Консультация для педагогов и родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Работа не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму. Основная ЗАДАЧА — РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Она реализуется через развитие:
Двигательной области коры головного мозга:
формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
формирование зрительно-моторных координации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3konsp.zan_.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР
на тему: «Звуки, слоги и слова»
Цель: Закрепить понятия «звук, слог, слово»
Задачи:
Развивающие:
- Создание проблемной ситуации,
- Развивать фонематическое восприятие,
- Развивать память, внимание,
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве,
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
- Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв.
- Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
- Формировать умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
- Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
- Совершенствовать навык чтения детей.
Воспитательные:
- Стимулировать позитивную мотивацию детей,
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества,
- Формировать навык совместной работы в паре,
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- Воспитывать уверенность, активность, самостоятельность.
- Рефлексия (самоанализ).
Обучающие:
- Закрепить понятие звук, буква,
- Закрепить графический образ букв,
- Закрепить навык слогообразования слов,
- Закрепить навыки фонетического разбора слова,
- Продолжать учить работать со схемой слова.
Предполагаемый результат:
- Правильно артикулировать все звуки в речи в различных фонематических позициях и формах речи,
- Овладеть правильным звуко – слоговым оформлением речи,
- Четко дифференцировать все изученные звуки, буквы,
- Различать понятие «звук», «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий звук», «слог», «слово» на практическом уровне.
- Называть последовательность звуков и слогов в словах,
- Выкладывать буквы и запоминать их очертания.
Виды детской деятельности:
- Игровой – сюрпризный момент.
- Словесный – беседа о слогах, звуках, деление слов на слоги.
- Практический – звуковой анализ слова
Словарная работа: активизировать в речи детей слово «Азбука».
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности
Предварительная работа: чтение сказки А.Толстого «Приключение Буратино».
Материалы:
- Демонстрационный материал: магнитная доска, цветок с лепестками; картинки с изображением Мальвины и Буратино, буквы-пазл, карточка с изображением буквы П и пчелы, домики для букв, «необычная гусеница», картинка горы с изображением предметов, замочки со схемами-словами, мячик
- Раздаточный материал: карточки с изображение предмета для звукового анализа слов, губки/кружки/крышки красного и синего цветов
ХОД ООД
1. Организационный момент
Дети стоят на ковре в кругу.
Логопед: «Ребята, я очень рада видеть вас!»
Логопед:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
А теперь посмотрите на наших гостей и подарите им улыбки!
Говорим красиво, четко, внятно
Чтоб всем было понятно!
Логопед: Ребята, к нам пришло письмо, а от кого вы узнаете, отгадав загадку:
Эту девочку мы знаем,
От всех кукол отличаем,
С голубыми волосами
И красивыми глазами.
Она вежлива была,
В домике лесном жила
И учила Буратино
А зовут её (Мальвина)
Логопед: правильно ребята, но Мальвина свое письмо положила в вазу.
Хотите прочитать, что в нем написано? Тогда нам нужно выполнить задание, чтобы письмо достать из вазы.
Логопед: Сейчас вы назовете свое имя и скажите сколько в нем слогов. Потом выберете стаканчик на котором написана цифра с таким же количеством слогов и выльете воду в бутылку.
Логопед: ну вот бутылка наполнилась, письмо легко вытащить. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте ребята. Лиса и кот Базилио отняли у Буратино золотой ключик. А без него не откроешь волшебную дверь в коморке папы Карло. Для того чтобы вернуть ключик, необходимо выполнить задания. Как вы помните, Буратино не любил учиться, поэтому без вас ему не справиться. Прошу вас о помощи. Задания вы найдете на моем волшебном цветке».
Мальвина
Логопед: поможем Буратино выполнить задания?
Ответы детей.
2. Основная часть
Логопед: Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним:
- сколько букв в алфавите? (33)
- сколько гласных букв? (10)
- - какие бывают звуки? (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)?
- чем отличаются гласные от согласных? (гласные мы можем петь, при произнесении согласныз звуков воздушная струя встречает преграду)
- Воздух свободно идёт через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается ГЛАСНЫЙ.
- А СОГЛАСНЫЕ … согласны
Шелестеть, рычать, скрипеть,
Даже фыркать и хрипеть
Но не хочется им петь.
- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем)
-давайте вспомним, какие гласные буквы мы уже знаем. А для этого вам нужно их «починить» (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов: А У О И).
Логопед: молодцы! Посмотрим на 1ый лепесток с задание от Мальвины:
Задание 1. «Рассели предметы в домики»
Первый звук определяйте
Домик с толком выбирайте.
-Перед этим задание выполним упражнения для язычка
Артикуляционная гимнастика
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем
Логопед: ребята, вам нужно картинки расселить в два домика: красный и синий.
- Если предмет начинается с гласного звука, то в какой домик поместим его? А с согласного? Ответы детей
Задание 2. «Слоговая горка»
Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.
Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.
Логопед: молодцы, ребята, достаем следующее задание.
Задание 3. «Подружка-гусеница»
-Отгадайте загадку
Весело жужжала,
Над цветком летала,
Хоботком нектар взяла.
Угадайте кто…
(Пчела)
- С какого звука начинается слово?
Какой это звук? Почему?
-Давайте выложим букву из семечек/фасоли на тарелочках
Дыхательное упражнение «Пчела»
Пчелка, гуди, Легко взмахивают кистями рук.
В поле лети.
С поля лети —
Медок неси.
Ж-ж-ж... Ам!
Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!»
- Слово вслух произнеси, звук в гусеницу помести.
Ребята, мы будем определять место звука в слове.
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
Логопед: молодцы, следующее задание
Задание 4. «Звуковые схемы-замочки»
Смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.
Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.
Задание 5. «Составь схемы»
Здесь ветер сильный погулял
И звуки все разбросал.
Логопед: ребята, перед вами карточки со словами. Нужно определить звуки по порядку: гласные и согласные. Составить схему слов.
(Каждый ребенок работает со своей картинкой, определяя звук и составляет схему слова с помощью губок, тканевых кружочков и крышечек)
Задание 6. «Цепочка слов»
-Давайте встанем в круг и будем передавать мяч, называя слова
Дети должны придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова (игра проводится с помощью мяча, который перебрасывают дети друг другу).
Логопед: -Сейчас расположим буквы на лепестках от большой до маленькой и попробуем прочитать, что за слово получилось
Ответы детей – КЛЮЧИК.
Логопед: правильно, вот мы и помогли Буратино получить ключик обратно. Вот он!
Итог занятия
Логопед: ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Что было интересного? Какие задания для вас были трудными? Какие легкими? Кого вы могли бы сегодня похвалить и за что?
Мальвина оставила для вас еще шкатулочку. Посмотрим, что там внутри?
Она вас наградила медалями в благодарность за помощь.
Список литература:
- Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.
- Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).—М.: Школьная пресса, 2001.
- Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. —М.: Просвещение, 1974.
- Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной группы детского сада. – УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие». —М., 2000.
- Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской. – Минск: Нар. Асвета, 1992.
- Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"...
Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад № 31" Методическая разработка"Развитие певческих навыкову детей старшего дошкольного возраст...
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возрастаЧто такое графомоторный навык? Графомоторный навык – это навык овладения письмом.Письмо – это сложный навык, включающий ...
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии
У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять,...
Консультация для педагогов и родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять,...