Логопедичей массаж. включая систему Су-Джок
методическая разработка
Логопедический и сопутствующий массажи, включая систему Су-Джок
Введение
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. На наш взгляд, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому мы отнесли нетрадиционные логопедические технологии. Это: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую методику пальцевого массажа, Су-Джок терапию, модели артикуляции звуков и другие нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
Массаж артикуляционного аппарата давно занял прочную позицию в коррекционной работе учителей-логопедов, поэтому рекомендации, относящиеся к массажу, скорес всего, могут служить просто памяткой. Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи также предлагается давно. Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно еще но II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука — это выдвинувшийся вперед че-ловеческий мозг». В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т.д. В свою очередь мы
предлагаем некоторые достаточно нераспространенные методы воздействия, способствующие развитию моторики рук: массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, чётками и т.д.
Далее, для развития речевой сферы ребенка мы предлагаем использовать Су-Джок терапию. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком — он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред — оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу ребенка. В пособии представлена авторская методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование моделей артикуляции звуков позволяет улучшить качество обучения и воспитания детей, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.
Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей. Нетрадиционные методы коррекции желательно проводить регулярно, уделяя им по 5-10 минут ежедневно.
1. Логопедический массаж
В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Однако отношение к логопедическому массажу неоднозначно: одни недооценивают его эффективность, другие переоценивают. Конечно, логопедическое воздействие нужно осуществлять комплексно. А и том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно, необходим.
Н основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно-рефлекторным, гуморальным и механическим воздействием.
Сущность нервно-рефлекторного механизма заключается п том, что при массаже воздействию подвергаются в первую очередь многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, связках, мышцах, сосудах и т.д. Поток импульсов, возникающий при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.
Гуморальный фактор связан с влиянием массажа на активизацию высокоактивных веществ (гистамин, ацетилхолин и др.), а также с образованием веществ, оказывающих раздражающее действие на нервную систему, что может лапать начало новым рефлексам.
Механическое воздействие при массаже оказывает влияние па передвижение всех жидких сред организма (кропи, нимфы, и т. д.). Механический фактор способствует усилению обменных процессов, устранению застойных явлений .
1. Методические указания к проведению массажа
Виды массажа, используемые в логопедической практике
Н логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.
Противопоказания к назначению массажа
Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.
Общие рекомендации к проведению массажа
Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры можег варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 минут, а конечная — 20-25 минут. Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Но время массажа ребенок не должен испытывать боли. однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем ну процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.
2. Основные приемы массажа
- Поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное.
- Растирание.
- Разминание.
- Вибрация и поколачивание.
- Плотное нажатие.
Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
Сила массажа — это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она может быть большой (глубокий массаж), средней и малой (поверхностный массаж). Поверхностный массаж повышает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способствует развитию тормозных процессов.
Темп массажа может быть быстрым, средним и медленным. быстрый повышает возбудимость, средний и медленный снижают.
Чем длительнее массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы.
Таким образом, приемами массажа изменяют функциональное состояние коры головного мозга, повышая или снижая ее возбудимость.
Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов. Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажем.
3. Гимнастика
Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемешиваются с приемами массажа и реже — предшествуют массажу. Гимнастика называется пассивной, потому что движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т.е. пассивно. Пассивные упражнения выполняются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, однако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопед. Перед тем, как выполнить пассивное движение, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение упражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения следует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплитуду, сериями по 3-5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры. Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестетические ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т.п.
Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений. Формируются такие качества движения, как полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и т.п. Гимнастика включает движения мышц и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.
2. Массаж языка
В практической работе учителей-логопедов бывают случаи, когда ребенку диагноз «Дизартрия» или даже «Стертая дизартрия» не ставится, однако при работе можно наблюдать недостаточные темп, точность, объем движений языка. В некоторых случаях может наблюдаться изменение цвета языка, например посинение (недостаточный отток крови), или побеление (недостаточный приток крови). В этих случаях можно рекомендовать упрощенный массаж языка.
Массаж выполняют чистыми, теплыми руками, предварительно захватив язык марлевыми салфетками. Длительность массажа — 5-7 минут. Курс — 10-14 дней. Затем перерыв и по мере необходимости курс повторяют.
Виды движений:
- продольное, поперечное, кругообразное, поглаживания;
- кругообразное спиралевидное растирание;
- продольное кругообразное надавливание разминание;
- ударная прерывистая или непрерывистая вибрация;
При этом нужно учитывать, что сторона, куда отклоняется язык — спастичная. Ее нужно поглаживать, растирать и вибрировать несильно. Другая же сторона — вялая. Для ее массажа используются более сильные надавливания, разминания, вибрация, щипки. Для точных, дифференцированных движений кончика языка, используется его легкое зажатие между зубами и покусывание.
Хорошо проводить сеансы массажа не только руками, но и используя механические приспособления. Например: зубную щетку, шпатель.
Практический опыт показывает, что сочетание специальной гимнастики, комплексов упражнений для поста нонки звуков, массажа языка позволяет укрепить мышцы, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков речи и, что самое важное — сократить сроки постановки звуков.
3. Аурикулотерапия
Аурикулотерапия — это лечебное воздействие на точки ушной раковины, один из методов современной рефлексотерапии, применявшийся еще в глубокой древности. Суть его в том, что на коже ушной раковины имеется проекция всех органов и частей тела человека. Эта проекция задана в виде точек, расположенных в определенной последовательности. Таких точек в настоящее время насчитывается до 200. У здорового человека они как бы скрыты и не проявляют себя. Зато при острых заболеваниях или травмах соответствующие точки становятся резко болезненными. При хронических заболеваниях, кроме того, появляются изменения на коже ушной раковины — шелушения, покраснения, бугорки. Осмотр, выявление болезненных точек, исследование электрокожного сопротивления дают ценную диагностическую информацию.
Воздействуя на выявленные активные точки иглой, надавливанием, прогреванием, электрическим током, можно получить хороший лечебный, особенно противоболевой эффект. Чем объясняются эти чудесные свойства человеческого уха?
Окончательного ответа на этот вопрос пока нет. Существуют несколько теории, по одной из которых ушная раковина представляет собой рудимент жаберной щели. А ведь жабры у рыб — многофункциональный орган, осуществляющий не только дыхание, но и ориентирование в пространстве, общение с другими особями, анализ состава воды и пр.
Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний или, как говорят медики, богато иннервирована.
