Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
материал по теме

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.

Недостатки произношения и лексики, грамматического оформления фразы и просодики  речи, с которыми ребенок приходит в первый класс,  являются актуальной проблемой для школьных логопедов, поскольку устная речь становится базой и средством дальнейшего обучения.

Кроме того, наряду с  данными отклонениями, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение слухоречевого внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, пространственная и временная ориентировки. У многих детей повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность целенаправленных действий, основных понятий и представлений.

Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных приемов активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях   школьного учреждения.

Не вызывает сомнения тот факт, что для детей школьного возраста с речевой патологией важно организовать постоянную, именно постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения.

Среди многочисленных технологий можно выделить здоровьесберегающие.

Безусловно, все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на своих  уроках, мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приемы здоровьесбережения.

На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей  технологии, среди которых:

•    Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.;

•    Применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, музыкотерапию (музыкальное сопровождение педагогического процесса), релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приемам мышечного расслабления.

Известный факт, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на логопедических занятиях.  Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

На своих логопедических занятиях использую некоторые виды массажа и самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.

Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации  внимания,   обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

Так как большинство детей с речевыми нарушениями  нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, то на занятиях я применяю такую форму обучения, как   рисование пальцами. Этот процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь и готовит руку к письму.

Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для занятий я подбираю динамические паузы с использованием   упражнений,  синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется  поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Использование определенных приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, формы и темы занятия и т.д.

Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, я не могу забыть о коррекции психоэмоциональной сферы школьников. Поэтому на своих занятиях я стараюсь создать положительный эмоциональный фон, использую музыку и шумовые эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса  животных и т. д).

В последние годы в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции эмоционально-личностного развития ребенка. Коррекции подлежит не только развитие самого ребенка, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением. В игровой, неформальной обстановке недавние дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.

Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. Кукла для ребенка – партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу.

Существует целое самостоятельное направление в психологии, получившее название куклотерапии. Это метод лечения с помощью кукол, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия  используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Умело используемые на занятии куклы помогают вызвать положительные эмоции, постепенно ослабить нервное напряжение у детей. Кукла в руке ребенка концентрирует на себе его внимание и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным.

Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти. Игра с куклой развивает не только мышцы  кисти и пальцев рук, она опосредованно развивает умение быть внимательным, обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение, дает возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность.

Кукла позволяет ребенку «спрятаться», даже если он боится говорить, заикается и краснеет, говоря за куклу, он успокаивается. И, в результате, говорить начинает увереннее, ведь это не он говорит, а его герой.

Таким образом, в результате  использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется  поведение и преодолеваются психологические трудности;
- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

в данной презентации представлены некоторые составляющие системы здоровьесбережения на логопедических занятиях, которые могут использовать в своей работе учителя начальных классов....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, т...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

На сегодняшний день в арсенале всех кто занят воспитанием  и обучением детей имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Любой...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

   Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях способствует профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных адаптационных, профилактиче...

«Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС».

Цель проекта:  создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями....