Цифровая экономика России( материалы для урока с тренировочными заданиями ЕГЭ 11 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс)

Гущина Лариса Александровна

Цифровизация экономики России - тема новая, от того злободневная и необходимая!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovaya_ekonomika_rf_urok_10_klass.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Хотелось бы начать свое выступление со статистики.

  С 2011 по 2015 г. ВВП России вырос на 7%, но когда начали детально изучать сферы, то обнаружили, что объем цифровой экономики вырос на 59%.И тогда задумались, почему бы не внедрить цифровую экономику в другие отрасли для того, чтобы увеличить рост.  Потом в нашей стране в отличии от других стран сделаны очень большие шаги по внедрению интернета, вы знаете, что у нас все школы подключены к интернету, даже в самых далеких деревнях.  

В Таиланде 3 года назад начали внедрять программу планшет каждому школьнику, два года выдавали планшеты, прошло два года правительство приняло решение, что это самая неэффективная программа за всю историю образования и программу закрыли. Оказалось, что инфраструктура не готова, интернета в школах нет, преподаватели не умеют работать с планшетом, нет ни одного приложения на тайском языке, которое помогало бы школьникам обучаться. Все это привело к тому, что школьники только играли и система образования пошла вниз. Вот вам один из примеров непродуманности и неэффективности.

 Россия занимает 1 место в Европе по количеству пользователей интернета и в мире мы всего отстаем на 6 мест от стран лидеров. Смартфоном сегодня пользуются 60% населения. 40млн. россиян пользуются порталом госуслуги. И главное, что этими системами пользуются как молодые, так и пожилые люди, что говорит, что эта система работает.

Проанализировав это все, правительство задумалось, что нужно сделать, чтоб экономический рост был максимальным, чтоб мы могли развиваться дальше, и вообще в какую сторону мы должны развиваться, чтобы не отстать, а лучше и опередить ведущих лидеров. Что бы такое сделать, чтобы производить на весь мир и весь мир это покупал.

Если мы начнем делать, то что уже сейчас делается мы никогда не догоним, и при правительстве РФ была создана организация национальная технологическая инициатива, в которой достаточно активные молодые люди, можно сказать, что старше 35 лет, туда принципиально не принимают, эта организация занимается тем, что она немного фантазирует, а вот как бы было хорошо в будущем, они заглядывают в будущее примерно в 2035 год, они там нашли такие рынки , как рынки будущего. 

Аэронет, Автонет, Миронет, Нейронет, Энерджинет, Финнет.

Это значит, что сегодня эти рынки не развиты, их фактически не существует. Сегодня у нас рынки нефтяной, деревообрабатывающий и т.д., а эти рынки не развиты и эти аналитики подсчитали если мы разовьём эти рынки мы будем лидеры и главное, что их насторожило, что мир идет в этом направлении, о чем свидетельствует то, что многие профессии которые вчера были популярны начали исчезать,  например профессии которые были связанные с ручным трудом еще лет 20-30 назад стали вытеснены роботами и системами автоматизации.

Последнее время начали исчезать такие профессии, как профессии бухгалтера, ведь бухгалтер делает рутинные операции, раньше, он считал на счетах, затем на калькуляторе и заносил эти цифры в колонки, а сейчас за счет компьютеризации бухгалтеру остается все меньше и меньше работы. Сбербанк предсказывает, что бухгалтер, как профессия исчезнет через 3-5 лет.

Примерно тоже самое происходит с профессией переводчик, если вы сравните гугл транслейд 2 года назад и гугл транслейд сегодня, вы заметите, что у гугла транслейда получается использовать красивые фразы, не стандартные обороты, он стал использовать правильные окончания, правильные падежи. Говорят, что профессия переводчик исчезнет через 5 лет, потому что система научиться делать это лучше человека.

Таким образом цифровая экономика – это экосистема РФ, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства, во всех сферах социально – экономической деятельности. 

Цифровая экономика представляет собой производство, завязанное на цифровых технологиях. На текущий момент около половины населения планеты использует Интернет в повседневной жизни для обучения и ведения бизнеса. Объемы виртуальной торговли в ближайшем будущем превысят стандартные виды торговых взаимоотношений. Оцифрованные деньги удобнее в использовании, их значительно сложней подделать. 

Цифровая экономика –неизбежна. 

В Российской Федерации программа цифровой экономики на 2017-2030 годы принята на федеральном уровне, дополнительно поддерживается на региональном. 

