Приемы педагогического воздействия на "трудных школьников"
статья по теме
Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.
В.А. Сухомлинский так писал о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком … - большая беда школы. Чаще конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет». (Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_pedagogicheskogo_vozdeystviya.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы педагогического воздействия
на «трудных школьников»
Приемы педагогического воздействия на «трудных школьников» можно условно подразделить на две основные группы: созидающие и тормозящие.
Созидающие – приемы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных.
Тормозящие – приемы, которые способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных.
Созидающие приемы:
· организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не догонит сверстников и не начнет хорошо учиться);
· организация успеха в общественно-полезной трудовой деятельности (заключается в оказании помощи ученику, когда тот овладевает трудовыми умениями и навыками);
· вовлечение в интересную деятельность (приводит к перевесу положительных тенденций развития личности над отрицательными, благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности);
· моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры школьника в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям);
· убеждение (заключается в разъяснении, доказательствах правильности и необходимости определенной линии поведения);
· доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);
· нравственное упражнение (заключается в создании условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить);
· ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждет от него более значительных успехов, и это способствует формированию мотивации к учению);
· пробуждение гуманных чувств (заключается в создании таких условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие);
· проявление доброты, внимания, заботы;
· просьба;
· поощрение;
· проявление огорчения;
· поручительство;
· активизация сокровенных чувств ученика.
Тормозящие приемы:
· осуждение;
· наказание;
· приказание;
· предупреждение;
· пробуждение тревоги у ученика по поводу возможности наказания;
· проявление возмущения;
· разоблачение или выявление виновного;
· мнимое безразличие;
· ирония;
· мнимое недоверие;
· параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося).
Вспомогательные приемы:
· организация внешней опоры правильного поведения (школьник вынужден правильно поступать в результате действия определенных правил, контроля за ним);
· отказ от фиксирования отдельных проступков (педагог не обращает внимания на некоторые проступки, если за ними не кроется ничего серьезного).
Признаки проблемных детей:
1.Уклонение от учебы вследствие: |
* неуспеваемости по предмету; |
* отставания в интеллектуальном развитии; |
* ориентации на другие виды деятельности; |
* отсутствие познавательных интересов. |
2.Общественно-трудовая активность: |
* отказ от общественных поручений; |
* пренебрежение к общественной собственности, ее порча. |
3.Негативизм в оценке явлений действительности. |
4.Повышенная критичность по отношению к педагогу: |
* грубость; |
* прогулы, пропуски занятий; |
* недисциплинированность на уроках; |
* нарушение общественного порядка; |
* немотивированные поступки. |
5.Отношение к воспитательным мероприятиям: |
* равнодушное; |
* скептическое; |
* негативное; |
* ожесточенное. |
Критерии отбора учащихся в
« ГРУППУ РИСКА»
Основные положения:
«Группу риска» могут составлять учащиеся, особенности поведения которых значительно выходят за границы общепринятых норм и требований.
Классифицируя ту или иную особенность поведения ученика, необходимо учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст и многое другое. И только после этого выносить т или иное суждение и определять меру воздействия.
Критерии:
1. Неблагополучная семейная ситуация: |
- нарушение структуры семьи (неполная, формально полная, где воспитанием занимается один из родителей, появление отчима, мачехи и т.п.); |
- ущербность моральной позиции членов семьи (частые ссоры, конфликты, отрицание самооценки ребенка и т.п.); |
- низкий социально-культурный уровень семьи; |
- недостаточность и искаженность педагогических знаний родителей (например, атмосфера безнаказанности, потребительское воспитание и др.); |
- нарушение эмоционально-психологической общности семьи; |
- злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками и др.; |
- «опекаемые дети»; |
- малообеспеченные многодетные семьи и др. |
2. Отставание в физическом и (или) умственном развитии: |
- «отягощенный» анамнез (наличие хронических заболеваний соматического и нервно-психического генезиса); |
- слабая успеваемость (полуграмотность или «функциональная неграмотность», когда, например, ребенок знает буквы, но не умеет правильно воспринять написанное); |
- «отчуждение» от учебного коллектива, утрата интереса к учебе и др. |
3. Нарушения в эмоционально-волевой сфере: |
- несдержанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие необходимого уровня самокритичности; |
- эмоциональная неуравновешенность, дерзость, трусость, озлобленность, вызывающее поведение, демонстративное поведение; |
- вредительство, мстительность, оскорбления; |
- раздражительность, частые вспышки агрессивности и жестокости, хулиганство; |
4. Проблемы в общении со сверстниками: |
- неблагополучная, неформальная референтная группа; |
- отверженность ребенка детским коллективом; |
- частые ссоры и драки со сверстниками; |
- участие в неформальных объединениях анти- и асоциального характера. |
6. Склонность к бродяжничеству: |
- побеги из дома; |
- частые беспричинные пропуски уроков. |
Формы обращения учителя к ученикам:
1.Личностно-доверительное обращение |
«Я уверена, что вы это сделаете для меня, ведь это вам нетрудно» |
Такая форма обращения особенно полезна в общении с подростками, т.к. у |
них выражена потребность сотрудничать со взрослыми на равных. |
2.Эмоционально-личностное обращение |
«У меня был сегодня тяжелый день, и вы устали к 6-ому уроку – побережем |
друг друга» |
Таким образом устанавливается взаимное понимание, бережное отношение |
друг к другу. |
3.Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям) |
«Займемся делом, очень нужным для каждого. Сначала договоримся, как |
будем работать, хорошо?» |
Позиция учителя при взаимодействии с учениками
1. Позиция «жесткой дисциплины» |
Приводит к закреплению авторитарно-ролевого стиля общения. Педагогическое взаимодействие организуется при жесткой дисциплине на уроках и требовательности знаний по предмету. |
2. Позиция «терпеливого ожидания порядка» |
Характерен личностно-избирательный стиль отношений. Установление контакта с классом протекает в этом случае длительное время, требует большого терпения от учителя. Но это окупится удовлетворенностью от общения с ребятами, устойчивостью контакта с ними. |
3. Позиция «обиженного неблагодарными учениками» |
Порождает эмоционально-ситуативный стиль во взаимоотношениях. На уроке создается нервозная обстановка: учителя раздражает поведение учеников, замечания он делает в раздражительном тоне, срывается на крик.. |
4. Позиция «сотрудничества» |
Характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. При таком стиле ученик верит, что учитель готов ему помочь и если накажет, то справедливо. Учитель видит в ребенке развивающуюся личность со всеми ее противоречиями, поступками. |
В своей воспитательной деятельности я придерживаюсь позиции «сотрудничества». Я стараюсь проявлять интерес к каждому ученику, его возрастным и индивидуальным особенностям. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебных предметов и поведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....
Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т
В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать у учащихся интерес к предмету....
Приемы педагогического воздействия по корректировке поведения на уроках ритмики, музыки и пения.
Из опыта работы. Приемы педагогического воздействия по корректировке поведения на уроках ритмики, музыки и пения. Для учащихся коррекционных школ.У учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с ...
Возрастные особенности школьников и приемы положительного педагогического воздействия
Возрастные особенности учащихся начальной, средней и старшей школы. Приемы положительного педагогического воздействия.Презентация для педагогического совета...
Корректирующие приемы педагогического воздействия
Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации между педагогами и учащимися. Через общение учитель организует поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и поступки, п...
Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"
Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"...