Артикуляционная гимнастика
консультация

Каримова Римма Фагимовна

1.)imageКомплекс упражнений на выработку правильного произношения свистящих, шипящих и соноров

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений на выработку правильного произношения

свистящих звуков

1.        «Улыбка»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5.

Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

2.        «Хоботок»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5.

3.        «Блинчик»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 5. Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

4.        «Научим язычок слушаться»

Губы в улыбке, легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. 15-20 сек.

5.        «Желобок»

Высунуть широкий язык. Боковые края загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка.

6.        «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Выгибание вверх и придвижение вперёд спинки языка. Кончик языка при этом упирается в нижние зубки, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать под счёт до 8. Вернуться в исходное положение.

7.        «Упрямый ослик»

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

8.         «Чистим зубы» 

 а) Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между зубами и губами.

 б) Рот открыт. Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком проходить сначала по нижним зубам, задевая каждый зуб. Начинаем с глубины рта с коренных зубов. Затем по верхним. Нижняя челюсть при этом не двигается.

9.        «Щёточка»

            Рот открыт. Кончиком языка производить выметывающие              

            движения за нижними резцами вперед.

10.        «Накажем непослушный язычок»

Приоткрыть рот. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Пошлёпывая язык губами произносить пя, пя. пя на одном выдохе

11.        «Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние то в нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом не подвижна.


Упражнения на выработку правильного произношения звуков - Л.Л.

1.        «Улыбка»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5.

Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

2.        «Хоботок»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5.

3.        «Блинчик»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 5. Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

4.        «Научим язычок слушаться»

Губы в улыбке, легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. 15-20 сек.

5.        «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз (но не из стороны в сторону!) Повторить 5-10 раз.

6.        «Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счёт раз-два поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

7.        «Пароход»

Приоткрыть рот и длительно, на одном выдохе произносить звук ы-ы-ы. необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

8.        «Индюк балбочет»

Рот приоткрыт, широким передним краем языка поглаживать верхнюю губу, делая движения вперед-назад. Язык не отрывать от губы. Водить, языком по губе, постепенно убыстряя темп, потом добавить голос, чтобы получились звуки бл-бп-бл.

9.        «Поймаем звук «Л»

Улыбнуться. Во время произношения звука «А» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивать темп движения. (Слышится звук Л)

Упражнения на выработку правильного произношения шипящих

звуков.

1.        «Улыбка»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5.  Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

2.        «Бублик»

Губы округлены и слегка вытянуты вперед.  Удерживать их в таком положении на счет до 5.

3.        «Блинчик»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 10. Важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

4.        «Накажем непослушный язычок»

Губы в улыбке, легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. 15-20 сек.

5.        «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз (но не из стороны в сторону!) Повторить 5-10 раз.

6.        Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Приподнять края языка так, чтобы образовалось углубление в форме чашечки. Удерживать на счёт до 5.

7.        «Парус»

Широкий язык («Чашечку») поднять на бугорочки за верхними зубами. Боковые края языка касаются коренных зубов. Удерживать на счёт до 5.

8.         «Маляр»

Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

9.        «Лошадка»

Пощёлкать языком, как цокают лошадки. Следить, чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

10.        «Грибок»

Широкий, плоский язык присасывается к твёрдому небу. Боковые края языка прижаты к коренным зубам.

11.        «Дятел стучит»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка стучать по бугорочкам, за верхними зубами произнося звук д-д Нижняя челюсть и губы неподвижны.

12.        «Фокус»

            Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Язык положить на    

            нижнюю губу, края и кончик приподнять. Сдуть ватку с кончика носа.

13.        «Качели»

              Улыбнуться, открыть рот. На счёт раз-два поочерёдно упираться языком то в                    

              верхние, то в нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом                

             неподвижна.


Упражнения на выработку правильного произношения звука - Р.

  1.  «Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счёт раз-два поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

2.  «Киска сердится», «Катушка» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубки, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Выгнуть спинку языка вверх и продвинуть вперёд. Удерживать3-5с.

        3.         «Желобок» Высунуть широкий язык. Боковые края загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Повторить 6 раз.  Чередовать с упражнением

            «Катушка» 8 раз

        4.         «Маляр» Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

        5.         «Лошадка» Пощёлкать языком, как цокают лошадки. Следить, чтобы язык  

           не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

        6.         «Грибок» Широкий, плоский язык присасывается к твёрдому небу. Боковые края языка прижаты к коренным зубам.

        7.         «Гармошка» Присосать широкий, плоский язык к твёрдому нёбу, боковые

            края языка                

            прижаты к коренным зубам. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

        8.         «Вкусное варенье» Широко открыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз (но не из стороны в сторону!) Повторить 10 р.

9. «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Приподнять края языка так, чтобы образовалось углубление в форме чашечки. Удерживать на счёт до 5.

10. «Парус» Широкий язык («Чашечку») поднять на бугорочки за верхними зубами. Боковые края языка касаются коренных зубов.

11. «Дятел стучит» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка стучать по бугорочкам, за верхними зубами отчётливо произнося звук д-д-д. Нижняя челюсть и губы неподвижны.

12. «Индюк балбочет» Рот приоткрыт, широким передним краем языка поглаживать верхнюю губу, делая движения вперёд-назад. Язык не отрывать от губы. Водить зыком по губе, постепенно убыстряя темп, потом добавить голос, чтобы получились звуки бл-бл-бл.

13. «Верблюд» Губы расслаблены, сильной струей воздуха привести    

           губы   (верхнюю и нижнюю) в вибрацию.

           14. «Сдуй комарика». Губы расслаблены, высунуть язык вперед (между

           губами) и сильной струей воздуха привести губы и язык в вибрацию.

15. «Фокус» Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Язык положить на нижнюю губу, края и кончик приподнять. Сдуть ватку с кончика носа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для артикуляционной гимнастики

Для повышения мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать следующую презентацию. Использованы картинки - символы для выполнения упржнений для верхнего подЪема языка...

Артикуляционная гимнастика с опорными картинками

Классические комплексы артикуляционной гимнастики с картинками, которые являются опорным планом для детей, ориентиром в последовательности упражнений....

Презентация "Артикуляционная гимнастика"

Презентация предназначена для подготовки артикуляционного аппарата ребенка. Может быть использована для улучшения звукопроизношения. Презентация является наглядным пособием к открытому занятию "Бурати...

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционая гимнастика для дошкольников и младших школьников с элементами глобальногочтения...

Как проводить артикуляционную гимнастику.

Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнени...

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Презентация. Артикуляционная гимнастика. Консультация для воспитателей.

В презентации представлены основные отличия в работе логопеда и воспитателя. Описана работа логопеда ДОУ по формированию правильного звукопроизношения. Предлагаются комплексы артикуляционной гимнастик...