рабочие программы
календарно-тематическое планирование по теме
Рабочая программа для первого класса по подгрупповым и индивидуальным (дефектологическим ) занятиям составлена с учетом особенностей детей данного класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_rabochim_programmam.doc | 34.5 КБ |
rabochaya_programma_po_kdz_v_1_klasse.doc | 283.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочим программам по индивидуальным и групповым коррекционным (дефектологическим) занятиям для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
МС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида №128» города Снежинска
В современной России на фоне гуманизации общества и интеграционных процессов, затронувших и коррекционно-образовательную деятельность, дети с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, получили конституционное право на образовательные услуги, где особое внимание обращается на социализацию в современное общество, эмоциональное развитие, на навыки коммуникативного поведения в окружающем мире.
Для детей этой категории, обучающихся в нашем учебном учреждении, характерна инертность психических процессов, замедлено и тугоподвижно мышление, затруднена переключаемость с одного вида деятельности на другой, внимание недостаточно фиксируется на объекте и легко рассеивается, слабо выражено произвольное внимание. Процессы запоминания и восприятие резко снижены, поэтому учебный материал запоминается с трудом и требуется его многократное повторение. Характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы, эмоции бедны и однообразны. Психика костная, интерес к окружающему слабо выражен. Одновременно с этим они неспособны подавлять аффекты. Часты аффективные вспышки даже по незначительному поводу. Как правило, отмечается недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, угловатые, часто раскоординированные. Практически у всех обучающих наблюдаются проблемы с речью, выраженные системным недоразвитием речи. Поэтому такие дети нуждаются в помощи учителя – дефектолога и других специалистов через индивидуальные и подгрупповые (2-3 чел.) занятия. Для специально организованного индивидуально-коррекционного развития обучающихся составлена данная рабочая программа.
Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, программный материал не регламентирован временными рамками по годам обучения. Индивидуальные и групповые коррекционные (дефектологические) занятия спланированы с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов, индивидуального и дифференцированного подхода и возможностей обучающихся.
При составлении рабочих программ учитывались межпредметные связи и интегрирование материала по предметам. Поэтому содержание занятий базируется на лексических темах курсов «Живой мир», «Развитие устной речи», «Чтение», «Гигиена, самообслуживание» для наибольшего расширения социальных связей.
Основное внимание в процессе обучения и воспитания таких детей должно уделяться развитию коммуникативных умений, как в вербальных, так и в невербальных формах, поэтому на коррекционно-развивающих занятиях значительное место отводится развитию речи, ее регулирующей и коммуникативной функций. Это осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений, которые способствуют развитию пространственной и временной ориентировки, переключаемости с одного вида деятельности на другой, координации движений, развитию крупной и мелкой моторики, тактильных ощущений, элементам конструирования. Кроме того на занятиях применяются различные виды деятельности: лепка, рисование, штриховка, конструирование, массаж, элементарный счет. Занятия носят практическую направленность, основным принципом в формировании коррекционно-развивающего материала в рабочих программах является комплексный подход с учетом современных реалий.
Учитывая сложность структуры дефекта воспитанников, большую роль играет совместная, сопряженная деятельность учителя-дефектолога и ребенка. Обязательно применение наглядности, дидактических игр, муляжей фруктов и овощей и т.д. Одной из составляющих занятий является использование средств ИКТ (ЦОР, презентации), диктофона и других различных средств ТСО.
Данные рабочие программы по оказанию коррекционно-развивающей помощи учитывают индивидуальные особенности детей, имеющих сочетанные отклонения в интеллектуальном и физическом развитии и осуществляют целенаправленный процесс реабилитации и социализации.
Рабочие программы апробированы в МС (К)ОУ С(К)ОШ №128 в течение 5 лет.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по индивидуальным и групповым коррекционным (дефектологическим) занятиям
1 класс
Общее количество часов: 99
Количество часов в неделю: 3
Составитель: С.Б.Сташевская, учитель – дефектолог высшей категории
Пояснительная записка
1.Рабочая программа по индивидуальным и групповым коррекционным (дефектологическим) занятиям составлена на основе:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы \ Под редакцией В. В. Воронковой. – Москва «Просвещение», 2010г.
- Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г.);
- учебного плана школы (2 вариант – для учащихся с умеренной умственной отсталостью);
- Письма МО и Н Челябинской области от 31.07.2009 г № 103/3401 «О разработке и утверждении рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин, (модулей) в образовательных учреждениях».
- Письма ГУО и Н Челябинской области от 04.03.2002 г. № 05-697 «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями»;
- Письма МО РФ от 26.12.2000 г. № 3 «О дополнении инструктивного письма МО РФ от 04.09.1997 г. № 48» (об обучении детей с глубокой умственной отсталостью)
2.Основное содержание: у обучающихся данной группы системное недоразвитие речи 2-3 степени, обусловленное стойким нарушением познавательной деятельности. Нарушения речи у детей имеют сложную структуру. В целом речь страдает как функциональная система, поэтому планирование занятий составлено с учетом принципа «от простого к сложному», с опорой на сохранные психические функции.
Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов.
Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку.
3.Цель индивидуально – коррекционных (дефектологических) занятий: восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны речи коррекция и развитие психических процессов.
Задачи:
- Продолжать развивать психические процессы в учебной, игровой, трудовой бытовой деятельности:
1. С целью развития восприятия:
-учить распознавать предметы, явления и действия;
-продолжать закреплять ориентировку в пространстве и временные представления;
-продолжать закреплять понятия о величине, количестве, массе;
2. С целью развития памяти:
-совершенствовать непроизвольное и развивать произвольное запоминание учебного материала;……
3. С целью развития мышления:
- совершенствовать наглядно-образное мышление, формировать словесно-логическое мышление;
-учить анализировать, делать выводы;
- Развивать речь во всех видах деятельности:
- обогащать словарь;
-развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
-развивать связную речь;
- Развивать общую и мелкую моторику:
- Прививать навыки культуры поведения и общения в обществе:
5. Методы и формы обучения
Методы по источнику знаний:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа)
- наглядные (демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)
- практические методы (работа с книгой, учебником, наблюдение, игра, упражнение)
6.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые.
Формы учебных занятий: экскурсии, уроки с элементами моделирования ситуаций и сюжетно – ролевыми играми, занятия-соревнования, викторины, занятия с элементами театрализации.
7. Количество часов:
- по учебному плану школы не предусмотрено
- по рабочей программе 99 (3 часа в неделю)
Тематика основных разделов и их количественное соотношение в календарно-тематическом планировании представлено в таблице:
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов в планировании |
1. | Первичное обследование | 7 |
2. | Коррекционно-развивающие занятия | 85 |
3. | Итоговое обследование | 7 |
Календарно-тематическое планирование
Условные обозначения:
ПР-презентация
в/ф-видеофильм
карты ИСРР – карты индивидуального сопровождения развития ребенка
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы
Учебный предмет | Кол-во часов в неделю по учебному плану | Учебная программа | Инструментарий для оценивания уровня образованности обучающихся | Библиография |
Индивидуальные и групповые коррекционные (дефектологические) занятия |
| 1.И.М.Бгажнокова Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развиия: программно–методические материалы / И.М. Бгажнокова – М: Владос, 2007; 2.Обучение детей с выраженным недорозвитием интеллекта: Программно – методические материалы. /Под ред. И.М. Бгажноковой – М: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2007 | Карты индивидуального сопровождения развития ребенка | 1.Настольная книга педагога – дефектолога /Т. Б. Епифанцева ( и др.)- Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564,(1) :- (Сердце отдаю детям); 2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) /Бгажнокова И, М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. И др.); под ред. И. М. Бгажноковой.-М.6 Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.: ил.- (Коррекционная педагогика) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...