Составные части речевого аппарата человека и их функции
презентация к уроку
Научный материал в виде презентации, который позволяет понять, как устроен речевой аппарат и что отвечает за речь человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavnye_chasti_rechevogo_apparata_cheloveka.pptx | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Центральный речевой аппарат Корковые центры речи располагаются преимущественно в левом полушарии мозга:
в лобной (являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи); в височной (являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи).
в теменной (понимание речи); в затылочной долях (является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме) и артикуляции взрослых, также играющей немаловажную роль в развитии речи ребёнка);
Специфические центры речи Слуховой сенсорный (чувствительный) речевой центр Вернике располагается в заднем отделе левой верхней височной извилины.
речевой центр Вернике При его повреждениях или заболеваниях возникают нарушения звукового восприятия. Возникает сенсорная афазия, при которой становится невозможным различение на слух элементов речи (фонем и слов), а, следовательно, и понимание речи, хотя острота слуха и способность различать неречевые звуки при этом остаются нормальными.
Слуховой моторный (двигательный) центр речи Брока располагается в заднем отделе второй и третьей лобной извилин левого полушария.
центр речи Брока Повреждения или заболевания моторного центра речи ведут к нарушению анализа и синтеза кинестетических (двигательных) раздражений, возникающих при произнесении звуков речи. Наступает моторная афазия, при которой становится невозможным произнесение слов и фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (движения языка и губ, открывание и закрывание рта, жевание, глотание и т. д.), не нарушаются.
Тройничный нерв
Иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба.
Языкоглоточный нерв- я вляется чувствительным нервом языка . Подъязычный нерв - с набжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.
Периферический речевой аппарат Дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Роль дыхательного отдела в речеобразовании человека один к одному напоминает роль мехов духового музыкального инструмента – органа. Это – поставщик воздуха для звукообразования, поскольку речевые звуки с физической точки зрения есть не что иное, как механические колебания выдыхаемого воздуха различной частоты и силы, возникающие в последующем периферическом отделе речевого аппарата – голосовом.
Голосовой Мягкое нёбо служит продолжением твёрдого нёба кзади; оно представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого нёба носит название нёбной занавески. При расслаблении нёбных мышц, нёбная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении (что наблюдается при акте глотания) – поднимается кверху и кзади, перекрывая вход в носоглотку.
Голосовой В середине нёбной занавески имеется удлинённый отросток – язычок. Надгортанник состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя – к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны.
Голосовой Голосовые складки своей массой почти полностью застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель. У детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост её происходит в возрасте 5-7 лет, а затем – в пубертатный период: у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. В это время размеры гортани у девочек плавно увеличиваются на одну треть, а у мальчиков этот процесс носит «взрывной» характер: начинает быстро обозначаться кадык, а существенно (на 2/3) увеличившиеся голосовые складки приводят к «смене голоса» – изменению его тембра.
Голосовой Иннервация гортани осуществляется чувствительной и двигательной ветвями блуждающего нерва.
Артикуляционный (или звуковоспроизводящий) Язык – массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления, обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень напряжения языка. Это играет не только большую роль в процессе произношения звуков речи, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных), но и обеспечивает процессы жевания и глотания.
Артикуляционный (или звуковоспроизводящий) Мышцы языка делят на две группы. Все мышцы языка парные. К первой группе мышц языка относятся: 1.подбородочно-язычная мышца – выдвигает язык вперед (высовывание языка изо рта); 2.подъязычно-язычная – осаживает язык книзу; 3.шило-язычная мышца – являясь антагонистом первой (подбородочно-язычной), она втягивает язык в полость рта. Во вторую группу мышц языка входят: верхняя продольная мышца – при сокращении укорачивает язык и загибает его кончик кверху; нижняя продольная мышца – сокращаясь, сгорбливает язык и загибает кончик его книзу; 3.поперечная мышца языка – уменьшает поперечный размер языка (суживает его и заостряет).
Артикуляционный (или звуковоспроизводящий) Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва (XII пара черепно-мозговых нервов), чувствительную – от тройничного, вкусовую – от языкоглоточного (IX пара) Уздечка языка - слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходящая на дно полости рта и образует по средней линии складку. В некоторых случаях, уздечка, оказываясь недостаточно эластичной или слишком короткой, ограничивает движения языка, затрудняя его артикуляцию.
Артикуляционный (или звуковоспроизводящий) Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Артикуляционный (или звуковоспроизводящий) Формирование речевых звуков в значительной мере зависит и от артикуляции губ, обеспечиваемой частью аппарата лицевых мышц: - круговая мышца рта, которая расположена в толще губ и при своем сокращении прижимает губы друг к другу; - мышцы, обеспечивающие разнообразные движения губ (мышца, поднимающая верхнюю губу, малая скуловая мышца, большая скуловая мышца, санториниева мышца смеха и др.). - жевательные мышцы, изменяющие форму ротового отверстия: жевательная и височная мышцы поднимают опущенную нижнюю челюсть ;
Артикуляционный (или звуковоспроизводящий) - крыловидные мышцы, сокращаясь одновременно с обеих сторон, выдвигают челюсть вперед, а при их сокращении на одной стороне челюсть движется в противоположную сторону; - опускание нижней челюсти при открывании рта происходит главным образом в силу её собственной тяжести (жевательные мышцы при этом расслаблены) и, отчасти, вследствие сокращения шейных мышц). Мышцы губ и щек иннервируются лицевым нервом, а жевательные мышцы получают иннервацию от двигательного корешка тройничного нерва.
Литература: Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебник для вузов. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2001. Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие.М .: ВЛАДОС, 2004..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития мышц речевого аппарата
Упражнения для развития мышц речевого аппарата...
Упражнения на развитие мышц речевого аппарата.
В данном разделе опубликованы упражнения для развития мышц речевого аппарата....
"Упражнения для тренировки голосо-речевого аппарата"
В обыденной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой. Но когда приходится говорить перед публикой, говорить активно, убеждая десятки людей, и длительное время, то бытовых навыков...
Влияние вредных привычек на строение речевого аппарата в младшем возрасте
Консультация для родителей детей младшего возраста....
Статья Лочехиной Е. Ю. Краткие анатомо-физиологические сведения и иннервация мышц речевого аппарата.
Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж. Это позволит составить эффективную программу массажа и обеспечит ее пр...
Внеклассное мероприятие «Речевой этикет – часть общей культуры человека»
Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого ethos – «обычай&ra...
Конспект занятия по театральному искусству «Речевой аппарат. Голосо-речевой тренинг»
Цели и задачи занятия: показать применение здоровьесберегающей технологии в рамках занятия по предмету «Развитие речи»;воспитывать думающего и чувствующего, активного человека, готово...