Кажется, что природа в данном случае нерасчетливо постаралась, ведь ухо как орган не несет сложной функциональной нагрузки. Мы даже не можем «насторожить уши».
Тем не менее, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связи с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами.
Заслуга детального обобщения многовекового опыта аурикулодиагностики и терапии в наше время принадлежит французскому врачу П. Ножье. Он же высказал мысль, что ушная раковина напоминает по форме человеческий шбрион в матке, расположенный вниз головой. Исходя из этого представления, П. Ножье разработал картографию ушной раковины с изображением проекции частей тела и внутренних органов.
Точки ушной раковины, в отличие от точек тела, имеют действительно точечные размеры 1-2 мм. Поэтому для мас-сажа нужно использовать любой стержень с закругленным концом. Очень удобна для этой цели продающаяся в аптеках стеклянная лопаточка для закладывания мази в глаза, имеющая на другом конце утолщение в виде шарика.
Надавливая таким шариком с одинаковой силой в области нужной точки, можно выявить наиболее болезненный участок. Нередко в этом месте встречаются покраснение или другие описанные выше изменения. Это и будет нужная точка.
Массаж болезненных точек осуществляется тем же шариком вращательными движениями в течение 1-2 мин 2-4 раза в день.
На найденную точку можно прикрепить кусочком пластыря шарик диаметром 1-2 мм, продлив тем самым время воздействия и упростив последующий массаж.
Легче всего на ушной раковине отыскать зону позвоночника. Закругленный край ушной раковины называется завиток, а мощный хрящевой продольный гребень, распо
ложенный сразу кпереди от завитка, носит название про-тивозавиток и соответствует проекции позвоночника.
В верхней части противозавиток разделяется на две ножки, а внизу ограничивается бороздкой, отделяющей его от выступающего хрящевого образования под названием противокозелок.
Если противозавиток разделить на три части, то нижняя будет соответствовать шейному отделу позвоночника, средняя — грудному, а верхняя — поясничному. Точки воздействия расположены не на самом гребне противоза-витка, а слегка отступя на внутренней стороне его, обращенной в полость раковины уха . Кроме этих точек, могут быть обнаружены и другие болезненные точки в проекции позвоночника. Они тоже подлежат воздействию. Напоминаю, что чем болезненнее точка, тем она эффективнее.
II самой выступающей вверх части противозавитка на уровне нижней ножки его расположена специальная боле-вая точка поясницы. Воздействие на нее показано в случае «прострела», люмбаго и при других болевых синдромах поясницы.
Дополним эти сведения описанием некоторых других точек, доступных неспециалисту.
Самая замечательная точка уха носит китайское название шэнь-мэнь («божественные ворота»). Найти ее нетрудно — она расположена в углу между ножками противозавитка, чуть ближе к верхней ножке.
На эту точку воздействуют чаще всего. Она дает противоболевой, противовоспалительный и успокаивающий эффект и применяется в комбинации с другими при лечении многих заболеваний.
Продолжением противозавитка книзу является хрященой выступ — противокозелок. Этот отдел ушной раковины соответствует проекции головного мозга. Воздействие на точки противокозелка показано при головных болях различной локализации, головокружении, неврастении, нарушении сна.
На передней поверхности мочки расположены несколько точек, на которые действуют при зубной боли, заболеваниях глаз, уха и горла. Найти эти точки достаточно сложно, поэтому рекомендуют воздействовать на них поглаживанием, пощипыванием и растиранием мочки.
Эти приемы можно применять и для воздействия на описанные уже зоны противозавитка и противокозелка. Какое ухо выбирать для воздействия?
Правило такое: при односторонних болях используйте ухо этой же стороны. Если сторону установить трудно или речь идет об общем нарушении (возбуждение, головокружение, нарушение сна и т. д.), то более эффективным будет правое ухо у правшей и левое у левшей. Однако в 10-12% у правшей более активным оказывается левое ухо. Можно применять и двустороннее воздействие, чередовать ушные раковины, а главное, выявлять наиболее болезненные точки.
4. Японская методика пальцевого массажа
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на опреде-ленный орган:
массаж большого пальца — повышает активность мозга;
массаж указательного пальца — стимулирует желудок и поджелудочную железу;
массаж среднего пальца — улучшает работу кишечника;
массаж безымянного пальца — стимулирует печень; - массаж мизинца — способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
- работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).
Совет взрослым:
• если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:
- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно
поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
- Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно
- вертеть в руках;
- щелкать по ним пальцами;
- «стрелять»;
- направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.
3. Массаж грецкими орехами:
- катать два ореха между ладонями;
- один орех прокатывать между пальцами;
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами:
- пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
5. Массаж при ринолалии
Массаж при ринолалии является эффективным методом коррекционного воздействия. У ребенка-ринолалика после хирургического вмешательства остаются послеоперационные рубцы. И одним из приемов, обеспечивающих их сглаживание и большую эластичность, является массаж. Массаж можно проводить как руками, так и зондом-лопаточкой (его можно сделать самостоятельно из зубной щетки, отрезав щетинистую часть).
Массаж верхней губы после уранопластики
- проводится в послеоперационный период после снятия швов;
- является основным методом профилактики возникновения рубцов на верхней губе;
- способствует развитию артикуляционной функции губы.
Массаж включает:
- продольное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны по направлению к углам рта) — 10 с;
- поперечное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до красной каймы верхней губы перпендикулярно линии рта вниз и вверх) — 10 с;
- прямолинейное растирание (указательными пальцами обеих рук производится движение от основания носа вниз к краю верхней губы и в стороны по направлению к носогубным складкам и обратно) — 20-30 с;
- круговое и спиралевидное растирание (указательными пальцами обеих рук производятся круговые и спиралевидные движения в области основания носа и верхней губы) — 10 с;
- растирание пилением (указательными пальцами обе их рук производятся «пилящие» движения в поперечном и продольном направлениях от основания носа вниз до края верхней губы и в стороны к носогубным складкам) — 10-20 с;
- поперечное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до края верхней губы и обратно) — 10-20 с;
- продольное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны к носогубным складкам и обратно) — 20-30 с;
- разминание сдавливанием (указательными пальцами обеих рук производятся движения со сдвиганием тканей вверх-вниз и в стороны) — 20-30 с;
- разминание надавливанием (указательными пальцами обеих рук производятся движения с легким давлением на ткани от основания носа до края верхней губы и в стороны к носогубным складкам) — 10-20 с;
- щипцеобразное разминание (указательными и большими пальцами одной или обеих рук производятся легкие пощипывающие движения от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носогубным складкам) — 20 с;
- вибрация непрерывистая (указательными пальцами обеих рук производятся безотрывные вибрирующие движения по направлениям вверх и вниз от основа ния носа к краю верхней губы и в стороны к носогубным складкам) — 10-20 с;
- вибрация прерывистая («пальцевой душ» — указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы в продольном и поперечном направлениях) — 10-20 с;
- вибрация поколачиванием (указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы и основания носа в продольном и поперечном направлениях) — 10-20 с;
- разминание послеоперационного рубца (указательный палец располагается на слизистой оболочке верхней губы под рубцом, а большой — на коже над рубцом; производятся разминающие движения между подушечками пальцев) — 10-20 с;
- массаж крыла и купола носового хода стороны расщелины — с помощью плотного эластичного предмета по диаметру меньшего, чем носовой ход — кончик предмета смазывается вазелином, вводится в носовой ход на глубину 3-5 мм, производятся тянущие движения от основания крыла носа к его кончику вверх и в здоровую сторону — 10-20 с;
- массаж кончика и крыльев носа (кончик и крылья носа захватываются подушечками большого и указательного пальцев, производятся легкое размина ние и потягивание) — 10-20 с.
Массаж неба после уранопластики
• является действенным способом профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и вечевой реабилитации;
- следует начинать через 2-3 дня после снятия операционных швов;
- сроки начала массажа следует уточнить с хирургом, производившим операцию;
- первые 5-7 дней массаж в боковых отделах неба проводят щадяще (так как там заживление идет за счет вторичного натяжения);
- массаж наиболее эффективен в первые 6 мес. После операции;
- процедура массажа проводится до еды, с соблюдением всех гигиенических требований;
- продолжительность сеанса до 10 мин 1-2 раза в день;
- интенсивность массажа должна возрастать от сеанса к сеансу.
Массаж включает:
- продольное поглаживание (указательным пальцем про водятся движения по направлению от резцов верхней челюсти вдоль границ расщелины по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке) — 10-20 с;
- поперечное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от средней линии неба до шеек зубов) — 10-20 с;
- кругообразное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся круговые движения по направлению от средней линии неба от резцов верх ней челюсти к глотке) — 10-20 с;
- прямолинейное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке и обратно) — 10-20 с;
- круговое растирание (указательным или средним пальцем проводятся круговые растирающие движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) — 10-20 с;
- спиралевидное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по спирали по направлению от резцов верхней челюсти к глотке и от средней линии неба к шейкам зубов) — 10-20 с;
- продольное разминание (указательным или средним пальцем проводятся плавные неторопливые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) — 10-20 с;
*разминание сдвиганием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким сдвиганием тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях)— 10 с;
- разминание надавливанием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким надавливанием на ткани твердого и мягкого неба в разных направлениях) — 10 с;
- разминание растягиванием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким растягиванием — без давления на ткани — твердого и мягкого неба в разных направлениях). Особое внимание уделяется границе твердого и мягкого неба. Проводится постепенное увеличение нагрузки на ткани мягкого неба и растягивание-надавливание их по средней линии и в стороны от средней линии кверху — 10-20 с;
- разминание диагональное (указательным или средним пальцем проводятся движения по диагонали средней линии твердого неба по направлению к глотке вправо от и влево до краев небной занавески) — 10 с;
- разминание пружинное (указательным или средним пальцем проводятся движения с резким отрыванием от тканей по направлению от средней линии неба к шейкам зубов) — 10 с;
- прерывистая вибрация (кончиками указательных или средних пальцев обеих рук производятся легкие удары по твердому и мягкому небу по направлению от резцов верхней челюсти к глотке) — 10 с;
• вибрация пунктированием (ударная) (указательные или средние пальцы обеих рук производят движения подобные выбиванию дроби на барабане, коротки ми отрывистыми касаниями от передних резцов по направлению к глотке) — 5 с;
непрерывная вибрация (лабильная) (указательным или средним пальцем тканям сообщаются безотрывные колебательные движения в области выхода сосудисто-нервного пучка неба и далее по его ходу) — 5 с-
• Рюммние-надавливание в области крыло-целюстных складок. При некоторых методиках уранопластики производятся разрезы Эрнста, которые проходят по крыло-челюстным складкам. В случае интенсивного рубцевания возможно развитие внесуставной контрактуры нижней челюсти. В профилактических целях проводят массаж крыло-челюстных складок (указательный или средний палец ставят на область складки, между последними зубами на верхней и на нижней челюсти и производят разминающие движения по рубцам) — Ю~30 с.
Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области
- массаж проводится в положении лежа на спине при полном расслаблении мышц тела;
- используются приемы поглаживания, вибрации слабого «пальцевого душа»;
- поглаживание лба осуществляется концами 3-4 пальцев, направление движений - от средней линии лба к волосистой части головы;
- поглаживание носа осуществляется концами 2-3 пальцев, направление - от кончика носа к переносице;
- поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3 пальце*,, направление движений: от спинки носа к височным областям, от средней линии верх ней гу5ы к уху, от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин; приемы вибрации и пальцевой душ осуществляются концами двух и четырех пальцев. Движения идут по
тем же линиям лица, как и при поглаживании; - массажные движения следует сочетать с мимической гимнастикой.
Самомассаж верхней губы:
языком в преддверии полости рта; полоскательные движения водой, удерживая ее во рту под губами; пальцевой душ — постукивание около рубцов подушечками пальцев; щипки 1 и 2 пальцами.
Имаготерапия
Имаготерапия—театрализация психотерапевтического процесса (образ). В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Куклотерапия — один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
Используется при:
- нарушениях поведения;
- страхах;
- нарушении коммуникативной сферы.
Технология проведения:
- с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей ребенка ситуацией;
- инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции;
- сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех, плач), снятием напряжения.
Образно-ролевая драмтерапия — реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.
Психодрама — дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога
Либропсихотерапия — лечебное чтение, библиотерапия — лечение через книгу (специально подобранные произведения)
Сказкотерапия — психокоррекция средствами сказки — основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.
7. Су-Джок терапия
Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, является Су-Джок терапия. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.
Главные достоинства Су-Джок терапии
Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд.
Абсолютная безопасность применения. Эта лечебная система создана не человеком — он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред — оно просто неэффективно.
Универсальность метода. С помощью Су-Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган, любой сустав.
Доступность метода для каждого человека. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Простота применения. Ваша рука и знания всегда с вами.
На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.
При ходьбе, беге, работе руками происходит естественная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекарство от болезней — движение и работа.
Из всех частей тела человека кисть наиболее похожа на него по форме. В чем же заключается подобие кисти телу?
Подобие по количеству выступающих частей
Тело имеет пять выступающих частей: голова, две руки и две ноги. У кисти — пять пальцев, отходящих от ладони.
Подобие по уровню расположения выступающих частей
В человеческом теле самое высокое положение занимает голова, самое низкое — ноги, а руки находятся между ними. В естественном положении кисти самое высокое положение занимает большой палец, самое низкое — средний и безымянный, а указательный и мизинец находятся между ними.
Подобие по направлению выступающих частей Голова направлена вверх, к небу, а руки и ноги параллельны и направлены вниз, к земле. В естественном положении кисти направление большого пальца отличается от направления остальных.
Подобие по пропорциям размеров выступающих частей
Голова — самая короткая и широкая из выступающих частей тела, ноги — самые длинные, а руки — средние по величине. У кисти большой палец — короткий и широкийпо сравнению с остальными пальцами, средний и безымянный — самые длинные, а указательный и мизинец — средние по величине.
Подобие по количеству сегментов у выступающих частей
У головы две части — собственно голова и шея. У рук и ног по три части, разделенные суставами (плечо, предплечье, кисть; бедро, голень, стопа). У большого пальца — две фаланги, у остальных четырех пальцев — по три фаланги, разделенные суставами.
По подобию большого пальца голове
Большой палец по форме подобен голове более, чем какой-либо другой из пальцев.
По значимости выступающих частей
Голова контролирует туловище и конечности. Большой палец кисти может свободно коснуться ладони и всех остальных пальцев. Он выполняет важную роль при удержании предметов.
Основными называются системы соответствия, в которых все тело целиком проецируется на кисть или стопу. При этом большой палец соответствует голове, ладонь и подошва туловищу, III и IV пальцы кистей и стоп соответствуют ногам, а Ни IVпальцы кистей и стоп —рукам.
Основная система соответствия кисти
При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный палец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымянный палец левой кисти соответствует правой ноге. Безымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого пальца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соотносится с областью живота.
Основная система соответствия стопы
Система соответствия стопы основана на тех же принципах, что и основная система соответствия кисти.
Стопа по строению подобна кисти, кисть подобна телу. Поскольку стопа при движении подвергается значительной естественной стимуляции, система соответствия, расположенная в ней, Кисть — Ян, стопа — Инь. Одновременная их стимуляция дает возможность лечить в Инь-Ян гармонии.
Соответствие части туловища, расположенной выше диафрагмы Инь-сторона
Туловище состоит из двух частей: грудной клетки и брюшной полости. Разделительной линией является диафрагма. Если понять ее расположение на кисти, можно легко найти точку соответствия любой части туловища.
Важнейшие зоны и точки в основных системах соответствия кистей и стоп.
Соответствие важнейших точек переднесерединной линии тела Зоны лечебного воздействия при наиболее часто встречающихся в сиптомах и заболеваниях. | |
Боль в области лба
|
|
Боль в височной области
| |
Область шеи.
| |
Верхне-и среднегрудной отдел позвоночника
| |
Заболевания глаз
| |
Заболевания носа
| |
Зубная боль, болезни десен, языка
|
Лечение. Способы стимуляции точек
Для того чтобы найти лечебную точку соответствия больному органу или больной части тела, нужно знать, как проецируется тело на кисть или стопу. Затем, равномерно надавливая в предполагаемой зоне спичкой, неостро заточенным карандашом или специальной диагностической палочкой, можно определить точное расположение лечебной точки соответствия.
Лечебная точка всегда резко болезненна!
На предполагаемые точки нужно надавливать с равной силой и, что очень важно, не слишком сильно с самого начала.
Лечебная точка проявляет себя тем, что в момент надавливания на нее появляется двигательная реакция (непроизвольное движение из-за резкой боли). Точное определение точки — это только половина успеха. Для достижения лечебного эффекта необходимо уметь правильно ее стимулировать. Сделать это молено разными способами.
Массаж палочкой
После нахождения точки необходимо достаточно сильно нажать на нее диагностической палочкой (вместо нее можно использовать любой неострый предмет — спичку, ручку или даже собственный ноготь). После того, как боль под диагностической палочкой пройдет, можно продолжить массаж точки вращательными движениями по часовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немного сильнее. Необходимо полностью размассажировать лечебную точку до исчезновения остаточной боли и появления ощущения тепла в ней.
В случае хронических заболеваний однократного воздействия на точки недостаточно. Правильно найденные точки нужно с силой массажировать по 3-5 минут каждые 3-4 часа ежедневно, до улучшения состояния. Многократный массаж зон соответствия приводит к улучшению состояния, в некоторых случаях это происходит очень быстро.
Лечение эластичным кольцом
Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж: пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.
Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Профилактический ручной массаж кистей и стоп
Указательным или большим пальцем внимательно исследуйте с двух сторон поверхности кистей и стоп. При этом вы обнаружите болезненные зоны, различные уплотнения, спазмированные участки мышц. Это сигналы о начинающемся непорядке в вашем организме. Такие зоны необходимо хорошо размассажировать пальцами до появления в них ощущения тепла, исчезновения боли и затвердений.
Если вы знаете, какой из ваших органов болен или ослаблен, то особенно тщательно промассажируйте зоны его соответствия.
Помните, что очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде минисистем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_massazh_su-dzhok.doc | 473.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический и сопутствующий массажи, включая систему Су-Джок
Введение
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. На наш взгляд, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому мы отнесли нетрадиционные логопедические технологии. Это: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую методику пальцевого массажа, Су-Джок терапию, модели артикуляции звуков и другие нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.
Массаж артикуляционного аппарата давно занял прочную позицию в коррекционной работе учителей-логопедов, поэтому рекомендации, относящиеся к массажу, скорес всего, могут служить просто памяткой. Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи также предлагается давно. Влияние мануальных ручных действий на развитие мозга человека было известно еще но II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука — это выдвинувшийся вперед че-ловеческий мозг». В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т.д. В свою очередь мы
предлагаем некоторые достаточно нераспространенные методы воздействия, способствующие развитию моторики рук: массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, чётками и т.д.
