот искал мышку в куче листьев

д) о том, как кота щекотали листом

е) о том, как на месте бумаги нарисовали кота, и т.д.

для выполнения аналогичных заданий рекомендуются следующие пары слов: рак и мост, мак и плащ, школа и сухари, сок и река, нос и бусы, лак и дыня, бык и мышь, мох и белка, боб и аист, стол и дерево.

Формирование структуры значения слова

Формирование структуры значения слова основывается  на современных психологических данных о компонентном анализе значения слова.

На основе данных онтогенеза и проведенных результатов проведено исследование лексики, работу с детьми, страдающими дизартрией, необходимо проводить с уточнением денотативного, формированием сигнификативного и контекстуального компонентов значения слова.

Учитывая характер трудностей детей с дизартрией, работа над денотативным и понятийным компонентами значения слова осуществляется последовательно – параллельно, с переходом от денотативного к сигнификативному компоненту.

При уточнении денотативного компонента значения слова принимаются во внимание различные признаки (ситуативные, функциональные, отношения «часть – целое» и др.)  Особое внимание необходимо уделять понятийному компоненту, формирование которого значительно задерживается у дошкольников с  ОНР  и дизартрией.

При формировании структуры значения слова дети учатся дифференцировать значение слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.

Одним их направлений логопедической работы является уточнение контекстуального значения слова, работа над его многозначностью. Уточнение многозначности слова проводится как при определении значения прилагательных и особенно глаголов (бежит мальчик, бежит ручей, бежит время).

На начальных этапах отрабатываются наиболее продуктивные конкретные значения слова (например, бежит мальчик), затем контекстуальные значения, менее продуктивные (например, бежит ручей), и, наконец, переносные значения (бежит время).

Игра 1. «Назови лишнее слово»

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Бросился, ринулся, накинулся, слушал.

Ненавидеть, презирать, наказывать.

Приехал, прибежал, укатился, приплыл.

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Налил, насорил, вылил.

Подбежал, вошел, подошел.

Игра 2. «Отгадай, что это?»

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие (…).

Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги?

Движение по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (…).

Игра 3. «Подбери нужное слово»

1. машины

1. тают

2. сугробы

2. мчатся

3. дворник

3. играет

4. петухи

4. летает

5. галка

5. скребет

6. ребенок

6. кукарекает

7. мальчик

7. плачет

8. журналист

8. ревет

9. медведь

9. фотографируют

10. троллейбус

10. мастерят

11. собака

11. спит

12. карапуз

12. лает

13. учитель

13. стирает

14. браться

14. спешит

15. бабушка

15. преподает

16. коньки

16. кипит

17. мороженное

17. скользит

18. чай

18. тает

Игра 4. «Объясни значение слов-глаголов»

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

а) дети показывают действие с помощью движений, мимики, пантомимы

б) припоминают случаи из собственного опыта, когда они выполняли эти действия (например, шить – пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника)

в) с целью актуализации припоминая событий ребенок может вспомнить («про себя»), а на бумаге фиксировать каждое действие семантическим рисунком

Игра 5.  «Назвать другие действия, которые входят с состав исходного»

Шить – брать иголку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

Прыгать – разбежаться, толкнуться, вытягивать ноги,  лететь, приземляться, дышать, отдыхать.

Развитие лексической системности и семантических полей

Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.

Развитие лексической системности предполагает и организацию семантических полей по различным признакам. Нормирование лексической системности тесно связывается с развитием логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

На начальном этапе работы проводится группировка, объединение слов по тематическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии, установление парадигматических связей на основе противопоставления, аналогии.

При овладении каждым новым словом оно вводится в определенное семантическое поле, уточняются его связи с другими словами данного семантического поля, обращения внимания на то, почему это слово объединялось с другими словами.

Игра 1. «Скажи наоборот» с мячом

Логопед показывает слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть – (раздеть), бросить – (поймать), положить – (убрать), купить – (продать), поднять – (опустить), спрятать – (найти), дать – (взять), налить – (вылить).

