статья "Инновационные методы работы на логопедических занятиях"
статья по теме

в данной статье кратко описан опыт экспериментальной работы "Воспитание ЗКР на логопедических занятиях  посредством методов сказкотерапии" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для всероссийского конкурса педагогических идей  «Инновации в образовании» г.Казань

«Инновационные методы работы на логопедических занятиях по воспитанию звуковой культуры речи »

Автор:  учитель-логопед Мироманова Наталья Викторовна

МОУ Молодежнинская СОШ, Забайкальский край

  8 –й год работаю учителем – логопедом и отмечаю следующую закономерность: детей-логопатов становится все больше. У одних нарушения речи носят легкий характер  (и таких меньшинство),  у других – сложная сочетанная патология, требующая многостороннего воздействия (здесь требуется специализированная помощь и логопедов, и психологов, и неврологов, а иногда и психиатров).   Но комплексное воздействие как таковое не всегда получается, и остается учитель-логопед один на один  речевой патологией и ребенком, которому нужно помочь.  И от того, насколько вовремя и профессионально оказана помощь, зависит дальнейшая  судьба маленького человечка.  

         А детей много, и все разные – и  возбудимые, двигательно расторможенные,  и слабые, вялые, с высокой истощаемостью нервной системы,   и малочувствительные, не проявляющие интереса к окружающему. Многие не умеют слушать и слышать звуки окружающего мира, не ощущают тонкие различия в произношении тех или иных звуков, не имеют достаточного чувства ритма, не умеют согласовывать свои действия  с движениями других; не могут себя контролировать; у многих проблема  с речевым дыханием. Все это становится стеной на пути к правильному  и красивому произношению всех звуков родного языка, который очень сложен для многих людей, а для данной категории детей – особенно.

      В поиске решения проблемы остановилась на методах сказкотерапии.  Моим «вдохновителем»  стали работы Т.Д Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М Грабенко и др.  Постепенно идея превратилась в проект программы по воспитанию ЗКР детей 5-8 лет.      В основу проекта  программы положено психологически  ориентированное обучение, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и  учитывается не только структура дефекта, но и психологические особенности ребенка.

     Почему же сказкотерапия?  Мало найдется людей, не любящих сказки. А ведь сказка – ложь, да в ней – намек… и ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, творит в нем,  получает знания,  учится преодолевать препятствия, барьеры в общении, чувствовать друг друга.  Сказка помогает откорректировать эмоциональное состояние, развить  произвольное внимание и другие психические процессы, оказывает влияние и на речь.    

                                                   ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.

  1. логопедическая диагностика, ее анализ
  2. подготовительный этап
  3. практический коррекционный этап
  4. повторная диагностика, анализ проведенной работы

      После проведения логопедической  диагностики и анализа ее результатов определяется круг задач для каждого ребенка, подбираются специальные  упражнения  на расслабление,  концентрацию внимания, развития дыхания и т.д.  Из упражнений составляются сказкотерапевтические занятия, которые проводятся 1 раз в неделю на протяжении месяца.   На данном этапе мы подготавливаем детей для дальнейшей логопедической работы.

       Вот некоторые примеры упражнений:

      -«сугробы и солнышко» - один ребенок – солнышко, остальные – превращаются в сугробы и замирают в статичной позе, Солнышко рассматривает сугробы, сравнивает их со знакомыми предметами. Ведущий спрашивает детей, в кого или во что они превратились. Затем солнышко мягким и нежным прикосновением  помогает сугробам растаять. Растаявшие сугробы ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле.

     -«море» – дети слушают звуки моря, затем начинают подражать звуку волн (упражнение на дыхание  и.п. стоя)  На вдохе  дети мягко и плавно  поднимают вверх руки, слегка наклоняясь вперед, на выдохе  опускают руки, отклоняются в и.п. и длительно произносят «ш ш ш ш ш ш ш». Упражнение выполняется мягко, спокойно и ритмично

     -«любование» – выбирается Дюймовочка, садится на стульчик. Другие дети превращаются в жуков, каждый из которых подлетает к девочке, ласково гладит ее по плечу, голове, рукам, выражает свое восхищение, например: какая ты красивая, чудесная, восхитительная. Или : какие у тебя красивые волосы, глаза и т.д.

