мастер-класс «Отслеживание достижений воспитанников из портфолио»
презентация к уроку по теме

Маер Ольга Алексеевна

Проблема развития учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений посредством портфолио изучена не в полной мере.

В связи с этим возникла идея создания опыта по разработке, внедрению портфолио в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, описанию системы работы по использованию портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon portfolio_kak.ppt2.47 МБ
Файл текст к презентации40.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 «Отслеживание достижений воспитанников из портфолио»

                                            О.А. Маер,

                                                                                учитель профессионально-

трудового обучения

                                                                КОУ «Нововаршавская  СКОШИ»

Уважаемые коллеги, представлю вашему вниманию опыт использования портфолио с целью  отслеживания достижений воспитанников. (Слайд 1)  

 Проблема развития учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений посредством портфолио изучена не в полной мере. В педагогической практике раскрываются подходы к использованию портфолио в общеобразовательных школах, но методические рекомендации и дидактические материалы для школ, обучающих детей с нарушением интеллекта,  отсутствуют.

В связи с этим возникла идея опыта по разработке, внедрению портфолио в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, описанию системы работы по использованию портфолио.

  

Что такое портфолио класса, учащегося? (Слайд 2)

 

Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио – это собрание личных достижений воспитанника, которое формируется лично воспитанником и показывает его уровень  подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами.

(Слайд 3)  цель и задачи создания портфолио показаны на слайдах Цель портфолио – представить отчёт по процессу образования воспитанника, увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса воспитанника в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

(Слайд 4) Задачи портфолио: 

поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности воспитанников, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным;

формировать умение учиться.

Выделяют несколько видов учебного портфолио: (Слайд 5) 

Общий портфолио - представляет собой папку, где хранятся работы ученика. Он адресован как учителю, так и ученику.

В «общий портфель» следует включать:

образцы письма ребенка – черновики и чистовики из всех предметных областей, выдержки из дневников;

списки прочитанных книг, контрольные таблицы по развитию навыков и умений

впечатления (рисунки, заметки) о прочитанных книгах, открытые вопросы с рубрикаторами баллов;

магнитофонные записи чтения вслух;

фотографии работ и различных видов деятельности ребенка;

контрольные таблицы по математике и примеры решения задач.

Оценочный портфолио - набор документации, которая оценивает прогресс ученика и является частью общей оценки.

Здесь хранятся:

копии материалов из «демонстрационного портфеля»;

записи наблюдений за учеником; высказываний ребенка;

записи бесед;

описание интересов ученика;

материалы тестов, контрольных работ.

        Дети вкладывают свои работы, отражающие их прогресс в обучении, во внеклассной работе. Один из разделов, "Мои награды", включает грамоты, сертификаты. Благодарственные письма родителям. Работа с папками продолжается в течение всего периода обучения. Консультация с учителем всегда доступна и приветствуется, возможна защита своей работы перед классом.

Демонстрационный портфолио -  («витрина ученика»)

представляет собой контейнер (папку, коробку), где хранятся работы ученика, свидетельствующие о его достижениях. Сюда могут быть включены работы по одному или нескольким предметам. Такой «портфель» предназначается для демонстрации и может быть показан родителям.

В этот «портфель» входят:

отдельные лучшие работы из «общего портфеля»;

размышления ученика о своих достижениях;

«папка самоуважения» с вырезками, фотографиями.

Электронный портфолио - это новый вид портфолио, который может включать не только сертификаты, отчеты и письменные работы учащихся, но и аудио- и видеоматериалы, которые позволяют проследить развитие навыков произношения, говорения, а также уровень коммуникативной компетенции учащихся.

Создание портфолио в электронном виде позволяет:

- представить работы учащихся в более полном и наглядном виде за счет использования различных форматов - текстового, аудио, графического, видео;

- хранить, редактировать и демонстрировать работы учащихся;

- обеспечить оперативный доступ, в том числе и дистанционный, к материалам электронного портфеля.

Программа электронного портфолио имеет несколько разделов:

- Резюме

- Участие в учебных мероприятиях

- Участие в общественных мероприятиях

- Достижения

- Приложение. Тезисы работ

Выделяются следующие функции портфолио: (Слайд 6)

диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный период времени);

целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);

содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);

развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);

мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);

рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика).

Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию подрастающего поколения.

Практическая значимость (Слайд7)

Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений ученика.

Что даёт технология «Портфолио» учителю и ученику?

ученику:

- Планировать и самооценивать свои образовательные результаты и различные достижения, что способствует поддерживанию и стимулированию учебной мотивации, а также развивает навыки  рефлексивной деятельности и формирует умение учиться;

- Демонстрирует образовательные достижений учащегося;

- Проявление коммуникативных способностей;

- Способствует индивидуализации и персонализации образования учащегося;

- Происходит закладка дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации после окончания школы.