Далее, для развития речевой сферы ребенка мы предлагаем использовать Су-Джок терапию. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком — он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред — оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу ребенка. В пособии представлена авторская методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование моделей артикуляции звуков позволяет улучшить качество обучения и воспитания детей, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.
Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи детей. Нетрадиционные методы коррекции желательно проводить регулярно, уделяя им по 5-10 минут ежедневно.
1. Логопедический массаж
В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Однако отношение к логопедическому массажу неоднозначно: одни недооценивают его эффективность, другие переоценивают. Конечно, логопедическое воздействие нужно осуществлять комплексно. А и том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно, необходим.
Н основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно-рефлекторным, гуморальным и механическим воздействием.
Сущность нервно-рефлекторного механизма заключается п том, что при массаже воздействию подвергаются в первую очередь многочисленные и разнообразные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, связках, мышцах, сосудах и т.д. Поток импульсов, возникающий при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.
Гуморальный фактор связан с влиянием массажа на активизацию высокоактивных веществ (гистамин, ацетилхолин и др.), а также с образованием веществ, оказывающих раздражающее действие на нервную систему, что может лапать начало новым рефлексам.
Механическое воздействие при массаже оказывает влияние па передвижение всех жидких сред организма (кропи, нимфы, и т. д.). Механический фактор способствует усилению обменных процессов, устранению застойных явлений .
1. Методические указания к проведению массажа
Виды массажа, используемые в логопедической практике
Н логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.
Противопоказания к назначению массажа
Противопоказаниями для проведения массажа являются любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желез резко выраженная пульсация сонных артерий. Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.
Общие рекомендации к проведению массажа
Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длительность одной процедуры можег варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т.п. Начальная длительность процедуры обычно составляет 5-7 минут, а конечная — 20-25 минут. Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Но время массажа ребенок не должен испытывать боли. однако надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшем ну процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.
2. Основные приемы массажа
- Поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное.
- Растирание.
- Разминание.
- Вибрация и поколачивание.
- Плотное нажатие.
Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
Сила массажа — это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она может быть большой (глубокий массаж), средней и малой (поверхностный массаж). Поверхностный массаж повышает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способствует развитию тормозных процессов.
Темп массажа может быть быстрым, средним и медленным. быстрый повышает возбудимость, средний и медленный снижают.
Чем длительнее массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы.
Таким образом, приемами массажа изменяют функциональное состояние коры головного мозга, повышая или снижая ее возбудимость.
Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов. Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажем.
3. Гимнастика
Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа, иногда перемешиваются с приемами массажа и реже — предшествуют массажу. Гимнастика называется пассивной, потому что движения совершаются ребенком с помощью логопеда, т.е. пассивно. Пассивные упражнения выполняются в том случае, если ребенок самостоятельно не может выполнить движение или движение выполняется им не в полном объеме. Амплитуда пассивных движений должна соответствовать анатомическому строению мышц и суставов. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, однако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопед. Перед тем, как выполнить пассивное движение, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение упражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения следует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплитуду, сериями по 3-5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры. Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестетические ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т.п.
Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Целью активной гимнастики является выработка полноценных движений. Формируются такие качества движения, как полнота объема движения, его точность, интенсивность выполнения, дифференцированное включение в движение определенных мышц и т.п. Гимнастика включает движения мышц и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц.
2. Массаж языка
В практической работе учителей-логопедов бывают случаи, когда ребенку диагноз «Дизартрия» или даже «Стертая дизартрия» не ставится, однако при работе можно наблюдать недостаточные темп, точность, объем движений языка. В некоторых случаях может наблюдаться изменение цвета языка, например посинение (недостаточный отток крови), или побеление (недостаточный приток крови). В этих случаях можно рекомендовать упрощенный массаж языка.
Массаж выполняют чистыми, теплыми руками, предварительно захватив язык марлевыми салфетками. Длительность массажа — 5-7 минут. Курс — 10-14 дней. Затем перерыв и по мере необходимости курс повторяют.
Виды движений:
- продольное, поперечное, кругообразное, поглаживания;
- кругообразное спиралевидное растирание;
- продольное кругообразное надавливание разминание;
- ударная прерывистая или непрерывистая вибрация;
При этом нужно учитывать, что сторона, куда отклоняется язык — спастичная. Ее нужно поглаживать, растирать и вибрировать несильно. Другая же сторона — вялая. Для ее массажа используются более сильные надавливания, разминания, вибрация, щипки. Для точных, дифференцированных движений кончика языка, используется его легкое зажатие между зубами и покусывание.
Хорошо проводить сеансы массажа не только руками, но и используя механические приспособления. Например: зубную щетку, шпатель.
Практический опыт показывает, что сочетание специальной гимнастики, комплексов упражнений для поста нонки звуков, массажа языка позволяет укрепить мышцы, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков речи и, что самое важное — сократить сроки постановки звуков.
3. Аурикулотерапия
Аурикулотерапия — это лечебное воздействие на точки ушной раковины, один из методов современной рефлексотерапии, применявшийся еще в глубокой древности. Суть его в том, что на коже ушной раковины имеется проекция всех органов и частей тела человека. Эта проекция задана в виде точек, расположенных в определенной последовательности. Таких точек в настоящее время насчитывается до 200. У здорового человека они как бы скрыты и не проявляют себя. Зато при острых заболеваниях или травмах соответствующие точки становятся резко болезненными. При хронических заболеваниях, кроме того, появляются изменения на коже ушной раковины — шелушения, покраснения, бугорки. Осмотр, выявление болезненных точек, исследование электрокожного сопротивления дают ценную диагностическую информацию.
Воздействуя на выявленные активные точки иглой, надавливанием, прогреванием, электрическим током, можно получить хороший лечебный, особенно противоболевой эффект. Чем объясняются эти чудесные свойства человеческого уха?
Окончательного ответа на этот вопрос пока нет. Существуют несколько теории, по одной из которых ушная раковина представляет собой рудимент жаберной щели. А ведь жабры у рыб — многофункциональный орган, осуществляющий не только дыхание, но и ориентирование в пространстве, общение с другими особями, анализ состава воды и пр.
Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний или, как говорят медики, богато иннервирована.
Кажется, что природа в данном случае нерасчетливо постаралась, ведь ухо как орган не несет сложной функциональной нагрузки. Мы даже не можем «насторожить уши».
Тем не менее, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связи с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами.
