"Творческий конкурс: зритель, участник, победитель"
методическая разработка
Практические рекомендации для родителей детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_borilkevich.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Творческий конкурс: зритель, участник, победитель»
(добрые советы родителям: как и зачем мотивировать ребенка с ОВЗ на участие в творческом конкурсе)
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелином»
Ш.А. Амонашвили
Творческому развитию ребенка современная система образования уделяет максимум внимания. В первую очередь творческое развитие становится актуальным как одно из важнейших условий для самореализации школьника. Говоря о творческом развитии ребенка, мы говорим о развитии личности, которая будет способна к самопознанию, к адекватной оценке своих возможностей, к саморазвитию. А наибольшую поддержку в раскрытии творческого потенциала необходимо оказывать детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Учителя, воспитатели, тьюторы, педагоги дополнительного образования всегда готовы поддержать любое творческое начинание своего воспитанника. Но ведь главными педагогами в жизни любого ребенка являются его родители.
Увы, зачастую родители детей с ОВЗ сталкиваются с такими сложностями, как заниженная самооценка у ребенка, неуверенность в себе и своих способностях, боязнь выступлений на публику, неумение и страх отстаивать свою позицию и в детском коллективе, и перед посторонними взрослыми. Безусловно, каждый родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок сумел преодолеть в себе эти страхи и смело с достоинством вступил во внешний мир.
И здесь, как ни странно это прозвучит, большую помощь детям с ОВЗ и их родителям в процессе скорейшей адаптации может оказать участие такого ребенка в творческих конкурсах. Участие в любом конкурсе – это своего рода смелый выход ребенка в открытый космос. Дома, в кругу семьи, ребенок с ОВЗ практически всегда получает высокую оценку любой своей работы (рисунок, поделка и т.п.). И в какой-то момент у него может появиться подозрение, что его близкие не объективны и хвалят его из любви или даже жалости.
Настоящий конкурс – это реальная непредвзятая экспертиза, которая может объективно оценить умения ребенка. И вот тут наконец-то предоставляется возможность не только проверить свои силы, но и сравнить свой уровень мастерства с другими участниками конкурса.
Но всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Участие ребенка с ОВЗ в конкурсе таит в себе массу подводных камней, с которыми придется столкнуться его родителям.
Во-первых, ребенок может быть настолько зажат в собственных рамках, что на самом начальном этапе просто категорически откажется от участия. Во-вторых, для того, чтобы участие в конкурсе было результативным, необходимо детально изучить правила, которые обычно изложены в положении о конкурсе. На третьем месте находится грамотная постановка цели, умение ее сформулировать. Пожалуй, наиболее трудоемкий этап участия в конкурсе – это презентация своего творения либо самопрезентация. Если ребенок стеснителен или вообще не имеет представления, с чего можно начать на этом этапе, помощь взрослого станет тем самым спасительным канатом, который вытянет юного автора на берег уверенности. Далее не следует забывать о сроках конкурса: вовремя и правильно подать заявку, а также не нарушить сроки выполнения самой работы. А получив информацию о результатах конкурса, важно помочь ребенку правильно отнестись к этим результатам.
На всех этапах необходима помощь родителей или близких людей. Эта помощь должна быть, прежде всего, корректной, без напора, который может разрушить видение концепции своей будущей работы самим ребенком.
На сегодняшний день участие в творческих конкурсах всё чаще становиться дистанционным. Участники записывают видео с процессом создания своей творческой работы либо выполняют презентацию. А что делать, если ребенок не готов становиться героем видеоролика, не хочет выставлять себя на всеобщее обозрение?
В этой статье будут предложены рекомендации, как сподвигнуть ребенка с ОВЗ на участие в конкурсе, как помочь ему пройти все его этапы и правильно принять результаты.
Этап 1. Выбор конкурса. Если вы впервые хотите предложить вашему ребенку принять участие в творческом конкурсе, то не следует замахиваться на широкомасштабные мероприятия с тысячами участников, которые проводятся в несколько этапов. Начинать рекомендуется с малого, с такого уровня, который по силам вашему ребенку. Например, конкурс на базе учебного учреждения. В конкурсе такого локального масштаба шансы, что работа вашего ребенка будет замечена и выделена жюри, возрастают в десятки, а то и сотни раз. Выбирайте конкурс с такими номинациями, в которых ваш ребенок действительно сможет представить конкурентоспособную работу. Важно обратить внимание на возрастные категории участников. Постарайтесь выбрать конкурс, где возрастные рамки участников не будут иметь слишком широкого диапазона.
Если ребенок не высокого мнения об уровне своего мастерства и умений и скептически относится к идее участия в конкурсах, то начните настраивать его на позитивный лад загодя. Смотря на его творческие работы, старайтесь давать им более «взрослые» характеристики. Недостаточно просто сказать «ой, какая красивая картинка». Подмечайте в работе нюансы, детали, способы ее создания. Задавайте вопросы: «Как у тебя получилось добиться такого оттенка?», «Как к тебе пришла идея создания этой работы? Это твоя собственная задумка?» и т.п. Проявите серьезную заинтересованность работой, чтобы ребенок почувствовал, что его старания чего-то стоят. Такое отношение со стороны взрослого человека придаст маленькому автору больше уверенности в собственных силах. Подходя ближе к предложению об участии в конкурсе, можно сказать, что с таким уровнем мастерства можно смело показать свои работы миру, не стоит прятать такую красоту дома, такой работой можно и нужно гордиться.
Этап 2. Вместе с ребенком изучите правила участия в конкурсе. Вся информация, содержащаяся в положении о конкурсе ребенку не интересна и не нужна. Сосредоточьте его внимание на номинациях, темах работ, материалах для выполнения. Поинтересуйтесь, есть ли в этом перечне номинация или тема, которая его заинтересовала больше других. Если ребенок выбрал тему для будущей работы самостоятельно, то отнеситесь к его выбору с уважением, не старайтесь его переубедить. Если всё же он растерялся и затрудняется остановить свой выбор на чем-то одном, то деликатно помогите ему. Порассуждайте вместе о том, как можно раскрыть каждую из предложенных в конкурсе тем, как можно сделать свою работу оригинальной, яркой, эффектной.
Этап 3. Постановка цели – это настоящее искусство. Но, возможно, здесь ваш ребенок даст вам фору. Будьте к этому готовы. Детская фантазия умеет удивлять, восхищать, обескураживать. Если вы оба новички в конкурсных делах и постановка цели дается с трудом, то попробуйте прочитать задачи конкурса между строк. Экспериментируйте с материалами, комбинируйте их, если это позволяют правила участия. Например, тема конкурса рисунков «Осень». Порассуждайте о том, что это такое? А может не что, а кто?! Маленькая рыжеволосая девочка, живущая в лесу? Фея в платье из увядающих цветов и желтеющих листьев? Лиса, сидящая в замершем лесу на опушке? Сложно только в самом начале этой игры в воображение. Вы увидите, как с каждой новой предложенной версией, глаза вашего ребенка разгораются, а идею становятся всё более смелыми и творческими.
Этап 4. Итак, мы перешли к этапу создания презентации самой работы. Возможно, условия конкурса потребуют от вас создания видеоролика о процессе ее появления на свет. Например, конкурс мастер-классов. На этом этапе важно сделать вашего ребенка главным персонажем этой презентации, но не бросать его одного в кадре. Напишите вместе сценарий, распределите роли. Превратите запись ролика в игру и сами окунитесь в неё. Обыграйте вашу будущую съемочную площадку так, чтобы в кадре ничто не отвлекало внимание зрителей и жюри от главных действующих лиц, то есть вас. Попросите кого-то из членов семьи и друзей стать на время вашим оператором. Вы сами предложите ребенку вашу помощь в качестве ассистента, помощника, подручного, или даже ученика. Просматривайте отснятый материал всей своей кино-командой, обсуждайте получившийся результат, советуйтесь, спорьте. Но не забывайте, что вы всего лишь ассистент.
Этап 5. Надеюсь, что процесс творческого соавторства увлечет и вас, и вашего ребенка. Откроются новые грани вашей совместной фантазии, воображения, полет мысли станет более смелым. Но важно не пропустить сроки подачи работы к рассмотрению. Сроки строго оговариваются в положении о конкурсе. Рекомендуется не откладывать отправку работы на последний день, т.к. могут появиться форс-мажорные обстоятельства. Например, банально у вас пропал интернет либо работа отправлена не в том формате и требуется переотправка.
Этап 6. Томительное ожидание результатов. Очень важный вопрос: насколько сильна работа, насколько мастерски выполнена и преподнесена жюри, и насколько сильны другие участники-конкуренты? Здесь надо изначально подготовить ребенка к тому, что исход может быть не только триумфальным. И нужно быть готовым и к тому, что вы просто окажетесь в категории участников, без какого-либо призового места. Важно правильно объяснить, что это участие – своего рода черновик, первая ступенька, первый шаг, который ведет в мир открытого творчества. Высшая ступенька пьедестала не должна быть главной целью участия в конкурсе! Материальный приз не должен стать главным мотиватором! Прежде всего, сам родитель должен понимать, что главная награда за участие ребенка в конкурсе – это момент, когда статус «ограничения возможностей здоровья» внезапно потеряет границы и творческие возможности станут безграничными.
И очень важно помнить, что после оглашения результатов конкурса не следует сравнивать его работу с работами победителей. Творчество несравнимо, ведь у каждого автора есть свое видение и своя манера исполнения. Но полезно будет посоветовать ребенку познакомиться с работами других участников конкурса, их техниками, вместе обсудить и проанализировать результаты конкурса. И тогда, подспудно, в форме рефлексии, у ребенка может произойти самостоятельное сравнение себя с другими авторами. Таким образом, формируется ценное умение самооценивания.
Мир ребенка с ОВЗ может стать ярким, необъятным и захватывающим, если помочь ему расширить рамки этого мира. Делайте внешний мир для него доступнее каждый день, при каждом удобном случае. Конкурсы, фестивали, мастер-классы – это именно те пути, которые могут освободить вашего ребенка от кокона неуверенности, страхов быть осмеянным и непонятым. Творчество дает внутреннее освобождение, снимает напряжение, приносит удовольствие от своей работы и ее результатов. А вы будьте рядом, хвалите его силу воли, упорство, жизнелюбие. Хвалите именно эти сильные качества личности.
Само творчество зачастую сопровождается поисками, размышлениями и даже разочарованиями («Не боги горшки обжигали»), но если всё же ваш ребенок отважился на участие в конкурсе, то сам этот процесс превратите в большую игру. Таким образом, можно легко снять напряженность, которая свойственна детям с ограниченными возможностями. Шутите, смейтесь, разбудите в себе актерское мастерство и вовлеките в эту игру своего юного творца. Помогите научиться вашему ребенку получать максимум радости и удовольствия от самых простых будничных вещей. Ведь мир человека с ограниченными возможностями в основном и состоит из простого. А вот научить видеть в простом чудесную, красивую, удивительную жизнь – это наша с вами задача, родителей и педагогов.
Воспитатель высшей категории
Борилкевич Мария Владимировна
ОЧЕНЬ ХОРОШО ПОЛУЧИЛОСЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие конкурсы на портале "Творческие конкурсы"
Организационный комитет портала "Творческие конкурсы" http://творческиеконкурсы.рф/приглашает вас принять участие в летних проектах. На данный момент запущено 5 творческих конкурсов.Конкурсы проводятс...
Достижения учеников.Грамоты и дипломы. Свидетельства и дипломы Международного конкурса " Олимпис".Дипломы победителей V Всероссийской дистанционной олимпиады с международным участием «РОСТКОНКУРС и олимпиады Учи. ру
Достижения учеников.Грамоты и дипломы. Свидетельстваи дипломы Международного конкурса " Олимпис". Дипломы победителей V Всероссийской дистанционной олимпиады с междун...
В мэрии города Калининграда прошла церемония награждения победителей творческого конкурса «Мать – источник жизни на земле»
В мэрии города Калининграда прошла церемония награждения победителей творческого конкурса «Мать – источник жизни на земле», в котором принял активное участие ученик 9 класса Кожушко Никита.Основной це...
Всероссийские и региональные конкурсы:Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!», региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г. ,региональный конкурс "Абилимпикс"2021г.,Региональный конкурс "Лучший по профессии" 2021г.
Всероссийские и региональные конкурсы: Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!";- региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г.»;- регион...
ДИПЛОМ победителя Всероссийского творческого конкурса «Вершина творчества» г.Тюмень (2017),
Диплом победителя Всероссийского творческого конкурса «Вершина творчества» г.Тюмень (2017) - очно...
Сценарий награждения победителей и участников творческого конкурса «Эмблема информационно – библиотечного центра «Читай»
Сценарий награждения победителей и участников творческого конкурса «Эмблема информационно – библиотечного центра «Читай»...
Урок -Конкурс Тема: «Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения» .
На уроке рассматривается следующие вопросы:1.Участники дорожного движения.2.Пешеход,правила поведения.3.Пассажир.правила поведения....
- Мне нравится (1)