Учебная программа по СБО.
рабочая программа (5 класс) по теме

Пронина Ольга Николаевна

Эта программа по курсу "Социально-бытовой ориентировки" для специальной (коррекционной) школы. Для 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_programma_po_sbo.doc404.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Московской области

СОГЛАСОВАНО                                                        УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР                                                  Педагогический совет ГОУ

__________________/Арефьева Т.В./                        для детей-сирот и детей, оставшихся

«___» _____________ 2011 г.                                     без попечения родителей, Серпуховская  

                                                                                       специальная (коррекционная)

                                                                                       школа-интернат  VIII вида Московской

                                                                                       области 30.08.11г.

                                                                                       Директор __________ /Сотскова С.Ю./      

ПРОГРАММА

ПО

СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ

ОРИЕНТИРОВКЕ

Составитель:

       ПРОНИНА О.Н.

                                 учитель СБО высшей категории

                                                                   Рецензент:

        АРЕФЬЕВА Т. В.

              зам. директора по УР

2011 г.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

5 класс

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Введение. Содержание и значение предмета СБО.

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.

Содержание в чистоте и порядке личных вещей.

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека.

Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие детского организма.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.

ПИТАНИЕ

Значение питания в жизни и деятельности человека.

Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.

Место приготовления пищи и его оборудование.

Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки.

Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.

Сервировка стола.

СЕМЬЯ

Семья, родственные отношения в семье.

Состав семьи учащихся. Ф.И.О., возраст каждого члена семьи, дни их рождения.

Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Формы исправления осанки.

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой, вопросом.

Правила поведения за столом.

ЖИЛИЩЕ

Виды жилых помещений в городе и селе.

Виды жилья: собственное, государственное.

Варианты квартир и подсобных помещений. Организация рабочего места школьника.

Почтовый адрес дома, школы-интерната.

ТРАНСПОРТ

Виды транспортных средств.

Проезд в школу- интернат (маршрут, виды транспорта).

Поведение в транспорте и на улице.

ТОРГОВЛЯ

Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей, животных.

Продуктовые магазины и их отделы.

Продуктовые специализированные магазины.

Виды товаров: фасованные, в развес и в розлив.

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание).

Срок годности, стоимость.

Хранение товаров фасованных и в развес, розлив.

6 класс

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания.

Правила и приемы ухода за органами зрения. Правила чтения, письма, просмотра телепередач и т.д.

Губительное влияние наркотиков и токсических веществ как на детей, так и на взрослых.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Значение опрятного вида человека.

Поддержание одежды в порядке.

Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажной ткани.

Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.

ПИТАНИЕ

Гигиена приготовления пищи.

Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.

Способы выбора доброкачественных продуктов.

Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите.

Правила и приемы ухода за посудой и кухонными принадлежностями с применением химических средств.

Составление рецепта приготовления блюд.

СЕМЬЯ

Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, их продуктивная деятельность.

Права и обязанности каждого члена семьи.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Правила поведения в общественных местах.

Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.

ЖИЛИЩЕ

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения, использование в уборке пылесоса.

Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия.

ТРАНСПОРТ

Городской транспорт.

Оплата проезда на всех видах городского транспорта.

Наиболее рациональные маршруты передвижения от школы-интерната в разные точки города.

Пригородные поезда. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.

ТОРГОВЛЯ

Магазины промышленных товаров и их отделы.

Специализированные магазины промышленных товаров и их отделы.

Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Основные средства связи, их назначение.

Почта. Виды почтовых отправлений.

Виды писем. Порядок отправления письма, стоимость пересылки.

Телеграф, Виды телеграмм и телефонных услуг. Тарифы.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Виды медицинской помощи.

Виды медицинских учреждений, их назначение. Работники медицинских учреждений.

Виды врачебной помощи.

Меры предупреждения глистных заболеваний.

7 класс

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами.

Пользование шампунем в соответствии с типом волос. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Значение продления срока службы одежды. Виды штопки, наложение заплат.

Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей. Стирка изделий из шелка вручную.

Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды.

Прачечная. Виды услуг, правила пользования.

ПИТАНИЕ

Виды питания.

Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи.

Значение первых блюд и их приготовление из мясных продуктов.

Приготовление первых блюд из овощей и рыбных продуктов.

Приготовление вторых блюд из овощей и рыбных продуктов.

Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.

СЕМЬЯ

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Правила приема и приглашения в гости и формы отказа.

Подготовка к поездке в гости: внешний вид, подарки.

ЖИЛИЩЕ

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.

Уход за полом, в зависимости от покрытия, средства ухода за полом.

ТРАНСПОРТ

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.

Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до различных пунктов.

Формы приобретения железнодорожных билетов. Виды камер хранения багажа. Порядок сдачи и получения его.

ТОРГОВЛЯ

Универмаги и универсамы, их назначение.

Сельмаг и сельпо. Их назначение.

Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.

Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принцип действия; примерка одежды, обуви, головного убора; оплата в кассе, получение чека, сдачи. Хранение чека или его копии.

Отделы, распродажа по сниженным ценам, прием товаров у населения.

ПОЧТА

Виды бандеролей. Порядок отправления. Упаковка, Стоимость.

Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления.

Посылки, бандероли, отправляемые наложенным платежом.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах и др.

Лекарственные растения в домашней аптечке.

Первая медицинская помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на раны.

Меры по предупреждению переломов.

УЧРЕЖДЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

Промышленные предприятия данной местности, их значение для жителей города.

8 класс

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Значение косметики для девушек и юношей. Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики.

Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сбережения его – воспитание воли, целеустремленности, доброты, отзывчивости и других, положительных качеств личности.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей.

Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях. Правила и приемы глажения блузок, рубашек и платков.

Химчистка – знакомство с предприятием и правила пользования его услугами по приведению одежды в надлежащий вид.

ПИТАНИЕ

Виды теста: дрожжевое, пресное.

Приготовление изделий из теста.

Заготовка продуктов впрок: варение, соление, консервирование, Сушка ягод, фруктов, овощей и зелени.

Запись рецептов.

СЕМЬЯ

Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за ним – кормление из соски, с ложечки, купание, одевание, пеленание, уборка постели.

Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Культура общения юноши и девушки.

Внешний вид молодых людей.

ЖИЛИЩЕ

Уборка кухни, санузла, ванны.

Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла, ванны.

ТРАНСПОРТ

Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до пункта назначения.

Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Основные службы. Основные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до условного пункта назначения.

ТОРГОВЛЯ

Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, постоянно действующие, временные, оптовые, мелкооптовые.

Различие рынка и магазина: одно из них – право покупателя предлагать продавцу снизить цену.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном – автоматом, таксофоном, квартирным.

Правила пользования телефонным справочником.

Получение справок по телефону.

Культура разговора по телефону. Вызов экстренных служб.

Междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической связью. Виды заказов междугороднего телефонного разговора. Тариф на междугородние телефонные разговоры.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживание, отравление, солнечный удар).

Первая помощь утопающему.

Меры по предупреждению несчастного случая в быту.

УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ

Муниципалитет, его назначение. Префектура.

ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА

Бюджет семьи: виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации. Условия и порядок их получения.

Основные статьи расходов.

Создание уюта и сбережение сил, времени, денег.

Планирование крупных дорогостоящих покупок.

Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в банк.

5

1

1

1

1

1

2

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

3

1

1

1

4

1

1

1

1

3

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

6

2

2

2

8

2

2

2

2

12

2

2

2

2

2

2

4

2

2

4

2

2

6

2

2

2

8

2

2

2

2

6

2

2

2

8

2

2

2

2

6

2

2

2

2

4

2

2

8

2

2

2

2

12

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

4

2

2

6

2

2

2

10

2

2

2

2

2

6

2

2

2

8

2

2

2

2

2

2

4

2

2

6

2

2

2

8

2

2

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

8

2

2

2

2

6

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

Образовательные и воспитательные задачи

Практические работы (экскурсии)

5 класс

Введение. Содержание и значение предмета СБО.

1 час.

Личная гигиена.

4 часа.

Личная гигиена.

 Ее значение для здоровья и жизни человека.

Содержание в чистоте и порядке личных вещей.

Познакомить с кабинетом, правилами поведения в нем;

общими правилами т/б и санитарно-гигиеническими требованиями;

разделить на бригады и закрепить за рабочими местами.

Познакомить с последовательностью выполнения утреннего и вечернего  туалета;

периодичностью и правилами чистки ушей, правилами ухода за кожей рук, ног и ногтями.

Научить совершать вечерний туалет в определённой последовательности, выбирать причёску и причесывать волосы, стричь ногти на руках и ногах.

Научить стирать индивидуальные личные вещи и содержание их в чистоте.

Познакомить с правилами освещенности рабочего места;

Правилами охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.

Научить беречь зрение.

Провести беседу о вреде курения и алкоголя.

Научить корректно отказываться от предлагаемых первых сигарет, глотка алкоголя, проявив силу воли.

Познакомить с видами одежды и их назначением.

Научить различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону.

Познакомить с правилами ухода за одеждой и обувью из различных материалов.

Познакомить со значением питания.

Научить читать рецепты блюд и подбирать продукты для их приготовления.

Познакомить с правилами безопасной работы режущими предметами. Научить резать хлеб, сырые и варёные овощи.

Познакомить с оборудованием кухни и столовой, мебелью, посудой и др. предметами, необходимыми для приготовления пищи.

Научить правильно, организовывать свое рабочее место

Познакомить со значением блюд из овощей; повторить правила безопасной работы режущими предметами и продуктами. Научить резать вареные и сырые овощи.

Познакомить с правилами мытья посуды и уборки помещения кабинета СБО, а так же кухни; приспособления для уборки. Научить приемам ухода за посудой и помещениями; соблюдение СГ- требований при работе на кухне.

Познакомить с правилами сервировки стола и различными столовыми приборами. Научить правильно и красиво сервировать стол, пользоваться вилкой и ножом, салфеткой.

Рассказать о родственных отношениях в семье; о различных членах семьи и степени их родства.

Познакомить уч-ся с составом их семьи, именами, отчеством, фамилией и возрастом родственников. Научить записывать имя, отчество и фамилию членов семьи учащихся.

Познакомить уч-ся с возможными взаимоотношениями между членами семьи; добрыми и человечными.

Научить выполнять правила поведения в семье.

Познакомить с требованиями к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;

Научить следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

Следить за своей походкой, жестикуляцией.

Учить правилам поведения при встрече и расставании;

-учить формам обращения с просьбой, вопросом. Беседа: «как правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях.

Учить вежливо, обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым.

Беседа о правильном поведении за столом.

Учить правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу.

Познакомить учащихся с видами жилых помещений в городе и селе, их значением.

Познакомить с правилами организации рабочего места школьника.

Учить соблюдать порядок на рабочем месте (столе) и во всем жилом помещении.

Познакомится с адресом своего дома и школы-интерната.

Научить писать адрес на почтовых открытках, на почтовом конверте, переводе, телеграмме, телеграфном переводе.

Познакомить с основными транспортными средствами, имеющимися в городе.

Познакомится с наиболее рациональным маршрутом проезда до школы-интерната; варианты проезда до школы рациональными видами транспорта. Учить рассчитывать количество времени, затрат на дорогу, пересади, пешеходный маршрут.

Познакомится с правилами поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу).

Оплата проезда.

Научиться соблюдать правила поведения в общественном транспорте; соблюдать ПДД.

Познакомить с ПДД, правилами передвижения на велосипеде.

Научить соблюдать ПДД; различать знаки  дорожного движение, встречающиеся на пути от дома до интерната.

Познакомится  с видами магазинов, их назначением и значением в нашей жизни.

Познакомится с местом расположения и назначением продуктовых магазинов, их отделениями и содержанием продукции.

Учить соблюдать правила поведения в магазине.

Учить приобретать товар в продуктовом магазине (например, соли, булочки, проверка чека и сдачи; соблюдать правила покупки товаров;

 учить подсчитывать стоимость хлебных, молочных продуктов, круп (пшено, рис и др.), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов).

Учить определять срок годности (например, молочных продуктов).

Округленно подсчитать сумму за определенные товары продукта.

Оплатить, проверить чек и сдачу.

Культурно вести себя с работниками торговли.

Познакомить с правилами закаливания организма; приемами обтирания и мытья ног; правилами соблюдения личной гигиены во время физических занятий и походов.

Научить закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий.

Познакомить с вредом наркотиков и токсических веществ.

Учить бороться с предложениями принять наркотики и токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость.

Познакомить с СГТ и ПТБ работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами.

Научить пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки; зашивать одежду по распоровшемуся шву; подшивать платье. Брюки, рубашки.

Познакомить с правилами стирки изделий из х/б и шелковых тканей.

Учить подбирать моющие средства для стирки изделий из х/б тканей; стирать изделия из цветных х/б тканей.

ПТБ при работе с электроутюгом.

Учить гладить изделия из х/б ткани.

Правила составления рецепта блюда.

Правила ТБ, СГТ при работе на кухне.

Познакомить с кухонной утварью.

Познакомить со способами хранения продуктов и готовой пищи.

Познакомить со способами выбора доброкачественных продуктов.

Учить определять качество продуктов по внешнему виду и срокам выпуска (маркировке).

Познакомить с правилами санитарно-гигиенической обработки яиц.

Учить варить яйца всмятку, вкрутую, «в мешочек».

Познакомить с нормами жидкости и крупы для получения каши разной консистенции.

Учить варить молочные каши; мыть и чистить посуду.

Познакомить с правилами составления рецепта блюда.

Учить составлять рецепт блюд.

Выяснить место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников.

Учить рассказывать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной их деятельности.

Познакомить с распределением хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи; знать свои права и обязанности в семье.

Учить выполнять определенные обязанности в семье.

Познакомить с правилами поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях.

Учить культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале.

Познакомить со способами ведения разговора со старшими и сверстниками.

Учить тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.

Познакомить с гигиеническими требованиями к жилому помещению, необходимостью его уборки.

Познакомить с правилами и последовательностью проведения сухой и влажной уборки; правилами пользования электропылесосом; СГТ при работе с бытовыми электроприборами; ПТБ.

Учить производить сухую и влажную уборку, чистить ковры, книжные полки, батареи.

Познакомить с правилами использования бытовой химией; ПТБ.

Учить чистить мебель, соблюдая ПБР с химическими средствами.

Познакомить с видами междугороднего транспорта; стоимостью проезда на всех видах городского транспорта (стоимость разового, единого проездного билета).

Учить покупать билеты, компостировать талоны.

Учить выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу.

Познакомить с порядком приобретения билетов и талонов.

Учить ориентироваться в расписании движения пригородных поездов, определять направления и зоны.

Познакомить с видами магазинов промышленных товаров, их назначением и отделами.

Учить правильно вести себя в магазине и общаться с работниками магазина.

Познакомить со специализированными магазинами города, их адресами, возможностями.

Учить пользоваться специализированными магазинами.

Познакомить с правилами покупки товаров, стоимостью наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других, часто используемых товаров).

Учить делать покупку и решать возникающие проблемы по обмену неподходящего или некачественного товара.

Познакомить с основными средствами связи, их назначением и значением в жизни человека.

Познакомить с видами почтовых отправлений.

Учить находить индекс почтового отделения по справочнику, подписывать почтовые отправления.

Познакомить с работой телеграфа, видами телеграмм и телеграфных услуг.

Учить составлять текст телеграммы, заполнять телеграфный бланк, подсчитывать стоимость телеграммы.

Познакомить с видами медицинской помощи, со способами вызова врача на дом.

Познакомить с основным составом домашней аптечки: дезинфицирующие  и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки и др.; инструкциями по применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку.

Учить пользоваться домашней аптечкой, знать о возможном вреде самолечения.

Познакомить с функциями врачей-специалистов.

Учить вызывать врача на дом; в экстренных случаях врачей «скорой помощи».

Познакомить с мерами по предупреждению глистных заболеваний.

Познакомить с видами детских учреждений и их назначением, адресом ДДТ; кружками  и секциями ДДТ.

Учить обращаться к работникам ДДТ, правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном зале; соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.

Выполнение утреннего и вечернего туалета:

чистка зубов;

мытье рук, лица, ушей, шеи, ног, расчесывание волос, подмывание на ночь;

стрижка ногтей и уход за кожей рук, ног, используя детский крем.

Стирка носового платка, трусиков, носков

Установка настольной лампы на рабочем месте.

Научить различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная.

Научить сушить и чистить одежду; подготавливать одежду и обувь к хранению;

подбирать крем и чистить кожаную обувь.

Чтение рецептов приготовления блюд и подбор продуктов.

Нарезка хлеба, сырых, варёных овощей. Соблюдение правил пользования режущими инструментами.

Приготовление винегрета;

соблюдение правил безопасности режущими инструментами.

Приготовление окрошки овощной на кефире.

Приготовление бутербродов;

приготовление напитка из варенья.

Мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения.

Сервировка стола с учетом различных меню;

стирка салфеток.

Составление родового дерева.

Запись данных о себе и членах семьи учащихся.

Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.

Ролевая игра -ситуативные диалоги при встрече, расставании и за столом.

Заполнение почтового адреса на открытке, почтовом конверте и переводе; на телеграмме и телеграфном переводе.

Оплата проезда в транспорте.

Составление маршрута от интерната.

Расчет стоимости проезда от дома до школы – интерната и обратно. Определение суммы денег, необходимой на проезд в течение недели, месяца.

Экскурсия - коллективная поездка в транспорте.

 

Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся по дороге к дому, интернату.

Экскурсия в продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимость за определенное количество массы.

Приобретение товара, проверка чека.

Определение срока годности, например, молочных продуктов.

П.Р. Обтирание тела, принятие душа, воздушных и солнечных ванн под наблюдением взрослых.

Выполнение физических упражнений;

утренняя зарядка;

выбор сезонной одежды, головного убора, обуви в процессе игровой ситуации.

П.Р. Уход за глазами: промывание и протирание их, пользование безопасными пипетками, проверка зрения у окулиста.

Просмотр учебного фильма  о наркоманах.

П.Р. Пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде; подшивание брюк, платьев, зашивание распоровшегося шва.

П.Р. Стирка изделий из х/б ткани вручную.

        

П.Р. Глажение изделий из х/б тканей.

Экскурсия. Столовая, соблюдение СГТ в ней.

Чтение рецептов, подготовка продуктов.

Экскурсия. Продуктовый магазин, наблюдение за выбором продуктов.

.

П.Р. Приготовление вареных яиц, омлета.

П.Р. Приготовление молочной каши; мытье посуды с применением химических моющих средств.

П.Р. Составление рецепта приготовления собственного блюда.

Беседа с учащимися, запись сведений и них и других членах семьи.

Беседа о родственных отношениях в семье.

Сюжетно-ролевая игра. «Посещение театра»

П.Р. Уборка помещения; утепление окон.

П.Р. Чистка мягкой мебели; мытье зеркал.

Экскурсия. Вокзал. Автостанция.

 

П.Р. Определение пункта назначения, зоны и стоимости проезда на пригородном поезде в прямом и обратном направлении.

Экскурсия. Магазин промышленных товаров. Знакомство с отделами и видами товаров, количеством и ценой продаваемой продукции, гарантийным сроком.

Экскурсия. Специализированный магазин.

П.Р. Приобретение доступного по цене товара (книги, шариковой ручки и т.п.), проверка чека и сдачи.

П.Р. Написание адреса на почтовых конвертах, на открытках, уведомлении и телеграмме.

П.Р. Определение стоимости телеграммы простой, на художественном бланке, срочной.

Экскурсия. Аптека. Знакомство с отделами, с видом отпуска товаров: по рецепту, без рецепта, готовых и на заказ лекарств и мед. оборудования; термометр, пипетка, пинцет и др.

Беседа врача.

Экскурсия. Дом детского творчества для ознакомления с видами кружков; выбор кружка с учетом своих интересов для организации свободного времени.

Гигиена зрения.

Значение зрения в жизни и деятельности человека.

Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие особенно детского организма и окружающих. Воспитание силы воли.

Одежда и обувь.

2 часа.

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью. Предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.

Питание.

7 часов.

Значение питания в жизни и деятельности людей.

Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.

Место приготовления пищи и оборудование его.

Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.

Правила и приёмы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.

Сервировка стола.

Семья.

3 часа.

Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка).

Состав семьи учащихся.

Фамилия, отчество, возраст каждого члена семьи, их дни рождения.

Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.

Культура поведения.

3 часа.

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья.

Формы исправления осанки.

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приёмы обращения с просьбой, вопросом.

Правила поведения за столом.

Жилище.

4 часа.

Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения.

Виды жилья: собственное, государственное.

Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции-комнаты отдельные, смежные; по назначению-спальня, гостиная, кухня, ванная и др.

Организация рабочего места школьника. Виды отопления в городе и селе.

Почтовый адрес дома, школы-интерната.

Транспорт.

4часа.

Виды транспортных

средств.

Проезд в школу – интернат (маршрут, виды транспорта).

Поведение в транспорте и на улице.

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

Торговля.

 7часов.

Виды торговых предприятий. Их значение для обеспечения жизни и деятельности людей, животных.

Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, колбасные

изделия, сыры, мясо,

рыба, овощи, фрукты,

кулинария.

Продуктовые специализированные магазины: «Булочная», «Булочная-кондитерская», «Овощи и фрукты» и др.

Виды товаров фасованные и в розлив.

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание).

Срок годности, стоимость.

Хранение товаров, фасованных и в развес, розлив.

6 класс

Личная гигиена.

6 часов.

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека.

Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных физических упражнений, сезонная одежда, обувь, головной убор.

Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения -контактные линзы, линзовые  и коррекционные очки, хирургическое вмешательство. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором: освещенность, расстояние между глазами и объектом, упражнение и время отдыха глаз.

Губительное влияние наркотиков и токсических веществ как на детей, так и на взрослых.

Одежда и обувь.

8 часов.

Значение опрятного вида человека.

Поддержание одежды в порядке.

Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей.

Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.

Питание.

12 часов.

Гигиена приготовления пищи.

Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.

Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и т.д.

Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите.

Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств.

Составление рецепта приготовления блюд.

Семья.

4 часа.

Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, их продуктивная деятельность.

Права и обязанности каждого члена семьи.

Культура поведения.

4 часа.

Правила поведения в общественных местах (театре, клубе, кинотеатре, музее, библиотеке, на дискотеке).

Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.

Жилище.

6 часов.

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения, использование в уборке электропылесоса.

Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.).

Транспорт.

8 часов.

Городской транспорт.

Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый проездной, проездной единый билет).

Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы-интерната в разные точки города, в ближайшие населенные пункты.

Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.

Торговля.

6 часов.

Магазины промышленных товаров и их отделы: ткани, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно-письменные принадлежности, хозяйственные и др.

Специализированны магазины промтоваров, их отделы.

«Книги»: словари, учебники, детская художественная литература и др.

«Обувь»: детская (по размерам), женская и мужская.

Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.

Средства связи.

8 часов.

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.

Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма).

Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением). Международные и на территории своего государства. Порядок отправления письма. Стоимость пересылки.

Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.

Медицинская помощь.

8 часов.

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.

Виды медучреждений: поликлиники, больницы, диспансер, аптека, их значение в оказании медпомощи. Работники медучреждений: врачи, медсестры, лаборанты, младший медперсонал, регистраторы, фармацевты и др.

Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.

Меры предупреждения глистных заболеваний.

Учреждения, организации и предприятия.

2 часа.

Дошкольные учреждения – детские сады с ясельной группой и без нее, школа, УВК (детский сад-школа), дома детского творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их значение.

Дата

                      Тема

Образовательные и воспитательные задачи

Практические работы (экскурсии)

7 класс.

Личная гигиена.

4 часа.

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами.

Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.

Одежда и обувь.

8 часов.

Значение продления срока службы одежды. Виды штопки, наложение заплат.

Использование бытовой техники при стирке белья из х/б тканей. Стирка изделий из шелка вручную.

Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды.

Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.

Питание.

12 часов.

Виды питания.

Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи.

Значение первых блюд и их приготовление из мясных продуктов.

Приготовление первых блюд из овощей и рыбных продуктов.

Приготовление и значение вторых блюд из овощей и рыбных продуктов.

Составление меню завтрака, обеда и ужина на день, на неделю.

Семья.

2 часа.

Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми – умывание, одевание, обувание, причесывание; в соблюдении чистоты и порядка в школе, интернате, дома.

Культура поведения.

4 часа.

Правила приема, приглашения в гости и формы отказа.

Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа); подарки.

Жилище.

4 часа.

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме (лету). Санит. обработка помещения в случае необходимости.

Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер). Средства ухода за полом.

Транспорт.

4 часа.

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов.

Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения ж/д билетов. Виды камер хранения багажа. Порядок сдачи и получения его.

Торговля.

10 часов.

Универмаги и универсамы. Их назначение.

Сельмаг и сельпо.

Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.

Порядок приобретения товаров: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принцип действия; примерка одежды, обуви, головного убора; оплата в кассе. Получение чека, сдачи.

Хранение чека или его копии.

Отделы, распродажа товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения.

Средства связи.

Почта.

6 часов.

Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок отправления, упаковка. Стоимость пересылки.

Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления.

Посылки, бандероли, отправляемые наложенным платежом.

Медицинская помощь.

8 часов.

Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран, при микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы, укусы насекомых и др.).

Лекарственные растения в домашней аптечке.

 

Первая медицинская помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на раны.

Меры по предупреждению переломов.

Учреждения, организации и

Предприятия.

2 часа.

Промышленные и с/х предприятия данной местности, их значение для жителей города.

Познакомить с правилами личной гигиены девушки и юноши; видами косметических салфеток.

Учить правильно ухаживать за лицом и волосами.

Познакомить с правилами ухода за кожей лица и волосами.

Учить правильно определять тип волос и кожи; подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос.

Познакомить с правилами ПТБ при ремонте одежды.

Учить ремонтировать разорванные места одежды: разными видами штопки, накладыванием заплат.

Познакомить с устройством стиральной машины и правилами пользования ею; санитарно-гигиеническими требованиями и ПТБ при стирке вручную и с помощью СМ.

Учить стирать белое белье вручную и с помощью СМ.

Познакомить с ПТБ при глажении одежды; последовательностью и особенностями глажения одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей.

Учить гладить одежду и белье.

Познакомить с назначением прачечной, видами услуг, способами сдачи вещей; правилами пользования прачечной самообслуживания.

Познакомить с видами питания, их особенностями.

Познакомить с ПБ при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи.

Учить пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, миксером…

Познакомить со значением первых блюд.

Учить готовить первые блюда по рецепту из доступных по цене продуктов.

Учить готовить первые блюда из рыбных продуктов.

Познакомить со значением вторых блюд из рыбы.

Учить готовить вторые блюда по рецепту из овощей и рыбы.

Учить составлять меню завтрака, обеда и ужина на день и неделю.

Познакомить с правилами ухода за младшими детьми; изучить различные тихие и подвижные игры, сказки, песенки.

Учить помогать младшим при уборке игрушек, рассказывать сказки, петь детские песенки.

Изучить правила поведения при встрече и расставании, в гостях, при вручении и приеме подарков.

Учить выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.

Познакомить с правилами поведения в гостях.

Учить культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, принимать на танец, поддерживать беседу и т.д.); вручать и принимать подарки.

Познакомить с последовательностью проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения; способами и периодичностью ухода за окнами; видами моющих средств, используемых при уборке и мытье окон, способами утепления окон; правилами ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия.

Учить убирать жилые помещения, мыть зеркала и стекла. Утеплять окна.

Учить ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства.

Познакомить с функциями ж/д транспорта; видами справочных служб, камер хранения, сроками и стоимостью хранения багажа

Учить ориентироваться в расписании. Обращаться в справочное бюро вокзала или в центральную ж/д справочную по телефону.

Познакомить с типами пассажирских вагонов, примерной стоимостью билетов в зависимости от типа вагона и дальности расстояния, сроками и местом возврата приобретенного билета.

Учить приобретать билеты в ж/д кассе.

ПТБ.

Познакомить с назначением универмага и универсама, указать на различия между ними; за какими товарами лучше обратиться в универмаг, чем в универсам.

Учить находить нужные товары в отделах универмага и универсама.

Познакомить с назначением сельмага и сельпо, указать на различия между ними.

Учить находить нужные товары в отделах магазинов.

Познакомить со стоимостью мебели, ковра, холодильника, телевизора и др. подобных товаров.

Познакомить с условиями работы и торговли комиссионных магазинов, «Second hand» и отделов уцененных товаров.

Познакомить с перечнем предметов, посылаемых бандеролью, видами и способами упаковок.

Учить заполнять бланк на отправку бандероли, составлять опись посылаемых предметов, упаковывать бандероль.

Познакомить с перечнем предметов, посылаемых в посылке, с максимальным весом почтовых отправлений.

Учить заполнять бланк на отправку посылки, упаковывать посылку.

Познакомить с видами почтовых отправлений.

Учить определять их стоимость.

Познакомить с видами доврачебной помощи, правилами обработки раны и наложения повязки, мерами предупреждения осложнений после микротравм.

Учить обрабатывать раны, накладывать повязки.

Учить использовать лекарственные растения при оказании первой помощи; готовить настои, отвары из лекарственных растений.

Познакомить с правилами оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).

Познакомить с мерами по предупреждению переломов.

Познакомить с местонахождением бумажной фабрики, названием цехов, рабочих специальностей, видами выпускаемой продукции.

Учить обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия.

П.Р. Мытье тела и волос под присмотром взрослых.

П.Р. Подбор мыла, шампуня для волос с учетом их состояния.

П.Р. Ремонт одежды: штопка и наложение заплат.

П.Р. Стирка мелких изделий из белой х/б ткани с помощью СМ; стирка шелковых изделий вручную.

П.Р. Глажение различного вида одежды и др.

Экскурсия. Прачечная, знакомство со стоимостью услуг; прейскурантом на определенные виды стирки.

Чтение рецептов и подбор продуктов.

П.Р. Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования мех. И электр. приборами. Приготовление безе.

П.Р. Приготовление щей из свежей капусты.

П.Р.Приготовление рыбного супа.

П.Р. Приготовление картофельного пюре и рыбы под маринадом.

Чтение рецептов и подбор продуктов.

П.Р. Оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку; разучивание тихих и подвижных игр; проведение игр с младшими школьниками.

П.Р. Изготовление несложных сувениров.

Сюжетно-ролевая игра: «В гостях».

П.Р. Сухая и влажная уборка; пользование пылесосом и уход за ним.

П.Р. Мытье полов.

Экскурсия. Железно

дорожный вокзал.

П.Р. Определить пункт назначения; выбрать вид поезда и тип вагона; уточнить стоимость проезда с учетом вида поезда и типа вагона, выяснить свои возможности.

Экскурсия. Универсам. Самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки указанного товара и по собственному желании.

Экскурсия. Отделы магазинов.

Сюжетно-ролевая игра: «Я иду в магазин за…»

П.Р. Заполнение бланков на отправку бандероли; упаковка бандероли.

Экскурсия. Почта.

П.Р. Определение стоимости отправки простых и ценных посылок.

Сюжетно-ролевая игра: «Оказание доврачебной помощи».

Наблюдение за накладыванием повязок, шин и гипса.

Экскурсия. Бумажная фабрика.

Дата

Тема урока

Образовательные и воспитательные задачи

Практические работы (экскурсии)

9 класс

Личная гигиена.

2 часа

Здоровый образ жизни -одно из условий успеха в жизни человека (вред курения,

алкоголя и наркотиков.

Значение физических упражнений: в здоровом теле - здоровый дух).

Одежда и обувь.

6 часов.

Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).

Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.

Экскурсия.

Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из различных видов тканей в домашних условиях.

Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.

Питание.

8 часов.

Диетическое питание.

Питание детей ясельного возраста.

Приготовление национальных блюд.

Составление меню и сервировка праздничного стола.

Семья.

6 часов

Российская семья.

Условия создания семьи, основные семейные отношения.

Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета.

Формы организации досуга, отдыха в семье.

Семейные традиции.

Культура поведения.

6 часов

Традиции культуры поведения в современном обществе.

Соседи.

Приём гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.

Жилище.

4 часа.

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.

Сохранение жилищного фонда.

Транспорт.

4 часа.

Назначение авиатранспорта. Аэровокзал.

Маршруты. Порядок приобретения билетов.

Стоимость проезда.

Экскурсия в кассу Аэрофлота.

Торговля.

8 часов.

Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализация с/х продуктов. Отделы рынков.

Комиссионные магазины,

торговля уценёнными товарами,

скупка вещей у населения.

Ярмарки, Их значение, виды, время и место проведения.

Экскурсия на рынок или ярмарку.

      Средства связи.

6 часов.

Виды денежных переводов

(почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов.

Виды связи: сотовые, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем номера и др. Особенности

каждого вида связи и их значимость. Необходимость в современных условиях жизни.

Экскурсия на почту. Заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.

 Медицинская помощь.

6 часов.

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

Уход за больным.

Документы, подтверждающие нетрудоспособность:

справка и листок нетрудоспособности.

Учреждения, организации и предприятия.

4 часа

Предприятия бытового обслуживания: «прокаты»,

«ремонт квартир», «остекление» и др., их назначения.

Экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью.

 Экономика домашнего

хозяйства.

4 часа

Экономия в домашнем хозяйстве.

Экскурсия в сберкассу.  

Трудоустройство.

8 часов.

Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству населения, детская биржа труда).

Оформление на работу и по договору.

Документы, необходимые

для поступления на работу.

Их оформление.

Деловые бумаги: заявление,

анкета, расписка, заявка,

правила их составления.

Экскурсия в учреждение по трудоустройству.

        

   

Учащиеся должны иметь представление:

-о необходимости поддержания физического здоровья;

- о современных спортивных увлечениях: фитнесе, шейпинге, бодибилдинге, бесконтактном единоборстве, ритмической гимнастике и т.п.

- о вреде курения для курящих и окружающих;

- о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки.

Учащиеся должны знать:

- о вредном воздействии алкоголя и наркотиков, курения на организм человека.

Учащиеся должны знать:

- размеры своей одежды и обуви;

-гарантийные сроки носки;

-правила возврата;

-способы обновления одежды с помощью мелких деталей;

-средства выведения пятен в домашних условиях;

-общие правила выведения пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.

-санитарно-гигиенические требования и ПТБ при работе со средствами выведения пятен;

-правила стирки изделий из тюля и трикотажа.

Учащиеся должны уметь:

-стирать и сушить изделия из тюля, трикотажа;

-гладить блузки, рубашки, платья;

-пользоваться журналом мод;

-подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями;

-рационально выбирать товары, учитывая их назначение и особенные возможности;

-выводить пятна на одежде разными средствами.

Значение диетического питания;

-особенности и важность правильного питания детей ясельного возраста;

-название и рецепты 1,2 национальных блюд.

Учащиеся должны знать:

-основные виды семейных отношений;

-формы организации досуга и отдыха в семье;

-семейные традиции;

-морально-этические нормы взаимоотношений в семье;

-обязанности, связанные с заботой о детях.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;

-выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье (отношения к родителям, дедушкам, бабушкам);

-оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;

- активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;

-поддерживать и укреплять семейные традиции;

-выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.

1.Правила поведения в обществе

-правила приема гостей (правила поведения хозяев при встрече, расставании, во время визита).

2.Встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их;

-анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.

1.Правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, назначение комнат, наличие мебели);

-требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;

-правила содержания жилищного фонда.

2.Распределять мебель в квартире (на макете);

-подбирать детали интерьера

1.Основные маршруты самолетов;

-службы аэровокзала;

-стоимость проезда;

-порядок приобретения и возврата билетов;

- правила посадки в самолет;

-правила поведения в аэропорту;

-правила безопасности во время полёта самолетом.

2.ориентироваться в расписании;

--определять маршрут и выбирать транспортные средства;

-выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту.

1.Отделы рынка;

-цены на определённые товары;

-отличие цен на ярмарке, рынке и в магазинах;

- правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин;

-правила получения денег за проданные вещи.

2.Выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями;

-вежливо обращаться к продавцу;

-подсчитывать стоимость покупок.

1.Виды денежных переводов, их стоимость;

-виды связи (почтовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик), их назначение, необходимость;

-стоимость услуг по каждому виду связи.

2.Заполнить почтовый и телефонный перевод;

-подсчитать стоимость денежных отправлений;

-оформить квитанции по оплате телефонных услуг.

1.Способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;

-меры по предупреждению инфекционных заболеваний;

-правила и приёмы ухода за больными, условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.

2.Строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;

-строго выполнять правила ухода за больным, измерять t,умывать, переодевать, кормить больного;

-ставить горчичники.

1.Местонахождение бытового обслуживания населения;

-какие виды услуг они оказывают;

-правила пользования услугами;

-стоимость обслуживания;

-профессии работников этих предприятий.

2.Обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий БО.

1.Значение экономии в домашнем хозяйстве;

-значение кредита, страхования;

-правила экономии (учет реальных возможностей, контроль за расходами, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.).

2.Планировать и подсчитывать расходы;

-соблюдать правила экономии;

-заполнять ордер на получение и внесение денег в сберкасс

1.Учреждения и отделы по трудоустройству;

-местонахождение и название предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе;

-виды документов, необходимых для поступления на работу;

-правила перехода с одной работы на другую;

--перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

2.Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;

-написать заявление о принятии на работу, о переходе, о представление очередного отпуска, автобиография;

-заполнить анкету;

--написать расписку, докладную записку.

       

П.Р.Определение собственных размеров одежды и обуви.

Экскурсия в специализированный магазин: нахождение нужного отдела с размерами соответствующими учеников.

П.Р.Выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности.

 

П.Р.

-работа с литературой;

-подбор рецептов диетического питания;

-составление меню на день, неделю;

-составление меню на день, наделю для ребенка ясельного возраста;

-запись рецепта наиболее характерного национального блюда и приготовление его.

П.Р.Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.

П.Р.

Выбрать пункт назначения. Определить номер рейса, стоимость билета. Уточнить возможности для приобретения «туда» и «обратно».

Экскурсия.

Экскурсия.

Помещение отделов магазинов распродажи товаров по сниженным ценам.

П.Р.

Участие в школьной ярмарке.

Экскурсия.

П.Р.

Заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.

Экскурсия.

Ролевая игра «Больной в доме». Уход за ним: измерение t и запись, чтение инструкции показаний и применения лекарств, составление графика приема;

Поправка постели, организация столика у постели больного, ставить горчичники на кукле.

Экскурсия.

П.Р.

Упражнение в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства.

Экскурсия.

П.Р.

Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, анкета, расписка, докладная записка.

Экскурсия. Знакомство с профилем учреждения, выбор предложенной работы.

Дата

Тема

Образовательные и воспитательные задачи

Практические работы (экскурсии)

8 класс.

Личная гигиена.

4 часа.

Значение косметики для девушек и юношей.

Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики: лосьон, кремы, пудра и природные средства.

Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы сбережения его – воспитание воли, целеустремленности, доброты, отзывчивости и других положительных качеств личности.

Одежда и обувь.

6 часов.

Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей.

Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях.

Правила и приемы глажения блузок, рубашек, платков.

Химчистка – знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами по приведению одежды в надлежащий вид.

Питание.

8 часов.

Виды теста: дрожжевое, пресное.

Приготовление изделий из дрожжевого теста.

Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка ягод, фруктов, овощей, зелени.

Запись рецептов.

Cемья.

4 часа.

Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за ним – кормление из соски, с ложечки; купание, пеленание, уборка постели.

Правила содержания в чистоте постели, посуды, игрушек.

Культура поведения.

4 часа.

Культура общения юноши и девушки.

Внешний вид молодых людей.

Жилище.

4 часа.

Уборка кухни, санузла, ванны.

Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла, ванны.

Транспорт.

4 часа.

Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до пункта назначения.

Значение водного транспорта (речного, морского). Пристань. Порт. Основные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до условного пункта назначения.

Торговля.

4 часа.

Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые; крытые и открытые; постоянно действующие и временные; оптовые, мелкооптовые и розничные.

Различия рынка и магазина: одно из них – право покупателя предлагать продавцу снизить цену (торговаться); право выбора товара.

Средства связи.

8 часов.

Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном-автоматом, таксофоном, квартирным.

Правила пользования телефонным справочником. Получение справки по телефону. «Говорящие часы».

Культура разговора по телефону. Вызов милиции, пожарной команды, утечка газа, скорая помощь и другие аварийные службы.

Междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической связью. Виды вызовов – заказов междугороднего телефонного разговора. Тариф на междугородние телефонные разговоры.

 

Медицинская помощь.

6 часов.

Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживание, отравление, солнечный удар).

Первая помощь утопающему.

Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.

Учреждения,

организации,

предприятия.

2 часа.

Муниципалитет, его назначение.

Экономика домашнего хозяйства.

8 часов.

Бюджет семьи: виды источников дохода (зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, гос. дотации);

Условия и порядок их получения.

Основные статьи расходов: оплата жилья и др., виды страхования, питание, оплата проезда, виды приобретения (наличными и в кредит), их значение и необходимость, оздоровление членов семьи, содержание аптечки, предметы личной гигиены, покупка одежды, обуви, головных уборов.

Планирование крупных дорогостоящих покупок.

Сбережение. Значение  и способы экономии расходов. Назначение сбережений.

Виды хранения сбережений. Виды вкладов в сбербанк.

 

Познакомить с правилами ухода за кожей лица, приемами нанесения косметических средств на лицо и шею.

Учить правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног; использовать подручные средства дополнительно к кремам, лосьонам; в меру пользоваться косметикой.

Ввести понятие о ЗОЖ, здоровье.

Познакомить с основными направлениями ЗОЖ.

Учить беречь и укреплять свое здоровье различными средствами и способами.

Познакомить с правилами стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей, правилами и последовательностью глажения изделий.

Учить стирать и сушить изделия из ш. и синт. тканей; гладить блузки, платья и рубашки.

Познакомить с видами предприятий по химчистке одежды, их назначением; видами оказываемых ими услуг; правилами подготовки вещей к сдаче в чистку.

Познакомить с видами теста; способами приготовления изделий из теста.

Учить готовить пресное тесто и изделия из него – вареники, печенье.

Познакомить с различными рецептами приготовления изделий из дрожжевого теста.

Познакомить со способами заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени.

Учить шинковать морковь, петрушку, сельдерей, укроп;

заготавливать ягоды без тепловой обработки.

Учить записывать рецепты соления, варения, консервирования.

Познакомить с правилами ухода за грудным ребенком: правилами и периодичностью кормления ребенка из соски и с ложечки, купания; правилами и последовательностью одевания и пеленания.

Учить купать, одевать и пеленать куклу; кормить ее из соски и с ложечки.

Познакомить с санитарно-гигиеническими требованиями к содержанию детской постели, посуды, игрушек.

Учить содержать в порядке детскую посуду, постель, игрушки.

Познакомить с правилами поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома.

Научить культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах (в кино, на танцах…).

Познакомить с требованиями к внешнему виду молодых людей.

Учить выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности для турпохода и посещения дискотеки.

Познакомить с правилами и периодичностью уборки кухни, санузла, ванны; санитарно-гигиенические требования и ПТБ при уборке кухни и санузла.

Учить мыть стены (кафельные), чистить раковину.

Познакомить с моющими средствами, используемыми при уборке кухни, санузла.

Учить пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны.

Познакомить с основными автобусными маршрутами.

Учить пользоваться расписанием, определять стоимость проезда, покупать билет, обращаться за справкой, выполнять ПБ при проезде на автобусе.

Познакомить с основными маршрутами водного транспорта, правилами безопасного проезда на речном и морском видах транспорта.

Познакомить с рынком, его видами; правилами поведения на рынке; ценами на основные овощи: картофель, капусту, лук, морковь и др., а также фрукты, ягоды и промышленные товары.

Учить выбирать месторасположение нужных товаров; выбирать продукцию в соответствии с ее качеством (внешний вид, вкус и др.), количеством, ценой.

Познакомить с основными отличиями рынка от магазина.

Познакомить с видами телефонной связи, правилами пользования; с периодичностью оплаты телефона.

Учить культурно и кратко разговаривать по телефону.

Познакомить с правилами пользования телефонным справочником.

Учить получать справку по телефону, узнавать время.

Познакомить с номерами срочных вызовов – пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газового хозяйства, МЧС.

Учить кратко объяснять причину звонка по телефону срочного вызова.

Познакомить с видами междугородней связи, правилами пользования автоматической телефонной связью; тарифами на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничных дней и дальности расстояния; порядком заказа междугороднего разговора по адресу.

Познакомить с мерами по предупреждению несчастных случаев в быту; правилами и приемами оказания первой помощи при несчастном случае: выведение из состояния теплового  и солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении разных степеней, промывание желудка при отравлении.

Учить оказывать первую помощь при ожоге и обморожении.

Познакомить с приемами оказания помощи спасенному из водоема.

Учить оказывать первую помощь утопающему.

Познакомить с мерами по предупреждению несчастных случаев в быту.

Познакомить с адресом местного муниципалитета, отделами по учету распределения жилой площади; соцобеспечения, нар. образования, комиссий по ДН, по трудоустройству молодежи.

Учить обращаться с вопросами и просьбами к работникам муниципалитета и других учреждений.

 

Познакомить с составными частями бюджета семьи и их размерами.

Учить подсчитывать бюджет семьи.

Познакомить с основными статьями расходов в семье; размером квартплаты, тарифами, порядком и периодичностью оплаты за электричество, газ, телефон.

Познакомить со стоимостью крупных покупок (одежды, обуви, мебели, и др.); правилами экономии (учета реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономией электроэнергии; видами преобразования вещей (переделка, реставрация, покраска).

Учить планировать и подсчитывать расходы на крупные покупки.

Познакомить с видами и целью сбережений.

Учить соблюдать правила экономии в семье и порядок помещения сбережений в сбербанк.

П.Р. упражнение в протирании кожи лица; подборе лосьона, отвара из трав, нанесении крема, пудры с учетом состояния кожи; использование масок из фруктов и овощей.

П.Р. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая ПБ в использовании стир. порошка.

Экскурсия. Химчистка, знакомство с правилами приема изделий и выдаче их, с прейскурантом цен на определенный вид изделий.

П.Р. Приготовление пресного теста, из него вареников и выпечка печенья.

Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов.

П.Р. Приготовление овощного салата, нарезка зелени и фруктов для сушки.

Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов;

запись рецептов соления, варения, консервирования, сушки овощей, фруктов, ягод.

П.Р. Упражнения в купании, одевании, пеленании куклы.

П.Р. Мытье детской посуды.

Сюжетно- ролевая игра: «Встреча молодых людей».

П.Р. Мытье кафельных стен, чистка раковин.

Экскурсия. Автобусная станция.

П.Р. Выбрать пункт назначения. Определить время и место отправления. Рассчитать стоимость проезда в направлениях «туда» и «обратно» с учетом класса каюты.

Экскурсия. Рынок: выявление системы расположения продаваемой продукции: нахождение более низких цен на одноименную продукцию.

П.Р. Сравнение рыночных цен и магазинных на одно и тоже наименование товара.

П.Р. Разговор с другом, деловой разговор.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонная справочная служба».

Экскурсия. Переговорный пункт. Выбор названия города; знакомство с кодом и тарифом. Расчет стоимости разговора за 1 мин, 3, 5, 10.

Сюжетно-ролевая игра. Оказание помощи при несчастном случае: промывание предполагаемой раны, наложение повязки на руку, ногу, голову.

П.Р. Оказание помощи спасенному из водоема.

П.Р. Определение суммы доходов семьи за месяц, полгода, год. Составление доверенности на получение зарплаты, стипендии, пенсии на членов семьи.

П.Р. Упражнение в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период: зимой, весной, летом, осенью.

П.Р. Упражнение в планировании крупных дорогостоящих покупок ( на конкретном примере).

Экскурсия. ЖЭК. Банк для ознакомления с видами их деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

       Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...