экспериментальная программа "ШВЕЙНОЕ ДЕЛО (для школ с сельскохозяйственным профилем обучения) "
методическая разработка (5 класс) по теме
Задача обучения учащихся швейному делу заключается в элементарном ознакомлении школьников с тканями и другими швейными материалами, в привитии навыков выполнения ручных и машинных работ на примере изготовления изделий из ассортимента белья и легкой детской и женской oдeжды простейших фасонов.
Учитывая, что швейное дело в школе с сельскохозяйственным профилем трудового обучения является дополнительным видом труда и на него отводится по 2 ч в неделю в V-VI классах, по 4 ч в неделю в VII-VIII классах и по 5 часов в неделю в IX классе, изделия предлагается выполнять по готовому крою и по готовым выкройкам.
В программе в ознакомительном порядке представлены требования, предъявляемые к выпускникам производственными предприятиями, например, темы, как «Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием» или «Правила безопасной работы на швейной фабрике».
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики уаномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Рекомендуемые в программе изделия и количество учебных часов на изучение тем - примерные. Они могут быть изменены с учетом местных условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_programma.docx | 40.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ШВЕЙНОЕ ДЕЛО
(для школ с сельскохозяйственным профилем обучения)
Пояснительная записка
Задача обучения учащихся швейному делу заключается в эле ментарном ознакомлении школьников с тканями и другими швей ными материалами, в привитии навыков выполнения ручных и машинных работ на примере изготовления изделий из ассорти мента белья и легкой детской и женской oдeжды простейших фасонов.
Учитывая, что швейное дело в школе с сельскохозяйственным профилем трудового обучения является дополнительным видом труда и на него отводится по 2 ч в неделю в V-VI классах, по 4 ч в неделю в VII-VIII классах и по 5 часов в неделю в IX классе, изделия предлагается вы полнять по готовому крою и по готовым выкройкам.
В 5 классе учащиеся знакомятся с устроиством швейной маши ны. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению простого чертежа.
( В 6-8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Выра батывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы в 7, 8 классах достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, ко торое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое вни мание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализи ровать свои действия и их результаты. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях «практическое повторе ние» школьникам предлагают заказы базового предприятия.
Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися про мышленной технологией пошива женской и детской легкой одеж ды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику спе циализироваться не только по пошиву женской и детской легкой одежды, но и по пошиву другой продукции, что дает возможность школе учитывать потребности своего базового предприятия и вно сить соответствующие изменения в программу 9 класса.
Знакомство с чертежами швейных изделий и их вычерчиванием предусматривается только по несложным изделиям.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания и истории.
Эти знания помогают им строить простейшие чертежи выкроек, учитывать рас ходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, на выки и умения, полученные при освоении швейных операций спо собствуют более успешному изучению школьницами общеобразо вательных предметов.
Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями на швейную фабрику. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся п:vчнее усваивают теоретические сведения.
В программу введены также темы по ремонту одежды и белья с применением ручных и машинных работ.
В программе в ознакомительном порядке представлены требования, предъявляемые к выпускни кам производственными предприятиями, например, темы, как «Технология пошива простейших изде лий, выпускаемых базовым предприятием» или «Правила безопас ной работы на швейной фабрике».
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у ано мальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на ста новлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Рекомендуемые в программе изделия и количество учебных часов на изучение тем - примерные. Они могут быть изменены с учетом местных условий.
V класс (68 ч)
I четверть (18 ч)
В водное занятие
Повторение правил безопасной работы в мастерской. Распре деление общественных обязанностей по мастерской. Повторение правил организации рабочего места, порядка хранения изделий и инструментов. Подготовка мастерской к предстоящей работе.
Швейная машина с ножным приводом (6 ч)
Технические сведения. Швейные машины с ножнымприводом: марка, виды выполняемых работ, основные части. Названия де талей, через которые заправляют верхнюю и нижнюю нитки. Организация рабочего места и правила безопасной работы на ножнои швейной машине.
Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине. Подготовка машины к работе: наружный осмотр, переключение на холостой или рабочий ход, наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток. Строчка на ма шине по прямым линиям.
Упражнения. Работа на холостом ходу. Пуск и остановка ма шины. Выполнение образцов строчек на бумаге по прямым линиям без нитки. На мотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Выполнение образцов строчек по бумаге и ткани по прямым линиям с ниткой.