Преимуществом цифровой экономики является то, что

Многие услуги, товары или работы можно найти в Интернете, оплатить онлайн и получить по факту в нужном месте. Это экономит ресурсы и время. Среди других преимуществ нужно выделить следующие плюсы:

1) Благодаря развитию цифровых технологий, потребитель может быстрее получать необходимые ему услуги, экономить, покупая продукты в интернет-магазинах по более низким ценам. Так, электронная версия книги обойдется вам в разы дешевле, чем ее печатный аналог, на оптовой закупке в интернете, договорившись с другими потребителями, вы сэкономите больше, чем делая покупки в оффлайновых торговых точках. В конце концов, потребитель даже может начать свое дело онлайн, стать предпринимателем, не выходя из дома.


2)Улучшение образования - Использование ИКТ-технологий может улучшить образование, так как люди могут получать образование в Интернете и использовать различные электронные ресурсы для обучения.

3)Улучшение медицинской помощи -цифровая экономика может улучшить медицинскую помощь, так как люди могут получать консультации и лечение в Интернете, а также использовать различные медицинские технологии для диагностики и лечения.

4)Прозрачность ведения деятельности – большая часть операций в цифровой экономике проводится онлайн, сведения о покупках передаются в налоговые органы. Это помогает снизить объемы «черной» выручки, бороться с коррупцией и мошенническими схемами.

5)Повышение конкурентоспособности отечественного производства, расширение географии ведения бизнеса. 

 Минусы цифровой экономики

 Чем больше возможностей у чего-либо, тем выше риски. 1)Основная проблема цифровой экономики связана с информационными утечками и правовыми ограничениями в некоторых отраслях законодательства. Глобальная цифровизация экономики несет в себе следующие минусы:

2)Увеличение уровня мошенничества – информационная безопасность должна обеспечиваться с точки зрения правовой, технической, физической и криптографической защиты данных.

3)Рост безработицы – на фоне появления новых профессий и рабочих мест другие специальности и целые отрасли напротив уходят в прошлое, теряя свою актуальность.

4)Технологический разрыв – обеспечить полное проникновение в экономику цифровых технологий можно, если есть соответствующие разработки.

5)Цифровой разрыв – всеобщая цифровизация доступна не всем. К примеру, чтобы получить государственные услуги, человеку нужно иметь доступ в Интернет, оформить подтвержденную учетную запись. Далеко не у всех есть для этого возможности, что непосредственно влияет на уровень благосостояния.

 Принцип работы цифровой экономики

 Цифровая экономика сфокусирована на двух важных принципах – информации и сетевых технологиях. Электронные данные – это главный стратегический ресурс цифровизации. Для пользования информацией разрабатываются и развиваются современные IT-инструменты, включая бизнес-модели. Суть и значение цифровой экономики в ускорении механизма обмена большими объемами электронной информации между участниками, упрощении рутинных процессов.

 Цифровая экономика в России

 Официальная формулировка цифровой экономики содержится в четвертом пункте Стратегии развития информационного общества РФ на 2017–2030.

Рассуждая о цифровой экономике России, нужно выделить три основных группы технологий:

-Ближайшего будущего – это man-machine interface (человеко-машинный интерфейс), криптовалюта, квантовые вычисления, беспилотники и бизнес-дроны.

-Постепенно внедряемые – группа включает разработку приложений для смартфонов, цифровые платформы для граждан и бизнеса, чат-боты и интеграцию.

-Прорывные – третья группа объединяет наиболее перспективные технологии больших объемов данных, искусственного разума, нейротехнологии и дополненной реальности.

- По каждой из электронных технологий разрабатываются отдельные дорожные карты, в которых определяются основные стратегии развития. Сейчас РФ находится в активной стадии развития цифровой экономики.

Задания ЕГЭ по обществознанию 11 класс для тренировки компетенций в теме цифровая экономика:

  • Выберите верные суждения о банковских услугах (внедрение платежной системы «Мир», использование системы быстрых платежей, использование технологий биометрии для совершения финансовых операций);

Государство Z проводит активную политику поддержки льготных категорий граждан в сфере занятости. Какие из приведенных фактов позволяют сделать вывод о том, что национальная экономика государства Z социально ориентирована (инвалиды, безработные, студенты, женщины в декрете могут получить онлайн-образование бесплатно или скидкой в сфере цифровых профессий)

