Из опыта работы
план-конспект по теме

Экономические задачи, игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_dokument_microsoft_word.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

         

« Рациональная организация                           семейной экономики.»

(Экономические задачи, детские игры)

В наши дни существенно повышаются требования к уровню экономической грамотности всех участников общественного производства. Каждому выпускнику школы необходимо овладеть определенной системой  современных знаний, умениями и навыками экономической деятельности. У ребят должны быть сформированы такие качества личности, как трудолюбие, коллективизм, бережливость, предприимчивость и т. д.

Детям, нуждающимся в особых условиях обучения и развития, не только трудно найти себе применение в жизни, построить семью, воспитать собственных детей. Они сталкиваются с огромным количеством мелких проблем, которых не возникает у «домашних»  детей: как распорядиться своей зарплатой, подсчитать стоимость коммунальных услуг, заполнить бланки на оплату электроэнергии, правильно сделать покупки.

 С основами экономических знаний необходимо познакомить детей в более раннем возрасте, например в начальной школе. И тогда к старшим классам у ребят будут точные ответы на вопросы «Что беречь?», «Что экономить?». Они будут знать что  нужно беречь свои личные вещи, школьное имущество, продукты,  книги, природу и т. д.   Нужно экономить электроэнергию,  воду, тепло, деньги.  С самого раннего возраста нужно объяснять детям, что в любую вещь, в любой продукт вложен труд многих людей. У самого простого предмета есть своя стоимость и своя ценность.

 Большинство школьников встречаются с первоначальными знаниями по экономике в семье. Для наших учеников домом стал интернат. Здесь они воспитываются, отдыхают, работают, осваивают жизненный опыт. Поэтому задача обучения ребят основам экономических знаний падает на учителя и воспитателя.

Овладеть экономическими знаниями можно только пари условии их практического применения. Поэтому предпочтение на своих уроках  я отдаю таким методам, как деловая или сюжетная игра, решение проблемных вопросов или ситуаций, коллективный поиск эффективного решения, а так же решение задач экономического содержания.

В быту экономика обычно ассоциируется с понятием «экономить». Вопросам бережливости и экономики я отвожу немало времени на своих уроках. В целях воспитания бережливости однажды я предложила детям (9кл) решить следующие задачи:

Школьный стул стоит - …….

Школьная парта стоит - …..

Вопросы:

-Сколько стоят два стула?

- Сколько стоят все стулья, имеющиеся в нашем классе?

-Сколько стоят две парты?

-Сколько стоят все парты, имеющиеся в нашем классе?

-А сколько стоят все парты и стулья?

Всем знакома ситуация, когда дети без причины портят стулья, парты и другое имущество. После того, как ученикам была показана реальная цена каждого предмета в классе, проведены вычисления стоимости мебели целой комнаты, я заметила реальные изменения в отношении к имуществу школы. А класса в частности.

 На своих уроках я знакомлю учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.

 Опыт работы показал, что, например, при изучении мер стоимости, большой интерес вызывает у учащихся работа с монетами и денежными купюрами. Поэтому большое значение имеют тренировочные упражнения для формирования представлений о деньгах и умения с ними обращаться. Например (5кл) я провожу такие  упражнения:

- знакомство с внешним видом (цвет, форма, цифры);

- отобрать среди других монет, монеты указанного достоинства;

- знакомство с предметами, стоимость которых равняется достоинству данной монеты или купюры.

Решение задач начинаю с упражнений на развитие аналитико-синтетической деятельности.

Например:

- Назови цену пачки соли, какова цена пачки чая?

- Купила 1кг сахарного песка по 35р. Какую сдачу я должна получить с 50р?

-Сколько стоят две пачки масла, если одна пачка стоит….?

- Какую сумму необходимо заплатить за 3кг сахарного песка и 1 пачку соли?

Задача:

В 1 мешке 40кг картофеля. Один килограмм картофеля стоит 20р.

-Сколько стоит 1 мешок картофеля?

- Сколько стоит половина мешка картофеля?

-Если в одном ведре 8кг картофеля, то сколько ведер картофеля в мешке?

- Сколько будет стоить одно ведро картофеля?

Задача:

Примерное меню, содержащее необходимые продукты на 1 неделю на одного человека следующее:

   Капуста свежая – 1кг

   Картофель – 3кг

   Хлеб – 2 буханки

   Батон – 2шт.

   Мясо – 2кг (любое)

   Масло сливочное – 200г.

   Морковь – 1кг.

   Творог – 1кг.

   Соль – 100г.

   Сахар – 1кг.

Подсчитать стоимость этих продуктов. Подумайте, при какой заработной плате ты сможешь их купить?

Задача:

Стоимость проезда от Локтя до Брасова в автобусе составляет 10р, такси – 60р.

- Какая сумма денег тебе необходима для поездки туда и обратно на автобусе? На такси?

- Что еще ты будешь учитывать, планируя эту поездку?

- Сколько денег ты экономишь, если едешь на автобусе?

Задача: (6кл)

Месячная заработная плата рабочего – 6500р.

Он купил рубашку за 1900р, ботинки за 2800р. Подумайте,  хватит ли оставшихся денег до следующей зарплаты. Докажите. Как бы поступили вы?

Задача:

Рабочему предложили путевку за 10% стоимости, что составляет 900р. Рабочий посчитал стоимость всей путевки. Выгодна ли ему эта поездка?

    Экономику можно рассматривать и как науку о хозяйствовании, и как экономические отношения между людьми в процессе производства и обмена товарами и услугами. Так как в основном наши дети живут в сельской местности, наибольший интерес вызывают темы, связанные со знанием приусадебного хозяйства для семьи. Ученики нашей школы приучены к работе на пришкольном участке с младших классов(4кл). Дети видят, как нужно заботиться о земле, о будущем урожае. Они понимают, что земля имеет огромную ценность. Располагая собственным хозяйством, они в будущем смогут сэкономить денежные средства в семье, получат экологически чистую продукцию (овощи, молоко, мясо) и даже некоторый доход от продажи излишков.

 В этом им помогает, например решение таких задач-рассуждений.

Задача:

На 1кв. м необходимо 6кг удобрений. Сколько тонн удобрений необходимо для поля площадью 10 соток, 20 соток? Какую технику можно использовать, что бы привести удобрения на огород? Какое удобрение лучше?

Задача:

Урожай картофеля с 20 соток – 4800кг. Сколько килограмм картофеля собирают с 1 сотки? С 1кв. м?

(Сравниваем нынешний урожай с прошлогодним. Что бы дети видели, что урожай не всегда одинаков. От чего он зависит?)

Задача:                                                                                                  Для полива 1 грядки необходимо 5 ведер воды. В одном ведре 10 литров воды. Сколько ведер воды необходимо для 10 грядок? Сколько это литров? Сколько бочек с водой емкостью 100л надо заготовить для вечернего полива утром? Почему надо поливать вечером?

     На уроках  очень часто мы играем в такие игры, как «Магазин», «Мое дело»,»Бартер», «Потребительский бюджет семьи» и другие. Знакомимся с экономическими терминами и понятиями.

 Например, играя в экономическую игру «Мое дело» на уроке класс разбивается на 2 семьи. Каждая семья выбирает себе свое дело, которое принесет доход Одна семья решает например, заниматься выращиванием овощей, другая – пошивом белья. Затем игра идет по плану:

  1. Получение лицензии.
  2. Получение места для реализации.
  3. Реклама.
  4. Список затрат (подсчет затрат).
  5. Получение прибыли (убытка).
  6. Ответы на вопросы:

- Почему возникли убытки?

- Почему не невелика прибыль и т. д.

   Экономическая подготовка требуется ученикам в специальной (коррекционной) школе в большой мере, чем их сверстникам из общеобразовательной школы, так как в дальнейшем им придется справляться с жесткими экономическими условиями, от чего они ограждены в интернате. Поэтому, чем чаще мы будем говорить с детьми на экономические темы, играть, решать задачи, заставлять их думать, делать выводы, тем легче им будет в дальнейшей самостоятельной взрослой жизни.

                                                                                                                       

     

         

       

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...