Виды дидактических игр и их использовие на уроках и во вне урочное время в школе для детей с ОВЗ.
статья по теме

Павлова Татьяна Олеговна

Применение современных педагогических технологий в образовательном  процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать активность умственно отсталых учащихся. Любая технология  обладает средствами, активизирующими деятельность  учащихся, в некоторых же технологиях  эти средства  составляют  главную    идею   и  основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести  игровые технологии, проблемное обучение,  информационно-коммуникационные  технологии и другие. В самых разных  системах обучения игре отводится  особое место. И определяется  это тем,  что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от  рождения и до наступления  зрелости  уделяет огромное внимание играм. Для школьника, имеющего умственную отсталость,  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Виды игр и их использование в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_didaktich._igr._statya..docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

НА УРОКАХ И В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ

В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Павлова Татьяна Олеговна (3400348@mail.ru)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 486 ЦОУО ДО г. Москвы (ГБОУ СКОШ №486)

В настоящее время главными задачами  учителя коррекционной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  применять  полученные знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире. Одним из путей решения этих вопросов является  применение современных педагогических технологий в образовательном  процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать активность умственно отсталых учащихся. Любая технология  обладает средствами, активизирующими деятельность  учащихся, в некоторых же технологиях  эти средства  составляют  главную    идею   и  основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести  игровые технологии, проблемное обучение,  информационно-коммуникационные  технологии и другие. В самых разных  системах обучения игре отводится  особое место. И определяется  это тем,  что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от  рождения и до наступления  зрелости  уделяет огромное внимание играм.

Для школьника, имеющего умственную отсталость,  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

