Развитие речевого дыхания детей 3 – 7 лет.
консультация

Клюшина Антонина Владимировна

Дыхание - это основа внешней (произносительной) речи. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания детей 3 – 7 лет.

Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразование. Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Речь — сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.

Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох — выдох — остановка. Сразу после нее наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха. Время, затраченное на вдох и выдох, приблизительно одинаковое (4:5), вдох происходит через нос, выдох — через рот. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Основа внешней (произносительной) речи — дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса и его изменений (тональных оттенков).

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми.

В речевом дыхании выдох — самое главное и активное звено процесса, он значительно длиннее вдоха (1:20), последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох — остановка — выдох. Весь процесс дыхания становится произвольным. В ходе речевого развития вырабатываются специфические дыхательный механизм и движения диафрагмы. Во время устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Различают три типа дыхания: верхнереберное, грудное, груднобрюшное (оно же диафрагмально-реберное). Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания — груднобрюшной.

Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит — семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечаются недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.

Работа по формированию правильного дыхания

может проводиться в следующей последовательности.

  • Развитие груднобрюшного типа дыхания.
  • Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
  • Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:
  •  добиваться умения длительно или многократно произносить    звук на одном выдохе;
  •  на одном выдохе произносить 3—4 слога;
  •  правильно произносить фразу из 2—3 слов;
  •  слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;
  •  слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5—6 слов;
  •  слитно, на одном выдохе, произносить 1—2 стихотворные фразы;
  •  сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.

При проведении дыхательной гимнастики

необходимо соблюдать правила:

  • не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;
  • чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы,  межреберных мышц, мышц нижней части живота;
  • движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи"

Статья написана с целью самообразования и для того чтобы поделится опытом, выслушать рекомендации и советы других логопедов по этой теме....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания для детей с ОВЗ.

В своей практике  я часто сталкиваюсь с неправильным речевым дыханием у детей ( и особенно у детей с ОВЗ). Предлагаю комплекс игр и упражнений на развитие непосредственно речевого дыхания, которы...

Конспект логопедического занятия (развитие речевого дыхания) в средней группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия (развитие речевого дыхания) в средней группе для детей с ОНР. Материал предназначен для учителей-логопедов, работающих как в комбмнированных, так и в компенсирующих ло...

«Необходимость формирования речевого дыхания у детей» Мастер класс по изготовлению логопедической игры на развитие речевого дыхания «Зоопарк»

Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи выраб...

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Речевое дыхание является основой звукопроизношения, фонации, зву­кослоговой и ритмико-интонационной структуры речи. Умелое пользование дыханием обогащает голос человека, благотворно действует на е...

Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...