На каждой работе ученик пишет маленькую рефлексию, чем работа важна для него, почему он вложил ее в портфолио. Не обязательно это должна быть работа, высоко оцененная учителем. Важна оценка ее учеником. Это развивает у учащихся навыки рефлексии, само - и взаимооценку (ибо учащиеся могут оценивать портфолио друг друга по определенным критериям). Важно повышение самооценки ученика и развитие навыков самопрезентации.

Значение технологии «Портфолио» для педагогов: 

- Происходит реализация индивидуального подхода в процессе обучения ученика.

- Служит средством обратной связи.

- Является инструментом оценочной деятельности.

        Что это даёт? Прежде всего – возможность следить за ростом умений, знаний и за продвижением каждого учащегося. Важно, что в такой форме это доступно как учителю, так и родителям, которые могут в любое удобное для них время прийти в школу, взять папку своего ребёнка (и только своего), порадоваться его успехам и увидеть проблемы, проконсультироваться с учителем и т.д. С другой стороны, учитель в каждой, даже не самой удачной работе видит достижения учащегося. Учителя в союзе с родителями через ситуацию успеха поддерживают мотивацию и креативность школьников, обсуждают различные варианты оформления, учат рефлексии, умению планировать и организовывать свою деятельность. За годы обучения в средней и старшей школе расширяются интересы ребят и корректируются приоритеты. Странички портфолио, собранные в школе, не только память о школьном возрасте, но и возможность для учителей средней и старшей школы разглядеть неповторимость воспитанников, обеспечивая преемственность в школе.

Требования  к оформлению портфолио (Слайд 8)

- систематичность и регулярность самомониторинга (сбор и наполнение материалов в соответствии с разделами портфолио осуществляется в течение всей учебной деятельности);

- аккуратность и эстетичность оформления;

- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;

- собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.

Принципы работы (Слайд 9)

Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство и волю.

Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым. Оно должно быть средством воспитания и развития не только ребенка, но и взрослого и дарить огромную радость обоим. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений,  открытий.  Особая  атмосфера такого взаимодействия позволяет раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.

 Структура Портфолио: (Слайд 10)

Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио  индивидуально. Важно, чтобы ученик проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Рекомендуемые разделы портфолио:

Раздел 1 «Общие данные личности»:

первый (титульный) лист (фамилия, имя, отчество, год рождения);

самопрезентация, резюме, автобиография (по выбору учащегося).

Раздел 2. «Результаты учебной  деятельности»

1-8 классы – средний балл годовых оценок;

9 класс – результаты государственной (итоговой) аттестации:
результаты муниципальных тестирований, репетиционных, пробных экзаменов, итогового тестирования.

Раздел 3. «Перечень моих достижений»:

статьи, творческие работы и др.;

грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты и другие документы, демонстрирующие высокую результативность в той или иной области деятельности;

фотографии, вырезки, копии из средств массовой информации: газет, журналов и других изданий;

видеоматериалы (телепередачи), демонстрирующие высокую результативность;

информация, подтверждающая личную учебную инициативу: курсы, тренинги, трудовой опыт; самостоятельность работы;

карта краткосрочных и долгосрочных планов образования и карьеры;

зачетный лист посещенных факультативов.

Раздел 4 . «Отзывы»

отзывы;

рецензии с приложением работ;

рекомендательные письма;

письма поддержки.

У портфолио есть положительные и отрицательные стороны (Слайд 11).

 «+ ЗА»  по портфолио.

-Портфолио - новый, интересный, современный по способам подачи информации документ, позволяющий всестороннее раскрыть человека

-Портфолио дополняет традиционные оценочные средства, такие как тесты и экзамены, характеристики и отзывы, дневники, ведомости и личные дела 

-Портфолио относится к разряду индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и процесс самооценивания.

-Ученик выступает как активный участник процесса оценивания.

-Педагогическая философия портфолио предполагает не только акцентирование самооценки, но и перенос ударения с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он умеет и может.

-Портфолио стимулирует стремление к новым достижениям и развитию.

 «Против»  портфолио (Слайд 12)

-Нельзя слишком переоценивать портфолио, он даёт большое представление о результатах, но в тоже время редко  описывает процесс индивидуального развития ученика, его учебного стиля.

-Составить и оформить портфолио сложно для учащихся, которые ведут «скромный образ жизни».

-Механизм внедрения, содержания, оценивания и использования школьного портфолио ещё не отработан, применяется лишь в отдельных учреждениях.

-Сложно количественно, в баллах оценивать дела человека и ценность разных рубрик

- Нельзя сказать, что, посмотрев портфолио, мы составим правильный и полный портрет  автора и можем только по нему оценить и решить судьбу ученика.

