Консультация для педагогов и родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Пестрикова Татьяна Александровна

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Работа не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму. Основная ЗАДАЧА — РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Она реализуется через развитие:

Двигательной области коры головного мозга:

формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

формирование зрительно-моторных координации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3konsp.zan_.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР

на тему: «Звуки, слоги и слова»

Цель: Закрепить понятия «звук, слог, слово»

Задачи:

Развивающие:

  • Создание проблемной ситуации,
  • Развивать фонематическое восприятие,
  • Развивать память, внимание,
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве,
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Воспитательные:

  • Стимулировать позитивную мотивацию детей,
  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества,
  • Формировать навык совместной работы в паре,
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки,
  • Воспитывать уверенность, активность, самостоятельность.
  • Рефлексия (самоанализ).

Обучающие:

  • Закрепить понятие звук, буква,
  • Закрепить графический образ букв,
  • Закрепить навык слогообразования слов,
  • Закрепить навыки фонетического разбора слова,
  • Продолжать учить работать со схемой слова.

Предполагаемый результат:

  1. Правильно артикулировать все звуки в речи в различных фонематических позициях и формах речи,
  2. Овладеть правильным звуко – слоговым оформлением речи,
  3. Четко дифференцировать все изученные звуки, буквы,
  4. Различать понятие «звук», «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий звук», «слог», «слово» на практическом уровне.
  5. Называть последовательность звуков и слогов в словах,
  6. Выкладывать буквы и запоминать их очертания.

Виды детской деятельности:

  • Игровой – сюрпризный момент.
  • Словесный – беседа о слогах, звуках, деление слов на слоги.
  • Практический – звуковой анализ слова

Словарная работа: активизировать в речи детей слово «Азбука».

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности

Предварительная работа: чтение сказки А.Толстого «Приключение Буратино».

Материалы:

  • Демонстрационный материал: магнитная доска, цветок с лепестками; картинки с изображением Мальвины и Буратино, буквы-пазл, карточка с изображением буквы П и пчелы, домики для букв, «необычная гусеница», картинка горы с изображением предметов, замочки со схемами-словами, мячик
  • Раздаточный материал: карточки с изображение предмета для звукового анализа слов, губки/кружки/крышки красного и синего цветов

ХОД ООД

1. Организационный момент

Дети стоят на ковре в кругу.

Логопед: «Ребята, я очень рада видеть вас!»

Логопед:

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

А теперь посмотрите на наших гостей и подарите им улыбки!

 

Говорим красиво, четко, внятно

Чтоб всем было понятно!

Логопед: Ребята, к нам пришло письмо, а от кого вы узнаете, отгадав загадку:

Эту девочку мы знаем,
От всех кукол отличаем,
С голубыми волосами
И красивыми глазами.
Она вежлива была,
В домике лесном жила
И учила Буратино
А зовут её (
Мальвина)

Логопед: правильно ребята, но Мальвина свое письмо положила в вазу.

Хотите прочитать, что в нем написано? Тогда нам нужно выполнить задание, чтобы письмо достать из вазы.

 

Логопед: Сейчас вы назовете свое имя и скажите сколько в нем слогов. Потом выберете стаканчик на котором написана цифра с таким же количеством слогов и выльете воду в бутылку.

Логопед: ну вот бутылка наполнилась, письмо легко вытащить. Давайте его прочитаем.

 

«Здравствуйте ребята. Лиса и кот Базилио отняли у Буратино золотой ключик. А без него не откроешь волшебную дверь в коморке папы Карло. Для того чтобы вернуть ключик, необходимо выполнить задания. Как вы помните, Буратино не любил учиться, поэтому без вас ему не справиться. Прошу вас о помощи. Задания вы найдете на моем волшебном цветке».

Мальвина

Логопед: поможем Буратино выполнить задания?

Ответы детей.

2. Основная часть

Логопед: Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним:

- сколько букв в алфавите? (33)

- сколько гласных букв? (10)

- - какие бывают звуки? (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)?

