Нейроигры для дошкольников с ТНР
консультация
Предварительный просмотр:
В настоящее время количество детей с ограниченными
возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически
ослаблены, имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение
речевого дыхания, общей и мелкой моторики, заторможенность, мышечное
напряжение, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях
основных физических качеств. Тяжёлые речевые нарушения имеют под
собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых
мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших
психических функций. Речь также является высшей психической функцией,
поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты
речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный
запас, грамматический строй речи, связная речь.
В связи с этим появляются трудности обучения в школе. Для решения
этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда совместно с воспитателем вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным. Чтобы повысить результативность логопедических занятий мы используем нейропсихологические технологии.
Нейропсихологический подход дополняет коррекционную программу и
вместе с ней реализуется. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на
проблему, выявить причину этого нарушения, выстроить грамотную
программу сопровождения и оказать помощь в формировании базовых
функций для дальнейшего обучения ребенка.
Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность
более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу всех психических процессов.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит
неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в
обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в
письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной
информации).
Оценив положительное воздействие кинезиологических упражнения на
развитие ребёнка, мы стали применять их в логопедической практике, на занятиях в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОВЗ.
Практическая значимость использования таких упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушения чтения и письма будущих школьников. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Одним из этапов работы с детьми ТНР является артикуляционная
гимнастика. И, чтобы не уменьшился интерес к этому виду деятельности, мы
соединили её с биоэнергопластикой.
- Упражнение «Толстяк» - кисти рук лежат ладонями вниз, на счет
1-щеки одновременно надуваются, пальцы обеих рук сжимаются в кулаки.
На счет 2 щеки одновременно сдуваются, руки в И.П.
- Упражнение «Худышка» - руки опущены вниз, на счет 1- щеки
одновременно втягиваются в ротовую полость, ладони соединяются на
уровне груди, как при хлопке, но без звука. На счет 2 – возвратиться в И.П.
Эти упражнения делаем чередуя.
- «Полощем рот» - кисти рук ладонями вниз, на счет 1- надувается
правая щека, пальцы правой руки сжимаются в кулак. На счет 2 – воздух
перегоняем в левую щеку, пальцы правой руки распрямляются, а левой –
сжимаются в кулак.
За этапом постановки звука следует этап автоматизации, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.
Упражнение «Колечко» - поочередно перебираем пальцы рук,
соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний,
безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе
автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу», …),
далее слова, словосочетания, стихи и потешки. Сначала отдельно на обеих
руках, затем одновременно.
Упражнение «Пианино» - Правая рука лежит на столе. Попеременное
поднимание (отрывание от стола) пальцев, начиная с большого. С начало по
порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
Проговаривая текст.
Упражнение «Лезгинка»- Левая рука сложена в кулак, большой палец
в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в
горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем
руки. 6-8 повторений. Можно подключать работу языка. (Шла Саша по
шоссе и сосала сушку- на дифференциацию звуков). Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками. Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук С стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком Ш – влево. Но если в слове есть звуки и С и Ш, то стрелочка направлена в обе стороны. Со звуками Р – Л упражнение проводится аналогично.
- Упражнения с карандашами.
- «Собери карандаши» одной рукой в кулак, беря их по одному. Затем
по одному выложить их на стол. Автоматизация звука.
- Берем карандаш снизу большим и указательным пальцами правой руки и поочередно перебирая пальцами поднимаемся к верхнему концу карандаша, усложним упражнение и подключаем средний, опускаемся в низ. Такие же движения делаем левой рукой. Потом одновременно 2-я руками. Когда ребенок уже делает это упражнение уверенно, подключаем речь. Это могут быть стишки, поговорки, считалки по автоматизации, дифференциации.
Большую популярность набирает методика Bal-A-Vis-X расшифровывается как «Балансировочно-аудиально-визуальные упражне-
ния». Упражнения с нейромячиками. Мячики отличаются от любых других
сенсорной привлекательностью и громким звуком отскакивания. В чем
преимущество таких упражнений:
- ритм;
- работа глаз, пространственная ориентация;
- сотрудничество, синхронность;
- ответственность.
- Упражнение «Себе-соседу». Горизонтальные оси тела – передаем мяч
вокруг живота, делаем в одну сторону, потом в другую, с закрытыми
глазами. Вытягиваем прямо левую руку правую вперед, а правой бросаем через
левую руку.
- Игра «Волшебный мешочек»
Все дети любят секреты, тайны, обожают находить клады и
сокровища. Зная эту детскую особенность, хотим вам рассказать об
интересной игре, которая называется «Волшебный мешочек».
- Ребёнок погружает руку в мешочек, ощупывает предметы. Взяв
предмет в руку, описывает его, не вынимая из мешочка. Взрослый помогает
описывать, задавая вопросы: он круглый/квадратный? тёплый/холодный?
гладкий/шершавый? большой/маленький? и т.д. Если ребёнок называет
предмет - его достают из мешочка и рассматривают.
- Когда ребёнок знает все предметы, лежащие в мешочке, взрослый
называет предмет, который необходимо найти, ребёнок ищет его, не глядя в
мешочек.
В мешочек кладут по 2 одинаковых предмета. Ребёнок называет
первый предмет, затем достает его из мешочка, затем ищет второй такой же
предмет. Эта игра развивает тактильную чувствительность, мелкую
моторику, внимание, восприятие, память, а также развивает речевые навыки
ребёнка.
Таким образом, использование в коррекционной работе
нейропсихологических приемов повышает интерес к занятиям и
положительный эмоциональный настрой, активизирует познавательную и
мыслительную деятельность, а также психические процессы, способствующие общему развитию ребенка. Развивает все компоненты
речевой системы, ускоряют исправление неправильно произносимых звуков
(процесс постановки и автоматизации), способствует профилактике и
коррекции нарушений письма и чтения, создает условия для оптимальной
работы всех анализаторов у ребенка, развивает компенсаторные
возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейроигры в работе учителя-логопеда.
В статье описаны игры по межполушарному развитию....
Нейроигры в коррекционной работе логопеда
Виды нейропсихологических игр в работе логопеда...
Нейроигры в коррекционной работе логопеда
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней....
Нейроигры как двигатель психических процессов для улучшения процесса обучения детей с ОВЗ.
Нейропсихология как наука появилась совсем недавно. Взаимосвязь тела и психических процессов начали активно изучать в XX веке.Нейропсихология — молодое направление в науке, кото...
Очумелые ручки с учителем-логопедом. Нейроигра "Сортировщик конфет"
Нейроигра "Сортировщик конфет"Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики рук, координации в пространстве, внимания, памяти, мышления....
Нейроигры в работе с дошкольниками
Статья посвящена науке – нейропсихологии, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др...
Методическая разработка - математическая нейроигра для дошкольников «Гимнастика для ума»
Математическая нейроигра, способствует закреплению счета, умению соотносить цифры (точки) с количеством; развивает внимание, память, мышление, зрительно-моторную координацию....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Нейроигры — эффективный
Нейроигры — эффективный инструмент в работе с детьми дошкольного возраста, а особенно для детей с ТНР. Спасибо Алла Владимировна, что поделились некоторыми видами упражнений, которые буду применять в своей практике.