В помощь родителям "Шпаргалка"
методическая разработка по теме

Лупашку Ирина Викторовна

Материал будет полезен родителям тех детей, которым требуется развивать фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shpargalka_dlya_roditeley.doc36 КБ

Предварительный просмотр:


ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.                        Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.


СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду (зубы, губы или язык).


Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].


Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

можно петь голосом (выше - ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды в виде языка, зубов, губ.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

В схемах слов они обозначаются кружком красного цвета.


В русском языке десять гласных букв: А О У Ы Э Я Е Ю И Е.

Из них:

Шесть гласных букв: А О У Ы И Э - соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы: Я Е Ю Е - йотированные. Они обозначают два звука: Я - [йа], Ю - [йу], Е - [йэ], Е - [йо] 

 в следующих случаях:

  1. в начале слова;

яма                                 юла                                   ель                              елка

  1. после гласного звука; 

маяк                                заюшка                           поезд                          поет

  1. после мягкого и твердого знаков;

семья                               вьюга                              съезд                          подъем

 В остальных случаях (после согласных):

йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] 

             мяч                                  люк                                 мел                               мед



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ В ПОХОДЕ"

Материал содержит следующие разделы:1.Первая доврачебная помощь в условиях похода.личная гигиена туристаподготовка к походусамомассажсамоконтроль туристапотёртости и мозолиожогисолнечный и тепловой уд...

Какие человеческие потребности, которые, якобы, удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов.

Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если  от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не...

Методический проект (исследование) "Скорая помощь по математике с помощью обучающих конспектов"

В данном исследовательском проекте рассмотрен  эффективный способ помощи учащимся  5-9 классов в преодолении трудностей в обучении математике как при изучении нового материала, так и при его...

ТЕСТ В помощь классному руководителю "Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас  в стране. Он разработан по ру...