Игра 2. Выбрать из трех слов два слова – «приятеля»

взять, схватить, идти

думать, ехать, соображать

торопиться, спешить, ползти

радоваться, веселиться, наряжаться

Игра 3.Объяснить, чем отличаются слова. Подобрать картинки к каждому слову. Придумать предложения со словами.

Шить – вязать, мыть – стирать, летать – спать, класть – ставить, чистить – подметать, лежать – стоять, строить – чинить, нести – везти, рисовать – раскрашивать

Игра 4. Добавить одно общее слово к двум словам

Дерево, цветы – что делают?

Сидит, стоит – кто?

Кошка, собака – что делают?

Льется, журчит – что?

Тарелка, кружка – что делают?

Шумит, дует – что?

Фрукты, овощи – что делают?

Игра 5. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу)

Бежит: кто? (человек, собака …); что? (река, ручей …).

Идет: кто? (девочка, кошка …); что? (время, дождь …).

Растет: кто? (ребенок, щенок …); что? (дерево, цветок …).

Можно также дать задание подобрать картинки, названия к которым употребляются с данным словом (глаголом).

Игра 6. «Кто что делает?» в лото.

На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинки закрывается фишкой.

Например, логопед называет слово «скачет», дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.

Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползает, качается и др.

Формирование синтагматических связей слова

Формирование синтагматических связей слова предлагает точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях.

При разработке методики логопедической работы по формированию синтагматических связей слова я опиралась на современные представления лингвистики об основных синтаксических единицах языка и речи в словосочетании и предложении (В.В. Виноградов , Е.Н. Смолянинова, Е.С. Скоблинова , Г.А. Золотова , Н.Н. Прокопович  и др.)

С лингвистической точки зрения «словосочетание – синтаксическая единица, состоящая не менее чем из двух структурно-семантических организованных компонентов – главного (стержневого) и зависимого, участвующая опосредовано через предложение – в коммуникации и являющаяся минимальным фрагментом связной речи» (Е.Н.Смолянинова ).

Словосочетание является одновременно единицей языка и речи.

Словосочетание, обладает синтаксическими свойствами, в то же время с лексикой и морфологическим уровнем языка.

С психолингвистической точки зрения овладение словосочетанием в онтогенезе позволяет расширить и закреплять синтагматические связи между словами, валентности слов, способствует усвоению и закреплению правил грамматического строя речи, является условием усвоения все более усложняющейся структуры предложения, в частности, условием перехода от простого нераспространенного предложения к распространенному. Закрепление словосочетаний облегчает все более быстрый выбор слова, так как на основе синтагматических связей одно слово как бы по цепочке «вытягивает» другое слово.

В процессе логопедической работы проводится закрепление двухкомпонентных, бинарных словосочетаний, в основном глагольных и именных. Наречные словосочетания оказались слишком трудными для дошкольников.

Особое внимание уделялось развитию валентности частей речи, особенно развитию валентности глагола, который выполняет предикативную функцию в высказывании. Развитие валентности глагола осуществлялось как в словосочетаниях, так и в предложениях.

В процессе развития синтагматических связей слова учитывается уровень развития грамматического строя речи дошкольников с дизартрией, а также онтогенез речи.

Развитие глагольных словосочетаний и валентности глагола проводится в определенной последовательности, а именно:

а) словосочетание, включающее глагол и существительное в винительном падеже без предлога (например, несет сумку)

б) словосочетание, состоящее из глагола и существительного в дательном, творительном, родительном падеже без предлога (дарит маме, чистит щеткой)

в) словосочетание, включающее глагол и предложно-падежную конструкцию (идет к дому)

Игра  1. «Кто как ест?» (по картинкам)

Кошка – лакает молоко

Собака – грызет кость

Корова – жует сено

Курица – клюет зерно

Игра 2. «Кто что умеет делать?»

Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Дети показывают, кто что делает.

учитель – учит

чертежник – чертит

доктор – лечит

строитель – строит дома

уборщица – убирает

шофер – водит машину

дворник – подметает

продавец – продает

художник – рисует

покупатель – покупает

Парикмахер – стрижет

портной – шьет

Повар – варит

плотник – пилит

Игра 3.  Придумать слова, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?», на тему «Осень».