    На следующем  этапе мы приступаем непосредственно к коррекционно-логопедической работе.  Составляются занятия по алгоритму сказки-занятия (1.ритуал «входа» в сказку; 2. проблемная ситуация; 3. решение проблемы; 4. ритуал «выхода»).

 Работа начинается со знакомства с гласными звуками, с йотированными, затем приступаем к работе над согласными, которые чаще всего искажаются, замещаются, пропускаются. Это звуки  /с,с,з,з,ц,ч,ш,щ, л,л,р,р./. Составлен цикл занятий.

      Данные занятия проводились как с дошкольниками, так и с детьми младшего школьного возраста (после некоторой корректировки занятий – выбирались герои и сказки для более старшего возраста).

       После проведения курса занятий диагностика проведена повторно:

  1. увеличился %  детей с правильным звукопроизношением  до с 40 до 89% (поставленные звуки легче и быстрее введены в свободную речь),  

детьми подбирались не только названия животных, но и  мебели, одежды и других  предметов, а также их признаков (т. е имен прилагательных) – активизация словаря;

  1. 95%  детей стали говорить более отчетливо, меняя темп речи, регулируя силу голоса в зависимости от ситуации. Знакомые тексты  излагали в умеренном темпе, плавно, передавая интонационно настроение и эмоциональное состояние героев в диалоге;
  2. с интересом и удовольствием подбирали сходные по звучанию слова и фразы, не нарушая ритмического рисунка и смысла фразы ( по 2-3 варианта);

-    хорошо стали различать звуки по их качественной характеристике,

     анализировать слова различной слоговой структуры ( определяли количество

     слогов, ударение, подбирали слова  к схеме  из 2-5 звуков с опорой на

     картинку);

-    показали хороший уровень сформированности представлений о линейных

     звуковых единицах (звук-слог-слово-предложение-текст).

   

    В результате использования специальных приемов, упражнений сказкотерапии:

  1. дети приобрели уверенность  в себе, полностью или частично освободились от сомнений, что позволило в более короткие сроки поставить и автоматизировать звуки;
  2. каждый ребенок меньше устает на занятиях, заметно  активизируется мышление – возможно  усвоение  информации в большем объёме, чем раньше;
  3.  у детей проснулся живой интерес к учебному материалу,  развилась  языковая чувственность, а это способствовало более легкому введению автоматизируемых звуков в спонтанную речь;
  4. ребята  стали дифференцировать сходные по артикуляции и звучанию звуки, чувствуют ритм слова, фразы, изменяют интонацию; речь стала более правильной, выразительной.

                                               

                                                     Проект модели воспитания ЗКР детей 5-8 лет

               

                                 

                             

                           

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Игровые методы работы в логопедической практике

На семинаре-практикуме для воспитаталей представлены речевые игры,используемые в работе логопеда с детьми разного возраста- от младшего дошкольного до младшего школьного возраста....

Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения  совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...

Игровые методы работы на внеурочных занятиях по истории Санкт-Петербурга в 5 классе.

Использование игровых приёмов работы на внеурочных занятиях по Истории Санкт-Петербурга. Предлагаеся вариант проведения внеурочных занятий, целью которых является не только    повысить интер...

МЕТОД БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

В статье описаны нестандартные методы выполнения упражнений - артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой....

Тексты из популярных детских книг для работы на логопедическом занятии.

Умение читать отражается на знаниях, на эрудиции детей. Я работаю на логопункте в начальной школе. У меня в кабинете есть уголок читателя, где я выставляю интересные книги. С ребятами разбираем сюжеты...