мастер-класс «Отслеживание достижений воспитанников из портфолио»
презентация к уроку по теме
Проблема развития учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений посредством портфолио изучена не в полной мере.
В связи с этим возникла идея создания опыта по разработке, внедрению портфолио в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, описанию системы работы по использованию портфолио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_kak.ppt | 2.47 МБ |
текст к презентации | 40.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
«Отслеживание достижений воспитанников из портфолио»
О.А. Маер,
учитель профессионально-
трудового обучения
КОУ «Нововаршавская СКОШИ»
Уважаемые коллеги, представлю вашему вниманию опыт использования портфолио с целью отслеживания достижений воспитанников. (Слайд 1)
Проблема развития учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений посредством портфолио изучена не в полной мере. В педагогической практике раскрываются подходы к использованию портфолио в общеобразовательных школах, но методические рекомендации и дидактические материалы для школ, обучающих детей с нарушением интеллекта, отсутствуют.
В связи с этим возникла идея опыта по разработке, внедрению портфолио в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, описанию системы работы по использованию портфолио.
Что такое портфолио класса, учащегося? (Слайд 2)
Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио – это собрание личных достижений воспитанника, которое формируется лично воспитанником и показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами.
(Слайд 3) цель и задачи создания портфолио показаны на слайдах Цель портфолио – представить отчёт по процессу образования воспитанника, увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса воспитанника в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
(Слайд 4) Задачи портфолио:
поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности воспитанников, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным;
формировать умение учиться.
Выделяют несколько видов учебного портфолио: (Слайд 5)
Общий портфолио - представляет собой папку, где хранятся работы ученика. Он адресован как учителю, так и ученику.
В «общий портфель» следует включать:
образцы письма ребенка – черновики и чистовики из всех предметных областей, выдержки из дневников;
списки прочитанных книг, контрольные таблицы по развитию навыков и умений
впечатления (рисунки, заметки) о прочитанных книгах, открытые вопросы с рубрикаторами баллов;
магнитофонные записи чтения вслух;
фотографии работ и различных видов деятельности ребенка;
контрольные таблицы по математике и примеры решения задач.
Оценочный портфолио - набор документации, которая оценивает прогресс ученика и является частью общей оценки.
Здесь хранятся:
копии материалов из «демонстрационного портфеля»;
записи наблюдений за учеником; высказываний ребенка;
записи бесед;
описание интересов ученика;
материалы тестов, контрольных работ.
Дети вкладывают свои работы, отражающие их прогресс в обучении, во внеклассной работе. Один из разделов, "Мои награды", включает грамоты, сертификаты. Благодарственные письма родителям. Работа с папками продолжается в течение всего периода обучения. Консультация с учителем всегда доступна и приветствуется, возможна защита своей работы перед классом.
Демонстрационный портфолио - («витрина ученика»)
представляет собой контейнер (папку, коробку), где хранятся работы ученика, свидетельствующие о его достижениях. Сюда могут быть включены работы по одному или нескольким предметам. Такой «портфель» предназначается для демонстрации и может быть показан родителям.
В этот «портфель» входят:
отдельные лучшие работы из «общего портфеля»;
размышления ученика о своих достижениях;
«папка самоуважения» с вырезками, фотографиями.
Электронный портфолио - это новый вид портфолио, который может включать не только сертификаты, отчеты и письменные работы учащихся, но и аудио- и видеоматериалы, которые позволяют проследить развитие навыков произношения, говорения, а также уровень коммуникативной компетенции учащихся.
Создание портфолио в электронном виде позволяет:
- представить работы учащихся в более полном и наглядном виде за счет использования различных форматов - текстового, аудио, графического, видео;
- хранить, редактировать и демонстрировать работы учащихся;
- обеспечить оперативный доступ, в том числе и дистанционный, к материалам электронного портфеля.
Программа электронного портфолио имеет несколько разделов:
- Резюме
- Участие в учебных мероприятиях
- Участие в общественных мероприятиях
- Достижения
- Приложение. Тезисы работ
Выделяются следующие функции портфолио: (Слайд 6)
диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный период времени);
целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);
развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);
мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);
рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика).
Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию подрастающего поколения.
Практическая значимость (Слайд7)
Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательных и творческих достижений ученика.
Что даёт технология «Портфолио» учителю и ученику?
ученику:
- Планировать и самооценивать свои образовательные результаты и различные достижения, что способствует поддерживанию и стимулированию учебной мотивации, а также развивает навыки рефлексивной деятельности и формирует умение учиться;
- Демонстрирует образовательные достижений учащегося;
- Проявление коммуникативных способностей;
- Способствует индивидуализации и персонализации образования учащегося;
- Происходит закладка дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации после окончания школы.
