"От проектной деятельности к социальному партнерству"
статья по теме
Представлен опыт работы учащихся коррекционной школы VIII вида по освоению проектной деятельности на уроках швейного дела и взаимодействия с социальными партнерами: Домом малютки, туристическим комплексом и другими учреждениями города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_proektov_k_partnerstvu.zip | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
«От проектной деятельности – к социальному партнерству!»
(из опыта работы)
Автор: Котомкина Людмила Ивановна – учитель
профессионально-трудового
обучения Муниципального
бюджетного (коррекционного)
образовательного учреждения
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями
здоровья «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа № 5
VIII вида» г. Чайковский Пермского края.
Чайковский 2012
Расширение круга социального взаимодействия воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и их благополучная профессиональная адаптация в жизни – важнейшая задача специального (коррекционного) образовательного учреждения. Ее эффективное решение стало возможным, в том числе и через социальное партнерство с организациями, учреждениями, предприятиями.
Под социальным партнерством понимается тесное взаимодействие школы с внешней средой, позволяющее расширять сферу жизнедеятельности учащихся, создавать ситуации для формирования их коммуникативных навыков, профессиональной адаптированности и укреплять педагогическое воздействие на ребенка не только со стороны специалистов школы, но и других социальных институтов.
Основными принципами социального партнерства являются ответственность, открытость, гибкость, ориентация на личность, договорная основа сотрудничества.
Примером социального партнерства является шефская помощь воспитанников нашей школы Государственному учреждению здравоохранения краевому специализированному Дому ребенка №3. Именно здесь учащиеся старших классов включились в социально значимую деятельность, организованную в рамках реализации проектной деятельности на уроках швейного дела.
Идея о взаимном сотрудничестве пришла неожиданно, но как, оказалось, была не случайной. Важную роль сыграло то, что это учреждение, во-первых, расположено в одном микрорайоне с нашей школой. Во-вторых, на уроках швейного дела при изучении темы «Детская одежда», часто возникает проблема на кого шить изделие, если маленьких детей в семье больше нет. В-третьих, у многих девочек, по нашим наблюдениям, отсутствует опыт взаимодействия с маленькими детьми. В-четвёртых, посещение Дома ребёнка позволяет решать вопросы нравственного воспитания, через обсуждение проблем, по которым дети попадают в данные учреждения.
В беседе с педагогами и медперсоналом Дома ребёнка нам удалось выяснить, чем мы можем быть им полезны.
Воспитанники школы и учитель профессионального труда рассказали, что они умеют делать, показали свои работы и выслушали предложения сотрудников Дома ребёнка.
Помощь старшеклассниц пришлась как раз кстати: костюмы, флажки, тренажёры для развития мелкой моторики, фартучки для работы с водой и многое другое было необходимо для развития малышей.
Выполнение этих изделий для Дома ребенка - было первым заказом для девочек, обучающихся швейному делу.
Большой интерес у учащихся вызвало посещение детского учреждения, когда не на словах, а в действительности произошло знакомство с проживающими там детьми. Ученицы после посещения Дома ребёнка, с воодушевлением взялись за работу, что бы быстрее снова встретиться с детками. Возможность пообщаться, взять на руки, подарить игрушки, платья. А также снять мерки, сделать выкройку и шить не образец, и не на виртуального ребенка, а на уже знакомого, которому ты подаришь сама, сшитое своими руками изделие. И услышать благодарность в свой адрес от малыша, воспитателя и учителя, а не просто оценку в журнале.
Одним из этапов сотрудничества стала подготовка учащихся к олимпиаде по технологии и конкурсам творческих проектов на муниципальном и краевом уровне. Наравне с общеобразовательными школами учащиеся нашей коррекционной школы впервые стали принимать участие в мероприятиях такого уровня. Здесь им предстояло не просто представить изделие, выполненное своими руками, а еще рассказать о создании проекта и технологии его выполнения.
Было замечено, что посещая Дом ребенка, учащиеся приобретают опыт общения с маленькими детьми, через совместную деятельность, развивают и совершенствуют навыки шитья, через изготовление изделий для детского учреждения и пошив одежды, что в дальнейшем будет способствовать осознанному выбору профессии. Важным составляющим является нравственное воспитание, личностное развитие учащихся при посещении Дома ребенка.
Установлению тесных контактов между краевым специализированным учреждением и специальным (коррекционным) учреждением способствуют и совместные мероприятия (праздники).
Так, в преддверии Нового года ученицами на уроках труда для малышей были изготовлены новогодние костюмы, игрушки, мешочки для новогодних подарков. Все это было подарено на новогоднем празднике, посещать который стало уже доброй традицией.
На утреннике в честь 8 Марта детям были подарены подушки-игрушки, сшитые своими руками, которые можно использовать как развивающую игрушку, так и по прямому назначению. Проект «Подушка-игрушка» занял призовое место в муниципальном конкурсе проектов. Девочки для малышей и сотрудников учреждения подготовили и исполнили музыкальные номера. Это событие не осталось незамеченным: в местной газете «Огни Камы» была опубликована статья «Как помогают детям», где было рассказано о шефской помощи воспитанников коррекционной школы Дому ребенка. Ежегодно воспитанницы школы поздравляют детей и сотрудников с праздником «День защиты детей», при подготовке к этому событию выполняются проекты «Текстильная игрушка», лоскутное одеяло «Первые шаги» и многое другое.
На первой школьной конференции проектов «Я – исследователь», гостями которой были представители Управления Образования и педагоги школ города, отмечалась социальная направленность проектов именно благодаря партнерству с Домом ребёнка.
Проектная деятельность позволяет повысить самооценку, укрепить личностные отношения учащихся и учителей школы, а также помогает спланировать дальнейшую работу по взаимодействию с социальными партнерами, а именно с Домом ребенка.
Таким образом, в период учебного года девочки пробуют себя в разной сфере деятельности: игровой, швейной, мастера народных промыслов.
У кого-то получается лучше шить, а у кого-то заниматься с детьми (играть, общаться). Но каждый нашел себе занятие в зависимости от интересов, увлечений и личных особенностей. Подростки получают не только обширные сведения и опыт, но и учатся соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной практической деятельности. У учащихся появилась реальная возможность проектировать свое дальнейшее профессиональное образование и попробовать себя в той сфере деятельности, которой обучаются.
Так обучение проектной деятельности детей с ограниченными возможностями на уроках швейного дела переросло во взаимовыгодное сотрудничество с Домом ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.
«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....
«Практика социального партнерства в процессе организации общественно- полезной и досуговой деятельности»
В статье раскрывается система партнёрства нашего центра школы ,социального центра и библиотеки,совета ветеранов....
Доклад "СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных...
ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии обучающихся старшего дошкольного возраста
Обобщение педагогического опыта...