Речевое развитие детей 2 - 3 лет. Советы родителям.
консультация по теме

Самойленко Виктория Владимировна

    Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то необходимо уделить этому периоду особое внимание. Очень многое в этом периоде развития ребенка зависит от вас – родителей. К малышу необходимо найти подход и уделять ему как можно больше внимания. Не пропустите этот момент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа логопедического обследования детей

п/п

Компоненты  речи и цель их обследования

Возрастные категории детей

Младший дошкольный возраст 2 – 4 года

Старший дошкольный возраст 5 – 7 лет

Младший школьный возраст 1 – 4 классы

Средний школьный возраст 5 – 9 классы

Методическое обеспечение логопедического обследования

1.

Связная речь

Выявить уровень сформированности связной речи ребенка

- «Расскажи стишок» (выясняется уровень развития связной речи);

- беседа по сюжетной картинке (ребенок отвечает на вопросы логопеда);

- рассказ знакомой сказки по опорным картинкам

- составление описательного рассказа по впечатлению, с опорой на объект или по картинке;

- составление повествовательного рассказа по впечатлению, по сюжетной картинке;

- составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок

- составление рассказа – описания по памяти;

- составление рассказа с опорой на картинку или серии сюжетных картинок

- беседа с ребенком;

- пересказ прочитанного рассказа

2.

Понимание речи

(речевой инструкции)

Выявить особенности понимания речи (речевой инструкции) ребенком

- «Покажи игрушку» (выбор из 3 – 4 игрушек);

- «Понимание слов» - ребенка просят показать определенную предметную картинку или предмет;

- выполнение поручений ребенком, включающих два взаимосвязанных действия («Найди и принеси сюда мяч»)

- показ ребенком находящихся перед ним или изображенных на картинках обиходных предметов;

- ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа или сказки (для выяснения понимания содержания)

- выполнение ребенком ряда словесных инструкций (простых – из одного звена и сложных – многозвеньевых);

- понимание значения предлогов (в, на, над, за, под, из) и наречий (позади, впереди, между);

- понимание падежных окончаний;

- понимание логико – грамматических конструкций;

- понимание связного текста: ребенку предлагается прослушать рассказ и ответить на вопросы

3.

Словарный запас

Выявить умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи

- выясняется состояние предметного словаря по темам:  «Игрушки»,   «Одежда», «Наше тело»;

- обследуется состояние глагольного словаря: называние слов -  действий (картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта);

 - проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов. 

- работа с набором картинного материала:  изображение предметов, действий, качеств, часто встречающихся в обиходе, но не очень распространенных;  изображения целого предмета и его частей; изображение картинок с однородными предметами по тематическому признаку (одежда, игрушки, посуда и т.д.);

- называние предмета по описанию;

- употребление слов в речи: составление предложения с заданным словом, по предметной картинке, добавление одного – двух слов в незаконченное предложение

- исследование предметного, глагольного словаря, словаря признаков предмета, обобщающих понятий;

- употребление слов в речи: составление предложения или рассказа с заданными словами; добавление одного – двух слов в незаконченное предложение

- называние предмета по описанию;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- пересказ прочитанного рассказа

4.

Грамматический строй

Установить состояние сформированности грамматического строя речи

- «Расскажи» - ребенок самостоятельно рассказывает по сюжетной картинке или с помощью наводящих вопросов;

- «У кого кто?» - ребенку предлагается назвать детенышей животных с опорой на картинку.

- составление предложений из слов в начальной форме;

- добавление предлогов в предложение;

- «Назови ласково» - образование уменьшительной формы существительных;

- образование мн.ч. существительных в И.п. и Р.п.;

- употребление предлогов ребенком

- выявление типов употребляемых предложений: ребенку предлагаются предметные картинки, по которым он может составить предложения различных конструкций: простые, простые распространенные и т.д.;

- употребление имен существительных в разных падежах: по предъявленным картинкам ребенка просят ответить на вопросы;

 - употребление ребенком предлогов в самостоятельной речи (ребенок отвечает на вопросы логопеда); составление по картинкам предложений с использованием сложных предлогов;

- согласование существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже (ребенку предъявляются картинки, изображающие различные признаки предметов, а так же несколько однородных   предметов);

- образование множественного числа от существительных в единственном числе и наоборот

5.