Заслуга детального обобщения многовекового опыта аурикулодиагностики и терапии в наше время принадлежит французскому врачу П. Ножье. Он же высказал мысль, что ушная раковина напоминает по форме человеческий шбрион в матке, расположенный вниз головой. Исходя из этого представления, П. Ножье разработал картографию ушной раковины с изображением проекции частей тела и внутренних органов.
Точки ушной раковины, в отличие от точек тела, имеют действительно точечные размеры 1-2 мм. Поэтому для мас-сажа нужно использовать любой стержень с закругленным концом. Очень удобна для этой цели продающаяся в аптеках стеклянная лопаточка для закладывания мази в глаза, имеющая на другом конце утолщение в виде шарика.
Надавливая таким шариком с одинаковой силой в области нужной точки, можно выявить наиболее болезненный участок. Нередко в этом месте встречаются покраснение или другие описанные выше изменения. Это и будет нужная точка.
Массаж болезненных точек осуществляется тем же шариком вращательными движениями в течение 1-2 мин 2-4 раза в день.
На найденную точку можно прикрепить кусочком пластыря шарик диаметром 1-2 мм, продлив тем самым время воздействия и упростив последующий массаж.
Легче всего на ушной раковине отыскать зону позвоночника. Закругленный край ушной раковины называется завиток, а мощный хрящевой продольный гребень, распо
ложенный сразу кпереди от завитка, носит название про-тивозавиток и соответствует проекции позвоночника.
В верхней части противозавиток разделяется на две ножки, а внизу ограничивается бороздкой, отделяющей его от выступающего хрящевого образования под названием противокозелок.
Если противозавиток разделить на три части, то нижняя будет соответствовать шейному отделу позвоночника, средняя — грудному, а верхняя — поясничному. Точки воздействия расположены не на самом гребне противоза-витка, а слегка отступя на внутренней стороне его, обращенной в полость раковины уха . Кроме этих точек, могут быть обнаружены и другие болезненные точки в проекции позвоночника. Они тоже подлежат воздействию. Напоминаю, что чем болезненнее точка, тем она эффективнее.
II самой выступающей вверх части противозавитка на уровне нижней ножки его расположена специальная боле-вая точка поясницы. Воздействие на нее показано в случае «прострела», люмбаго и при других болевых синдромах поясницы.
Дополним эти сведения описанием некоторых других точек, доступных неспециалисту.
Самая замечательная точка уха носит китайское название шэнь-мэнь («божественные ворота»). Найти ее нетрудно — она расположена в углу между ножками противозавитка, чуть ближе к верхней ножке.
На эту точку воздействуют чаще всего. Она дает противоболевой, противовоспалительный и успокаивающий эффект и применяется в комбинации с другими при лечении многих заболеваний.
Продолжением противозавитка книзу является хрященой выступ — противокозелок. Этот отдел ушной раковины соответствует проекции головного мозга. Воздействие на точки противокозелка показано при головных болях различной локализации, головокружении, неврастении, нарушении сна.
На передней поверхности мочки расположены несколько точек, на которые действуют при зубной боли, заболеваниях глаз, уха и горла. Найти эти точки достаточно сложно, поэтому рекомендуют воздействовать на них поглаживанием, пощипыванием и растиранием мочки.
Эти приемы можно применять и для воздействия на описанные уже зоны противозавитка и противокозелка. Какое ухо выбирать для воздействия?
Правило такое: при односторонних болях используйте ухо этой же стороны. Если сторону установить трудно или речь идет об общем нарушении (возбуждение, головокружение, нарушение сна и т. д.), то более эффективным будет правое ухо у правшей и левое у левшей. Однако в 10-12% у правшей более активным оказывается левое ухо. Можно применять и двустороннее воздействие, чередовать ушные раковины, а главное, выявлять наиболее болезненные точки.
4. Японская методика пальцевого массажа
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на опреде-ленный орган:
массаж большого пальца — повышает активность мозга;
массаж указательного пальца — стимулирует желудок и поджелудочную железу;
массаж среднего пальца — улучшает работу кишечника;
массаж безымянного пальца — стимулирует печень; - массаж мизинца — способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
- работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).
Совет взрослым:
• если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:
- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно
поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
- Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно
- вертеть в руках;
- щелкать по ним пальцами;
- «стрелять»;
- направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания.
3. Массаж грецкими орехами:
- катать два ореха между ладонями;
- один орех прокатывать между пальцами;
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами:
- пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
5. Массаж при ринолалии
Массаж при ринолалии является эффективным методом коррекционного воздействия. У ребенка-ринолалика после хирургического вмешательства остаются послеоперационные рубцы. И одним из приемов, обеспечивающих их сглаживание и большую эластичность, является массаж. Массаж можно проводить как руками, так и зондом-лопаточкой (его можно сделать самостоятельно из зубной щетки, отрезав щетинистую часть).
Массаж верхней губы после уранопластики
- проводится в послеоперационный период после снятия швов;
- является основным методом профилактики возникновения рубцов на верхней губе;
- способствует развитию артикуляционной функции губы.
Массаж включает:
- продольное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны по направлению к углам рта) — 10 с;
- поперечное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до красной каймы верхней губы перпендикулярно линии рта вниз и вверх) — 10 с;
- прямолинейное растирание (указательными пальцами обеих рук производится движение от основания носа вниз к краю верхней губы и в стороны по направлению к носогубным складкам и обратно) — 20-30 с;
- круговое и спиралевидное растирание (указательными пальцами обеих рук производятся круговые и спиралевидные движения в области основания носа и верхней губы) — 10 с;
- растирание пилением (указательными пальцами обе их рук производятся «пилящие» движения в поперечном и продольном направлениях от основания носа вниз до края верхней губы и в стороны к носогубным складкам) — 10-20 с;
- поперечное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до края верхней губы и обратно) — 10-20 с;
- продольное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны к носогубным складкам и обратно) — 20-30 с;
- разминание сдавливанием (указательными пальцами обеих рук производятся движения со сдвиганием тканей вверх-вниз и в стороны) — 20-30 с;
- разминание надавливанием (указательными пальцами обеих рук производятся движения с легким давлением на ткани от основания носа до края верхней губы и в стороны к носогубным складкам) — 10-20 с;
- щипцеобразное разминание (указательными и большими пальцами одной или обеих рук производятся легкие пощипывающие движения от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носогубным складкам) — 20 с;
- вибрация непрерывистая (указательными пальцами обеих рук производятся безотрывные вибрирующие движения по направлениям вверх и вниз от основа ния носа к краю верхней губы и в стороны к носогубным складкам) — 10-20 с;
- вибрация прерывистая («пальцевой душ» — указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы в продольном и поперечном направлениях) — 10-20 с;
- вибрация поколачиванием (указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы и основания носа в продольном и поперечном направлениях) — 10-20 с;
- разминание послеоперационного рубца (указательный палец располагается на слизистой оболочке верхней губы под рубцом, а большой — на коже над рубцом; производятся разминающие движения между подушечками пальцев) — 10-20 с;
- массаж крыла и купола носового хода стороны расщелины — с помощью плотного эластичного предмета по диаметру меньшего, чем носовой ход — кончик предмета смазывается вазелином, вводится в носовой ход на глубину 3-5 мм, производятся тянущие движения от основания крыла носа к его кончику вверх и в здоровую сторону — 10-20 с;
- массаж кончика и крыльев носа (кончик и крылья носа захватываются подушечками большого и указательного пальцев, производятся легкое размина ние и потягивание) — 10-20 с.
Массаж неба после уранопластики
• является действенным способом профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и вечевой реабилитации;
- следует начинать через 2-3 дня после снятия операционных швов;
- сроки начала массажа следует уточнить с хирургом, производившим операцию;
- первые 5-7 дней массаж в боковых отделах неба проводят щадяще (так как там заживление идет за счет вторичного натяжения);
- массаж наиболее эффективен в первые 6 мес. После операции;
- процедура массажа проводится до еды, с соблюдением всех гигиенических требований;
- продолжительность сеанса до 10 мин 1-2 раза в день;
- интенсивность массажа должна возрастать от сеанса к сеансу.
Массаж включает:
- продольное поглаживание (указательным пальцем про водятся движения по направлению от резцов верхней челюсти вдоль границ расщелины по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке) — 10-20 с;
- поперечное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от средней линии неба до шеек зубов) — 10-20 с;
- кругообразное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся круговые движения по направлению от средней линии неба от резцов верх ней челюсти к глотке) — 10-20 с;
- прямолинейное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке и обратно) — 10-20 с;
- круговое растирание (указательным или средним пальцем проводятся круговые растирающие движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) — 10-20 с;
- спиралевидное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по спирали по направлению от резцов верхней челюсти к глотке и от средней линии неба к шейкам зубов) — 10-20 с;
- продольное разминание (указательным или средним пальцем проводятся плавные неторопливые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) — 10-20 с;
*разминание сдвиганием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким сдвиганием тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях)— 10 с;
- разминание надавливанием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким надавливанием на ткани твердого и мягкого неба в разных направлениях) — 10 с;
- разминание растягиванием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким растягиванием — без давления на ткани — твердого и мягкого неба в разных направлениях). Особое внимание уделяется границе твердого и мягкого неба. Проводится постепенное увеличение нагрузки на ткани мягкого неба и растягивание-надавливание их по средней линии и в стороны от средней линии кверху — 10-20 с;
- разминание диагональное (указательным или средним пальцем проводятся движения по диагонали средней линии твердого неба по направлению к глотке вправо от и влево до краев небной занавески) — 10 с;
- разминание пружинное (указательным или средним пальцем проводятся движения с резким отрыванием от тканей по направлению от средней линии неба к шейкам зубов) — 10 с;
- прерывистая вибрация (кончиками указательных или средних пальцев обеих рук производятся легкие удары по твердому и мягкому небу по направлению от резцов верхней челюсти к глотке) — 10 с;
• вибрация пунктированием (ударная) (указательные или средние пальцы обеих рук производят движения подобные выбиванию дроби на барабане, коротки ми отрывистыми касаниями от передних резцов по направлению к глотке) — 5 с;
непрерывная вибрация (лабильная) (указательным или средним пальцем тканям сообщаются безотрывные колебательные движения в области выхода сосудисто-нервного пучка неба и далее по его ходу) — 5 с-
• Рюммние-надавливание в области крыло-целюстных складок. При некоторых методиках уранопластики производятся разрезы Эрнста, которые проходят по крыло-челюстным складкам. В случае интенсивного рубцевания возможно развитие внесуставной контрактуры нижней челюсти. В профилактических целях проводят массаж крыло-челюстных складок (указательный или средний палец ставят на область складки, между последними зубами на верхней и на нижней челюсти и производят разминающие движения по рубцам) — Ю~30 с.
Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области
- массаж проводится в положении лежа на спине при полном расслаблении мышц тела;
- используются приемы поглаживания, вибрации слабого «пальцевого душа»;
- поглаживание лба осуществляется концами 3-4 пальцев, направление движений - от средней линии лба к волосистой части головы;
- поглаживание носа осуществляется концами 2-3 пальцев, направление - от кончика носа к переносице;
- поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3 пальце*,, направление движений: от спинки носа к височным областям, от средней линии верх ней гу5ы к уху, от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин; приемы вибрации и пальцевой душ осуществляются концами двух и четырех пальцев. Движения идут по
тем же линиям лица, как и при поглаживании;
- массажные движения следует сочетать с мимической гимнастикой.
Самомассаж верхней губы:
языком в преддверии полости рта; полоскательные движения водой, удерживая ее во рту под губами; пальцевой душ — постукивание около рубцов подушечками пальцев; щипки 1 и 2 пальцами.
Имаготерапия
Имаготерапия—театрализация психотерапевтического процесса (образ). В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.
Куклотерапия — один из видов имаготерапии. Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).
Используется при:
- нарушениях поведения;
- страхах;
- нарушении коммуникативной сферы.
Технология проведения:
- с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей ребенка ситуацией;
- инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции;
- сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех, плач), снятием напряжения.
Образно-ролевая драмтерапия — реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.
Психодрама — дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога
Либропсихотерапия — лечебное чтение, библиотерапия — лечение через книгу (специально подобранные произведения)
Сказкотерапия — психокоррекция средствами сказки — основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.
7. Су-Джок терапия
Одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, является Су-Джок терапия. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.
Главные достоинства Су-Джок терапии
Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд.
Абсолютная безопасность применения. Эта лечебная система создана не человеком — он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред — оно просто неэффективно.
Универсальность метода. С помощью Су-Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган, любой сустав.
Доступность метода для каждого человека. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Простота применения. Ваша рука и знания всегда с вами.
На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма.
При ходьбе, беге, работе руками происходит естественная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекарство от болезней — движение и работа.
Из всех частей тела человека кисть наиболее похожа на него по форме. В чем же заключается подобие кисти телу?
Подобие по количеству выступающих частей
Тело имеет пять выступающих частей: голова, две руки и две ноги. У кисти — пять пальцев, отходящих от ладони.
Подобие по уровню расположения выступающих частей
В человеческом теле самое высокое положение занимает голова, самое низкое — ноги, а руки находятся между ними. В естественном положении кисти самое высокое положение занимает большой палец, самое низкое — средний и безымянный, а указательный и мизинец находятся между ними.
Подобие по направлению выступающих частей Голова направлена вверх, к небу, а руки и ноги параллельны и направлены вниз, к земле. В естественном положении кисти направление большого пальца отличается от направления остальных.
Подобие по пропорциям размеров выступающих частей
Голова — самая короткая и широкая из выступающих частей тела, ноги — самые длинные, а руки — средние по величине. У кисти большой палец — короткий и широкийпо сравнению с остальными пальцами, средний и безымянный — самые длинные, а указательный и мизинец — средние по величине.
Подобие по количеству сегментов у выступающих частей
У головы две части — собственно голова и шея. У рук и ног по три части, разделенные суставами (плечо, предплечье, кисть; бедро, голень, стопа). У большого пальца — две фаланги, у остальных четырех пальцев — по три фаланги, разделенные суставами.
По подобию большого пальца голове
Большой палец по форме подобен голове более, чем какой-либо другой из пальцев.
По значимости выступающих частей
Голова контролирует туловище и конечности. Большой палец кисти может свободно коснуться ладони и всех остальных пальцев. Он выполняет важную роль при удержании предметов.
Основными называются системы соответствия, в которых все тело целиком проецируется на кисть или стопу. При этом большой палец соответствует голове, ладонь и подошва туловищу, III и IV пальцы кистей и стоп соответствуют ногам, а Ни IVпальцы кистей и стоп —рукам.
Основная система соответствия кисти
При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный палец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымянный палец левой кисти соответствует правой ноге. Безымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого пальца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соотносится с областью живота.
Основная система соответствия стопы
Система соответствия стопы основана на тех же принципах, что и основная система соответствия кисти.
Стопа по строению подобна кисти, кисть подобна телу. Поскольку стопа при движении подвергается значительной естественной стимуляции, система соответствия, расположенная в ней, Кисть — Ян, стопа — Инь. Одновременная их стимуляция дает возможность лечить в Инь-Ян гармонии.
Соответствие части туловища, расположенной выше диафрагмы Инь-сторона
Туловище состоит из двух частей: грудной клетки и брюшной полости. Разделительной линией является диафрагма. Если понять ее расположение на кисти, можно легко найти точку соответствия любой части туловища.
Важнейшие зоны и точки в основных системах соответствия кистей и стоп.
Соответствие важнейших точек переднесерединной линии тела Зоны лечебного воздействия при наиболее часто встречающихся в сиптомах и заболеваниях. | |
Боль в области лба | |
Боль в височной области | |
Область шеи. | |
Верхне-и среднегрудной отдел позвоночника | |
Заболевания глаз | |
Заболевания носа | |
Зубная боль, болезни десен, языка |
Лечение. Способы стимуляции точек
Для того чтобы найти лечебную точку соответствия больному органу или больной части тела, нужно знать, как проецируется тело на кисть или стопу. Затем, равномерно надавливая в предполагаемой зоне спичкой, неостро заточенным карандашом или специальной диагностической палочкой, можно определить точное расположение лечебной точки соответствия.
Лечебная точка всегда резко болезненна!
На предполагаемые точки нужно надавливать с равной силой и, что очень важно, не слишком сильно с самого начала.
Лечебная точка проявляет себя тем, что в момент надавливания на нее появляется двигательная реакция (непроизвольное движение из-за резкой боли). Точное определение точки — это только половина успеха. Для достижения лечебного эффекта необходимо уметь правильно ее стимулировать. Сделать это молено разными способами.
Массаж палочкой
После нахождения точки необходимо достаточно сильно нажать на нее диагностической палочкой (вместо нее можно использовать любой неострый предмет — спичку, ручку или даже собственный ноготь). После того, как боль под диагностической палочкой пройдет, можно продолжить массаж точки вращательными движениями по часовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немного сильнее. Необходимо полностью размассажировать лечебную точку до исчезновения остаточной боли и появления ощущения тепла в ней.
В случае хронических заболеваний однократного воздействия на точки недостаточно. Правильно найденные точки нужно с силой массажировать по 3-5 минут каждые 3-4 часа ежедневно, до улучшения состояния. Многократный массаж зон соответствия приводит к улучшению состояния, в некоторых случаях это происходит очень быстро.
Лечение эластичным кольцом
Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж: пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом.
Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Профилактический ручной массаж кистей и стоп
Указательным или большим пальцем внимательно исследуйте с двух сторон поверхности кистей и стоп. При этом вы обнаружите болезненные зоны, различные уплотнения, спазмированные участки мышц. Это сигналы о начинающемся непорядке в вашем организме. Такие зоны необходимо хорошо размассажировать пальцами до появления в них ощущения тепла, исчезновения боли и затвердений.
Если вы знаете, какой из ваших органов болен или ослаблен, то особенно тщательно промассажируйте зоны его соответствия.
Помните, что очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде минисистем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование,раздел плавание включено,11 класс,3 часа
Календарно-тематическое планирование под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданович....
Массаж су - джок
карточки массажа с мячиком су - джок (для логопедических занятий)...
Игровой массаж с использованием массажных мячиков Су джок.
Су-Джок терапия — это «метод воздействия на биологически активные точки, расположенные на кистях и стопах («су» — кисть, «джок» — стопа)» И кисти, и стопы — единстве...
Тест по темам « Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем» и «Решение уравнений, неравенств, систем неравенств с модулем».
Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев , Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков , И. Е. Феоктист...
Карточки: " Массаж Су-джок, самомассаж, игровой массаж"
Данный материал будет полезен учителям-логопедам и родителям для организации помощи детям с речевыми проблемами....
Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич
Представленная авторская образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению навыками звукового анализ...
Массаж и самомассаж. Механизмы физиологического влияния массажа на организм.
В настоящее время массаж применяется почти во всех лечебных и оздоровительных учреждениях. Методика массажа и самомассажа стала эффективным средством лечения, снятия усталости, восстановления работосп...