ИКТ в специальной (коррекционной) школе
презентация на тему
Понятие новых информационных технологий обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
it_v_korrekc._shkole.pptx | 568.93 КБ |
doklad_it_v_korr.shkole.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повестка дня: Использование новых информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Е.Е. Суслова - зам. директора по УПР 2. Использование новых информационных технологий в процессе работы МО школы № 46 «Центр РиМ ». Н.П. Кострова М.А. Аристархова председатели С.В. Бибенина МО В.В. Смирнова 3. Итоги четверти Ю.А. Дергачева зам. директора Н.Г. Прохорова по УВР 4. Разное.
Информационные технологии – процессы, связанные с переработкой информации. Любая педагогическая технология – это информационная технология .
Новая информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому , средством осуществления которого является компьютер .
Информационные технологии включают: программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации .
Учебные цели и ситуации: необходимость глубже понять потребности учащегося , важность анализа знаний в предметной области, учет психологических принципов обучения .
Педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров Анализ факторов, повышающих образовательную эффективность Конструирование и применение приемов и материалов Оценка применяемых методов ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: Разработка приемов оптимизации образовательного процесса
Требования к новой информационной технологии: она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии: (предварительное проектирование, воспроизводимость , целеобразование , целостность); она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены; средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
« Новые информационные технологии должны способствовать созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи» Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор
Появление нового поколения информационных образовательных технологий позволяет: ускорить передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому; повышая качество обучения и образования, человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям ; создать новые средства воспитательного воздействия; более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. Новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.
Трудности применения НИТ в ОУ Значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями Необходимость использования большого количества технических (компьютеры, принтеры, сканеры, модемы и т.п.) средств и расходных материалов Подготовка новых учебников и учебных пособий Подготовка дополнительных организационно-методических пособий (специальные инструкции учащимся и преподавателям и др.) Необходимость использования большого количества программных (поддержка технологий обучения) средств.
Направления проекта: использование готового програм - много продукта на предметных уроках; факультативные занятия по обучению учащихся элементам компьютерной грамотности; использование возможностей компьютера для решения конкретных практических задач из различных областей знаний: расчетные задачи, моделирование, написание деловых бумаг, поиск нужной информации в Интернете...
Задачи I ступени: Сформировать у учащихся представление о главных устройствах компьютера и их назначении. Выработать умение выполнять манипуляции с мышью: наводить курсор на нужное слово, картинку, фиксировать выбор путем нажатия и удерживания кнопки мыши (принцип - «Зацепи и тащи»); Выработать умения открыть и закрыть нужную для работы программу.
Виды работ по ЭКГ: Работа с тетрадями на печатной основе. Работа с программно – методическим комплексом «Мир информатики» Paint , Word
Обучение происходит по разделам: «Мы рисуем»
«Мы конструируем»
«Калькулятор»
Задачи I I ступени: Выработать умения сохранить нужную информацию на жестком диске . Найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете. Создать, сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок. Расширить кругозор учащихся в областях знаний, тесно связанных с информатикой: арифметике, геометрии, черчении, русском языке, труде и др.
Программой для старших классов предусмотрены: новый подход к моделированию изделий по трудовому обучению; выполнение практически значимых работ: написание деловых бумаг, изготовление памяток, визиток, поздравительных открыток; решение расчетных задач, содержание которых продиктовано потребностями сегодняшнего дня (конвертирование денег, оплата коммунальных услуг и т.д.).
Задачи I I I ступени: Познакомить учащихся: со специальной терминологией, используемой при работе с офисными программами; с приемами работы с текстовым редактором WORD, программой Power Point ; с алгоритмами поиска информации в Интернете; с профессиями.
В специальных (коррекционных) школах занятия по ЭКГ, должны: Обладать собственной методикой. Иметь свою структуру и содержание. Реализовать межпредметные связи. Быть неразрывно связанными с трудовым обучением.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Предварительный просмотр:
Понятие новых информационных технологий обучения.
Сл. 3. Так как обучение является передачей информации ученику, то следуя определению (информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации) можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда.
Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. КЛ.
То есть, любая педагогическая технология - это информационная технология .
Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин "новая информационная технология обучения".
Таким образом, появление такого понятия - новая информационная технология (НИТ) - связана с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании.
Как мы видим, главное в НИТ - это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, Сл. 4. что подтверждает и определение: новая информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществлением которого является компьютер.
Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении.
Сл. 5. Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации.
Сл. 6. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения.
В 70-е годы прошлого века воздействие системного подхода постепенно привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления процессом обучения с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
Сл. 7. Педагогическая технология - это "не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов".
Суть этого подхода заключена в идее полной управляемости работы школы, прежде всего ее основного звена - процесса обучения.
Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер - это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.
Как уже отмечалось, в образовании "педагогическая технология" и "информационная технология" - это в определенном смысле синонимы. Можно ли считать использование компьютера достаточным основанием для названия этой технологии новой? Наверное, нет.
Дело в том, что абсолютное большинство таких технологий опирается (если вообще на что-то опирается) на известные (хорошие или не очень) педагогические идеи. Более того они вообще не удовлетворяет основным требованиям понятия "технологии".
Используя современные обучающие средства и инструментальные среды создаются прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютер и т.д.
Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если: Сл. 8.
1) она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования, целостность);
2) она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены;
3) средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.
Сл. 9.
