Рекомендации для педагогов
консультация
Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного
вида второй категории №76 г.Шахты Ростовской области»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_semey_gruppy_riska.docx | 46.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение
семей социального риска в условиях
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного
вида второй категории №76 г.Шахты Ростовской области»
Под семьей понимается основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и определенными обязанностями по отношению друг к другу. Семья выполняет ряд функций: воспитательную, хозяйственно-бытовую, социализирующую, терапевтическую (поддержка), духовную и др.
Главная функция семьи — репродуктивная, то есть обеспечение появления и воспитания потомства. Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы, с точки зрения морали и закона, должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка. Эти требования в полной мере выполняются в благополучной семье. Благополучная семья — это семья, которая состоит из двух родителей и детей, связанных между собой эмоциональными и межличностными связями, и выполняет все возложенные на нее функции. В такой семье складываются необходимые условия для нормального психического развития ребенка.
Но, к сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях, когда существуют бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании и алкоголизма, — снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Происходит падение педагогического потенциала семьи и разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных) семейных союзов.
Неблагополучные семьи, или семьи СОП (семьи, находящиеся в социально опасном положении),
- это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи, в которых родители злоупотребляют правами детей, жестоко обращаются с ними или пренебрегают их нуждами, отрицательно влияя на развитие детей. Это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в государственной помощи и поддержке.
Главной характеристикой этих семей является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, неудовлетворение его нужд. Это семьи, в которых ребенок испытывает неблагополучие:
- переживает дискомфорт
- стрессовые ситуации
- жестокость
- насилие
- пренебрежение со стороны родителей
- голод и т. д.
Неблагополучие в семье ведет к нарушению полноценного развития детей. Очень часто дети живут в таких семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой. Ребенок из семьи СОП и «группы риска» обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватной реакции, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к обучению и т. д.
Для детей из таких семей характерны
- задержка темпов интеллектуального и психического развития;
- неумение общаться и поддерживать эмоциональные контакты;
- негативное эмоциональное состояние (страхи, неврастения, неврозы, стресс, подверженность нервно- психическим расстройствам);
- нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность, тревожность, аутизм);
- низкий уровень сформированности игровых навыков;
- отсутствие или плохое развитие навыков личной гигиены;
- подверженность хроническим заболеваниям.
В дальнейшем эти проявления неблагополучия могут привести к формированию социальной дезадаптации ребенка, выражающейся в склонности к преступной деятельности, употреблению психоактивных веществ, побегам из дома. Социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили.
Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы риска». В них существует некоторое отклонение от нормы, которое не позволяет отнести их к разряду благополучных. Однако эти отклонения не стали для них дезадаптирующим фактором. Внешне это вполне благополучные семьи, но подвергшиеся влиянию одного из «факторов риска». К данной категории относятся семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные, опекунские, семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвалидами, семьи беженцев. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной, исходя из стиля, методов и содержания семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие ребенка.
Организация работы с семьями «группы риска» в условиях ДОО
Главной целью работы МБДОУ «Детский сад №76 г.Шахты» является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста.
Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ДОУ.
Цель: формирование комплексной системы психолого-педагогической поддержки семьи, находящейся в «группе риска» в условиях ДОО.
Задачи:
- Совершенствовать деятельность педагогического коллектива ДОО по оказанию помощи детям, включенным в социальный паспорт ДОО.
- Продолжать выстраивать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие с целью оказания помощи семьям, находящимся в социально опасном положении.
Алгоритм сопровождения семей «группы риска»
- 1-й этап: выявление семей группы риска. Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОО и создается банк данных детей, которые ставятся на внутрисадовый учет. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска».
- 2-й этап: установление контакта с семьей. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.
- 3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания, положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия ( Приложение 4). Изучением семьи в детском саду занимаются воспитатель, педагог - психолог. Педагог - психолог использует следующие методы психологической диагностики: тесты, проективные методики, анкеты, опросники, наблюдение и беседу.
Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия. Воспитатель собирает информацию о семье, посещая ее на дому (совместно с психологом) и заполняя акт обследования жилищно-бытовых условий, наблюдает за ребенком в условиях детского сада и проводит индивидуальные беседы и анкетирование его родителей.
При необходимости заместитель заведующего по ВР, воспитатель, педагог - психолог посещает семьи воспитанников.
- 4-й этап: составление картотеки семей «группы риска». Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовом учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию:
- Социальный паспорт семьи;
- Психолого-педагогическая характеристика на ребенка;
- Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи;
- Результаты психологической диагностики воспитанника и
родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения.
- 5-й этап: разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска» (Приложение 1). План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.
Неполная семья нуждается в привлечении ближайших родственников к процессу воспитания ребенка, в вовлечении его в систему дополнительного образования (секции, кружки), в наблюдении и консультациях психолога, психотерапевта, социального педагога, воспитателя.
Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете.
Асоциальные и криминальные семьи нуждаются в наблюдении и консультациях психолога о необходимости лечения от алкогольной зависимости, в оказании психиатрической и наркологической помощи, в индивидуальной работе психолога с родителями по изменению отношений в семье и эффективных методов воспитания.
Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей социальным педагогом в систему дополнительного образования, в консультации психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консультации невропатолога и психиатра по выявлению отклонений у ребенка.
Многодетным и малообеспеченным семьям требуются: оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, индивидуальные беседы, консультации психолога.
Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности, необходима организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность (клуб по интересам, кружки).
В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.
- 6-й этап: реализация индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска».
Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи.
Как показывает практика, семьи «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи:
- психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);
- социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);
- педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);
- правовой (повышение правовой компетентности родителей);
- медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).
Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на детей может протекать успешно, если соблюдается ряд условий:
- воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОО осуществляется в условиях личностно
- ориентированного подхода;
- создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- осуществляется своевременная подготовка педагога к работе с неблагополучной семьей и воспитывающимися в ней детьми.
Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОО), поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.
Работа с детьми.
С детьми работают воспитатель и все специалисты дошкольной образовательной организации.
Воспитатель наблюдает за детьми и оказывает им необходимую помощь в развитии и социализации. Приглашает родителей на индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей, проводит индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания детей, личностного и психического развития.
Педагог-психолог знакомит родителей с представлением о возрастной психологии, о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком, проводит «круглые столы» по вопросам эффективного воспитания. Родителей приглашают на тренинги по коррекции детско-родительских отношений, практикумы по обучению навыкам конструктивного взаимодействия в семье и рефлексивного поведения. Формы работы педагога-психолога с детьми: наблюдение, беседа, диагностика эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, коррекционно-развивающая работа, мониторинг психологического состояния.
Учитель-логопед производит диагностику развития речевой сферы и коррекцию речевых нарушений у воспитанников. Проводит консультации, открытые занятия и семинары-практикумы по своему направлению.
Музыкальный руководитель проводит занятия, способствующие развитию и сплочению детей в группе, используя для этого народные и подвижные игры, хороводные игры с пением, телесно ориентированные игры.
Инструктор по физической культуре проводит диагностику физического развития воспитанников, занятия по развитию психофизических процессов (скорость, выносливость, ловкость и т. д.), закаливание, самомассаж.
Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре занимаются организацией и проведением совместных досугов и праздников, проводят консультации и практикумы для родителей.
Работа с педагогическим коллективом ДОО.
В рамках данного направления деятельности производится психолого-педагогическое просвещение педагогического коллектива по вопросам работы с семьями СОП и «группы риска». Этим занимается заместитель заведующей по BP, педагог - психолог, а также приглашенный сотрудник комиссии по делам несовершеннолетних. Формы работы с педагогами разнообразны: «круглые столы», консультации, семинары и семинары-практикумы, наглядная информация (памятки, буклеты), педагогические советы. В рамках просвещения рассматриваются вопросы выявления таких семей, формы и методы эффективной работы с ними.
- 7-й этап: анализ работы. Данный этап включает в себя: наблюдение за семьей, поставленной на внутрисадовский учет; отслеживание динамики развития детско-родительских отношений; оказание дополнительной психолого-педагогической помощи семье в случае необходимости, консультирование семьи.
- 8-й этап: снятие несовершеннолетнего и его семьи с внутрисадовского учета.
Основанием для снятия с учета является:
- Улучшение положения в семье.
- Выбывание из детского сада.
Важно помнить, что семейное благополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа индивидуальной коррекционной работы с семьей находящейся в «группе риска»
Цель программы: смягчение факторов социального риска, способствующих возникновению проблемной ситуации в семье.Создание условий для нормального развития ребенка в семье. Задачи:
- Повышение психологической компетентности родителей путём расширения психолого-педагогических знаний.
- Создание условий для формирования навыков конструктивного взаимодействия и общения, способствующих оптимизации детско-родительских отношений.
- Улучшение рефлексии своих взаимоотношений в семье, выработка новых навыков взаимодействия.
- Развитие способности принимать, понимать и доверять друг другу, осознавать важность родительского внимания и воспитания
ФИ воспитанника Дата постановки на внутрисадовский учет Дата снятия с внутрисадовского учета Группа № Воспитатели
Общие сведения:
- Дата рождения ребенка
- Дата поступления в детский сад
- ФИО матери
- Место работы матери и занимаемая должность
- ФИО отца
- Место работы отца и занимаемая должность
- Адрес места жительства
- Домашний телефон
- С кем проживает ребёнок
- Кто приводит / забирает ребенка
- Количество членов в семье
- Социальный статус семьи:
- СОП (социально опасное положение) - группа риска СОП- ТСЖ (трудная жизненная ситуация);
- опекаемая - патронатная;
- малообеспеченная – многодетная;
- неполная (семья одинокой матери, родители разведены, вдова (вдовец)– полная - комбинированная;
- криминальная - семья в ситуации развода;
- благополучная – неблагополучная.
- Стрессовый фактор семьи (трудности, которые испытывает семья), влияющие на дошкольника:
- недостаточно денег (экономический фактор);
- напряжённый график работы одного из родителей (частые командировки);
- нет собственного жилья (снимают квартиру);
- родители не проживают совместно;
- родители, используют неконструктивные методы воспитания;
- родители, нарушающие условия договора с ДОО;
- родителями, осуществляется ненадлежащий уход за своим ребёнком;
- один из членов семьи злоупотребляет алкоголем;
- многодетная семья;
- в семье есть дети или другие члены семьи – инвалиды;
- другое
- Основания для определения ребёнка в «в группу риска»:
- ребёнок – инвалид;
- уровень развития не соответствует возрастным нормативам;
- влияние стрессового фактора семьи (выше оно указанно);
- другое
План работы с воспитанником
№ | Мероприятие | Срок проведения | Ответственный |
1. | |||
2. | |||
3. |
План работы с родителями
№ | Мероприятие | Срок проведения | Ответственный |
1. | |||
2. | |||
3. |
Карта взаимодействия воспитателей и специалистов с родителями
№ | Проведенная работа | Дата проведения | Подпись родителей | Подпись воспитателей, специалистов |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендации для воспитателя по выявлению семей «группы риска»
- Анализ личных карточек воспитанника (воспитатель обращает внимание на следующие факторы):
- социальный статус семьи (полная, неполная, многодетная,опекунская семья);
- малообеспеченная семья,
- семья с детьми, имеющая детей с ОВЗ,
- социальный статус родителей (образование, работа);
- жилищно -бытовые условия;
- и другое.
- Наблюдение за ребенком ( воспитатель обращает внимание на следующие факторы):
- внешний вид ребенка;
- признаки физического насилия;
- эмоциональное состояние ребенка (наличие навязчивых движений, неврозов, страхов);
- нарушение поведения (гиперактивность, агрессивность, тревожность);
- уровень сформированности игровых навыков;
- уровень развития навыков личной гигиены;
- подверженность заболеваниям;
- наличие сезонной одежды, запасных вещей;
- отсутствие ребенка в детском саду;
- и другое.
- Наблюдение за родителями ( законными представителями) ( воспитатель обращает внимание на следующие факторы):
- общение родителей ( законных представителей) со своим ребенком, с другими родителями, с воспитателями, с другими детьми из группы, которую посещает их ребенок;
- адекватность восприятия информации;
- своевременность оплаты за детский сад;
- соблюдение родителями правил детского сада, в том числе режима дня;
- своевременная оплата за детский сад;
- и другое.
В случае выявления неблагополучия сигнализировать ППк.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карта взаимодействия ответственного с воспитателями групп
Группа № | Анализ личных карточек ребенка | Особенности взаимодействия с детьми | Особенности взаимодействия с родителями ( законными представителям и) | Дата, подпись воспитателя группы | Подпись ответственного лица |
Заполняется в | Выявлено | Выявлено | |||
начале года и в | ( описание ) / не | ( описание ) / не | |||
случае | выявлено | выявлено | |||
поступление | |||||
нового ребенка в | |||||
группу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов
Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...
Практические рекомендации для педагогов детских театральных кружков, студий в работе над голосом, дыханием, звукоизвлечением из опыта работы педагогов по вокалу.
Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначе...
Консультация для педагогов "Рекомендации специальных педагогов по формированию и организации учебной деятельности у учащихся с ОВЗ".
Данная консультация разработана специальными педагогами (логопед, психолог, социальный педагог) и предназначена для педагогов, работающих с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, детьм...
Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по профилактике детского суицида
Причины суицидов среди подростковТипы суицидального поведенияДиагностика, профилактика и превенция суицида и т.д....
Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"
Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...
Рекомендации для педагогов ДОУ "Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями"
Рекомендации для педагогов ДОУ...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Памятка педагогу при проведении занятий»
Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с...