На каждой работе ученик пишет маленькую рефлексию, чем работа важна для него, почему он вложил ее в портфолио. Не обязательно это должна быть работа, высоко оцененная учителем. Важна оценка ее учеником. Это развивает у учащихся навыки рефлексии, само - и взаимооценку (ибо учащиеся могут оценивать портфолио друг друга по определенным критериям). Важно повышение самооценки ученика и развитие навыков самопрезентации.
Значение технологии «Портфолио» для педагогов:
- Происходит реализация индивидуального подхода в процессе обучения ученика.
- Служит средством обратной связи.
- Является инструментом оценочной деятельности.
Что это даёт? Прежде всего – возможность следить за ростом умений, знаний и за продвижением каждого учащегося. Важно, что в такой форме это доступно как учителю, так и родителям, которые могут в любое удобное для них время прийти в школу, взять папку своего ребёнка (и только своего), порадоваться его успехам и увидеть проблемы, проконсультироваться с учителем и т.д. С другой стороны, учитель в каждой, даже не самой удачной работе видит достижения учащегося. Учителя в союзе с родителями через ситуацию успеха поддерживают мотивацию и креативность школьников, обсуждают различные варианты оформления, учат рефлексии, умению планировать и организовывать свою деятельность. За годы обучения в средней и старшей школе расширяются интересы ребят и корректируются приоритеты. Странички портфолио, собранные в школе, не только память о школьном возрасте, но и возможность для учителей средней и старшей школы разглядеть неповторимость воспитанников, обеспечивая преемственность в школе.
Требования к оформлению портфолио (Слайд 8)
- систематичность и регулярность самомониторинга (сбор и наполнение материалов в соответствии с разделами портфолио осуществляется в течение всей учебной деятельности);
- аккуратность и эстетичность оформления;
- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
- собранные материалы датируются, разбиваются на разделы, полученные разделы озаглавливаются.
Принципы работы (Слайд 9)
Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство и волю.
Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым. Оно должно быть средством воспитания и развития не только ребенка, но и взрослого и дарить огромную радость обоим. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий. Особая атмосфера такого взаимодействия позволяет раскрыть и развить потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.
Структура Портфолио: (Слайд 10)
Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио индивидуально. Важно, чтобы ученик проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Рекомендуемые разделы портфолио:
Раздел 1 «Общие данные личности»:
первый (титульный) лист (фамилия, имя, отчество, год рождения);
самопрезентация, резюме, автобиография (по выбору учащегося).
Раздел 2. «Результаты учебной деятельности»
1-8 классы – средний балл годовых оценок;
9 класс – результаты государственной (итоговой) аттестации:
результаты муниципальных тестирований, репетиционных, пробных экзаменов, итогового тестирования.
Раздел 3. «Перечень моих достижений»:
статьи, творческие работы и др.;
грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты и другие документы, демонстрирующие высокую результативность в той или иной области деятельности;
фотографии, вырезки, копии из средств массовой информации: газет, журналов и других изданий;
видеоматериалы (телепередачи), демонстрирующие высокую результативность;
информация, подтверждающая личную учебную инициативу: курсы, тренинги, трудовой опыт; самостоятельность работы;
карта краткосрочных и долгосрочных планов образования и карьеры;
зачетный лист посещенных факультативов.
Раздел 4 . «Отзывы»
отзывы;
рецензии с приложением работ;
рекомендательные письма;
письма поддержки.
У портфолио есть положительные и отрицательные стороны (Слайд 11).
«+ ЗА» по портфолио.
-Портфолио - новый, интересный, современный по способам подачи информации документ, позволяющий всестороннее раскрыть человека
-Портфолио дополняет традиционные оценочные средства, такие как тесты и экзамены, характеристики и отзывы, дневники, ведомости и личные дела
-Портфолио относится к разряду индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и процесс самооценивания.
-Ученик выступает как активный участник процесса оценивания.
-Педагогическая философия портфолио предполагает не только акцентирование самооценки, но и перенос ударения с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он умеет и может.
-Портфолио стимулирует стремление к новым достижениям и развитию.
«Против» портфолио (Слайд 12)
-Нельзя слишком переоценивать портфолио, он даёт большое представление о результатах, но в тоже время редко описывает процесс индивидуального развития ученика, его учебного стиля.
-Составить и оформить портфолио сложно для учащихся, которые ведут «скромный образ жизни».
-Механизм внедрения, содержания, оценивания и использования школьного портфолио ещё не отработан, применяется лишь в отдельных учреждениях.
-Сложно количественно, в баллах оценивать дела человека и ценность разных рубрик
- Нельзя сказать, что, посмотрев портфолио, мы составим правильный и полный портрет автора и можем только по нему оценить и решить судьбу ученика.
Анализ материалов использования технологии “Портфолио” показал, что сегодня используются различные модели и варианты, но зачастую при создании портфеля допускаются ошибки, способные негативно повлиять на отношение к самой технологии “Портфолио” и привести к педагогическим “сбоям”. Их допускается много, обратим Ваше внимание на 6 основных. (Слайд 13)
ОШИБКА N 1. Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчетов о социальной практике и, в конечном счете, при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него те или иные материалы... без учета мнения самого ребенка. Но школьник должен сам лично решить, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно, без согласия самого ребенка включать те или иные материалы в его портфолио - особенно на финальной стадии, когда ребенок предъявляет собранные документы при поступлении в профильный класс.
ОШИБКА N 2. Сбор материалов взрослыми, а не детьми.
Распространенный случай, когда сбором документов и материалов для портфолио занимается не сами дети, а их родители или другие родственники "по поручению" или даже "по требованию". Очень важно, чтобы дети сами приложили определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения становится более осознанным. Кроме того, они начинают более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени.
ОШИБКА N 3. Отказ от всякой помощи ребенку при формировании портфолио.
Ребенок должен работать над материалами своего портфолио самостоятельно, однако это не значит, что взрослые должны самоустраняться из процесса. Помощь может состоять, например, в том, чтобы просто время от времени напоминать ребенку о необходимости сбора и систематизации материалов. Или в том, чтобы попробовать вместе с ребенком обсудить различные способы демонстрации своих достижений - например, посоветовать ему подготовиться, и выступить с докладом или сообщением на школьной научной конференции, включиться в интересный социальный проект и т.д. Иными словами, следует всячески стимулировать собственную активность школьника. Не направлять его в ту или иную сторону, а открывать ему разные возможности для самореализации. И оказывать при этом необходимую психологическую и практическую поддержку.
ОШИБКА №4: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, который и рассматривается как “папка достижений”, но не следует буквально воспринимать ее, представляя портфолио своеобразным сундуком, в который собирается все, что можно продемонстрировать.
ОШИБКА №5: подмена систематической работы над портфолио разовой акцией. В этом случае исчезает сама идея портфолио. Портфолио подразумевает систематическую работу, постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов, иначе нет смысла начинать работу.
ОШИБКА №6: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.
Ожидаемые результаты: (Слайд 14)
Повышение качества школьного образования.
Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”.
Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
Повышение профессионального уровня учителей.
Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.
Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного учаcтия в жизни современного общества.
Спасибо за внимание!
Как правильно оформить портфолио?
Для начала вам необходимо приобрести папку с файлами. После чего на обложке папки поместить коллективную фотографию всего класса. Желательно, чтобы на фотографии все улыбались. Большими буквами напишите слово «портфолио» и обязательно подпишите школу и класс. Постарайтесь в портфолио выделить место специально для классного руководителя. Крупным планом на том самом месте поместите его фотографию, название должности и ФИО. Если будет желание, можете написать и обо всех его достижениях. Также обязательно в папку внесите список всего класса со всей контактной информацией родителей и учеников. Также не забудьте указать даты рождения всех учеников, чтобы вы могли их поздравить вовремя. Старайтесь также размещать в портфолио различные грамоты, дипломы и самые лучшие работы ребят. Размещать желательно не оригинал, а только копии. Вы можете, к примеру, создать в портфолио отдельные секции для отражения спортивных, учебных, общественных и творческих достижений. Для того чтобы не пропустить внеклассные достижения скромных и тихих представителей класса, старайтесь иногда интересоваться их успехами. Если у вас в классе присутствуют ребята, которые умеют хорошо рисовать, попросите их помочь вам в оформлении портфолио, а может и добавить собственные рисунки. Старайтесь оформлять всё в одном стиле. Если выбрали конкретный стиль, то до конца придерживайтесь именно его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивные достижения воспитанников ГБОУ СОШ №5 ОЦ "Лидер"
Обмен оытом....
Мастер класс «Развитие воображения и творческих способностей воспитанников на занятиях изобразительной деятельностью»
Повышение интереса, развитие творческих способностей на занятиях объединения «Разноцветная капель» с помощью выполнения развивающих упражнений....
Мастер-класс "Технология "Портфель достижений ученика"
Материал содержит описание технологии. основных приёмов работы, а также презентацию и раздаточный материал для мастер-класса...
Мастер – класс «Дружба начинается с улыбки» для детей детского сада №1 «Теремок, проводимый совместно с воспитанниками микроколлектива «Танцевальный» группой «Бриз»
Цели и задачи:- воспитывать любовь и уважительное отн...
Достижения воспитанников МОУ Колычевской С(К) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ за I полугодие 2014 – 2015 учебного года
Информация о внеурочной деятельности воспитанников МОУ Колычевской С(К) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗв I полугодии 2014 – 2015 учебного года...
Мастер-класс “Создание мини-сайта, как электронного портфолио личных достижений педагога”
Глобальная сеть Интернет предоставляет своим пользователям огромные возможности. Благодаря многочисленным поисковым системам мы можем оценить актуальность темы, касающейся электронного портфолио.Идея ...
Мастер-класс с родителями и воспитанниками по изготовлению сувенира из фетра "Петух - символ 2017 года"
Мастер-класс по изготовлению сувенира из фетра "Петух"...