  • Проиллюстрируйте тремя примерами преимущества цифровых услуг для граждан (оформление пособия по безработице онлайн, ознакомление с ходом исполнительного производства в гражданском процессе, оформление пенсии онлайн, онлайн помощь при инвалидности и др.);
  • Проиллюстрируйте тремя примерами преимущества использования банковских карт при оплате товаров и услуг (не нужно иметь при себе наличные деньги, снижение риска потери или кражи денег, возможность отслеживать свои расходы и контролировать бюджет (рациональное поведение потребителя), действие программ лояльности для клиентов банков (бонусы и скидки), в случае недостатка собственных средств на банковском счете можно использовать кредитный лимит по карте (банковские карты с овердрафтом и др.);
  • Проиллюстрируйте тремя примерами преимущества использования системы быстрых платежей (возможность мгновенно перевести деньги на терминал оплаты, не ожидая зачисления средств на счет магазина, быстрое и удобное погашение кредитов, осуществление денежных переводов между физическими лицами в режиме реального времени и др.);
  • Проиллюстрируйте тремя примерами преимущества использования цифровых технологий (сервисов) в образовании (получение результатов ЕГЭ, подача заявления и зачисление в ВУЗ онлайн, использование цифровых платформ в образовательном процессе, онлайн -курсы, позволяющие изучать материал в своем темпе, виртуальные лаборатории, которые имитируют реальные эксперименты и др.);
  • Проиллюстрируйте тремя примерами преимущества использования цифровых технологий в сфере информационной безопасности (использование шифрования для защиты данных от несанкционированного доступа, аутентитфикация пользователей в системе с применением паролей, биометрических данных и одноразовых кодов, отправленных по SMS и др.);
  • Приведите три предложения о позитивном влиянии информационной инфраструктуры на экономику РФ (обеспечение эффективного взаимодействия между предприятиями, организациями и потребителями, снижение издержек предприятия, улучшение качества продуктов и услуг, создание новых рабочих мест, расширение рынка сбыта продукции и др.);
  • Приведите три суждения о негативных последствиях цифровизации экономики (цифровизация может привести к увеличению социального неравенства, утрата актуальности некоторых профессий из-за автоматизации процессов и замены человеческого труда машинами, усиление контроля со стороны государства и бизнеса над личной жизнью и данными граждан, утечка данных в открытый доступ и др.);
  • Три суждения о роли государства в цифровом управлении (государство должно обеспечивать регулирование и контроль в сфере цифровых технологий, чтобы обеспечить безопасность граждан, государство может инвестировать средства в научные разработки и исследования, поддержка инновационных проектов, государство должно создавать условия для развития цифровых технологий в образовании, законодательстве и др.);
  • Государственное регулирование экономики в современной РФ ( в этот план стоит включить пункт «Цифровое государственное управление» и конкретизировать в подпунктах методы:
    - автоматизация процессов управления;
    - внедрение системы электронного документооборота;
    -развитие электронного правительства и др.;
  • Обосновать роль цифровых экономических ресурсов в политическом процессе (Цифровые технологии используются для организации и проведения выборов, мониторинга деятельности политических партий и кандидатов, а также для сбора и анализа данных о политических процессах);
  • Обосновать роль цифровых технологий на рынке занятости (Цифровые технологии позволяют автоматизировать процессы поиска работы и снижать затраты на производство товаров и услуг. Цифровые технологии создают новые рабочие места в сфере информационных технологий, телекоммуникаций и электронной коммерции);
  • Обосновать роль государства в обеспечении информационной безопасности малого и среднего бизнеса (Государство разрабатывает законы и нормативные акты, регулирующие использование информационных технологий и защиту информации, а также предоставляет поддержку и консультации для предпринимателей по вопросам информационной безопасности);
  • Обосновать роль государства в обеспечении информационной безопасности граждан/ защита от мошенничества (Государство обеспечивает контроль и надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, обеспечивает безопасность функционирования информационных и телекоммуникационных систем, развивает технологии защиты информации, обеспечивающие неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа, обеспечивает проведение мер противодействия распространению идеологии терроризма, экстремизма, пропаганды насилия);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные задания 5 класс Модуль4 (Учебник Spotlight)

Тренировочные задания 5 класс Модуль4 (Учебник Spotlight)...

Тренировочные задания 5 класс Модуль5 (Учебник Spotlight)

Тренировочные задания 5 класс Модуль5 (Учебник Spotlight)...

Тренировочные задания 5 класс Модуль6 (Учебник Spotlight)

Тренировочные задания 5 класс Модуль6 (Учебник Spotlight)...

Тренировочные задания 5 класс Модуль 8 (Учебник Spotlight)

Тренировочные задания 5 класс Модуль 8 (Учебник Spotlight)...

Тренировочные задания 5 класс Модуль 9 (Учебник Spotlight)

Тренировочные задания 5 класс Модуль 9  (Учебник Spotlight)...

Тренировочные задания 5 класс Модуль 10 (Учебник Spotlight)

Тренировочные задания 5 класс Модуль 10  (Учебник Spotlight)...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...