Приходит – (что?)

Желтеет - …

Плывут - …

Улетают – …

Дует - …

Готовятся к зиме - …

Вянут - …

Моросит - …

Опадают …-

Мокнет - …

Игра 4. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему «Зима»

Снег – (что делает?)

Узоры - …

Небо - …

Дети - …

Снежинки - …

Люди - …

Ветер - …

Люди - …

Иней - …

Птицы - …

Игра 5. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему «Весна» (ранняя, поздняя)

Солнце – (что делает?)

Трава - …

Снег - …

Птицы - …

Сосульки - …

Деревья - …

Ручьи - …

Сады - …

Почки - …

Яблоки - …

Листья - …

Дети - …

Игра 6. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «что делает?», «что делают?», на тему «Лето»

Солнце – (что делает?)

Цветы - …

Небо - …

Фрукты - …

Облака - …

Овощи - …

Трава - …

Птицы - …

Листья- …

Крестьяне - …

Организация системы продуктивных словообразовательных моделей.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно их основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР уделялось главное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определение общего, сходного значения слов с общей морфемой, выделение этой общей морфемы, уточнение ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.

Логопедическая работа была направлена на формирование словообразования существительных, прилагательных и особенно глаголов. При этом, развитие словообразования различных частей речи происходило последовательно – параллельно.

Можно выделить три этапа методической работы по формированию словообразования.

Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Третий этап. Уточнение значения и звучания продуктивных словообразовательных моделей.

Содержание этапов методической работы над глаголами:

1. Дифференциация:

а) совершенного и несовершенного вида

б) возвратных и невозвратных глаголов

2. Глаголы с приставками в-, вы-, на-

Глаголы пространственного значения с приставкой при-

3. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до-

Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.

  1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению. При этом подбираются слова с одинаково звучащим словообразующим аффиксами одного значения
  2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом
  3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы)
  4. Закрепление связи значения и звучания аффикса
  5. Анализ звукового состава выделенной морфемы
  6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы)
  7. самостоятельное образование слов с данным аффиксом

При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточнения, что общего в этих словах по значению и по звучанию

б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определения, чем сходны и чем отличаются эти слова

В процессе сравнения делался упор на семантику, значение морфемы.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

  1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается: мыла – вымыл, вешает – повесила, умывается – умылся, стирает – постирала, рисует – нарисовал, ловит – поймала, убирает – убрала, красит – покрасил, догоняет – догнала, строит – построил.
  2. Игра «Чем отличаются слова?»  Логопед просит детей показать на картинках, кто …  «Умывает – умывается, прячет – прячется, одевает – одевается, обувает – обувается, качает – качается, причесывает – причесывается».  Делается вывод: слова умывается, прячется, причесывается, обувается, качается, одевается обозначают, что человек делает что то сам с собой.
  3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам)

а) В импрессивной речи.  Логопед показывает слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.

Речевой материал:

Входят – выходят, подметает – отметает, подходит – отходит, влетает – вылетает, переходит – перебегает, поливает – выливает, залезает – слезает.

Аналогичным образом проводится игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действие. Логопед называет слова, обозначающие действия дети закрывают соответственную картинку фишкой.

        б) В экспрессивной речи.  Логопед предлагает назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

             Игра 1. «Что делает?»

Рыболов – рыбу ловит.

Пчеловод – пчел разводит.

Землекоп – землю копает.

Пешеход – ходит пешком.

Лесоруб – лес рубит.

Листопад – листья падают.

Ледоход – лед ходит (идет).

Самокат – сам катит.

Паровоз – водит с помощью пара.

Пароход – ходит (идет) с помощью пара.

Трубочист – трубы чистит.

Самолет – сам летает.

