Приемы педагогического воздействия на "трудных школьников"
статья по теме

Сигал Татьяна Константиновна

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.

         В.А. Сухомлинский так писал о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком … - большая беда школы. Чаще конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет». (Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива).

                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_pedagogicheskogo_vozdeystviya.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Приемы педагогического воздействия

                                                 на «трудных школьников»

Приемы педагогического воздействия на «трудных школьников» можно условно подразделить на две основные группы: созидающие и тормозящие.

Созидающие – приемы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных.

Тормозящие – приемы, которые способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных.

Созидающие приемы:

·        организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не догонит сверстников и не начнет хорошо учиться);

·        организация успеха в общественно-полезной трудовой деятельности (заключается в оказании помощи ученику, когда тот овладевает трудовыми умениями и навыками);

·        вовлечение в интересную деятельность (приводит к перевесу положительных тенденций развития личности над отрицательными,  благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности);

·        моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры школьника в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям);

·        убеждение (заключается в разъяснении, доказательствах правильности и необходимости определенной линии поведения);

·        доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);

·        нравственное упражнение (заключается в создании условий, требующих проявления именно того нравственного качества, которое требуется развить);

·        ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждет от него более значительных успехов, и это способствует формированию мотивации к учению);

·        пробуждение гуманных чувств (заключается в создании таких условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие);

·        проявление доброты, внимания, заботы;

·        просьба;   

·        поощрение;

·        проявление огорчения;

·        поручительство;

·        активизация сокровенных чувств ученика.

Тормозящие приемы:

·        осуждение;

·        наказание;

·        приказание;

·        предупреждение;

·        пробуждение тревоги у ученика по поводу возможности наказания;

·        проявление возмущения;

·        разоблачение или выявление виновного;

·        мнимое безразличие;

·        ирония;

·        мнимое недоверие;

·        параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося).

Вспомогательные приемы:

·        организация внешней опоры правильного поведения (школьник вынужден правильно поступать в результате действия определенных правил, контроля за ним);

·        отказ от фиксирования отдельных проступков (педагог не обращает внимания на некоторые проступки, если за ними не кроется ничего серьезного).

                                  Признаки проблемных детей:

1.Уклонение от учебы вследствие:

         * неуспеваемости по предмету;

         * отставания в интеллектуальном развитии;

         * ориентации на другие виды деятельности;

         * отсутствие познавательных интересов.

2.Общественно-трудовая активность:

         * отказ от общественных поручений;

         * пренебрежение к общественной собственности, ее порча.

3.Негативизм в оценке явлений действительности.

4.Повышенная критичность по отношению к педагогу:

         * грубость;

         * прогулы, пропуски занятий;

         * недисциплинированность на уроках;

         * нарушение общественного порядка;

         * немотивированные поступки.

5.Отношение к воспитательным мероприятиям:

         * равнодушное;

         * скептическое;

         * негативное;

         * ожесточенное.

                     Критерии отбора учащихся в

                                                                 « ГРУППУ РИСКА»

Основные положения:

«Группу риска» могут составлять учащиеся, особенности поведения которых значительно выходят за границы общепринятых норм и требований.

         Классифицируя ту или иную особенность поведения ученика, необходимо учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст и многое другое. И только после этого выносить т или иное суждение и определять меру воздействия.

Критерии:

1.     Неблагополучная семейная ситуация:

-    нарушение структуры семьи (неполная, формально полная, где воспитанием занимается один из родителей, появление отчима, мачехи и т.п.);

-        ущербность моральной позиции членов семьи (частые ссоры, конфликты, отрицание самооценки ребенка и т.п.);

-    низкий социально-культурный уровень семьи;

-    недостаточность и искаженность педагогических знаний родителей (например, атмосфера безнаказанности, потребительское воспитание и др.);

-    нарушение эмоционально-психологической общности семьи;

-    злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками и др.;

-    «опекаемые дети»;

-    малообеспеченные многодетные семьи и др.

2.  Отставание в физическом и (или) умственном развитии:

-    «отягощенный» анамнез (наличие хронических заболеваний соматического и нервно-психического генезиса);

-    слабая успеваемость (полуграмотность или «функциональная неграмотность», когда, например, ребенок знает буквы, но не умеет правильно воспринять написанное);

-    «отчуждение» от учебного коллектива, утрата интереса к учебе и др.

3.  Нарушения в эмоционально-волевой сфере:

-    несдержанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие необходимого уровня самокритичности;

-    эмоциональная неуравновешенность, дерзость, трусость, озлобленность, вызывающее поведение, демонстративное поведение;

-    вредительство, мстительность, оскорбления;

-    раздражительность, частые вспышки агрессивности и жестокости, хулиганство;

4.  Проблемы в общении со сверстниками:

-    неблагополучная, неформальная референтная группа;

-    отверженность ребенка детским коллективом;

-    частые ссоры и драки со сверстниками;

-    участие в неформальных объединениях анти- и асоциального характера.

6.   Склонность к бродяжничеству:

-    побеги из дома;

-    частые беспричинные пропуски уроков.

Формы обращения учителя к ученикам:

1.Личностно-доверительное обращение

   «Я уверена, что вы это сделаете для меня, ведь это вам нетрудно»

   Такая форма обращения особенно полезна в общении с подростками, т.к. у

   них выражена потребность сотрудничать со взрослыми на равных.

2.Эмоционально-личностное обращение

   «У меня был сегодня тяжелый день, и вы устали к 6-ому уроку – побережем

    друг друга»

   Таким образом устанавливается взаимное понимание, бережное отношение

   друг к другу.

3.Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям)

   «Займемся делом, очень нужным для каждого. Сначала договоримся, как

   будем работать, хорошо?»

                      Позиция учителя при взаимодействии с учениками

1.     Позиция «жесткой дисциплины»

Приводит к закреплению авторитарно-ролевого стиля общения. Педагогическое взаимодействие организуется при жесткой дисциплине на уроках и требовательности знаний по предмету.

2.     Позиция «терпеливого ожидания порядка»

Характерен личностно-избирательный стиль отношений. Установление контакта с классом протекает в этом случае длительное время, требует большого терпения от учителя. Но это окупится удовлетворенностью от общения с ребятами, устойчивостью контакта с ними.

3.     Позиция «обиженного неблагодарными учениками»

Порождает эмоционально-ситуативный стиль во взаимоотношениях. На уроке создается нервозная обстановка: учителя раздражает поведение учеников, замечания он делает в раздражительном тоне, срывается на крик..

4.     Позиция «сотрудничества»

Характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. При таком стиле ученик верит, что учитель готов ему помочь и если накажет, то справедливо. Учитель видит в ребенке развивающуюся личность со всеми ее противоречиями, поступками.

В своей воспитательной деятельности я придерживаюсь позиции «сотрудничества».  Я стараюсь проявлять интерес к каждому ученику, его возрастным и индивидуальным особенностям. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебных предметов и поведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Приемы педагогического воздействия по корректировке поведения на уроках ритмики, музыки и пения.

Из опыта работы. Приемы педагогического воздействия по корректировке поведения на уроках ритмики, музыки и пения. Для учащихся коррекционных школ.У учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с ...

Возрастные особенности школьников и приемы положительного педагогического воздействия

Возрастные особенности учащихся начальной, средней и старшей школы. Приемы положительного педагогического воздействия.Презентация для педагогического совета...

Корректирующие приемы педагогического воздействия

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации между педагогами и учащимися. Через общение учитель организует поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и поступки, п...

Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"

Выступление на педагогическом совете "Использование приемов педагогической техники при формировании ключевых компетенций школьника"...

Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную сферу обучающегося с ТМНР

Целенаправленное, систематическое и терпеливое применение разнообразных приемов коррекционного воздействия на эмоциональную сферу ребенка с ТМНР, повышает познавательную активность, развивает любознат...