Консультации для воспитателей
консультация

Анна Викторовна Кудрина

ЛФК в воде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ЛФК в воде60 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Лечебная физическая культура в воде»

                                                                                                Инструктор по ФК

                                                                                                А.В. Кудрина

                                                                                                МБДОУ №307

                                                                               

      В последнее время увеличение числа детей с нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств их коррекции в условиях ДОУ. У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, ответные реакции носят эмоциональный характер, внимание не устойчиво, и дети быстро утомляются. К 5-6 годам позвоночник соответствует форме его у взрослого, но окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда и значительная нагрузка на скелет. Формирование свода стопы происходит наиболее интенсивно с началом ходьбы и продолжается в течение всего дошкольного периода.        Происходит выраженная перестройка деятельности сердечно сосудистой и дыхательной систем на более экономичный и эффективный уровень функционирования, в связи, с чем возрастают функциональные возможности детей при выполнении мышечной деятельности.

Проведение специальных занятий способствует более правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, двигательных качеств и повышению уровня физической подготовленности.

Лечебная физкультура (ЛФК, не только оказывает непосредственное лечебное действие, но и является способом профилактики возникновения некоторых заболеваний.

Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому, упражнения ему выполнять легче, чем на суше, нагрузка на опорно-двигательный аппарат снижается, что позволяет минимизировать возможность травмирования. В тоже время в результате гидростатического давления происходит увеличение усилий при выполнении упражнений, дыхание осуществляется с сопротивлением, что благоприятно влияет на дыхательную и сердечно сосудистую систему. Вода – естественный массажист, упражнения в воде стимулируют кровообращение, что приводит к расслаблению, снимает напряжение и физический стресс.

Задачи ЛФК:

Обучающие:

- обучить свободно перемещаться в воде

- обучить выполнению основных упражнений

- обучить пользоваться дополнительным инвентарем

- совершенствовать физические качества

- обучить дыхательным упражнениям в воде

Развивающие:

- развивать двигательные навыки

- развивать умения работать со специальным инвентарем

- приобретение разносторонней физической подготовленности

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие

- воспитывать коллективизм

- формировать потребность к самогигиене

Оздоровительные:

- укрепление здоровья

- снижение гипер-возбудимости нервной системы

- укрепление мышечного аппарата

- профилактика нарушений осанки

Лечебная физкультура в воде включает в себя следующие упражнения, которые выполняются при различной глубине погружения в воду (до пояса, до плеч, до подбородка):

- Различные активные и пассивные упражнения дополнительным инвентарем, досками, гантелями для аквааэробики, нудлами и другими

- Упражнения с усилиями у бортика

- Упражнения, выполняемые в упоре на стенку бассейна, о ступени, поручень

- Упражнения на расслабление и вытяжение позвоночника

- Дыхательные упражнения

- Различные виды передвижений, ходьба, бег, прыжки

- Элементы плавания

- Различные игры в воде

Одним из необходимых условий для занятий ЛФК в воде является, наличие основных навыков плавания: умение дышать в воде, нырять, лежать, скользить, свободно передвигаться с дополнительным инвентарем, отсутствие противопоказаний. Рекомендуемая продолжительность 30 минут, температура воды 30-31 градус. Оптимальный возраст для занятий ЛФК в воде – 5-7 лет.

Рекомендации по проведению занятий ЛФК в воде:

- занятие проводить необходимо маленькими группами 5-8 человек

- освоение идет лучше, если дети стоят лицом к инструктору в шеренге

- разучивать упражнение следует на месте, далее в движении

- двигательный режим должен быть рациональным, с учетом возрастных особенностей

- занимающихся следует разделить на группы с учетом наличия/отсутствия заболеваний

- содержание и направленность занятия должны соответствовать цели занятий (профилактика или лечение) и специфике группы

- за основу следует принять следующую структуру занятия, разминка 15%, основная часть 60%, игры 15%, заключительная часть 10%

Примерные упражнения для укрепления организма и профилактики нарушений осанки и плоскостопия, в бассейне с уровнем воды по грудь или шею. Группа здоровья – основная.

Разминка 4-5 минут:

- выдохи в воду, задержка дыхания;

- ходьба и прыжки без помощи рук и с гребковыми движениями рук;

- гребковые движения руками вперед-назад, влево-вправо, по дуге, по кругу, ладонь по ходу движения;

- махи ногами вперед-назад, влево-вправо;

- проплывание небольших отрезков с доской.

Основная часть 15-18 минут:

- бег и прыжки на месте с произвольной работой рук;

- бег и прыжки на месте с жимом вниз, вперед, в стороны по одной руке и одновременно, инвентарь – нудл или аквагантели;

- перешагивание и перепрыгивание нудла;

- приседания и жим двумя ногами, стоя на нудле;

- движения ногами «велосипед»«ножницы», разведения-сведения, жим к животу в сидячем положении, вис на нудле или в аквапоясе;

- гребковые движения руками, жим, разведение-сведение с аквагантелями;

- балансирование на плавательной доске, сидя, лежа;

- работа ног кроль у неподвижной опоры, бортик или разделительная дорожка;

- бег и прыжки на месте, махи, толчковые движение ногами в акваботинках;

- перекаты вперед-назад, влево-вправо, в висе на нудле или в аквапоясе;

- проплывание отрезков с доской или нудлом.

Игры в воде 4-5 минут:

«Лягушата». По команде «щука» дети подпрыгивают вверх, по команде «утка» ныряют, прячутся под воду;

«Тоннель». Дети проныривают в обруч, опущенный в воду, или проплывают под аркой из рук;

«Пятнашки». Дети играют в догонялки, передвигаясь указанным способом;

«Волейбол в воде». Занимающиеся перебрасывают мяч друг другу, стараясь не уронить его на воду;

«Лодки». С помощью гребковых движений руками, имитация весел, дети наперегонки продвигаются по бассейну сидя на доске или в аквапоясе.

Заключительная часть 2-3 минуты:

- выдохи в воду;

- лежание на воде «звездочка»«стрелочка» на груди и на спине;

«поплавок»;

- вытягивание вверх, вперед, наклоны в стороны в сочетании с дыханием.

Основные ошибки на занятиях ЛФК:

- частая смена упражнений, дети быстро переутомляются

- большое число повторений упражнения или недостаточное разнообразие, дети теряют интерес

- при выполнении упражнений инвентарь находится над водой, снижается эффективность, повышается травмо-опасность

- нерациональное распределение нагрузки, снижается эффективность занятия, повышается утомляемость

- упражнения не соответствуют уровню умений и навыков занимающихся, дети быстро теряют интерес, если не удается выполнить упражнение

- неверное распределение по группам, наличие в одной группе занимающихся с необходимостью коррекции или лечения, и детей основной группы здоровья.

Следуя этим рекомендациям, грамотно распределяя нагрузку и направленность упражнений, используя систематический подход, можно превратить занятия ЛФК в воде в интересное, а главное доступное средство профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно сосудистой систем, интенсивного развития двигательных качеств и повышения уровня физической подготовленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

   Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....

Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"

В консультации отражены основные проблемы в речи воспитателя, и пути их исправления....

Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"

В консультации представлены основные ошибки в речи воспитателя. А так же приемы исправления разговорной речи...