Игра 2. «Волшебное дерево»

Демонтируется макет дерева вместо листьев изображаются символы различных частей речи: существительных -                 , прилагательных -                 . глаголов -                 

Детям предлагается придумать различные слова, которые «растут» на одном дереве с данным словом (т.е. могут употребляться в речи с данным словом). Например, слово яблоко «растет» на одном дереве со словами зеленое, красное, ароматное, круглое, твердое, сладкое, душистое; растет, зреет, падает, гниет, желтеет, краснеет; едят, растут, кусают, сушат, варят варенье; яблоня, ветка, фрукт, плод.

Картинка, изображающая яблоко, помещается в центре кроны дерева.

Аналогично может проводиться игра «Волшебное поле», на которой «растут» разные части речи.

Формирование словоизменения

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществлялось с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы усложнялись формы речи, задания и речевой материал.

Так на начальном этапе работы проводилось нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем – закрепления словоизменения в связной речи.

Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.

Первый этап – формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.

Глаголы:

согласование существительного и глагола настоящего времени третьего лица в числе.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.

Глаголы:

  1. дифференциация глаголов первого, второго и третьего лица настоящего времени.
  2. согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе, роде.

Третий этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.

Формирование словоизменения закреплялось сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.

В работе с дошкольниками страдающими ОНР, особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, глагол чаще всего выступает в роли предиката, организующего звена предложения, с другой стороны, у дошкольников с ОНР в структуре предложения выпадает преимущественно предикат.

Глагольные словосочетания закреплялись в следующей последовательности:

а) предикат + объект, выраженный прямым дополнением (рисует дом, гладит собаку)

б) предикат + объект, выраженный косвенным дополнением существительного без предлога (рубит топором, дарит внучке)

в) предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).

В процессе методической работы по закреплению форм словоизменения в предложениях также учитывалась семантическая сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе.

В связи с этим работа строилась в следующей последовательности:

  1. нераспространенные предложения: субъект – предикат (Девочка рисует)
  2. распространенные предложения из трех четырех слов:

а) субъект – предикат – объект; подлежащие – сказуемое – прямое дополнение (Девочка рисует дом)

б) субъект – предикат – объект – объект; подлежащее – сказуемое – прямое дополнение и косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом)

в) субъект – предикат – объект – локатив; подлежащее – сказуемое – обстоятельство места (Дети играют в саду)

г) субъект – предикат – объект – локатив; подлежащие – сказуемое – дополнение - обстоятельство места (Девочка рвет цветы в саду)

д) субъект – предикат – объект – атрибутив; подлежащее – сказуемое – дополнение – определение (Бабушка подарила внучке красивую куклу)

  1. сложносочиненные предложения
  2. сложноподчиненные предложения

В процессе закрепления форм словоизменения в связной речи последовательность логопедической работы определялась сложностью семантической структуры текста, видом текстов.

Известны три основных вида текста: текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение.

В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, используется преимущественно текст – повествование, в котором представлена динамика событий.

В работе над каждым видом текста на начальном этапе широко использовалась наглядность.

Логопедическая работа по закреплению словоизменения в связной речи строилась с учетом самостоятельности планирования связных высказываний, что определяло следующую последовательность:

а) пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой, содержания каждой сюжетной картинки серии;

б) пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки ее содержания каждой сюжетной картинки;

в) пересказы по сюжетной картинке с предварительной отработкой ее содержания;

г) пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;

д) пересказы без опоры на сюжетную картинку;

е) составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки;

ж) составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной обработки содержания;

з) составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по ее содержанию;

и) составление рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;

к) составление рассказа на заданную тему;

Дифференциация каждой грамматической формы, особенно на начальном этапе, предполагает следующую последовательность работы.

  1. Сравнение денотатов по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий
  2. Выделение общего грамматического значения ряда словоформ в импрессивной речи
  3. Соотношение выделенного значения с флексией
  4. Фонематический анализ выделенной флексии
  5. Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях.
  6. Закрепление формы словоизменения в предложениях и связной речи.

Игра 1. «Машина едет по дороге»

Детям предлагается макет дороги, по которой «поедет» машинка. С одной стороны дороги – гаражи, с другой – база (или магазин). Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, скверы, мостики.

