Метод проектов стенгазет как средство расширения коммуникативной среды
статья по теме

В статье рассказывается о новых  формах работы логопедической службы коррекционной школы по обеспечению коммуникативной практики учащихся. Подробно представлен практический опыт по применению метода проектов стенгазет как средства расширения коммуникативной среды. Перечислены необходимые материалы для выпуска стенгазет,  описаны виды стенгазет, представлен образец матрицы проекта информационной стенгазеты. В статье содержатся выводы о преимуществах использования данного метода, даны методические рекомендации по организации выпуска стенгазет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_2010_metod_proektov.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Метод проектов стенгазет

 как средство расширения  коммуникативной среды

Автор:

Боева Е. В., учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья  не всегда могут адекватно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими.  Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача учебно-воспитательного процесса школы. Обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности.

Учителя-логопеды нашей коррекционной школы, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, с целью обеспечения коммуникативной практики  ищут новые формы работы. Одной из таких форм является выпуск различных стенгазет на основе материалов, подобранных учителями-логопедами и разработанными самими учащимися под руководством учителей. Возможно использование шаблонов и готовых, но не раскрашенных стенгазет, предлагаемых на детских сайтах в Интернете (см. Интернет-ресурсы).

Материалы для выпуска  стенгазеты

Стандартный набор материалов и инструментов для изготовления детской стенгазеты: лист ватмана, маркеры (краски, гуашь), цветные ручки и карандаши, клей (двухсторонний скотч), цветная бумага (картон), ножницы, кисти для рисования и клея. Все остальное зависит, опять же, от  фантазии: здесь могут быть и засушенные листья, цветы,  пуговицы, цветные ленты, шнуры, пайетки, бисер, крупы, наклейки, спирографические рисунки, картинки из раскрасок и даже предметы обихода.

Может возникнуть вопрос: «Где брать идеи для выпуска стенгазет?» Как быть, если стенгазету ребятам сделать очень хочется, а фантазии не всегда хватает? Не все так страшно, как кажется на первый взгляд! 

Можно предложить ученикам принести фотографии на определённую тему. Безусловно, фотографии из семейных и школьных альбомов не только украсят стенгазету, но и послужат отличной подсказкой для того, как оформить ее, о чем написать. Особенно актуальны фотографии в праздничных стенгазетах, посвященных календарным датам.

А для того, чтобы вовлечь большее количество ребят в интереснейшее дело – выпуск школьной стенгазеты, учитывая, что не все умеют хорошо рисовать, в Интернете можно скачать готовые стенгазеты, вернее, их шаблоны. В большинстве случаев, шаблоны нужно распечатать, раскрасить и заполнить пустые места фотографиями, иллюстрациями или текстом: интересными статьями,  рассказами, стихами, загадками, пословицами, поговорками, поздравлениями и различным занимательным материалом. Также можно скачать и распечатать отдельные элементы для стенгазеты – например, фигурки животных, раскраски,  цветы, рамки для фотографий.

Виды детских стенгазет

Существуют различные виды стенгазет. В своей работе учителя-логопеды нашей школы считают важным и актуальным выпуск и использование следующих видов стенгазет:

- праздничные  стенгазеты и стенгазеты к различным календарным датам. Это самый известный вид стенгазет. Стенгазеты ко дню рождения учащихся, Новому году, Рождеству, Первому апреля и другим праздникам и знаменательным событиям.

-развивающие стенгазеты. В такой стенгазете могут быть размещены загадки, раскраски, ребусы и головоломки, лабиринты, логические цепочки, «буквенная арифметика»,  анаграммы, судоку, лимерики, стихи, шифровки, различные логопедические задания для предупреждения и коррекции дисграфических и дислексических ошибок, рисунки учащихся, фотографии и т.д. Эти задания заставят учащихся поломать голову в поисках оригинальных вариантов ответов, что неминуемо активизирует их речевую деятельность.

-информационная стенгазета. Это могут быть стенгазеты двух видов: общая познавательная информация («Стенгазета для любознательных») и семейные или классные, школьные «хроники» (стенгазета « Сегодня в нашем классе…»). Такие газеты могут выпускаться в рамках проведения классных часов и к различным календарным датам. Интересен опыт выпуска стенгазеты  «И каждый малый житель так важен для страны», приуроченной к Всероссийской переписи населения (14-25 октября 2010 г.). С данной газетой ребята участвовали в  районном конкурсе в номинации «Стенгазета» и заняли 1 место.  На данном примере продемонстрируем, как использовался метод проектирования стенгазеты.

Работу над коллективным проектом выше названной стенгазеты мы начали с повторения этапов работы, определения конечных продуктов на каждом из этих этапов, условий достижения успеха, необходимых материалов, источников информации для стенгазеты, помощников среди учителей и родителей, ролей самих учащихся, их действий. По ходу обсуждения учащиеся составили матрицу проекта информационной стенгазеты:

Название: информационная стенгазета «И каждый малый житель так важен для страны!»