- чем отличаются гласные от согласных? (гласные мы можем петь, при произнесении согласныз звуков воздушная струя встречает преграду)

 

  • Воздух свободно идёт через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поёт.

Звук получается ГЛАСНЫЙ.

 

  • А СОГЛАСНЫЕ … согласны

Шелестеть, рычать, скрипеть,

Даже фыркать и хрипеть

Но не хочется им петь.

 

- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем)

-давайте вспомним, какие гласные буквы мы уже знаем. А для этого вам нужно их «починить» (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов: А У О И).

 

Логопед: молодцы! Посмотрим на 1ый лепесток с задание от Мальвины:

Задание 1. «Рассели предметы в домики»

Первый звук определяйте
Домик с толком выбирайте.

 

-Перед этим задание выполним упражнения для язычка

 

Артикуляционная гимнастика

Раз – окошечко открыли.

Два – мы дудочку купили.

Три – в улыбке наши губки.

На четыре чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.

Шесть – лошадка «скок да скок».

Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.

Девять – дружно мы болтаем.

Десять – ротик закрываем

Логопед: ребята, вам нужно картинки расселить в два домика: красный и синий.

- Если предмет начинается с гласного звука, то в какой домик поместим его? А с согласного? Ответы детей

 

Задание 2. «Слоговая горка»

Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.

Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.

 

Логопед: молодцы, ребята, достаем следующее задание.

Задание 3. «Подружка-гусеница»

 

-Отгадайте загадку

Весело жужжала,

Над цветком летала,

 

Хоботком нектар взяла.

Угадайте кто…

(Пчела)

- С какого звука начинается слово?

Какой это звук? Почему?

 

-Давайте выложим букву из семечек/фасоли на тарелочках

 

Дыхательное упражнение «Пчела»

Пчелка, гуди, Легко взмахивают кистями рук.

В поле лети.

С поля лети —

Медок неси.

Ж-ж-ж... Ам!

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам!»

 

- Слово вслух произнеси, звук в гусеницу помести.

 

Ребята, мы будем определять место звука в слове.

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.

Логопед: молодцы, следующее задание

 

Задание 4. «Звуковые схемы-замочки»

 

Смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.

 

Задание 5. «Составь схемы»

Здесь ветер сильный погулял
И звуки все разбросал.

Логопед: ребята, перед вами карточки со словами. Нужно определить звуки по порядку: гласные и согласные. Составить схему слов.

(Каждый ребенок работает со своей картинкой, определяя звук и составляет схему слова с помощью губок, тканевых кружочков и крышечек)

Задание 6. «Цепочка слов»

-Давайте встанем в круг и будем передавать мяч, называя слова

Дети должны придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова (игра проводится с помощью мяча, который перебрасывают дети друг другу).

 

Логопед: -Сейчас расположим буквы на лепестках от большой до маленькой и попробуем прочитать, что за слово получилось

Ответы детей – КЛЮЧИК.

Логопед: правильно, вот мы и помогли Буратино получить ключик обратно. Вот он!

Итог занятия

Логопед: ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Что было интересного? Какие задания для вас были трудными? Какие легкими? Кого вы могли бы сегодня похвалить и за что?

Мальвина оставила для вас еще шкатулочку. Посмотрим, что там внутри?

Она вас наградила медалями в благодарность за помощь.

 

Список литература:

  1. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.
  2. Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).—М.: Школьная пресса, 2001.
  3. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. —М.: Просвещение, 1974.
  4. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной группы детского сада. – УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие». —М., 2000.
  5. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской. – Минск: Нар. Асвета, 1992.
  6. Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.
  7. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Программа «Волшебные пальчики»  по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад № 31"     Методическая разработка"Развитие певческих навыкову детей старшего дошкольного возраст...

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возрастаЧто такое графомоторный навык? Графомоторный навык – это навык овладения письмом.Письмо – это сложный навык, включающий ...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять,...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять,...