При каждом новом наборе детей в класс  мною проводится  педагогическая диагностика по определению  готовности к школьному обучению. В результате чего выявлено: предпосылки к овладению звуковым анализом сформированы у 10% детей, зрительное восприятие -30%, пространственное восприятие -  50%, фонематический слух - 10%. Цель моей работы - изучить влияния  дидактической игры на эффективность обучения. Основные концептуальные положения опыта. Сделать свои первые шаги, построить свою собственную систему  использования дидактических игр  невозможно без должной теоретической базы.  Я познакомилась с работами Д.Б.Эльконина,  П.И.Пидкасистного, Г.К.Селивко и выяснила, что наиболее приемлемой технологией повышающей  познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология. Игра – ведущий  вид деятельности для  детей школьного возраста, имеющих тяжёлую степень нарушения интеллекта. Способность включаться в игру не связана  с возрастом, но в каждом возрасте  игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра  имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры. Психологический механизм дидактической игры  опирается  на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации. Из моих наблюдений видно, что игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели. ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование  определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие    учебных действий,  развитие трудовых навыков. ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, развитие мотивации. СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам    поведения в обществе, адаптация  к условиям среды, обучение общению. Хочу обратить внимание на пользу и необходимость дидактических игр в моём классе. Итак, дидактическая игра, обучающего характера,   сближает  новую познавательную деятельность ребёнка  с уже  привычной  для него, облегчает переход от игры к серьёзной умственной работе. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся (даже самых сложных) живой интерес к процессу познания, позволяет  сделать  любой  учебный материал  увлекательным. Это вид учебной деятельности  в условиях целенаправленного обучения, характеризуется высокой познавательной заинтересованностью. Описание опыта. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Знания, приобретённые путём непосредственной игры, направляемой педагогом (то есть дидактической игры), помогает сформировать у ребёнка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития. Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс. Важнейшим средством осуществления желаемых результатов в работе с детьми являются дидактические игры. Знания, приобретённые путём непосредственной игры, направляемой педагогом (то есть дидактической игры), помогает сформировать у ребёнка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности школьника. Рассмотрим возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств. Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует знания о Родине, Армии, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. Они развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Нравственное воспитание. У учащихся формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям игрушки должны быть яркими, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игры привлекают внимание детей, вызывают желание играть в  них. Весь материал для дидактических игр хранится в классе в определенном месте, доступном детям для его использования. Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Основные виды игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети  знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию по признаку (цвету, форме, величине и др.), что очень важно для развития логического мышления. Основной формой воздействия на ребенка в специальных коррекционных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями групп продлённого дня, которые составляют педагогический коллектив школы. Содержание занятий определяется программой  учебного учреждения. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для умственно отсталых. Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Умственно отсталые дети, как правило, либо пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками, либо чрезмерно активны. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности и управлять эмоциями детей с различными нарушениями в поведении. Этой цели и служат дидактические игры. Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, разрезные картинки и т.п. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Такие игры успешно используются мной при работе в группе продлённого дня. Даже самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых, нашим детям выполнить практически не возможно. Сложно для них и  запоминание состава, количества и расположения картинок. Но зато некоторые из учащихся успешно справляются с такой игрой, как подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.  А в группе продлённого дня дети с огромным удовольствием составляют разрезные картинки (из 8-16 частей) и кубиков. Некоторые учащиеся могут даже без использования образца составлять картину из пазлов (250-350 штук). Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Словесные игры нашим детям сложны и не очень интересны, т.к. словесные игры построены на словах и действиях играющих, а речь у детей либо имеет грубое нарушение (системное недоразвитие), либо совсем отсутствует. Игровые правила. Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру в учебно-воспитательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку. Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.  Развитие игровых действий зависит от выдумки учителя. При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитывали особенности развития умственно отсталых детей на всех этапах школьного возраста. Ведь в любом возрасте у детей с задержкой умственного и физического развития происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Для этого используются такие игры, как: «По грибы», «Кто где живет», «Ловись рыбка», «Помоги животным», «Покорми животных», «Куда пойдешь, что найдешь», «С какого дерева листок», «Лишний предмет», «Грибы, овощи, фрукты». Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, умения ждать, стремиться к совместной цели). Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Что бы устранить или сгладить все перечисленные нарушения и добиться положительных результатов в обучении и воспитании детей, я постоянно,  использую дидактические игры  на уроках в своём классе. Именно игра позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. По результатам мониторинга в конце учебного года видно, что ученики готовы к переходу на новую ступень. Они стараются применять свои знания в новых ситуациях и использовать на практике. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций.  Я пришла к выводу, что игра  мощный стимул в обучении. Посредством игры  активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание  к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала и качества образования.  

Литература:

  1. Алабина Р.И Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения. Начальная школа. Приложение к  газете «Первое сентября» № 9, 1997, стр.5-11.
  2. Волина В.В. Учимся играя. Москва, Новая Школа. 1994
  3. Жигалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1-2 классах. Москва,1996
  4. Ксензова Г.Ю. перспективные школьные технологии. Москва, 2000
  5. Селивко Г.К  Современные  образовательные технологии. Москва. «Народное образование, 1998
  6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Москва,1979, т.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха

Методическая разработка  и презентация куроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха.Урок направлен на формирование грамматического строя речи слабослышащих уча...

Формирования лексического запаса неслышащих обучающихся на уроках и во внеурочное время в школе I-II вида

В данном материале описаны особенности овладения лексикой неслышащих обучающихся как на общеобразовательных уроках, так и в о внеурочное время....

Из серии "Экологическое воспитание на уроках физики и во вне урочное время"

Данная презентация под названием "Какой след оставишь ты ?" из серии - экологическое воспитание на уроках физики и во вне урочное время.Мы не замечаем что наши привычки, безобидные, на первый взгляд, ...

Использование занимательного материала на уроках математики и во внеклассной работе в школе для детей с ОВЗ

Специальная (коррекционная) школа осуществляет обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности в усвоении учебного материала учащимся коррекционной школы нередко приводит...

Доклад на МО учителе-предметников "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках письма и чтения в специально (коррекционной) школе"

Учителем по русскому языку и литературе излагается материал по видам работы с учениками школы 8 вида....

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.             Тема: А.Прокофьев «Бер...