Приемы педагогического воздействия на "трудных школьников"
статья по теме

Сигал Татьяна Константиновна

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.

         В.А. Сухомлинский так писал о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком … - большая беда школы. Чаще конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет». (Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива).

                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_pedagogicheskogo_vozdeystviya.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Приемы педагогического воздействия

                                                 на «трудных школьников»

Приемы педагогического воздействия на «трудных школьников» можно условно подразделить на две основные группы: созидающие и тормозящие.

Созидающие – приемы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных.

Тормозящие – приемы, которые способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных.

Созидающие приемы:

·        организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не догонит сверстников и не начнет хорошо учиться);

·        организация успеха в общественно-полезной трудовой деятельности (заключается в оказании помощи ученику, когда тот овладевает трудовыми умениями и навыками);

·        вовлечение в интересную деятельность (приводит к перевесу положительных тенденций развития личности над отрицательными,  благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности);

·        моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры школьника в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям);

·        убеждение (заключается в разъяснении, доказательствах правильности и необходимости определенной линии поведения);

·        доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);

·        нравственное упражнение (заключается в создании условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить);

·        ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждет от него более значительных успехов, и это способствует формированию мотивации к учению);

·        пробуждение гуманных чувств (заключается в создании таких условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие);

·        проявление доброты, внимания, заботы;

·        просьба;   

·        поощрение;

·        проявление огорчения;

·        поручительство;

·        активизация сокровенных чувств ученика.

Тормозящие приемы:

·        осуждение;

·        наказание;

·        приказание;

·        предупреждение;

·        пробуждение тревоги у ученика по поводу возможности наказания;

·        проявление возмущения;

·        разоблачение или выявление виновного;

·        мнимое безразличие;

·        ирония;

·        мнимое недоверие;

·        параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося).

Вспомогательные приемы:

·        организация внешней опоры правильного поведения (школьник вынужден правильно поступать в результате действия определенных правил, контроля за ним);

·        отказ от фиксирования отдельных проступков (педагог не обращает внимания на некоторые проступки, если за ними не кроется ничего серьезного).

                                  Признаки проблемных детей:

1.Уклонение от учебы вследствие:

         * неуспеваемости по предмету;

         * отставания в интеллектуальном развитии;

         * ориентации на другие виды деятельности;

         * отсутствие познавательных интересов.

2.Общественно-трудовая активность:

         * отказ от общественных поручений;

         * пренебрежение к общественной собственности, ее порча.

3.Негативизм в оценке явлений действительности.

4.Повышенная критичность по отношению к педагогу:

         * грубость;

         * прогулы, пропуски занятий;

         * недисциплинированность на уроках;

         * нарушение общественного порядка;

         * немотивированные поступки.

5.Отношение к воспитательным мероприятиям:

         * равнодушное;

         * скептическое;

         * негативное;

         * ожесточенное.

                     Критерии отбора учащихся в

                                                                 « ГРУППУ РИСКА»

Основные положения:

«Группу риска» могут составлять учащиеся, особенности поведения которых значительно выходят за границы общепринятых норм и требований.

         Классифицируя ту или иную особенность поведения ученика, необходимо учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст и многое другое. И только после этого выносить т или иное суждение и определять меру воздействия.

Критерии:

1.     Неблагополучная семейная ситуация:

-    нарушение структуры семьи (неполная, формально полная, где воспитанием занимается один из родителей, появление отчима, мачехи и т.п.);

-        ущербность моральной позиции членов семьи (частые ссоры, конфликты, отрицание самооценки ребенка и т.п.);

-    низкий социально-культурный уровень семьи;

-    недостаточность и искаженность педагогических знаний родителей (например, атмосфера безнаказанности, потребительское воспитание и др.);

-    нарушение эмоционально-психологической общности семьи;

-    злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками и др.;

-    «опекаемые дети»;

-    малообеспеченные многодетные семьи и др.

2.  Отставание в физическом и (или) умственном развитии:

-    «отягощенный» анамнез (наличие хронических заболеваний соматического и нервно-психического генезиса);

-    слабая успеваемость (полуграмотность или «функциональная неграмотность», когда, например, ребенок знает буквы, но не умеет правильно воспринять написанное);

-    «отчуждение» от учебного коллектива, утрата интереса к учебе и др.

3.  Нарушения в эмоционально-волевой сфере:

-    несдержанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие необходимого уровня самокритичности;

-    эмоциональная неуравновешенность, дерзость, трусость, озлобленность, вызывающее поведение, демонстративное поведение;

-    вредительство, мстительность, оскорбления;

-    раздражительность, частые вспышки агрессивности и жестокости, хулиганство;

4.  Проблемы в общении со сверстниками:

-    неблагополучная, неформальная референтная группа;

-    отверженность ребенка детским коллективом;

-    частые ссоры и драки со сверстниками;

-    участие в неформальных объединениях анти- и асоциального характера.

6.   Склонность к бродяжничеству:

-    побеги из дома;

-    частые беспричинные пропуски уроков.

Формы обращения учителя к ученикам:

1.Личностно-доверительное обращение

   «Я уверена, что вы это сделаете для меня, ведь это вам нетрудно»

   Такая форма обращения особенно полезна в общении с подростками, т.к. у

   них выражена потребность сотрудничать со взрослыми на равных.

2.Эмоционально-личностное обращение

   «У меня был сегодня тяжелый день, и вы устали к 6-ому уроку – побережем

    друг друга»

   Таким образом устанавливается взаимное понимание, бережное отношение

   друг к другу.

3.Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям)

   «Займемся делом, очень нужным для каждого. Сначала договоримся, как

   будем работать, хорошо?»

                      Позиция учителя при взаимодействии с учениками

1.     Позиция «жесткой дисциплины»

Приводит к закреплению авторитарно-ролевого стиля общения. Педагогическое взаимодействие организуется при жесткой дисциплине на уроках и требовательности знаний по предмету.

2.     Позиция «терпеливого ожидания порядка»

Характерен личностно-избирательный стиль отношений. Установление контакта с классом протекает в этом случае длительное время, требует большого терпения от учителя. Но это окупится удовлетворенностью от общения с ребятами, устойчивостью контакта с ними.

3.     Позиция «обиженного неблагодарными учениками»

Порождает эмоционально-ситуативный стиль во взаимоотношениях. На уроке создается нервозная обстановка: учителя раздражает поведение учеников, замечания он делает в раздражительном тоне, срывается на крик..

4.     Позиция «сотрудничества»

Характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. При таком стиле ученик верит, что учитель готов ему помочь и если накажет, то справедливо. Учитель видит в ребенке развивающуюся личность со всеми ее противоречиями, поступками.

В своей воспитательной деятельности я придерживаюсь позиции «сотрудничества».  Я стараюсь проявлять интерес к каждому ученику, его возрастным и индивидуальным особенностям. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебных предметов и поведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Приемы педагогического воздействия по корректировке поведения на уроках ритмики, музыки и пения.

Из опыта работы. Приемы педагогического воздействия по корректировке поведения на уроках ритмики, музыки и пения. Для учащихся коррекционных школ.У учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с ...

Возрастные особенности школьников и приемы положительного педагогического воздействия

Возрастные особенности учащихся начальной, средней и старшей школы. Приемы положительного педагогического воздействия.Презентация для педагогического совета...

Корректирующие приемы педагогического воздействия

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации между педагогами и учащимися. Через общение учитель организует поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и поступки, п...

Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"

Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"...