Этапы и их сроки

Конечный продукт

Действия

Роли

Необходимые материалы

Источники

информации

Привлечение других взрослых

в школе

вне школы

I этап

Сбор  иформации

подборка картинок, разработка ребусов, буквенных примеров,

таблиц, статей, стихов

обмен информа-

цией

посещение библиотеки,просмотр телепередач, беседа с родителями, работа в Интернете

архивариусы

журналисты

блокнот ножницы

карандаш

бумага

книги

ТВ

Интернет

родите-

ли,

библио-текарь,

курато-ры

II этап

Создание

эскиза

эскиз

работа над эскизом в группе

работа над эскизом отдельных частей газеты

дизайнеры

художники

консультанты

карандаш

бумага

ватман

учитель

родите-

ли

III этап

Выполнение проекта

стенгазета

изготовле- ние стенгазеты

дизайнеры

художники

консультанты

ножницы

карандаши

бумага

ватман

краски

кисти

учащиеся

родите-

ли, курато-ры

IV этап

Презентация

представление проекта стенгазеты

представление

трениро-

вочное выступление

спикер

докладчик

рецензент

готовый проект стенгазеты

учащиеся

Родите-

ли и курато-ры в роли зрите-

лей

На основе матрицы будущей стенгазеты и велась  работа над её созданием. В роли куратов выступали учителя-логопеды. В роли разработчиков стенгазеты выступили учащиеся индивидуального обучения из 6-7 классов. На этапе сбора информации ребята посещали школьную и районную библиотеку, искали в Интернете интересный информационный материал  о предыдущей переписи населения и её роли, в рамках логопедических занятий составляли лабиринты для сбора букв и составления слова «общество», придумывали буквенный пример для слов «всероссийская» и «перепись», составляли ребус к слову «населения», разработали развивающую таблицу из пяти элементов (карандаш, блокнот, дом, человек, зонтик) с недостающими элементами в каждом столбце, придумывали стихи. Большую помощь на данном этапе ребятам оказали кураторы, учитель информатики и школьный библиотекарь.

На втором этапе работы при создании эскиза ребята дома индивидуально разрабатывали дизайн отдельных частей стенгазеты, советуясь с родителями. Но в школе, объединившись в творческую группу, ребята с удовольствием выступали в роли художников и дизайнеров, дружно работали, бурно обсуждая эскиз. Каждый ученик проявил самые лучшие качества: умение рисовать и раскрашивать, убеждать, договариваться, идти на компромисс, помогать.

Когда настал радостный момент выпуска стенгазеты, учащиеся деловито и радостно приступили к делу. Работа кипела, ведь все знали, что стенгазета получится очень интересной и красивой. Это была настоящая команда единомышленников из учеников и учителей-логопедов. На основе эскиза был составлен шаблон стенгазеты, который позволил учащимся не испытывать  напряжение, тревогу по тому поводу, что не все ребята умеют хорошо рисовать. Таким образом, успех был прогнозируем. Газета удалась.

На этапе презентации готовой стенгазеты ребята сначала тренировались дома, рассказывали родителям о рубриках в стенгазете. В рамках логопедического занятия учащиеся уже перед кураторами и родителями представили окончательный вариант стенгазеты. Ребят ждал большой сюрприз от учителей-логопедов, когда в газете появились фотографии ребят в разделе «Хроника выпуска стенгазеты».

Выводы

Стенгазеты для детей – очень популярный способ скрасить детский праздник, а также обычный будний день юных исследователей мира. Они выполняют эстетическую и развивающую роль. Проектирование и выпуск стенгазет позволяют обеспечить успешное общение со сверстниками и взрослыми.

 При выпуске очередного номера стенгазеты учащиеся вынуждены общаться друг с другом, вырабатывать общую стратегию, договариваться, невольно объединяясь во временные творческие группы. В такие группы объединяются учащиеся разных классов, в составе группы могут оказаться ребята 5 и 9 классов одновременно. Вариантов бывает множество, но как бы это не происходило, практика показывает, что выпуск стенгазет и использование метода проектов при этом сплачивают ребят разного возраста, а в итоге получаются отличные результаты. В подобной деятельности учащиеся бывают крайне успешны. Газеты получаются яркими, интересными. Их с удовольствием читают все ученики школы и учителя. На переменах возле газет всегда стоит стайка ребят, которые активно пытаются разгадать ребусы, решить кроссворды, разгадать лингвистические загадки, прочитать и успеть обсудить интересные факты, последние новости. Все газеты и благодарность за их выпуск обязательно вывешиваются на самом видном месте. Дети прекрасно понимают ценность такой работы, они осознают практическую пользу от такой творческой деятельности. Все это позволяет стимулировать ребят на выпуск стенгазет и общение. Дети начинают понимать актуальность знаний по русскому языку и литературе, развивают эстетический вкус, учатся сотрудничать, закрепляют знания, умения и навыки, полученные на логопедических занятиях  и уроках русского языка, проявляют больше интереса к занятиям, к чтению книг, чаще посещают библиотеку, чтобы добыть из книг занимательный материал. Такого рода деятельность, безусловно, позволяет создать полноценную языковую среду для учащихся  с ограниченными возможностями здоровья, а  коммуникативную практику детей делает успешной.

Интернет-ресурсы:

  1. Детский портал «Солнышко» www.solnet.ee
  2. Почемучка http://pochemu4ka.ru
  3. Стенгазеты http://www.stengazet.net/
  4. Ваше чадо http://www.chado.spb.ru/
  5. Поздравь http://www.pozdrav.ru/newspaper/
  6. Твой детский мир http://www.detskiy-mir.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов для пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся

Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения - одна из «больных» тем современного общества в целом, в частности, современной школы. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и шк...

[Статья] Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов

Статья Формирование коммуникативной компетенции студента средствами иностранного языка на основе метода проектов...

«Метод проектов как эффективное средство обучения детей в объединении дизайна»

Использование метода проектов на занятиях по дизайну....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами.Метод проектов...

Метод проектов на уроках иностранного языка как средство формирования социокультурной и коммуникативной компетенций обучающихся.

Неотъемлемой частью любой образовательной системы является воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, ответственность за нее, желание работать на её благо, сохранять и п...

Метод проектов как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Метод проектов как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка...