статья "Инновационные методы работы на логопедических занятиях"
статья по теме
в данной статье кратко описан опыт экспериментальной работы "Воспитание ЗКР на логопедических занятиях посредством методов сказкотерапии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для всероссийского конкурса педагогических идей «Инновации в образовании» г.Казань
«Инновационные методы работы на логопедических занятиях по воспитанию звуковой культуры речи »
Автор: учитель-логопед Мироманова Наталья Викторовна
МОУ Молодежнинская СОШ, Забайкальский край
8 –й год работаю учителем – логопедом и отмечаю следующую закономерность: детей-логопатов становится все больше. У одних нарушения речи носят легкий характер (и таких меньшинство), у других – сложная сочетанная патология, требующая многостороннего воздействия (здесь требуется специализированная помощь и логопедов, и психологов, и неврологов, а иногда и психиатров). Но комплексное воздействие как таковое не всегда получается, и остается учитель-логопед один на один речевой патологией и ребенком, которому нужно помочь. И от того, насколько вовремя и профессионально оказана помощь, зависит дальнейшая судьба маленького человечка.
А детей много, и все разные – и возбудимые, двигательно расторможенные, и слабые, вялые, с высокой истощаемостью нервной системы, и малочувствительные, не проявляющие интереса к окружающему. Многие не умеют слушать и слышать звуки окружающего мира, не ощущают тонкие различия в произношении тех или иных звуков, не имеют достаточного чувства ритма, не умеют согласовывать свои действия с движениями других; не могут себя контролировать; у многих проблема с речевым дыханием. Все это становится стеной на пути к правильному и красивому произношению всех звуков родного языка, который очень сложен для многих людей, а для данной категории детей – особенно.
В поиске решения проблемы остановилась на методах сказкотерапии. Моим «вдохновителем» стали работы Т.Д Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М Грабенко и др. Постепенно идея превратилась в проект программы по воспитанию ЗКР детей 5-8 лет. В основу проекта программы положено психологически ориентированное обучение, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и учитывается не только структура дефекта, но и психологические особенности ребенка.
Почему же сказкотерапия? Мало найдется людей, не любящих сказки. А ведь сказка – ложь, да в ней – намек… и ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, творит в нем, получает знания, учится преодолевать препятствия, барьеры в общении, чувствовать друг друга. Сказка помогает откорректировать эмоциональное состояние, развить произвольное внимание и другие психические процессы, оказывает влияние и на речь.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.
- логопедическая диагностика, ее анализ
- подготовительный этап
- практический коррекционный этап
- повторная диагностика, анализ проведенной работы
После проведения логопедической диагностики и анализа ее результатов определяется круг задач для каждого ребенка, подбираются специальные упражнения на расслабление, концентрацию внимания, развития дыхания и т.д. Из упражнений составляются сказкотерапевтические занятия, которые проводятся 1 раз в неделю на протяжении месяца. На данном этапе мы подготавливаем детей для дальнейшей логопедической работы.
Вот некоторые примеры упражнений:
-«сугробы и солнышко» - один ребенок – солнышко, остальные – превращаются в сугробы и замирают в статичной позе, Солнышко рассматривает сугробы, сравнивает их со знакомыми предметами. Ведущий спрашивает детей, в кого или во что они превратились. Затем солнышко мягким и нежным прикосновением помогает сугробам растаять. Растаявшие сугробы ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле.
-«море» – дети слушают звуки моря, затем начинают подражать звуку волн (упражнение на дыхание и.п. стоя) На вдохе дети мягко и плавно поднимают вверх руки, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускают руки, отклоняются в и.п. и длительно произносят «ш ш ш ш ш ш ш». Упражнение выполняется мягко, спокойно и ритмично
-«любование» – выбирается Дюймовочка, садится на стульчик. Другие дети превращаются в жуков, каждый из которых подлетает к девочке, ласково гладит ее по плечу, голове, рукам, выражает свое восхищение, например: какая ты красивая, чудесная, восхитительная. Или : какие у тебя красивые волосы, глаза и т.д.
На следующем этапе мы приступаем непосредственно к коррекционно-логопедической работе. Составляются занятия по алгоритму сказки-занятия (1.ритуал «входа» в сказку; 2. проблемная ситуация; 3. решение проблемы; 4. ритуал «выхода»).
Работа начинается со знакомства с гласными звуками, с йотированными, затем приступаем к работе над согласными, которые чаще всего искажаются, замещаются, пропускаются. Это звуки /с,с,з,з,ц,ч,ш,щ, л,л,р,р./. Составлен цикл занятий.
Данные занятия проводились как с дошкольниками, так и с детьми младшего школьного возраста (после некоторой корректировки занятий – выбирались герои и сказки для более старшего возраста).
После проведения курса занятий диагностика проведена повторно:
- увеличился % детей с правильным звукопроизношением до с 40 до 89% (поставленные звуки легче и быстрее введены в свободную речь),
детьми подбирались не только названия животных, но и мебели, одежды и других предметов, а также их признаков (т. е имен прилагательных) – активизация словаря;
- 95% детей стали говорить более отчетливо, меняя темп речи, регулируя силу голоса в зависимости от ситуации. Знакомые тексты излагали в умеренном темпе, плавно, передавая интонационно настроение и эмоциональное состояние героев в диалоге;
- с интересом и удовольствием подбирали сходные по звучанию слова и фразы, не нарушая ритмического рисунка и смысла фразы ( по 2-3 варианта);
- хорошо стали различать звуки по их качественной характеристике,
анализировать слова различной слоговой структуры ( определяли количество
слогов, ударение, подбирали слова к схеме из 2-5 звуков с опорой на
картинку);
- показали хороший уровень сформированности представлений о линейных
звуковых единицах (звук-слог-слово-предложение-текст).
В результате использования специальных приемов, упражнений сказкотерапии:
- дети приобрели уверенность в себе, полностью или частично освободились от сомнений, что позволило в более короткие сроки поставить и автоматизировать звуки;
- каждый ребенок меньше устает на занятиях, заметно активизируется мышление – возможно усвоение информации в большем объёме, чем раньше;
- у детей проснулся живой интерес к учебному материалу, развилась языковая чувственность, а это способствовало более легкому введению автоматизируемых звуков в спонтанную речь;
- ребята стали дифференцировать сходные по артикуляции и звучанию звуки, чувствуют ритм слова, фразы, изменяют интонацию; речь стала более правильной, выразительной.
Проект модели воспитания ЗКР детей 5-8 лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».
Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...
Игровые методы работы в логопедической практике
На семинаре-практикуме для воспитаталей представлены речевые игры,используемые в работе логопеда с детьми разного возраста- от младшего дошкольного до младшего школьного возраста....
Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР
Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...
Игровые методы работы на внеурочных занятиях по истории Санкт-Петербурга в 5 классе.
Использование игровых приёмов работы на внеурочных занятиях по Истории Санкт-Петербурга. Предлагаеся вариант проведения внеурочных занятий, целью которых является не только повысить интер...
МЕТОД БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
В статье описаны нестандартные методы выполнения упражнений - артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой....
Нетрадиционные методы работы в логопедической работе при коррекции речевых нарушений. Песочная терапия.
Игры с песком в логопедической работе....
Тексты из популярных детских книг для работы на логопедическом занятии.
Умение читать отражается на знаниях, на эрудиции детей. Я работаю на логопункте в начальной школе. У меня в кабинете есть уголок читателя, где я выставляю интересные книги. С ребятами разбираем сюжеты...