рабочие программы
календарно-тематическое планирование по теме

Рабочая  программа для первого класса по подгрупповым и индивидуальным (дефектологическим ) занятиям составлена с учетом особенностей детей данного класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочим программам по индивидуальным и групповым коррекционным (дефектологическим) занятиям  для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

МС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида №128» города Снежинска

                В современной России на фоне гуманизации общества и интеграционных процессов, затронувших и коррекционно-образовательную деятельность, дети с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, получили конституционное право на образовательные услуги, где особое внимание обращается на социализацию в современное общество, эмоциональное развитие, на навыки коммуникативного поведения в окружающем мире.

                Для детей этой категории, обучающихся в нашем учебном учреждении, характерна инертность психических процессов, замедлено и тугоподвижно мышление, затруднена переключаемость с одного вида деятельности на другой, внимание недостаточно фиксируется на объекте и легко рассеивается, слабо выражено произвольное внимание. Процессы запоминания и восприятие резко снижены, поэтому учебный материал запоминается с трудом и требуется его многократное повторение. Характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы, эмоции бедны и однообразны. Психика костная, интерес к окружающему слабо выражен. Одновременно с этим они неспособны подавлять аффекты. Часты аффективные вспышки даже по незначительному поводу. Как правило, отмечается недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, угловатые, часто раскоординированные. Практически у всех обучающих наблюдаются проблемы с речью, выраженные системным недоразвитием речи. Поэтому такие дети нуждаются в помощи учителя – дефектолога и других специалистов через индивидуальные и подгрупповые (2-3 чел.) занятия. Для специально организованного индивидуально-коррекционного развития обучающихся составлена данная рабочая программа.

                 Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, программный материал не регламентирован временными рамками по годам обучения. Индивидуальные и групповые коррекционные (дефектологические) занятия спланированы с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов, индивидуального и дифференцированного подхода и возможностей обучающихся.

                 При составлении рабочих программ учитывались межпредметные связи и интегрирование материала по предметам. Поэтому содержание занятий базируется на лексических темах курсов «Живой мир», «Развитие устной речи», «Чтение», «Гигиена, самообслуживание» для наибольшего расширения социальных связей.

Основное внимание в процессе обучения и воспитания таких детей должно уделяться развитию коммуникативных умений, как в вербальных, так и в невербальных формах, поэтому на коррекционно-развивающих занятиях значительное место отводится развитию речи, ее регулирующей и коммуникативной функций. Это осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений, которые способствуют развитию пространственной и временной ориентировки, переключаемости с одного вида деятельности на другой, координации движений, развитию крупной и мелкой моторики, тактильных ощущений, элементам конструирования. Кроме того на занятиях применяются различные виды деятельности: лепка, рисование, штриховка, конструирование, массаж, элементарный счет. Занятия носят практическую направленность, основным принципом в формировании коррекционно-развивающего материала в рабочих программах является комплексный подход с учетом современных реалий.

Учитывая сложность структуры дефекта воспитанников, большую роль играет совместная, сопряженная деятельность учителя-дефектолога и ребенка. Обязательно применение наглядности, дидактических игр, муляжей фруктов и овощей и т.д. Одной из составляющих занятий является использование средств ИКТ (ЦОР, презентации), диктофона и других различных средств ТСО.

        Данные рабочие программы по оказанию коррекционно-развивающей помощи учитывают индивидуальные особенности детей, имеющих сочетанные отклонения в интеллектуальном и физическом развитии и осуществляют целенаправленный процесс реабилитации и социализации.

Рабочие программы апробированы в МС (К)ОУ С(К)ОШ №128 в течение 5 лет.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по индивидуальным и групповым коррекционным (дефектологическим) занятиям

1 класс

Общее количество часов: 99

Количество часов в неделю: 3

Составитель: С.Б.Сташевская, учитель – дефектолог высшей категории

Пояснительная записка

1.Рабочая программа по индивидуальным и групповым коррекционным (дефектологическим) занятиям составлена на основе:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы \ Под редакцией В. В. Воронковой. – Москва «Просвещение», 2010г.
  2. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г.);
  3. учебного плана  школы (2 вариант – для учащихся с умеренной умственной отсталостью);
  4. Письма МО и Н Челябинской области от 31.07.2009 г № 103/3401 «О разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин, (модулей) в образовательных учреждениях».
  5. Письма ГУО и Н Челябинской области от 04.03.2002 г. № 05-697 «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями»;
  6. Письма МО РФ от 26.12.2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма МО РФ от 04.09.1997 г. № 48» (об обучении детей с глубокой умственной отсталостью)

2.Основное содержание: у обучающихся данной группы системное недоразвитие речи 2-3 степени, обусловленное стойким нарушением познавательной деятельности. Нарушения речи у детей имеют сложную структуру. В целом речь страдает как функциональная система, поэтому планирование занятий составлено с учетом принципа «от простого к сложному», с опорой на сохранные психические функции.

Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов.

Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку.

3.Цель индивидуально – коррекционных (дефектологических) занятий: восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны речи коррекция и развитие психических процессов.

Задачи:

  1. Продолжать развивать психические процессы в учебной, игровой, трудовой бытовой деятельности:

                            1. С целью развития восприятия:

-учить распознавать  предметы, явления и действия;

-продолжать закреплять ориентировку в пространстве и временные представления;

                 -продолжать закреплять понятия о величине, количестве, массе;

                            2. С целью развития памяти:

     -совершенствовать непроизвольное  и развивать произвольное запоминание учебного материала;……

                            3. С целью развития мышления:

     - совершенствовать наглядно-образное мышление, формировать словесно-логическое мышление;

     -учить анализировать, делать выводы;

  1. Развивать речь во всех видах деятельности:

- обогащать словарь;

-развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

-развивать связную речь;

  1. Развивать общую и мелкую моторику:
  2. Прививать навыки культуры поведения и общения в обществе:

5. Методы и формы обучения 

    Методы по источнику знаний:

  1. словесные (рассказ, объяснение, беседа)
  2.  наглядные  (демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)
  3. практические методы  (работа с книгой,  учебником, наблюдение,  игра, упражнение)

6.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые.  

    Формы учебных занятий: экскурсии, уроки с элементами моделирования ситуаций и сюжетно – ролевыми  играми, занятия-соревнования, викторины, занятия с элементами театрализации.

7. Количество часов:

  1. по учебному плану школы не предусмотрено
  2. по рабочей программе 99 (3 часа в неделю)

   

    Тематика основных разделов  и  их количественное соотношение в календарно-тематическом планировании представлено в таблице:

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов в планировании

1.

Первичное обследование

7

2.

Коррекционно-развивающие занятия

85

3.

Итоговое обследование

7

Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения:

ПР-презентация

в/ф-видеофильм

карты ИСРР – карты индивидуального сопровождения развития ребенка

№ п/п

№ урока в теме

Дата

Тема занятия

Лексическая тема

Мониторинг

Применение ИКТ

Примечание

планируемая

фактическая

1 четверть

Обследование (1.09.-15.09.) – 7 часов

Исследование психических процессов и моторной сферы (индивидуально)

Исследование психических процессов и моторной сферы (индивидуально)

Исследование психических процессов и моторной сферы (индивидуально)

Исследование психических процессов и моторной сферы (индивидуально)

Исследование психических процессов и моторной сферы (индивидуально)

6.

Исследование психических процессов и моторной сферы (индивидуально)

7.

Исследование психических процессов и моторной сферы (индивидуально)

Коррекционно-развивающие занятия-85 часов

Знакомство с кабинетом, правилами поведения на занятиях

Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, столовая, гардероб

 1.Определить

уровень развития

познавательных

процессов

Знакомство со школой, школьными кабинетами, правилами поведения для обучающихся

Экскурсия по школе, во двор школы

2. Отслеживание

динамики

развития

в картах ИССР

Уточнение пространственных представлений: верх, низ, право, лево (на парте)

Классная комната.  Стены, потолок, пол, дверь, окна

Уточнение пространственных представлений: верх, низ, право, лево

Классная комната. Классная доска, парты, стол, шкаф

Уточнение пространственных представлений: право, лев, между

Поддерживание порядка в классе, обязанности дежурного

Уточнение пространственных представлений: за,   между

Учебные вещи. Выбор картинки со словами учителя

Уточнение пространственных представлений: перед,   рядом

Учебные вещи. Их назначение; обращение с ними

Уточнение пространственных представлений:

впереди, сзади

Подбор картинок на тему

«Игрушки», выделение

«лишней» картинки

Уточнение пространственных представлений: одинаковые, разные

Игрушки: кукла, мишка, пирамидка, машинка и др.