Пошив однодетальных изделий с прямыми срезами с применением двойного шва (12 ч)
Изделия. Наволочка с завязками, нарукавники, мешок для обуви (по выбору).
Технические сведения. Простейшие сведения о волокне. Растительное волокно. Название тканей, из которых будут выполнять ся изделия. Швы, применяемые при пошиве изделия. Двойной шов; его конструкция и применение. Ширина первой строчки rr готового шва.
Практические работы. Обработка долевых срезов изделий дврйным швом по предварительному сметыванию. Выполнение машинной закрепки. Обработка поперечных срезов швом впод гибку с закрытым срезом. Втачивание завязок (для наволочки). Определение размера резинки для нарукавников и тесьмы для мешочка, вдергивание их.
II четверть (14 часов)
Ремонт одежды (6 ч)
Объекты работы 1. 1. Ремонт белья и одежды (распоровшихся швов, разорванных мест). 2. Изготовление вешалки и ее приши ванне. 3. Пришивание пуговиц к белью и одежде.
Технические сведения. Нитки для ремонта белья и одежды и пришивание пуговиц. Ткани для вешалки. Подготовка белья и одежды к ремонту.
Практические работы. Подбор ниток в соответствии с тканью.
Складывание ткани по разрыву или распоротому шву. Стачива ние ручным стачным швом. Соединение краев разрыва частыми косыми стежками.
Складывание ткани и сметывание вешалки. Обработка ве шалки косыми стежками, присоединение ее к изделию.
Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пу говицы со сквозным отверстием. Образование стойки.
Обработка косых срезов ткани (8 ч)
Изделия. Косынка для работы.
Технические сведения. Косые срезы тканей. Растяжимость и сыпучесть косых обрезных краев и учет этого свойства при об работке тканей. Шов вподгибку на косом срезе.
Практические работы. Складывание заготовки для раскроя и раскрой косынки или галстука. Наметывание и строчка по косо му срезу.
III четверть (20 часов)
Обработка закругленных срезов в плечевых женских и детских изделиях косой обтачкой
(20 ч)
Изделия. Женская сорочка с круглым вырезом или фартук детский с кpyглым вырезом и завязками сзади (по выбору). Вы полняются по готовому крою.
Технические сведения. Косая обтачка и обработка ею срезов ткани. Запошивочный шов, его конструкция и применение. Про стейшие сведения о хлопке и о получении хлопчатобумажных тканей. Детали изделия, названия срезов. Стачивание косых об тачек и обработка горловины и пройм. Обработка боковых и пле чевых срезов запошивочным швом с предварительным сметыванием. Обработка низа сорочки швом вподгибку с закрытым срезом.
IVчетверть (16 часов)
Соединение деталей и обработка срезов поясных детских изделий (16 ч)
Изделия. Трусы спортивные, брюки пижамные (по выбору). Изготавливаются по образцу и готовому крою.
Технические сведения. Ткани, применяемые для изготовления данных изделий. Названия деталей изделия и срезов. Швы, при меняемые при пошиве данных изделий.
Практические работы. Анализ кроя и определение деталей и срезов. Обработка срезов, окончательная отделка изделий.
VI класс (68 ч)
I четверть (18 ч)
Вводное занятие.
Ознакомление с задачами предстоящего учебного года и с планом работы на первую четверть. Повторение правил безопас ной работы в мастерской. Обязанности школьников по сохранению оборудования мастерской. Назначение ответственных за ин струменты и выбор старосты. Проверка состояния инструментов, швейных машин и подготовка их к работе.
Построение чертежа и раскрой фартука для работы (10 ч)
Изделие. Фартук с нагрудником и бретелью, с накладными карманами и сборками или мягкими складками по поясу.
Технические сведения. Чертеж швейного изделия и выкройка. Инструменты и материалы, необходимые для изготовления вы кроек. Знакомство с линиями, применяемыми при вычерчивании чертежей швейных изделий. Построение чертежей по снятым мер кам. Правила и последовательность измерения фигуры, обозна чение мерок. Правила оформления чертежей: обозначение линий, точек, размеров. Правила раскладки выкройки на ткань. Пра вила раскроя. Припуск ткани на сборки и складки при раскрое.
Фасоны фартуков и их назначение. Ткани, применяемые для пошива фартуков. Название деталей фартука и контурных сре зов. Простейшие сведения о льняном волокне.