Анализ материалов использования технологии “Портфолио” показал, что сегодня используются различные модели и варианты, но  зачастую при создании портфеля допускаются ошибки, способные негативно повлиять на отношение к самой технологии “Портфолио” и привести к педагогическим “сбоям”. Их допускается много, обратим Ваше внимание на 6 основных. (Слайд 13) 

ОШИБКА N 1. Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчетов о социальной практике и, в конечном счете, при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него те или иные материалы... без учета мнения самого ребенка. Но школьник должен сам лично решить, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно, без согласия самого ребенка включать те или иные материалы в его портфолио - особенно на финальной стадии, когда ребенок предъявляет собранные документы при поступлении в профильный класс.

ОШИБКА N 2. Сбор материалов взрослыми, а не детьми.

Распространенный случай, когда сбором документов и материалов для портфолио занимается не сами дети, а их родители или другие родственники "по  поручению" или даже "по требованию". Очень важно, чтобы дети сами приложили определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения становится более осознанным. Кроме того, они начинают более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени.

ОШИБКА N 3. Отказ от всякой помощи ребенку при формировании портфолио.

Ребенок должен работать над материалами своего портфолио самостоятельно, однако это не значит, что взрослые должны самоустраняться из процесса. Помощь может состоять, например, в том, чтобы просто время от времени напоминать ребенку о необходимости сбора и систематизации материалов. Или в том, чтобы попробовать вместе с ребенком обсудить различные способы демонстрации своих достижений - например, посоветовать ему подготовиться, и выступить с докладом или сообщением на школьной научной конференции, включиться в интересный социальный проект и т.д. Иными словами, следует всячески стимулировать собственную активность школьника. Не направлять его в ту или иную сторону, а открывать ему разные возможности для самореализации. И оказывать при этом необходимую психологическую и практическую поддержку.

ОШИБКА №4: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, который и рассматривается как “папка достижений”, но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио своеобразным сундуком, в который собирается все, что можно продемонстрировать. 

ОШИБКА №5: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. В этом случае исчезает сама идея портфолио. Портфолио подразумевает систематическую работу, постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов, иначе нет смысла начинать работу.

ОШИБКА №6: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

Ожидаемые результаты: (Слайд 14)

Повышение качества школьного образования.

Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”.

Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.

Повышение профессионального уровня учителей.

Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.

Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного учаcтия в жизни современного общества.

Спасибо за внимание!

Как правильно оформить портфолио?

Для начала вам необходимо приобрести папку с файлами. После чего на обложке папки поместить коллективную фотографию всего класса. Желательно, чтобы на фотографии все улыбались. Большими буквами напишите слово «портфолио» и обязательно подпишите школу и класс. Постарайтесь в портфолио выделить место специально для классного руководителя. Крупным планом на том самом месте поместите его фотографию, название должности и ФИО. Если будет желание, можете написать и обо всех его достижениях. Также обязательно в папку внесите список всего класса со всей контактной информацией родителей и учеников. Также не забудьте указать даты рождения всех учеников, чтобы вы могли их поздравить вовремя. Старайтесь также размещать в портфолио различные грамоты, дипломы и самые лучшие работы ребят. Размещать желательно не оригинал, а только копии. Вы можете, к примеру, создать в портфолио отдельные секции для отражения спортивных, учебных, общественных и творческих достижений. Для того чтобы не пропустить внеклассные достижения скромных и тихих представителей класса, старайтесь иногда интересоваться их успехами. Если у вас в классе присутствуют ребята, которые умеют хорошо рисовать, попросите их помочь вам в оформлении портфолио, а может и добавить собственные рисунки. Старайтесь оформлять всё в одном стиле. Если выбрали конкретный стиль, то до конца придерживайтесь именно его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Развитие воображения и творческих способностей воспитанников на занятиях изобразительной деятельностью»

Повышение интереса, развитие творческих способностей на занятиях объединения «Разноцветная капель» с помощью выполнения  развивающих упражнений....

Мастер-класс "Технология "Портфель достижений ученика"

Материал содержит описание технологии. основных приёмов работы, а также презентацию и раздаточный материал для мастер-класса...

Достижения воспитанников МОУ Колычевской С(К) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ за I полугодие 2014 – 2015 учебного года

Информация о внеурочной деятельности воспитанников МОУ Колычевской С(К) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗв I полугодии 2014 – 2015 учебного года...

Мастер-класс “Создание мини-сайта, как электронного портфолио личных достижений педагога”

Глобальная сеть Интернет предоставляет своим пользователям огромные возможности. Благодаря многочисленным поисковым системам мы можем оценить актуальность темы, касающейся электронного портфолио.Идея ...