Звукопроизношение

Слоговая структура слов

Выявление возможных дефектов звукопроизношения (отсутствие, искажение, замена звука) и состояния слоговой структуры слов

- «Назови, что нарисовано на каждой картинке» -

при обследовании произношения отдельных звуков детям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

гласные: а, и, у, о;

согласные:  м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

йотированные: я, ю, е, ё;

мягкие согласные: «сь», «зь», «ль».

- «Повтори за мной» - выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за логопедом двух- и трехсложные слова с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова.

- ребенок самостоятельно называет предметы, изображенные на предметных картинках;

- повторение слов за логопедом;

- изолированное воспроизведение звука;

- повторение одного – двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком;

- самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков

- повторение одного - двух предложений со словами, максимально насыщенными проверяемым звуком;

- самостоятельное и отраженное произношение слов различной слоговой структуры – со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков

6.

Фонематический слух

Выявление умения дифференцировать звуки речи

- «Покажи, кто как голос подает» (проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний - с опорой на предметную картинку);

- «Дай картинку» (выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию).

- определить звук среди других звуков, как различных, так и близких по звучанию;

- повторить слоговые сочетания (для детей младше 5,5 лет предлагается прослушать и воспроизвести 2 слога, для детей старше 5,5 лет – 3 слога);

- дифференцировать слова, состоящие из акустически и артикуляторно близких звуков;

- придумать слова с определенным звуком;

- отобрать картинки с заданным звуком

7.

Письмо

Выявить готовность ребенка к письму и способность ориентироваться в тетради

Выявить специфические ошибки, обусловленные несформированностью устной речи

Выявить уровень практического осознания элементов речи (дифференциация понятий «звук – слог – слово – предложение»)

- соединить две – три точки;

- обвести клетку на листе бумаги в клетку;

- написать печатные буквы по опорным точкам и без них (для тех, кто знает буквы);

- выделить строку и провести карандашом по всей её длине;

- повторить предложение из 2 – 3 слов, выделить в нем отдельные слова, указать количество и порядок слов;

- выделить первый и последующий звуки в слове;

- сложить из разрезной азбуки односложные и двухсложные слова (если ребенок знает буквы)

- анализ письменных работ ребенка;

- анализ результатов списывания и письма под диктовку во время обследования;

- анализ результатов самостоятельной письменной речи (мини – сочинение);

- пробы на языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов, звуков в слове и т.д.

8.

Чтение

Определить на каком этапе усвоения навыка чтения находится ребенок.

Выявить ошибки допускаемые ребенком при чтении

- проверка знания букв;

- проверка умения чтения слогов, слов

- чтение связного текста;

- чтение предложений;

- чтение слов;

- чтение слогов;

- чтение отдельных букв;

- пересказ прочитанного текста (повтор прочитанного предложения);

- ответы на вопросы по тексту

- чтение связного текста;

- чтение предложений;

- чтение слов;

- пересказ прочитанного текста (повтор  прочитанного предложения);

- ответы на вопросы по тексту

9.

Артикуляционный аппарат

Выявление возможных аномалий строения и подвижности органов артикуляции (челюсти, зубы, небо, язык, губы)

 - осмотр ротовой полости;

- ребенку предлагается воспроизвести на основе показа или речевой инструкции основные движения языка, губ, мягкого неба



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Развитие речи у ребенка 2 – 3 лет.

                                                                                                                                                     Самойленко В.В.

                                                          учитель – логопед

                                                                                                                                                     ПМПК

                                                             МБУ «ЦМППС»

                                                                                                                                         г. Таганрог

http://mdou133.edu.yar.ru/images/multik408_w200_h200.png    Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то необходимо уделить этому периоду особое внимание. Очень многое в этом периоде развития ребенка зависит от вас – родителей. К малышу необходимо найти подход и уделять ему как можно больше внимания. Не пропустите этот момент.

   Данный период характеризуется активным накоплением словаря и усвоением грамматического строя речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. В этот период дети любят произносить какое-нибудь слово, иногда искаженное, иногда ими самими придуманное, только потому, что им нравится, как оно звучит.