Игра проводилась в нескольких вариантах.

  1. Вариант

Логопед дает инструкцию, например «Машина объехала вокруг красного дома». Дети «регулируют» движение машины в соответствии с данной инструкцией.

  1. Вариант

Логопед помещает машину на макете в определенное место. Дети определяют, где «едет» машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зеленому дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).

  1. Вариант

В процессе игры дети находят соответствующие схемы предлогов и размещают их на макете. В дальнейшем они воспроизводят рассказ о движении машины только на основании предлогов.

Игра 2. «Умная стрелка» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе).

Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, в которых нарисованы сюжетные картинки, изображающие действия: в центре круга закреплена подвижная стрелка. Логопед называет действия: копает, рисует, строят, играют, умывается, причесывает и т.д. Дети ставят стрелку соответствующему действию картинку и придумывают предложение по ней. Дети строят башню. Мальчик рисует дом. Дети играют в мяч. и т.д.

Игра 3. «Исправь ошибки» (работа над пониманием распространенных предложений).

Логопед говорит: «Незнайка придумывал предложения по картинкам и все перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки».

Коза принесла корм девочке.

Чашка разбила Лену.

Дорога едет по машине.

Вова разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисует папу.

Мама несет сумку в капусте.

Игра 4. Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы предложения.

а) На тему «Транспорт»

машина, ехать, дорога

самолет, небо, летит, высоко

корабль, большой, волны, плывет

шоссе, автомобиль, по, мчится

магазин, около, мотоцикл, остановился

б) На тему «Зима»

дети, снеговик, слепили

дети, санках, на, катаются

снежки, мальчики, в, играют

земля, покрыть, снег

снежинки, падать, тихо

в) На тему «Весна»

греет, солнце, жарче

деревьях, на, почки, появляются

окном, за, тает, снег

капает, крыш, с, капель

солнце, на, тают, сосульки

Игра 5. Составить рассказ по серии сюжетных картинок

Вначале расположите картинки в правильной последовательности. При составлении рассказа используйте глаголы: на поднималась, задумался, догадался, поставил, сфотографировался, гордился.

Вывод:

Данная технология  формирования предикативной функции речи у  детей  с  ОНР  и   дизартрией  позволит  расширить активный и пассивный словарь, дети усвоят   разнообразие лексических значений слов-глаголов,  произойдет  улучшение  не только количественных, но и качественных показателей.

Результатом обучения детей, с  использованием  данной  технологии, станет:

  1. значительное увеличения «хранилища» - словаря, особенно предикативного;
  2. появление способности к спонтанному развитию словаря;
  3. создание благоприятных условий для структурирования словосочетаний, предложений, распространения простых предложений до сложных, программирование связного высказывания;
  4. укорочение сроков работы по введению звука в самостоятельную речь.

приставочный

суффиксальный

Развитие валентности

Пути формирования словаря

Развитие значений слов

Развитие предметной функции слова

Задачи коррекционно-развивающего обучения

Формирование семантических полей

Развитие ассоциативных связей

Способы словообразования

ядерное слово

синонимы

Развитие функции словоизменения

Включение слова в процесс общения

антонимы

Формирование коммуникативных процессов

Переносное значение слова

                                                                           

                                                                     

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с дизартрией

В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необхо­димо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на...

Нарушения формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В данном материале представлены особенности  формирования  грамматического строя речи у  детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Формирование коммуникативной функции речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Несформированность коммуникативных умений у обучающихся  приводит к неудачам в общении со сверстниками и взрослыми.  Снижение потребности в общении,  негативно отражается на формировани...

Формирование познавательной функции речи у дошкольников.

Консультация для педагогов "Формирование познавательной функции речи у дошкольников"....

Формирование коммуникативной функции речи у старших дошкольников с дизартрией.

Коммуникативные умения и навыки чаще всего трактуются как умения и навыки речевого общения в условиях конкретной речевой ситуации. В процессе работы над речевой ситуацией предполагал три взаимосвязанн...

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида...