Теория раздела "Человек и общество"
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)
для подготовки к ОГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.57 КБ |
Предварительный просмотр:
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей
Основные понятия:
- Понятие «общество» в узком и широком смыслах.
- Признаки общества.
- Функции общества.
- Типология обществ.
- Социальные отношения.
Понятие «общество» в узком и широком смыслах.
Общество — многозначное слово. В обществознании оно имеет широкое и узкое значение.
В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В узком смысле общество это:
- круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество книголюбов, филателистов).
- исторический этап в развитии человечества (первобытнообщинное, феодальное общество)
- общность происхождения (дворянское общество).
- население одной страны (российское, американское общество)
Признаки общества
- Наличие территории. Жизнь общества происходит в определённом пространстве. В современном мире такой территорией является страна, в которой живут люди, государство.
- Население. Общество – это люди, живущие на той или иной территории.
- Автономность, саморегуляция. Общество способно самостоятельно существовать, решать свои проблемы, регулируя процессы общественной жизни.
- Наличие истории, культуры, того, что связывает поколения, передаётся от одного другому. Наличие традиций, обычаев, норм и правил – неотъемлемый признак общества.
- Система управления. Данная система была свойственна человеческому обществу ещё на заре его возникновения. Сегодня — это сложная, разветвлённая система, позволяющая регулировать процессы.
- Воспроизводство, то есть рождение новых членов общества.
- Общественные взаимодействия между членами общества, что делает его устойчивым и целостным.
Функции общества.
- Производственная – создание благ, необходимых для жизнедеятельности, систематизация производства с этой целью.
- Управленческая – управление обществом, наличие системы органов власти, создание структуры политической системы, позволяющей осуществлять власть и руководство обществом.
- Репродуктивная – воспроизводство (то есть рождение новых членов общества).
- Социализирующая – формирование личности.
- Распределительная – распределение результатов труда, которое зависит от того, какое общество, насколько демократично, цивилизованно оно.
- Идеологическая – формирование идеологии, выражающей сущность общественных отношений. Так, при Николае I — это теория «официальной народности» ( « самодержавие, православие , народность»); она подчёркивала незыблемость самодержавной власти, единство царя и народа на основе этой власти и православия.
- Культурно-транслирующая – передача духовных ценностей, культуры из поколения в поколение.
Реклама
Типы общества.
Традиционное (аграрное) общество.
Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральном сельском хозяйстве, монархической системе управления и на преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Основные особенности традиционного (аграрного)общества.
- Натуральное хозяйство
- Основа экономики — сельское хозяйство.
- Экстенсивная экономика.
- Медленное внедрение инноваций.
- Низкая социальная мобильность.
- Форма правления- в основном монархия, велика роль армии, церкви в управлении.
- Деспотическое государство.
- Жёсткая сословная социальная иерархия.
- Велика роль традиций.
- Семья, община- важнейшие социальные институты.
- Провиденциализм сознания.
- Низка роль образования.
- Подчинение общества, личности государству.
- Высокая зависимость от природы.
- Невысокий уровень жизни основной массы населения.
Индустриальное общество.
Индустриальное общество — тип общества, основывающийся на развитии промышленности, на рыночной экономике, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правления, на высоком уровне развития знаний, на научно-техническом прогрессе, секуляризации сознания.
Основные особенности индустриального общества.
- Основа экономики- промышленность.
- Интенсивная экономика.
- Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство
- Научно-технический прогресс.
- Гибкая социальная структура, высокая социальная мобильность
- Появление классов.
- Урбанизация.
- Социальная поляризация.
- Монархические и демократические формы правления.
- Главный регулятор отношений — нормы права.
- Низкая гарантия прав и свобод личности, часто это лишь на бумаге.
- Стремление подчинить природу обществу, стать её хозяином.
- Высока роль образования.
- Господство массовой культуры.
Постиндустриальное общество.
Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, на формировании гражданского общества.
Основные особенности постиндустриального общества.
- Развитие сферы услуг.
- Высокая роль информации.
- Создание глобальной компьютерной сети.
- Компьютерные технологии.
- Модернизация экономики.
- Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.
- Формирование гражданского общества, демократия консенсуса.
- Непрерывность образования.
- Гарантия прав и свобод.
- Свобода совести и вероисповедания.
- Господство права, закона.
- Плюрализм взглядов.
- Стирание классовых различий.
- Повышение уровня и качества жизни людей.
Типы общества по степени открытости:
- закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.
- открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.
По наличию письменности:
- дописьменные
- письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)
По степени социальной дифференциации (или расслоения):
- простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)
- сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.
Общественные отношения.
Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Виды общественных отношений.
- На уровне социальных общностей:
- национальные
- классовые
- семейные
- групповые
2.На уровне взаимодействия людей в группе:
- межличностные.
ТЕРМИНЫ.
Гражданское общество— это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор.
Индивидуализм сознания – стремление человека к самореализации, проявлению своей личности, саморазвитию.
Консенсус — (лат. consensus — «согласие; сочувствие; единодушие») — принятие решений или договоров на основе общего согласия участников без формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений.
Меркантилизм — цель – накопление богатства, достижение материального благополучия, денежные вопросы стоят на первом месте.
Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену, к рынку. Всё необходимое производится внутри хозяйственной единицы. Натуральное хозяйство противоположно товарному производству.
Провиденциализм – фанатичное отношение к религии, полное подчинение ей жизни как отдельного человека, так и всего общества, религиозное мировоззрение.
Рационализм – преобладание разума в поступках и действия человека, а не эмоций, подход к решению вопросов с точки зрения разумности – неразумности.
Секуляризация – процесс освобождения всех сфер общественной жизни, а также сознания людей из-под контроля и влияния религии.
Социальная поляризация — усиление различия в положении общественных групп, доходящее до их противостояния друг другу (полярности).
Урбанизация – рост городов и городского населения.
Экстенсивная экономика – хозяйство, развивающееся путем увеличения количества факторов производства: нового строительства, освоения новых земель, использования нетронутых природных ресурсов, увеличения числа работающих, экономический рост, при котором увеличение общественного продукта достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования и т.д.
Интенсивная экономика — хозяйство, развивающееся путем широкого использования более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.
1.2 Взаимодействие общества и природы
План.
- Сущность понятия «природа» в широком и узком смыслах.
- Взаимодействие природы и общества:
— позитивное
-негативное.
- Экологическая проблема как одна из основных глобальных проблем в современном мире.
vitСущность понятия «природа» в широком и узком смыслах.
– это вся Вселенная.
— окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
Выделяют:
Взаимодействие природы общества.
Позитивное воздействие.
ПРИРОДА.
- Является средой, где живёт человек.
- Природа — это источник средств жизни (тепло, продукты, одежда и т.д.)
- Источник средств производства (металл, уголь, нефть и т.д.)
- Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается (теория «вызова-ответа» Тойнби).
ОБЩЕСТВО.
- Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы.
- Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
- Создание энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.
- Охрана животного и растительного мира («Красная книга»).
Негативное воздействие
ПРИРОДА.
- Способность природно-географических условий не только ускорять, но и замедлять темпы общественного развития.
- Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.).
- Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха).
ОБЩЕСТВО.
- Возникновение глобальной экологической проблемы.
- Истощение недр
- Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами.
- Уничтожение растительного и животного мира, вырубка лесов.
- Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.
Экологическая проблема как одна из основных глобальных проблем в современном мире.
Экологическая проблема — изменение природной среды, вызванное неправильным поведением человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы, что угрожает существованию человечества.
Она возникла в результате безжалостного отношения к природе, загрязнения её во всех четырёх сферах (вода, воздух, земля, космос).
Пути решения экологической проблемы.
- Оптимизация использования природных ресурсов в производстве.
- Охрана природы, создание охраняемых территорий — заповедников.
- Достижение экологической безопасности для жизни человечества.
- Сознание безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.
- Бережное отношение к природе каждого гражданина Земли.
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
План.
- Общество как система.
- Сферы общественной жизни.
- Признаки общества как системы.
- Примерные задания на ОГЭ по теме.
Общество как система.
Общество – это система, то есть оно состоит из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни (подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.
Общество — динамическая система, то есть оно постоянно развивается, совершенствуется (прогресс) или движется назад, от более совершенного к менее (регресс).
Элементы общества как системы.
Сферы общественной жизни.
Сферы общества – это взаимодействующие его части, его главные составляющие.
Экономическая – создание материальных благ, производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства (в неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение, экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты).
Политическая – включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация (включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп, политические институты, политические организации, политическую идеологию, политическую культуру).
Социальная – внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие (включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга, социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы).
Духовная – включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства (охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей, духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности).
Все четыре сферы взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга.
Признаки общества как системы.
- целостность (наличие структурных элементов и их взаимосвязь);
- устойчивость (стремление к самосохранению);
- способность к саморазвитию, изменению;
- открытость (появление новых элементов и исчезновение старых);
- саморегуляция.
1.4 Биологическое и социальное в человеке.
План.
- Биологическое в человеке.
- Социальное в человеке.
- Человек и животное: сходства, различия, общее.
- Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Реклама
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Биологическое в человеке.
Человек — высшее млекопитающее, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальное в человеке.
Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
Человек и животное.
Особенности, свойственные только человеку.
- Способность обладать мышлением, анализировать, размышлять, думать.
- Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
- Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
- Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
- Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
- Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
- Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
- Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
- Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.
Особенности, свойственные только животному.
- Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
- Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
- Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
- Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
- Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
- Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
- Инстинкт самосохранения
- Инстинкт продолжения рода
- Инстинкт материнства
- Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.
Человек, индивид, личность.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальна способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.
В чем проявляется индивидуальность?
- Во внешности
- В чертах характера
- В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
- Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.
1.5 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
План.
- Сущность понятия «деятельность».
- Структура деятельности.
- Формы деятельности.
- Труд как форма деятельности, его особенности , виды, и значение в жизни человека.
- Учение как форма деятельности, его особенности и значение в жизни человека.
- Игра как форма деятельности, её особенности и значение в жизни человека.
- Особенности деятельности человека.
- Отличие деятельности человека от активности животного.
- Значение труда в жизни человека.
Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.
Структура деятельности
- Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)
- Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
- Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
- Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
- Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
- Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
- Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект —субъект —мотив —цель — средства —процесс (действия) —результат.
Формы деятельности
1 Труд
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.
Характерные черты труда как вида деятельности
- Целесообразность (нужность, необходимость)
- Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
- Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
- Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
- Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
- Нацеленность на результат и получение его.
- Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
Физический– характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
Виды трудовой деятельности
- производственная – создание материальных ценностей, необходимых для жизни;
- государственная (деятельность представителей органов власти);
- политическая – участие люде в политической жизни страны;
- военная – защита страны;
- интеллектуальная – занятия наукой, исследование природы, общества, человека;
- художественная – создание произведений искусства (картин, музыки, скульптурных и архитектурных произведений и др.)
Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.
Характерные черты игры как вида деятельности
- Условная ситуация
- Наличие определённых правил для той или иной игры
- Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
- Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
- Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
Учение (учебная деятельность)
Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.
Самообразование– вид учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.
Характерные черты учения как вида деятельности
- Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
- В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
- Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
- Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Особенности деятельности человека
- Целенаправленность, осознанность, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
- Плановость, то есть представляет и з себя определённую структуру.
- Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
- Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
- Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
- Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
- Деятельность может носить творческий характер.
Отличие деятельности человека от активности животного.
Деятельность человека.
- Носит целенаправленный характер, имеет осознанные мотивы.
- Характеризуется использованием необходимых средств и методов, рациональным их выбором для достижения цели.
- Систематичностью, имеет набор специальных операций, действий.
- Носит продуктивный характер, то есть человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.
- Является результатом развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.
- Приобщение к деятельности происходит в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.
Активность животного.
- В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах.
- Отсутствие осознанной поставленной цели.
- Отсутствие осознанного выбора средств и методов, только использование природного материала.
- Запрограммированность действий природой.
- Отсутствие систематической деятельности.
- Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
- Активность животных — это результат их биологической эволюции, она предопределена генетически, заложена в них от природы.
Значение деятельности в жизни человека.
- Формирует личность, качества человека.
- Способствует самореализации личности, т. е. воплощению в действительность планов, жизненных целей.
- Развивает способности человека: преодолевая возникающие трудности, лень, робость, неверие в собственные силы, человек развивает себя.
- Именно по результатам деятельности общество судит о человеке, возникает уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-63920-1610887365.jpg)
Специальная теория относительности. Постулаты теории относительности.
Познакомить учащихся со специальной теорией относительности, ввести основные понятия, раскрыть содержание основных положений СТО, познакомить с выводами СТО и опытными фактами, которые подт...
Теория графов: теория и задачи
Данная работа содержит теорию графов и некоторые задачи по данной теме, а так же разработку внеклассного занятия по теме:"Графы"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/08/picture-272925-1373272895.jpg)
Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"
В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/24/picture-1139917-1556097790.jpg)
Основоположники теории обществ.
1)ЭЛВИН ТОФФЛЕР2)ДАНИЕЛ БЕЛЛ 3)АРНОЛЬД ДЖОЗЕФ ТОЙНБИ 4)УОЛТ УИТМЕН РОСТОУ 5)НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ ДАНИЛЕВСКИЙ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/05/picture-1082693-1551794539.jpg)
Теория "Политическая система общества", 10-11 класс
Данный теоретический материал может быть полезен при подготовке к ЕГЭ по обществознанию....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/24/picture-1522170-1713952380.jpg)
Программа элективного курса «Общество- теория и практика» для 10-11 классов
Элективный курс выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования российской гражданской идентичности, освоения тра...
Субтест по теме «Общество и общественные отношения», «Информационное общество и массовые коммуникации», «Развитие общества. Глобализация и ее противоречия».
Субтест по обществознанию для обучающихся 10 класса по теме «Общество и общественные отношения», «Информационное общество и массовые коммуникации», «Разв...