   Пришло время специальных игр для развития мелкой моторики, слухового внимания, речевого дыхания, вызывание различных подражаний и активной речи.

      Развитие мелкой моторики. Много времени следует уделить мелкой моторике, так как она  является важнейшим фактором развития речевого аппарата. Вместе с ребенком:

- Складывайте пазлы (кубики), вслух проговаривая изображения на картинках.

- Играйте  с конструктором «Лего». Это очень полезно для моторики рук. Для детей 2 – 3 лет используйте наборы с крупными деталями.

- Рисуйте красками непосредственно пальцами рук. Рисуйте на манной крупе, песке.

- Лепите из пластелина, глины, теста. Лепка очень полезное занятие, т.к. задействованы все мышцы ладони.

   Дети этого возраста с большим увлечением занимаются с мелкими предметами: бусины, фасоль, горох, макароны и т.д. Например, можно поиграть с ребенком в такие игры:

   «Сортируем макароны»

   Вам необходимы макаронные изделия разной формы и пластиковые баночки.

Пркажите ребенку, какие бывают макароны: «Это – ракушка, это – бантик, это -  спираль».  Раскладывайте макаронные изделия в разные баночки, проговаривая: «Это бантик, а это ракушка».

   «Раз фасоль, два фасоль…»

   Возьмите сухую фосоль (горох) и пластиковую бутылочку. Берите фасолинки (горох) по одной и опускайте их в бутылку. При этом можно проговаривать: «Раз фасоль, два фасоль …»

Внимание! Поскольку для игр вы будете использовать мелкие предметы, следите, чтобы ребенок их не проглотил.

      Развитие  речевого дыхания. Дыхательная гимнастика нужна для того, чтобы у ребенка развивались мышцы губ, что способствует правильному произношению звуков,  научить ребенка удленять выдох. Ведь в речевом дыхании вдох и выдох не равны, выдох гораздо длиннее вдоха. Вдох может быть через нос или рот. А выдыхать нужно плавно через рот, при этом губы вытягиваем в «трубочку».

   Выполнять упражнения с детьми от  двух до трех лет следует, пока им интересно этим заниматься. Если интерес у ребенка пропал, можно его «переключить» на другое упражнение.

   «Снежинка»  

   Вырежьте из бумаги снежинку, положите ее на стол и подуйте, чтобы она заскользила по поверхности. Затем предложите ребенку сделать то же самое.

   «Кораблик»

   На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик (можно пластиковый). Покажите пример малышу: подуйте на кораблик так, чтобы он поплыл. Пусть малыш повторит за вами.

    «Футбол»

   Скатайте  из ваты небольшой шарик, на ровной поверхности  с двух сторон установите «ворота» - это могут быть кубики. Подуйте на ватный шарик, стараясь загнать его в ворота. Попросите малыша сделать тоже.

   Можно использовать мыльные пузыри, отцветающие одуванчики и другие подходящие предметы.

  «Ветерок»

   Прекрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке (можно использовать елочное украшение «Дождик»). Покажите ребенку, как можно подуть на бумажные полоски,  подуйте вместе, а потом попросите ребенка сделать тоже.

   Развитие слухового внимания.  

   Игры на развитие слухового внимания необходимы для развития умения сосредотачиваться на звуке. Без этой способности нельзя научиться слышать и понимать речь.  Вот несколько примеров, как можно развивать слуховое внимание.

   «Что ты слышишь?» Эта игра развивает остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию. Вам понадобятся разные игрушки.

   Шепотом с расстояния 2 – 3 метров позовите ребенка. Затем давайте шепотом краткие и простые задания, например: «Принеси мне куклу»,  «Подними мишку», «Покатай машинку».

  Внимание! Говорите тихо, но очень четко!

   «Где я?»  Развивает слуховое восприятие, внимание.

     Вам потребуется колокольчик или бубен. Попросите малыша закрыть глаза. Отойдите в сторону и позвоните в колокольчик (постучите в бубен). Ребенок должен, не открывая глаз, показать рукой или повернуться в ту сторону, откуда исходит звук.

    Детям в возрасте 2 – 3 лет доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (лису)

«Как бы мне пошла КАР-рона»

Важно каркает … (ворона)

В подполье, в каморке,

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?  (мышка)

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка.

