Составные части речевого аппарата человека и их функции
презентация к уроку

Флеганова Марина Владимировна

Научный материал в виде презентации, который позволяет понять, как устроен речевой аппарат и что отвечает за речь человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavnye_chasti_rechevogo_apparata_cheloveka.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составные части речевого аппарата человека и их функции.

Слайд 2

Центральный речевой аппарат Корковые центры речи располагаются преимущественно в левом полушарии мозга:

Слайд 3

в лобной (являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи); в височной (являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи).

Слайд 4

в теменной (понимание речи); в затылочной долях (является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме) и артикуляции взрослых, также играющей немаловажную роль в развитии речи ребёнка);

Слайд 5

Специфические центры речи Слуховой сенсорный (чувствительный) речевой центр Вернике располагается в заднем отделе левой верхней височной извилины.

Слайд 6

речевой центр Вернике При его повреждениях или заболеваниях возникают нарушения звукового восприятия. Возникает сенсорная афазия, при которой становится невозможным различение на слух элементов речи (фонем и слов), а, следовательно, и понимание речи, хотя острота слуха и способность различать неречевые звуки при этом остаются нормальными.

Слайд 7

Слуховой моторный (двигательный) центр речи Брока располагается в заднем отделе второй и третьей лобной извилин левого полушария.

Слайд 8

центр речи Брока Повреждения или заболевания моторного центра речи ведут к нарушению анализа и синтеза кинестетических (двигательных) раздражений, возникающих при произнесении звуков речи. Наступает моторная афазия, при которой становится невозможным произнесение слов и фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (движения языка и губ, открывание и закрывание рта, жевание, глотание и т. д.), не нарушаются.

Слайд 9

Тройничный нерв

Слайд 10

Иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба.

Слайд 11

Языкоглоточный нерв- я вляется чувствительным нервом языка . Подъязычный нерв - с набжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Слайд 12

Периферический речевой аппарат Дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Роль дыхательного отдела в речеобразовании человека один к одному напоминает роль мехов духового музыкального инструмента – органа. Это – поставщик воздуха для звукообразования, поскольку речевые звуки с физической точки зрения есть не что иное, как механические колебания выдыхаемого воздуха различной частоты и силы, возникающие в последующем периферическом отделе речевого аппарата – голосовом.

Слайд 13

Голосовой Мягкое нёбо служит продолжением твёрдого нёба кзади; оно представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого нёба носит название нёбной занавески. При расслаблении нёбных мышц, нёбная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении (что наблюдается при акте глотания) – поднимается кверху и кзади, перекрывая вход в носоглотку.

Слайд 14

Голосовой В середине нёбной занавески имеется удлинённый отросток – язычок. Надгортанник состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя – к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны.

Слайд 15

Голосовой Голосовые складки своей массой почти полностью застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель. У детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост её происходит в возрасте 5-7 лет, а затем – в пубертатный период: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. В это время размеры гортани у девочек плавно увеличиваются на одну треть, а у мальчиков этот процесс носит «взрывной» характер: начинает быстро обозначаться кадык, а существенно (на 2/3) увеличившиеся голосовые складки приводят к «смене голоса» – изменению его тембра.

Слайд 16

Голосовой Иннервация гортани осуществляется чувствительной и двигательной ветвями блуждающего нерва.

Слайд 17

Артикуляционный (или звуковоспроизводящий) Язык – массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления, обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это играет не только большую роль в процессе произношения звуков речи, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных), но и обеспечивает процессы жевания и глотания.

Слайд 18

Артикуляционный (или звуковоспроизводящий) Мышцы языка делят на две группы. Все мышцы языка парные. К первой группе мышц языка относятся: 1.подбородочно-язычная мышца – выдвигает язык вперед (высовывание языка изо рта); 2.подъязычно-язычная – осаживает язык книзу; 3.шило-язычная мышца – являясь антагонистом первой (подбородочно-язычной), она втягивает язык в полость рта. Во вторую группу мышц языка входят: верхняя продольная мышца – при сокращении укорачивает язык и загибает его кончик кверху; нижняя продольная мышца – сокращаясь, сгорбливает язык и загибает кончик его книзу; 3.поперечная мышца языка – уменьшает поперечный размер языка (суживает его и заостряет).

Слайд 19

Артикуляционный (или звуковоспроизводящий) Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва (XII пара черепно-мозговых нервов), чувствительную – от тройничного, вкусовую – от языкоглоточного (IX пара) Уздечка языка - слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходящая на дно полости рта и образует по средней линии складку. В некоторых случаях, уздечка, оказываясь недостаточно эластичной или слишком короткой, ограничивает движения языка, затрудняя его артикуляцию.

Слайд 20

Артикуляционный (или звуковоспроизводящий) Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.

Слайд 21

Артикуляционный (или звуковоспроизводящий) Формирование речевых звуков в значительной мере зависит и от артикуляции губ, обеспечиваемой частью аппарата лицевых мышц: - круговая мышца рта, которая расположена в толще губ и при своем сокращении прижимает губы друг к другу; - мышцы, обеспечивающие разнообразные движения губ (мышца, поднимающая верхнюю губу, малая скуловая мышца, большая скуловая мышца, санториниева мышца смеха и др.). - жевательные мышцы, изменяющие форму ротового отверстия: жевательная и височная мышцы поднимают опущенную нижнюю челюсть ;

Слайд 22

Артикуляционный (или звуковоспроизводящий) - крыловидные мышцы, сокращаясь одновременно с обеих сторон, выдвигают челюсть вперед, а при их сокращении на одной стороне челюсть движется в противоположную сторону; - опускание нижней челюсти при открывании рта происходит главным образом в силу её собственной тяжести (жевательные мышцы при этом расслаблены) и, отчасти, вследствие сокращения шейных мышц). Мышцы губ и щек иннервируются лицевым нервом, а жевательные мышцы получают иннервацию от двигательного корешка тройничного нерва.

Слайд 23

Литература: Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебник для вузов. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2001. Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие.М .: ВЛАДОС, 2004..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

Упражнения для развития мышц речевого аппарата...

Упражнения на развитие мышц речевого аппарата.

В данном разделе опубликованы упражнения для развития мышц речевого аппарата....

"Упражнения для тренировки голосо-речевого аппарата"

В обыденной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой. Но когда приходится говорить перед публикой, говорить активно, убеждая десятки людей, и длительное время, то бытовых навыков...

Влияние вредных привычек на строение речевого аппарата в младшем возрасте

Консультация для родителей детей младшего возраста....

Статья Лочехиной Е. Ю. Краткие анатомо-физиологические сведения и иннервация мышц речевого аппарата.

Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж. Это позволит составить эффективную программу массажа и обеспечит ее пр...

Внеклассное мероприятие «Речевой этикет – часть общей культуры человека»

Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай&ra...

Конспект занятия по театральному искусству «Речевой аппарат. Голосо-речевой тренинг»

Цели и задачи занятия: показать применение здоровьесберегающей технологии в рамках занятия по предмету «Развитие речи»;воспитывать думающего и чувствующего, ак­тивного человека, готово...