ПР

Сравнение групп предметов: много, мало

Учебные вещи и игрушки. Сравнение

Сравнение групп предметов: много, один

Сезонные изменения в природе

Сравнение групп предметов: несколько, один

Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы

в/ф

Сравнение групп предметов: столько же

Похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме)

Сравнение групп предметов: одинаково, поровну

Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, дождливые). Погода сегодня, вчера

Уточнение временных понятий: дни недели

Экскурсия в природу. Сбор листьев. Различение листьев деревьев по цвету, величине, форме

Уточнение временных понятий: вчера, сегодня, завтра

Подбор картинок на тему

«Овощи»,

выделение «лишней»

картинки

ПР

Уточнение временных понятий: вчера, сегодня, завтра

Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах

Уточнение временных понятий: вечер, ночь, утро, день

Морковь. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Употребление в пищу

Уточнение временных понятий: вечер, ночь, утро, день

Репа. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Употребление в пищу

Уточнение временных понятий: вечер, ночь, утро, день

Сравнение овощей по признакам. Цвет, форма, величина, вкус, запах

Закрепление временных понятий

Подбор картинок на тему

« Фрукты», выделение

«лишней» картинки

ПР

Уточнение временных понятий: дни недели

Яблоко. Цвет, форма, величина, вкус, запах  

Уточнение временных понятий: вчера, сегодня, завтра

Груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах

Коррекция временных понятий: вчера, сегодня, завтра

Сравнение фруктов по признакам. Употребление в пищу

Уточнение развитие  временных понятий: вечер, ночь, утро, день

Сезонные изменения в природе

Коррекция временных понятий: вечер, ночь, утро, день

Изменения в природе. Похолодание, отлет птиц

Коррекция и развитие временных понятий: вечер, ночь, утро, день

Прослушивание

четверостишия об осени,

заучивание с голоса учителя

Закрепление временных понятий

Подбор картинок на тему

«Одежда», выделение

«лишней» картинки

ПР

Уточнение моторных движений пальцев

Школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка)

Коррекция моторных движений пальцев

Школьная форма девочек (платье)

Упражнения на коррекцию и развитие моторики пальцев

Сравнение одежды зимней и летней

Уточнение развитие тактильных ощущений

Подбор картинок на тему

«Обувь», выделение

«лишней» картинки

Упражнения на развитие тактильных ощущений

Обувь: туфли, ботинки, тапочки, сапоги.

Упражнения на коррекцию тактильных ощущений

Сравнение обуви  зимней и летней

Уточнение дифференцируемости движений. Шнуровка

Экскурсия по школе в уголок природы, составление краткого отчета

Упражнения на коррекцию дифференцируемости движений. Шнуровка

Фикус. Части растения. Узнавание и называние. Определение и различение по внешнему виду. Уход

Упражнения на коррекцию дифференцируемости движений. Шнуровка

Бегония. Части растения. Узнавание и называние. Определение и различение по внешнему виду. Уход

Упражнения на  развитие дифференцируемости и переключаемости движений. Шнуровка

Различение комнатных и садовых цветов

Упражнения на развитие дифференцируемости и переключаемости движений. Мозаика

Сезонные изменения в природе. Приметы

Упражнения на развитие дифференцируемости и переключаемости движений. Мозаика

Сезонные изменения в природе в зимние месяцы (зима, холод, снег, снежинки)

 Отслеживание

динамики

развития

в картах ИССР

ПР

Упражнение на развитие дифференцируемости и переключаемости движений. Мозаика

Составление краткого рассказа по вопросам «Елка»

Упражнения на составление целого предмета из 4-х частей (фигура медведя)

Игры и занятия детей зимой

Ответы на вопросы.

в/ф

Упражнения на составление целого предмета из 4-х частей (фигура лисы)

Прослушивание стихов уральских поэтов о зиме.

Упражнения на составление целого предмета из 5-ти частей (фигура белки)

Прослушивание и заучивание стихотворения

о зиме с голоса учителя.

Упражнения на составление целого предмета из 5-ти частей (фигура зайца)

Составление элементарного рассказа по сюжетным картинкам.

Упражнения на составление целого предмета из 5-ти частей (фигура коровы)

Прослушивание и заучивание песенки

о зиме с голоса учителя

Упражнения на составление целого предмета из 6-ти частей (фигура лошади)

Сезонные изменения в природе в январе (холод, снег, лед, мороз, снежинки)

Упражнения на составление целого предмета из 6-ти частей (фигура козы)

Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет снег)

Упражнения на составление целого предмета из 6-ти частей (фигура свиньи)

Изменения в жизни животных в зимние месяцы.

Упражнения на составление целого предмета из 6-ти частей (фигура овцы)

Птицы зимой, подкормка птиц

в/ф

Экскурсия в лес. Сезонные наблюдения в природе

Зимующая птица снегирь

ПР

Упражнения на развитие мелкой моторики - разминание, отщипывание пластилина

Составление элементарного рассказа по картинкам о  зиме

Упражнения на развитие мелкой моторики - разминание, отщипывание, размазывание пластилина

Семья. Мама, папа

Упражнения на развитие мелкой моторики - скатывание столбиков из пластилина

Бабушка, дедушка

Упражнения на развитие мелкой моторики - скатывание столбиков и жгутиков из пластилина

Братья, сестры

Упражнения на развитие мелкой моторики - скатывание столбиков, жгутиков и шариков из пластилина.