Кто же это? (зайка)

   Если ребенок затрудняется добавить слово, то ему можно предложить предметную картинку, на которой изображена отгадка. При этом взрослый проговаривает, что нарисовано на картинке.  

   Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.

   Развитие подражаний и речевых навыков.  Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его обращая внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилагательных. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка, она большая». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает. Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп». При развитии активной речи у малыша вы стимулируете у него речевое копирование. То есть, воспроизведение звуков говорящего человека.

   Сначала такое подражание напоминает эхо, когда родители говорят, а дети сразу же повторяют. Чтобы это происходило у малыша осознанно, необходимо применять практическую деятельность. Развить копирование помогут особенные игры – имитации:

-  широко раставить  руки, имитируя полет и гул   самолета (у-у-у);  

 - можно крутить воображаемый руль и гудеть как машина (би-би);

 - прыгать как зайчик на двух ногах, держа кисти рук у груди (прыг-скок, прыг-скок);

- приложить кисти рук с отопыренными указательными пальчиками к голове и мычать как корова (му-у-у) и т.д.

   Речевую активность малыша следует стимулировать и развивать. Игры на развитие речи способствуют расширению активного словаря и появлению у ребенка желания и потребности говорить.

   «Волшебный мешочек»

   Вместе с ребенком сложите в мешочек различные мелкие предметы: машинку, матрешку, ложку, мячик и т.п. ребенокопускает руку в мешочек, достает игрушку и называет ее.  Если ребенок затрудняется, то игрушку называет взрослый, а затем просит повторить ребенка.

   «Сказки»

   С опорой на иллюстрации в киге учите малыша пересказывать самые простые сказки – «Курочка ряба», «Репка» и др. Более простой вариант – называть по иллюстрациям геоев сказок.

   «Угадай картинку»

   Перед ребенком выкладываются 3 предмета или картинки, например, карандаш, ложка, цветок. Спрашиваете ребенка: «Чем тут можно рисовать?», «Чем можно есть кашу?» и т.д.  А ребенок должен показать нужный предмет (картинку).

   Нужно осознавать, что далеко не всегда результаты труда по формированию речи с детьми проявляются мгновенно,  ведь часто малышу требуется определенное время, чтобы накопить знания и умения перед тем, как он начнет применять их на практике.        

    Дети в таком возрасте еще практически ничего не знают, они только начинают учиться и узнавать окружающий мир. Психологи утверждают, что это идеальное время в жизни человека для раскрытия его способностей и лучших качеств.

   Ваша цель состоит в том, чтобы обеспечить своему ребенку в этот момент возможность познания окружающего мира. Малыш ни в коем случае не должен быть обделен заботой, вниманием, а также любовью.

Список литературы:

  1. Методика формирования начального детского лексикона. Громова О.Е., М.: ТЦ Сфера, 2003г.
  2. Диагностика и коррекция развития ребенка первых лет жизни. Прусаков В.Ф., Уткузова М.А., Белоусова М.В., Санкт – Петербург – Казань, 2009г.
  3. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1.5 – 3 лет.  Янушко Е.А., М.: Терефинф, 2014г.
  4.  Программа развития и обучения дошкольника. Мой первый словарь от 1 до 3 лет Герасимова А.С., санкт – Петербург: Издательский Дом Нева, М.: Олма – Пресс, 2002г.
  5. Почти говорим. Первые фразы. Про Машу и Сашу Шаляпина И.А., М.: Карапуз, 2012г.
  6. Стимульный материал для развития детей раннего возраста. Громова О.Е., ТЦ Сфера, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.

Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения»  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного   уровня гот...

Консультация для родителей "Игра в речевом развитии детей".

Консультация для родителей "Игра в речевом развитии детей"  с детьми 6-7 лет....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ "

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте"...

Буклет для родителей "Речевое развитие детей 5-6 лет"

Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.В денном буклете ро...

Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"

Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи"...

Выступление на Педагогическом совете ДОУ "Блиц-игра для актуализации навыков педагогов по вопросам речевого развития детей «Ситуации для воспитательного диалога"

Игра проводилась онлайн на платформе ZOOM. Педагогам были предложены несколько ситуаций, из которых необходимо было организовать диалог с детьми в форме развивающего диалога....