Умения. Ориентировка при построении чертежа и раскрое по образцу изделия, готовому чертежу
и образцу раскладки выкройки на ткани. Построение чертежа (под руководством учителя).
Изготовление выкройки по предварительному объяснению.
Практические работы. Снятие мерок. Построение чертежа в натуральную величину по снятым меркам с учетом сборок или мягких складок по линии пояса. Обозначение мест притачивания карманов. Раскладка выкройки на ткани, прикрепление выкройки с учетом рисунка и долевой нити. Проверка раскладки и раскрой.
Обработка накладных карманов к фартуку и сборок на нижней части фартука (8 ч)
Объект работы. Накладной карман гладкий, с прямыми уг лами, к фартуку. Выполнение сборок на нижней части фартука.
Технические сведения. Назначение карманов, их фасоны. От делочная строчка. Размер припуска на подгиб. Сборки как от делка изделий.
Практические работы. Обработка верхнето среза кармана швом вподгибку с закрытым срезом. Заметывание срезов для подгиба. Прокладывание двух параллельных строчек или мелких сметочных стежков по верхнему срезу нижней части фартука. Рас пределение сборок.
II четверть (14 часов)
Соединение деталей изделия с помощью пояса (14 ч)
Изделие. Фартук для работы с нагрудником, с накладными карманами, со сборкой по поясу.
Технические сведения. Соединение нижней части и нагрудни ка фартука с помощью пояса.
Умения. Ориентировка в задании по образцу изделия. Об суждение плана в групповой беседе на основе предметной тех нологической карты.
Практические работы. Настрачивание карманов. Обработка нижней части и нагрудника фартука швом вподгибку с закрытым срезом. Соединение нижней части и нагрудника поясом.
III четверть (20 часов).
Соединение деталей изделия с помощью пояса (продолжение) (4 ч)
Практические работы. Строчка на ширину лапки по предвари тельному заметыванию. Утюжка изделия.
Обработка горловины ночной сорочки подкройной обтачкой (16 ч)
Изделие. Ночная сорочка с прямоугольным или фигурным вырезом горловины, обработанным подкройной обтачкой. Выпол няется по готовому крою.
Технические сведения. Дефекты машинных игл. Неполадки в строчке при работе искривленной и тупой иглой и способы их уст ранения. Подбор ниток и игл для обработки различных тканей.
Умения. Ориентировка в задании по образцу готового изделия и предметной технологической карте. Обсуждение плана работы в групповой беседе. Анализ качества работы в сравнении с образцом.
Практические работы. Обработка горловины и рукава обтач кой. Применение кружев, тесьмы. Обработка боковых срезов за пошивочным швом.
IVчетверть (16 часов).
Обработка горловины ночной сорочки подкройной обтачкой (продолжение) (8 ч)
Приемы работы. Обработка низа сорочки швом вподгибку с закрытым срезом. Утюжка изделия.
Ремонт одежды (8 ч)
Объекты работы. 1. Ремонт белья и oдeжды по распоровшему ся шву и разорванному месту. 2. Штопка. 3. Наложение заплаты ручным и машинным способом (по выбору).
VII класс (136 часов)
I четверть (36 ч)
Вводное занятие
Обработка верхнего среза поясных изделий корсажной тесьмой и застежки в боковом шве (36 ч)
Изделие. Юбка прямая с шестью вытачками. Выполняется по готовому крою.
Технические сведения. Фасоны юбок. Ткани, применяемые для шитья юбок. Особенности шерстяных тканей в обработке. Виды складок в юбках. Разутюженная и заутюженная вытачки. Виды обработки верхнего и нижнего срезов юбки.
Умения. Ориентировка в задании по образцу. Составление плана работы (последовательность пошива) в групповой беседе с опорой на предметную технологическую карту. Анализ качества работы в сравнении с образцом.
Практические работы. Прокладывание силков по контуру вы кройки, вытачкам, линии талии, бедер и низа. Раскрой корсаж ной тесьмы и ее обработка. Обработка вытачек, соединение бо ковых срезов и обработка застежки.
Упражнения. Обработка низа юбки потайными и крестообраз ными стежками. Обработка низа юбки тесьмой. Работа выполня ется на образцах.
II четверть (28 ч)
Обработка верхнего среза поясных изделий корсажной тесьмой и застежки в бокосом шве (продолжение) (10 ч)
Практические работы. Обработка обрезных срезов швов. Об работка низа юбки. Изготовление вешалки и втачивание ее. Утюж ка и складывание изделия.
Обработка верхнего среза поясных изделий притачным поясом (18 ч)
Изделие. Юбка расклешенная с застежкой на молнии.
Технические сведения. Направление нитей основы ткани в рас клешенной юбке. Совмещение рисунка ткани при настиле (при наличии рисунка). Расположение швов. Особенности выравнивания низа юбки. Ширина подгиба.
Умения. Ориентировка в задании по образцу изделия. Состав ление плана работы (последовательность обработки основных уз лов: боковых швов, застежки, пояса, низа) с опорой на предмет но-технологическую карту и последующая запись его в тетради. Анализ качества работы в сравнении с образцом.
Практические работы. Выравнивание и подрезка низа. Обра ботка вытачек, боковых срезов и застежки.
III четверть (40 часов)
Обработка верхнего среза поясных изделий притачным поясом (продолжение) (12 ч)
Практические работы. Обработка пояса. Посадка верхнего среза юбки при присоединении к поясу. Притачивание пояса. Вы вертывание и выметывание. Обработка внутреннего и нижнего срезов пояса вручную. Прикрепление вешалки. Утюжка и скла дывание по стандарту.
Соединение основных деталей плечевых изделий (28 ч)
Изделие. Блузка без воротника и рукавов; горловина и прой мы обработаны косой обтачкой. Выполняется по готовому крою.
Технические сведения. Волокна натурального и искусственного шелка, свойства тканей из этих волокон. Ткани для блузок. Фа соны блузок без рукавов. Названия деталей и срезов. Простей шее понятие о моделировании (перенос вытачек).
Умения. Ориентировка в задании по образцу изделия. Состав ление плана работы в групповой беседе на основе предметно-технологической карты. Анализ качества выполненной работы в сравнении с образцом.
Практические работы. Распознавание тканей из натурального и искусственного шелка.
Прокладывание силков и ниток посере дине переда и спинки. Сметывание вытачек, боковых и
Плечевых срезов с учетом посадки спинки по плечевым срезам. Проведение примерки и исправление дефектов изделия.
IV четчерть (32 часа)
Соединение основных деталей плечевых изделий (продолжение) (14 ч)
Практические работы. Стачивание вытачек, боковых и плечевых срезов, раскрой и обработка. Обработка гор ловины и пройм косой обтачкой. Обработка нижнего среза косой обтачкой. Утюжка, складывание по стандарту.
Упражнения. Раскрой косых обтачек. Выполнение соединения косых обтачек.
Практическое повторение (18 ч)
Изделия. Наволочки, полотенца, простыни и другие бельевые изделия. Изделия легкого платья несложных фасонов (по выбору и потребности).
VIII класс (136 часов)
I четверть (36 часов)
Вводное занятие
Обработка изделий из тканей с примесыо лавсана (36 ч)
Изделия. Сарафан из шерстяной или искусственной ткани с примесыо лавсана. Выполняется по готовому крою.
Технические сведения. Свойства ткани из волокна с примесью лавсана. Применение этих тканей. Фасоны сарафанов. Детали изделия и контурные срезы.
Умения. Ориентировка в задании по рисунку. Составление плана работы коллективно на основе комбинированной техно логической карты.
Практические работы. Прокладывание копировальных стеж ков. Сметывание. Примерка. Устранение дефектов после примерки. Обра ботка верхнего и нижнего срезов изделия. Утюжка. Складывание.
II четверть (28 ч)
Соединение отложного воротника с горловиной и рукава с проймой (28 ч)
Изделия. 1. Блузка с воротником и с застежкой доверху, с длинным рукавом на манжете. 2. Платье цельнокроеное с ворот ником и длинным рукавом. Выполняются по готовому крою.
Технические сведения. Ткани, применяемые для изготовления изделий. Фасоны. Детали изделий. Соответствие линии проймы и оката рукава, горловины и воротника.
Умения. Ориентировка в задании по образцу. Планирование работы в групповой беседе на основе предметно-технологической карты.
Практичекие работы. Прокладывание копировальных силков. Сметывание. Примерка, возможные исправления после примерки. Обработка вытачек и стачивание срезов. Обработка бортов и ни жнего среза блузки. Обработка воротника. Наметка петель и их обра ботка.
III четверть (40 часов)
Соединение отложного воротника с горловиной и рукава с проймой (24 ч)
Изделия. Блузка или цельнокроеное платье с воротником и длинным рукавом. Выполняется по готовому крою.
Практичеекие работы. Обработка отложного воротника. Об работка уступов до надсечек. Вметывание и втачивание верхнего воротника потайными стежками или машинной строчкой. Обра ботка рукавов, вметывание и втачивание. Обработка нижнего среза рукава и соединение с манжетой. Утюжка, складывание.
Ремонт одежды (16 ч)
Объекты работы. Ремонт различного белья, спецодежды, лег кого платья (по выбору).
IV четверть (32 ч)
Практичеекое повторение (32 ч)
Изделия. Сарафан летний из хлопчатобумажной ткани, дет ское белье, постельное белье (по выбору). Выполняются по гото вому крою.
Умения. Ориентировка в задании по образцам. Составление плана работы в групповой беседе на основе предметной техноло гической карты.
IX класс (170 часов).
I четверть (45 часов)
Вводное занятие
Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответ ственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение ра бочих мест.
Особенности обработки изделий из синтетических тканей (4 часа)
Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетичес ких волокон и нитей. Блузочная, платьевая и плащевая синтетичес кие ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.
Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер (6 часов)
Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов.
Теоретические сведения. Платья отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии та лии, по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Исполь зование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рука ва «фонарик» и рукава «крылышко».
Умение. Выбор и описание фасона платья.
Практические работы. Разрезание выкройки основы платья по линии талии и по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Из менение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учетом припусков на швы. Прокладывание копировальных стежков.
Соединение лифа с юбкой (15 часов)
Изделие. Платье, отрезное по линии талии или по линии бедер. Теоретические сведения. Ткани, используемые для пошива от резного платья. Детали платья, отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой.
Практические работы. Подготовка к примерке платья. Пример ка. Внесение исправлений после примерки. Обработка вытачек, боко вых и плечевых срезов. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обметывание срезов на краеобметочной машине.
Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике (6 часов)
Теоретические сведения. Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного мане кена. Требования к влажно-тепловой обработке изделий. Органи зация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия. Тех ника безопасности на рабочих местах.
Экскурсия. Швейная фабрика. Отделочный цех. Ознакомление с оборудованием.
Трудовое законодательство (4 часа)
Теоретические сведения. Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Пере вод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстране ние от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.
Практическое повторение (10 часов)
Виды работы. Пошив постельного белья, платья, блузки, жен ской и детской юбки. Выполнение заказов базового предприятия.
Самостоятельная работа
Отдельные операции по пошиву изделия в масштабе 1 : 2. (Вы полняется по готовому крою.)
II четверть (35 часов).
Вводное занятие
План работы на четверть.
Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину (10 часов)
Теоретические сведения. Готовая выкройка: особенности, на звание деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величи ну, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.
Умение. Использование миллиметровой бумаги для изготовле ния выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа. Использование резца и кальки для перевода выкроек в на туральную величину из приложения к журналу мод. Подгонка вы кройки на свой размер. Описание фасона изделия по рисунку в жур нале мод с использованием инструкции к выкройке.
Практические работы. Выбор фасона изделия с учетом его слож ности. Анализ выкройки и чертежа.
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды (15 часов)
Изделия. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона.
Теоретические сведения. Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Вы бор фасона и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее
ширине. Анализ выкройки.
Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использова ния ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия.
Оборудование швейного цеха (10 часов)
Теоретические сведения. Универсальная швейная машина: мо дели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва). Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Спе циальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов. За правка верхней и нижней нитей. Швейные машины-автоматы и по луавтомты: характеристика и назначение.
Умение. Работа на универсальной швейной машине.
Упражнения. Заправка верхней и нижней нитей на универсаль ной и специальной швейных машинах. Регулировка натяжения верх них и нижних нитей на универсальной и специальной швейных ма шинах.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
III четверть (50 часов)
Вводное занятие
План работы на четверть.
Организация труда и производства на швейной фабрике (8 часов)
Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одеж ды в швейной промышленности. Общее представление о разработ ке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации тру да в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработ ки (количество готовой продукции в единицу времени). Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разря ды по существующей тарифной сетке.
Правила безопасной работы на швейной фабрике (6 часов)
Теоретические сведения. Законодательство по охране труда.
Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабо чем месте швеи-мотористки, в других цехах. Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажно-тепловой обработке изделий. Правила и инст рукции по безопасности труда на рабочих местах.
Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием (6 часов)
Теоретические сведения. Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства. Основные детали изделий, назва ния срезов. Виды швов, используемых при пошиве изделий. После довательность обработки изделий. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях.
Умение. Межоперационный контроль. Ежедневный учет работ (индивидуальный и бригадный). Оценка качества готовых изделий. Подведение итогов выполнения планового задания.
Упражнение. Изготовление пробного изделия индивидуально.
Практические работы. Изготовление изделия с пооперационным разделением труда.
Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине (8 часов)
Теоретические сведения. Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок как отдельных операций, ха рактеристика, подготовка к работе. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок.
Экскурсия. Швейная фабрика. Швейный цех. Наблюдения за работой швей. Пробное выполнение машинной закрепки шва.
Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве (8 часов)
Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.
Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскрой ного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы рас кроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. После довательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, об работка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или об работка проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.
Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии.
Практическое повторение (14 часов)
Виды работы. Выполнение в производственных условиях ма шинной закрепки на концах швов деталей, обметанных на обметоч ной машине. Обметывание срезов в изделиях на специальной машине 51-А класса ПМЗ.
Самостоятельная работа
Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без пред варительного сметывания.
IV четверть (40 часов).
Вводное занятие
План работы на четверть.
Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии (6 часов)
Теоретические сведения. Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизи рованных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.
Лабораторная работа. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопро ницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменени ем внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом.
Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды (10 часов)
Изделия. Юбки разных фасонов из ассортимента фабрики. Брю ки подростковые и молодежные из ассортимента фабрики.
Теоретические сведения. Ассортимент поясных изделий на фаб рике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для рас кроя поясных изделий. Производственный способ обработки засте жек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новей шая технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия. Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.
Умение. Влажно-тепловая обработка шва.
Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание вытачек и боковых срезов (при пошиве брюк стачива ние среднего и шаговых срезов). Обметывание срезов швов. Влаж но-тепловая обработка швов. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. Обработка и соедине ние накладного кармана с основной деталью (или другая отделка). Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при ис пользовании элементов промышленной технологии. Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах.
Обработка окантовочным швом среза мелкой детали (6 часов)
Теоретические сведения. Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. Дефекты при выполнении окантовочного шва: разная ширина окантовки, искривленный край детали. Причины дефектов: отклонение в ширине окантовки, изменение в натяжении окантовки, уменьше ние ширины окантовочного шва. Необходимость тщательного и по стоянного контроля за выполнением окантовочного шва.
Умение. Выполнение окантовочного шва.
Упражнения. Заправка окантовки в приспособление. Выполне ние окантовочного шва на прямых срезах. Выполнение окантовоч ного шва на закругленных срезах.
Практическое повторение (подготовка к экзамену)(12 часов)
Виды работы. Стачивание с одновременным обметыванием бо ковых и других срезов на стачивающе-обметочной машине при по шиве легкой одежды. Заготовка мелких деталей к легкой одежде.
Контрольная работа (6 часов)
Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения?" 9кл
Родительское собрание "Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения?"9 кл....
Экзаменационные билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида.
Билет №1 1. Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.2. Виды закрепок и их применение.3. Подобрать ...
Ответы на билеты по профессионально-трудовому обучению (швейное дело). Коррекционная школа VIII вида
Билет №11.Блузка. Анализ модели. Контурные срезы, детали. Ткани для блузки.Ответ:Блузка для повседневной носки шьётся из хлопчатобумажных, льняных или шёлковых тканей. Имеет детали: перед, спинку, два...
открытый урок сельскохозяйственного трудового обучения "Строение доильного аппарата"
В материале раскрыт принцип устройства доильного аппарата, а так же можно найти описание строения вымени коровы, и каким образом теленок сосет молоко....
открытый урок сельскохозяйственного тркдового обучения "Строение доильного аппарата"
В материале раскрыт принцип устройства доильного аппарата, а так же можно найти описание строения вымени коровы, и каким образом теленок сосет молоко....
25 способов узнать у ребенка, как дела в школе, не спрашивая «Ну как дела в школе?»
25 способов узнать у ребенка, как дела в школе, не спрашивая «Ну как дела в школе?»...
Доклад "Использование элементов программированного обучения на уроках штукатурно-малярного дела в школе VIII вида"
Доклад о том, как вовлечь детей с ОВЗ в трудовую деятельность....