Важность и необходимость внедрения НИТ в процесс обучения отмечает в предисловии к своему докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, который пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». НИТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».
Сл. 10.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.
Первые шаги по внедрению НИТ в систему образования показали их огромные возможности для ее развития. Вместе с тем, они же выявили трудности, Сл. 11.
которые требуется преодолеть для повсеместного применения НИТ в образовательных учреждениях. Это значительно большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями, что связано с необходимостью использования большого количества технических (компьютеры, модемы и т.п.), программных (поддержка технологий обучения) средств, а также с подготовкой дополнительных организационно-методических пособий (специальные инструкции учащимся и преподавателям и др.), новых учебников и учебных пособий и т.п.
Следует отметить, что современный этап применения НИТ в образовании, особенно в России, является экспериментальным. Идет процесс накопления опыта, ищутся пути повышения качества обучения и новых форм использования ИКТ в различных образовательных процессах. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
Компьютер вызывает горячий интерес как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.
В основной школе информатика как отдельный предмет давно практикуется и существует много различных программ и методических рекомендаций, касающихся преподавания данного предмета. Если говорить о специальных (коррекционных) школах VIII вида, то вопрос не решен в принципе.
Занятия по ЭКГ проводятся в нашей школе (октябрь 2008 года) в сетевом компьютерном классе. На этих занятиях учащиеся осваивают работу на компьютере, изучают основы компьютерной грамотности, выполняют развивающие задания.
Один из приемов компьютерной дидактики, применяемый для закрепления знаний – использование игровых методов обучения. Ряд компонентов деятельности, воспроизводимой в игре, обладает условным характером, что позволяет обучаемым отвлечься от ответственности, сопутствующей реальной ситуации, и действовать более свободно.
Я предлагаю разработать проект обучения ЭКГ в нашей школе
Сл. 12. Наметились следующие направления:
– использование готового программного продукта на предметных уроках;
– факультативные занятия по обучению учащихся элементам компьютерной грамотности;
– использование возможностей компьютера для решения конкретных практических задач из различных областей знаний: расчетные задачи, моделирование, написание деловых бумаг, поиск нужной информации в Интернете...
Сформулированы задачи каждой из трёх ступеней обучения, написано планирование и некоторые частные методики.
Сл. 13. Задачи I ступени:
- Сформировать у учащихся представление о главных устройствах компьютера и их назначении.
- Выработать умение выполнять манипуляции с мышью: наводить курсор на нужное слово, картинку, фиксировать выбор путем нажатия и удерживания кнопки мыши (принцип «DRAG and DROP» - «Зацепи и тащи»); умения открыть и закрыть нужную для работы программу.
Сл. 14. В занятия по ЭКГ включены следующие виды работ:
- работа с тетрадями на печатной основе
- работа с программно – методическим комплексом «Мир информатики»
- Paint, Word
Сл. 15. Обучение происходит по разделам: «Мы рисуем», Сл. 16. «Мы конструируем»
Сл. 17. «Калькулятор»
- Установи курсор на надпись «ПУСК» и нажми левую кнопку
мыши.
- Направь курсор по надписи «Все программы».
- В открывшемся вложенном меню найди «Стандартные».
Направь курсор по надписи.
- В открывшемся вложенном меню найди «Калькулятор».
Нажми левую кнопку мыши.
Кроме того, формирование элементов КГ предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане для процесса обучения умение алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. По моему убеждению работу по формированию алгоритмического мышления и соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков в специальной школе нужно вести активнее. При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащихся, повысит эффективность самостоятельной работы, даст новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, так как наделит их определенными умениями и навыками в постоянном самостоятельном пополнении своих знаний, то есть создаст условия для коррекции и развития личности учащихся и позволит реализовать принципиально новые формы и методы обучения, улучшит процесс обучения другим школьным предметам. В конечном итоге, эта работа приведет к развитию детей, и будет содействовать активизации процесса усвоения образовательных программ.
Сл. 18. Задачи II ступени:
- Выработать умения сохранить нужную информацию на жестком диске; найти нужную информацию на жестком диске и в Интернете; создать, сохранить, отредактировать и распечатать текст, рисунок.
- Расширить кругозор учащихся в областях знаний, тесно связанных с информатикой: арифметике, геометрии, черчении, русском языке, труде и др.
Сл. 19. Программой для старших классов предусмотрены:
- новый подход к моделированию изделий по трудовому обучению;
- выполнение практически значимых работ: написание деловых бумаг, изготовление памяток, визиток, поздравительных открыток;
- решение расчетных задач, содержание которых продиктовано потребностями сегодняшнего дня (конвертирование денег, оплата коммунальных услуг и т.д.).
Сл. 20. Задачи III ступени:
Познакомить учащихся: - со специальной терминологией, используемой при работе с офисными программами; PowerPoint; |
Сл. 21.
В специальных (коррекционных) школах занятия по ЭКГ, должны обладать собственной методикой, иметь свою структуру и содержание, реализовать межпредметные связи, и быть неразрывно связанными с трудовым обучением, которое в свою очередь является основным в определении дальнейшей социализации умственно отсталого ребенка.
Сл. 22. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида
Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...
Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.
Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...
Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.
Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...
Статья "Экономическое образование старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе специально организованных занятий".
В настоящее время, сложившаяся система специального образования не достаточно обеспечивает подготовку детей к самостоятельной взрослой жизни в столь кардинально изменившихс...