Домашние животные

Упражнения на развитие мелкой моторики - лепка элементов букв из пластилина (К).

Домашние животные: кошка. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища

ПР

Упражнения на развитие мелкой моторики - лепка элементов букв  из пластилина (К к)

Польза, приносимая человеку кошкой Забота человека о кошке

Упражнения на развитие мелкой моторики - лепка элементов букв из  пластилина (С)

Домашние животные: собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища

Упражнения на развитие мелкой моторики – лепка букв  из пластилина (С с)

Польза, приносимая человеку собакой.  Забота человека о собаке

Упражнения на развитие мелкой моторики – лепка букв из пластилина (М а у, гав)

Сравнение. Какую пользу приносит кошка и собака человеку, как заботиться о них человек

Упражнения на развитие мелкой моторики – лепка букв и слогов из пластилина (МА, М О, МУ)

Дикие животные. Подбор картинок. Выделение «лишней»

ПР

Упражнения на развитие мелкой моторики – лепка букв,  слогов, слов  из пластилина (В в)

Волк. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

ПР

Упражнения на развитие графических навыков.(по точкам рисуем  лису)

Лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание

ПР

Упражнения на развитие графических навыков (по точкам рисуем  волка)

Сравнение. Волк. Лиса

ПР

Упражнения на развитие графических навыков с голоса учителя

Сезонные изменения в природе

Упражнения на развитие графических навыков, графический диктант (закрепление понятий право-лево, верх-низ и др.)

Сезонные наблюдения в природе в феврале

Упражнения на развитие графических навыков , графический диктант (закрепление понятий право-лево, верх-низ и др.)

Зимние месяцы

Упражнения на развитие графических навыков , графический диктант (закрепление понятий право-лево, верх-низ и др.)

Уральские поэты и писатели. Сказки о зиме Т.Большакова

Упражнения на развитие графических навыков, графический диктант (закрепление понятий право-лево, верх-низ и др.)

Прослушивание отрывка

сказки «12 месяцев»

Отработка написания элементов букв

Итоговое занятие о зиме

в/ф

Упражнения на написание элементов букв

Сезонные изменения в природе. Весна

Упражнения в написании элементов букв

Сезонные изменения в природе в весенние месяцы: потепление, таяние снега, сосульки

ПР

Сезонные наблюдения в природе. Экскурсия в лес

Упражнения в написании элементов букв

Птицы

Упражнения на написание элементов букв и соединений

Голубь. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку

Упражнения на написание элементов букв и соединений

Воробей. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку

Упражнения на написание элементов букв и соединений

Синица. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку

Наблюдение за поведением птиц. Экскурсия

Составление предложений по вопросам

Отработка каллиграфических навыков в написании соединений букв

Охрана здоровья

Упражнения на отработку каллиграфии в написании слогов

Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги)

Упражнения на отработку каллиграфии в написании слогов и слов

Рука правая и левая. Нога правая и левая

Упражнения на отработку каллиграфии в написании слогов и слов

Сезонные изменения в природе в мае. Прилет птиц, распускание почек

Упражнения на отработку каллиграфии в написании слогов и слов

Изменения в жизни растений

Экскурсия в лес

Составление рассказа по наблюдениям детей

Итоговое обследование обучающихся (15.05-30.05) – 7 часов

1.

Обследование обучающихся

1.Определение

уровня развития

познавательных

процессов

2.  

Обследование обучающихся

3.

Обследование обучающихся

4.

Обследование обучающихся

2.Отслеживание

динамики

развития в картах

ИССР

5.

Обследование обучающихся

6.

Анализ и оценка результатов коррекционной работы

7.

Анализ и оценка результатов коррекционной работы

Учебно-методическое и дидактическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю по учебному плану

Учебная программа

Инструментарий для оценивания уровня образованности обучающихся

 Библиография

Индивидуальные и групповые коррекционные (дефектологические) занятия

  1. часа

1.И.М.Бгажнокова Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и  множественными нарушениями развиия: программно–методические материалы / И.М. Бгажнокова – М: Владос, 2007;

2.Обучение детей с выраженным недорозвитием интеллекта: Программно – методические материалы. /Под ред. И.М. Бгажноковой – М:

Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2007

Карты индивидуального сопровождения развития ребенка

1.Настольная книга педагога – дефектолога /Т. Б. Епифанцева ( и др.)- Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564,(1) :- (Сердце отдаю детям);

2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) /Бгажнокова И, М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. И др.); под ред. И. М. Бгажноковой.-М.6 Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.: ил.- (Коррекционная педагогика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...