Нейроигры для дошкольников с ТНР
консультация

Вяткина Алла Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время количество детей с ограниченными

возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически

ослаблены, имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение

речевого дыхания, общей и мелкой моторики, заторможенность, мышечное

напряжение, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях

основных физических качеств. Тяжёлые речевые нарушения имеют под

собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых

мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших

психических функций. Речь также является высшей психической функцией,

поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты

речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный

запас, грамматический строй речи, связная речь.

В связи с этим появляются трудности обучения в школе. Для решения

этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда совместно с воспитателем вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным. Чтобы повысить результативность логопедических занятий мы используем нейропсихологические технологии.

Нейропсихологический подход дополняет коррекционную программу и

вместе с ней реализуется. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на

проблему, выявить причину этого нарушения, выстроить грамотную

программу сопровождения и оказать помощь в формировании базовых

функций для дальнейшего обучения ребенка.

Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность

более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу всех психических процессов.

Если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит

неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в

обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в

письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной

информации).

Оценив положительное воздействие кинезиологических упражнения на

развитие ребёнка, мы стали применять их в логопедической практике, на занятиях в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОВЗ.

Практическая значимость использования таких упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушения чтения и письма будущих школьников. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Одним из этапов работы с детьми ТНР является артикуляционная

гимнастика. И, чтобы не уменьшился интерес к этому виду деятельности, мы

соединили её с биоэнергопластикой.

  • Упражнение «Толстяк» - кисти рук лежат ладонями вниз, на счет

1-щеки одновременно надуваются, пальцы обеих рук сжимаются в кулаки.

На счет 2 щеки одновременно сдуваются, руки в И.П.

  • Упражнение «Худышка» - руки опущены вниз, на счет 1- щеки

одновременно втягиваются в ротовую полость, ладони соединяются на

уровне груди, как при хлопке, но без звука. На счет 2 – возвратиться в И.П.

Эти упражнения делаем чередуя.

  • «Полощем рот» - кисти рук ладонями вниз, на счет 1- надувается

правая щека, пальцы правой руки сжимаются в кулак. На счет 2 – воздух

перегоняем в левую щеку, пальцы правой руки распрямляются, а левой –

сжимаются в кулак.

За этапом постановки звука следует этап автоматизации, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.

Упражнение «Колечко» - поочередно перебираем пальцы рук,

соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний,

безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе

автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу», …),

далее слова, словосочетания, стихи и потешки. Сначала отдельно на обеих

руках, затем одновременно.

Упражнение «Пианино» - Правая рука лежит на столе. Попеременное

поднимание (отрывание от стола) пальцев, начиная с большого. С начало по

порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.

Проговаривая текст.

Упражнение «Лезгинка»- Левая рука сложена в кулак, большой палец

в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в

горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем

руки. 6-8 повторений. Можно подключать работу языка. (Шла Саша по

шоссе и сосала сушку- на дифференциацию звуков). Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками. Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук С стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком Ш – влево. Но если в слове есть звуки и С и Ш, то стрелочка направлена в обе стороны. Со звуками Р – Л упражнение проводится аналогично.

  • Упражнения с карандашами.

- «Собери карандаши» одной рукой в кулак, беря их по одному. Затем

по одному выложить их на стол. Автоматизация звука.

- Берем карандаш снизу большим и указательным пальцами правой руки и поочередно перебирая пальцами поднимаемся к верхнему концу карандаша, усложним упражнение и подключаем средний, опускаемся в низ. Такие же движения делаем левой рукой. Потом одновременно 2-я руками. Когда ребенок уже делает это упражнение уверенно, подключаем речь. Это могут быть стишки, поговорки, считалки по автоматизации, дифференциации.

Большую популярность набирает методика Bal-A-Vis-X расшифровывается как «Балансировочно-аудиально-визуальные упражне-

ния». Упражнения с нейромячиками. Мячики отличаются от любых других

сенсорной привлекательностью и громким звуком отскакивания. В чем

преимущество таких упражнений:

- ритм;

- работа глаз, пространственная ориентация;

- сотрудничество, синхронность;

- ответственность.

  • Упражнение «Себе-соседу». Горизонтальные оси тела – передаем мяч

вокруг живота, делаем в одну сторону, потом в другую, с закрытыми

глазами. Вытягиваем прямо левую руку правую вперед, а правой бросаем через

левую руку.

  • Игра «Волшебный мешочек»

Все дети любят секреты, тайны, обожают находить клады и

сокровища. Зная эту детскую особенность, хотим вам рассказать об

интересной игре, которая называется «Волшебный мешочек».

- Ребёнок погружает руку в мешочек, ощупывает предметы. Взяв

предмет в руку, описывает его, не вынимая из мешочка. Взрослый помогает

описывать, задавая вопросы: он круглый/квадратный? тёплый/холодный?

гладкий/шершавый? большой/маленький? и т.д. Если ребёнок называет

предмет - его достают из мешочка и рассматривают.

- Когда ребёнок знает все предметы, лежащие в мешочке, взрослый

называет предмет, который необходимо найти, ребёнок ищет его, не глядя в

мешочек.

В мешочек кладут по 2 одинаковых предмета. Ребёнок называет

первый предмет, затем достает его из мешочка, затем ищет второй такой же

предмет. Эта игра развивает тактильную чувствительность, мелкую

моторику, внимание, восприятие, память, а также развивает речевые навыки

ребёнка.

Таким образом, использование в коррекционной работе

нейропсихологических приемов повышает интерес к занятиям и

положительный эмоциональный настрой, активизирует познавательную и

мыслительную деятельность, а также психические процессы, способствующие общему развитию ребенка. Развивает все компоненты

речевой системы, ускоряют исправление неправильно произносимых звуков

(процесс постановки и автоматизации), способствует профилактике и

коррекции нарушений письма и чтения, создает условия для оптимальной

работы всех анализаторов у ребенка, развивает компенсаторные

возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейроигры в работе учителя-логопеда.

В статье описаны игры по межполушарному развитию....

Нейроигры в коррекционной работе логопеда

Виды нейропсихологических игр в работе логопеда...

Нейроигры в коррекционной работе логопеда

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней....

Нейроигры как двигатель психических процессов для улучшения процесса обучения детей с ОВЗ.

Нейропсихология как наука  появилась совсем недавно. Взаимосвязь тела и психических процессов начали активно изучать  в XX веке.Нейропсихология — молодое направление в науке, кото...

Очумелые ручки с учителем-логопедом. Нейроигра "Сортировщик конфет"

Нейроигра "Сортировщик конфет"Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики рук, координации в пространстве, внимания, памяти, мышления....

Нейроигры в работе с дошкольниками

Статья посвящена науке – нейропсихологии, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др...

Методическая разработка - математическая нейроигра для дошкольников «Гимнастика для ума»

Математическая нейроигра, способствует закреплению счета, умению соотносить цифры (точки) с количеством; развивает внимание, память, мышление, зрительно-моторную координацию....


 

Комментарии

Ларкина Марина Викторовна

Нейроигры — эффективный инструмент в работе с детьми дошкольного возраста, а особенно для детей с ТНР. Спасибо Алла Владимировна, что поделились некоторыми видами упражнений, которые буду применять в своей практике.