ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
статья по теме

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, которые являются одной из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры, делает его положительно эмоционально окрашенным, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра — деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности.

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную (освоение диалектики общения);
  • терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
  • диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
  • коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
  • социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого  общежития).

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Они достаточно разнообразны по  дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, специфике содержания.

      По характеру педагогического процесса игры бывают:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные и другие.

По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии различают игры

  • с предметами и без них;
  • настольные;
  • комнатные;
  • уличные;
  • на местности;
  • компьютерные и с ТСО;
  • с различными средствами передвижения.

В педагогике начальной школы игровые развивающие технологии получили название дидактических игр. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, в нее последовательно включаются типы игр, развивающие способности ребенка:

  • выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • обобщать предметы по определенным признакам;
  • отличать реальные события от не реальных;
  • владеть собой и др.

Основным недостатком  использования игр в образовании является то, что игра очень время- и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение.     

Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Курдупова Е.П.

Февраль 2011 г.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, которые являются одной из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры, делает его положительно эмоционально окрашенным, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра — деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности.

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную (освоение диалектики общения);

терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого  общежития).

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Они достаточно разнообразны по  дидактическим целям, организационной структуре, возрастным возможностям их использования, специфике содержания.

      По характеру педагогического процесса игры бывают:

обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные и другие.

По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии различают игры

с предметами и без них;

настольные;

комнатные;

уличные;

на местности;

компьютерные и с ТСО;

с различными средствами передвижения.

В педагогике начальной школы игровые развивающие технологии получили название дидактических игр. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, в нее последовательно включаются типы игр, развивающие способности ребенка:

выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

обобщать предметы по определенным признакам;

отличать реальные события от не реальных;

владеть собой и др.

Основным недостатком  использования игр в образовании является то, что игра очень время- и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение.     

Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Эффективность использования игровых технологий в учебном процессе художественного отделения детской школы искусств

Содержит первичный опыт применения элементов игровых технологий на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств...

Статья "Игровые технологии в учебном процессе"

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю....

"Использование игровых технологий в образовательном процессе"

Методы и концепция музыкального  воспитания, игровые технологии в образовательном процессе...

Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"

Огромное значение в обучении и воспитании умственно-отсталых детей имеет игра. Игра способствует всестороннему развитию детей. В процессе игры ребенок испытывает свои силы и способности, знакомится с ...

Использование игровых технологий в образовательном процессе..

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе  для 9-10 классов.....

Игровые технологии в образовательном процессе.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в яв...

Доклад "«Игровые технологии в общеобразовательной школе по ФГОС»

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по об...