КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ БЕСЕДУ С РОДИТЕЛЯМИ О ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА В ДОУ
консультация

Наумова Наталья Павловна

В данной консультации  рассмотрим основные правила построения бесед с родителями о поведении ребенка в дошкольном учреждении. Определим,  кому принадлежит ведущая роль в организации общения. Сформулируем  понятия профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников, принципы взаимодействия с родителями, а также основное содержание к проведению индивидуальной консультации с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ БЕСЕДУ С РОДИТЕЛЯМИ О ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА В ДОУ

Наумова Н.П.,

воспитатель

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25

Белгородского района Белгородской области»

Белгородская область, Белгородский район, с. Ясные Зори

Аннотация. В данной консультации  рассмотрим основные правила построения бесед с родителями о поведении ребенка в дошкольном учреждении. Определим,  кому принадлежит ведущая роль в организации общения. Сформулируем  понятия профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников, принципы взаимодействия с родителями, а также основное содержание к проведению индивидуальной консультации с родителями.

Все мы знаем, что детский сад – учреждение, которое помогает родителям воспитывать своих детей.

Но с этой задачей можно справиться лишь в том случае, если между воспитателями и родителями есть взаимопонимание, взаимоуважение, доверие. Детский сад обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

В ФГОС ДО сказано, что индивидуальный подход — необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Авторитет воспитатель может завоевать лишь в том случае, если будет выполнять работу с детьми добросовестно. С родителями же будет уметь разговаривать, а именно - вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Личностные качества и установки (личностный компонент)

  • готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;
  • осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
  • установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;
  • выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность.

Знания (содержательный компонент)

  • о семье;
  • об особенностях семейного воспитания;
  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
  • о методах изучения семьи;
  • о современных формах организации общения;
  • о методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент)

  • умение преодолевать психологические барьеры общения;
  • владение методами изучения семьи;
  • умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье;
  • умение ориентироваться в информации;
  • умение конструировать программу деятельности с родителями;
  • умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями;
  • коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Принципы взаимодействия с родителями:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  1. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  1. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  1. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  1. Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Одной из форм работы, которая помогает реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй, является  индивидуальное консультирование.  

Часть консультации посвящается трудностям обучения детей. Индивидуальные консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, как эффективнее обучать и воспитывать своих детей.

Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку. Многим родителям индивидуальная консультация помогает раскрыться. Родители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее со своей стороны.

Подготовка к консультации:

  • наметить тему, план;
  • подготовить содержание, наглядность;
  • продумать место и время;
  • заранее пригласить родителя.

Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Воспитатель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить педагога в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивации учения, моральные ценности семьи.

Содержание консультации.

Консультация может быть организована в форме беседы, обсуждения проблемы, статьи (заранее прочитанной, вопросов и ответов). Содержание консультации состоит из вступления, основной части и заключения. Содержание конкретизировано до деталей.

Требования к проведению консультации:

  • консультацию проводят в вечернее время и в отсутствии ребёнка;
  • консультация проводится без спешки и доброжелательно.
  • важно расположить к себе родителя.
  • инициатором консультации выступает ДОУ, но может быть проведена по просьбе родителя

Пригласив родителей на индивидуальную консультацию нужно вести себя правильно. Всегда улыбайтесь. Улыбка-это маленький ключик к положительным эмоциям и легкому общению. Обязательно обращайтесь к родителям по имени, отчеству. Всегда умейте слушать и слышать, выслушивайте не перебивая. Посмотрите на возникшую проблему глазами родителей, а не только своими глазами, тогда можно увидеть с какой стороны лучше подойти к этой проблеме, как правильно преподнести ее решение без ущерба для ребенка и его родителей.

Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы индивидуальная консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях индивидуальная консультация приносит огромную пользу в роботе с родителями.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагога. Индивидуальные консультации — это форма работы педагога с родителями детей дошкольного возраста. Цель консультаций — повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей, помощь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка. Большую роль в индивидуальных консультациях играют эмоции. Поэтому педагог должен уметь найти особый подход к каждому родителю, чтобы индивидуальная консультация состоялась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для родителей: «Как помочь ребенку учиться самостоятельно».

У каждого ребенка, обучающегося в музыкальной школе, есть склонность к музыке. Задача педагогического коллектива школы эту склонность поддержать и развить. А если так случится, что из вашего ребенка н...

Беседа с родителями на тему "Ребенок один дома. Оставить – не оставить…"

Рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного? Бабушки вспоминают, что в свое время детей оставляли дома на целый день — и ничего. Многие даже не сомневаются, ...

Памятка для родителей «Управление поведением ребенка»

Памятка для родителей «Управление поведением ребенка»...

Как правильно реагировать на поведение ребенка с аутизмом

Как правильно реагировать на поведение ребёнка с диагнозом аутизм...

Как правильно реагировать на поведение ребенка с аутизмом

Как правильно реагировать на поведение ребенка с аутизмомМожно ли наказывать или игнорировать ребенка-аутистаПо последним международным данным, аутизм встречается у каждого 54-го ребенка. Адаптировать...

Беседа с родителями «Осторожно! Талантливый ребенок»

Вашего ребёнка все называют вундеркиндом, талантливым, одаренным, гением. Не спешите радоваться. Ведь талантливые дети относятся к «группе риска»....

Консультация для родителей "Агрессивное поведение ребенка: что делать?"

Консультация для родителей детей младшего подросткового возраста....